Агрессия при ближайшем рассмотрении
Агрессия, одно из древнейших основных побуждений, часто воспринимается как мужская слабость — сомнительный импульс, приравненный к враждебности, тирании, гневу, господству и кровопролитию. Тем не менее, агрессия присутствует в самых разных ситуациях, и каждый в какой-то мере ощущает в себе агрессивные импульсы. Террорист в самолете, полном туристов, — один из видов типичного агрессора; грубый покупатель, который, толкаясь, пробирается без очереди и требует, чтобы его обслужили'" первым, — другой вид распущенного наглеца; швыряние тарелок об стену во время ссоры — это выражение намеренного гнева; и, даже действия футбольного защитника, во время матча — тоже вид агрессии.
Из двух импульсов именно агрессия, а не пассивность привлекает большее внимание психологов, биологов, специалистов в области этики и религии, ученых, изыскателей и философов. Возможно, именно мощь и интенсивность агрессии привлекают нас; это та сила, которая может одним махом и строить и разрушать. Агрессия не только завладела заголовками газет, она является также движущей силой многих процессов. Однако все, кто занимается изучением агрессии, считают, что ее необходимо сдерживать.
Социологи, например, считают, что агрессия — атавизм, оставшийся с диких времен, когда люди рыскали по земле, как животные в поисках добычи. Агрессия давала им пищу, убежище и супруга. Это верно и сегодня, но теперь она приобрела цивилизованный вид. Однако спрашивают некоторые социологи, при развитом мозге и технологиях космической эры, нужны ли нам подобные импульсы? Агрессия, будучи скорее разрушительной, чем конструктивной, рвет канву общества, и результатом ее являются войны, преступления и жестокость в семьях. Теоретики говорят, что нам следует контролировать агрессию, и для этой цели существуют тюрьмы и юридическая система правосудия.
Для философов этического направления, обеспокоенных лишь поведением (действием), а не мыслями (не выраженными в поступке идеями), агрессия аморальна. Они говорят: если будешь вести себя - враждебно, подвергнешься строгому осуждению и всю жизнь будешь испытывать чувство вины. Теологи, сфера интересов, которых достигает глубины души индивидуума, считают агрессию настолько греховной, насколько доброту священной. Они строго осуждают ее, полны желчи и еще меньше стремятся понять природу человека: нельзя испытывать гнев, иначе попадешь в преисподнюю. В совершенно разных аспектах каждая из этих теорий стимулирует развитие пассивной агрессии, поскольку они отбивают у человека охоту понять свой гнев и действовать, исходя из этого понимания.
Психология дает, абсолютна противоположный совет: у каждого из нас бывают агрессивные импульсы, и для психического здоровья человека полезно выражать их открыто, но делать это следует соответствующим образом. Если, например, кто-то менее способный и опытный, чем Вы, получает продвижение по службе, на которое Вы рассчитывали, не следует проявлять свой гнев. Если Вы хотите понять, почему Вы не получили это назначение, Вам следует проанализировать стиль работы Вашего начальника, подумать, как лучше подойти к нему, каким образом получить нужную Вам информацию и как сказать ему о своем разочаровании. Возможно, следует даже использовать свое недовольство как стимул к более усердной работе.
Но если Вы раздражены от того, что кто-то дерзко пролез впереди Вас, все же уместнее будет выразить себя словом или жестом. Подобный прямой и адекватный ответ лучше, чем внутреннее кипение, когда ничего не предпринимается или когда все зло выливается на другого человека.
Человечество в целом очень агрессивно. Но в то же время мы обладаем способностью судить о наших агрессивных поступках, взвешивать, сравнивать, тщательно исследовать их и сдерживаться от совершения новых.. Не были ли мы слишком напористы, слишком крикливы, слишком враждебен, слишком требовательны, слишком подвержены вспышкам раздражения?..
До тех пор, пока мы можем думать о том, насколько мы агрессивны, мы можем надеяться, что нам удастся взять под контроль этот импульс до того, как он станет разрушительным. Что делает некоторых людей агрессивными? Именно то, насколько часто и глубоко они реагируют на свои агрессивные импульсы (вспомните вечно пребывающего в отчаянии Ральфа Крэмдена из «Медового месяца», или Арни Бекераиз «Закона в Лос-Анджелесе»).
Но самое главное заключается в том, что человек, который громче всех вопит, не обязательно является более агрессивным, чем тот, кто ведет себя деликатнее. Просто последний может, скорее всего, относиться к типу пассивной агрессии.
Как и в случае с другими импульсами и чувствами, которые трудно сравнить или измерить у разных людей (вечно неразрешимый спор о том, кто любит больше, кто ненавидит больше, кто обижает больше), невозможно определить, кто же на самом деле более агрессивен. Важен тип агрессивных поступков и как на них реагируют. Исследования агрессии, которая применяется для разрушения (например, муж, который «случайно» сжигает бумаги, необходимые Вам завтра для работы), и агрессии, направленной на созидание (например, борьба за то, что Вы считаете правильным), значительно более важно, чем то, как часто проявляется этот импульс.
Зигмунд Фрейд и первые психиатры полагали, что, если люди не будут постепенно выпускать пар, агрессивные импульсы будут накапливаться внутри, оказывая чрезмерное давление на хрупкую психику. Они считали, что агрессивные импульсы подобно тому, как вода разрушает стены плотины, прорвутся и затопят психику, провоцируя внезапные и взрывные агрессивные поступки.
Гидравлическая метафора Фрейда верна лишь отчасти. Агрессия, подобно любви, не является определенным товаром, который можно разделить на порции, использовать или потерять. Скорее, когда агрессия выпускается через один клапан, увеличивается желание продолжать выпускать ее. И все же я, как и Фрейд, полагаю, что агрессией и гневом следует управлять и в некоторых случаях сознательно держать их под наблюдением. Но еще важнее уметь энергию и импульсы, которые управляют агрессией, направить на созидательные цели, производительный труд и улучшение взаимоотношений и тем самым справляться с агрессивными импульсами.
«Гнев — это эмоция, присущая человеку...» — написала Кэрол Таврис в своей книге «Гнев: неправильно понятая эмоция», — «потому что только люди могут оценивать поступки, принимая во внимание намерения, оправданность и факт небрежности. Каждый эпизод с гневом содержит серию решений, принятых в доли секунды».
Итак, решения, которые Вы принимаете, могут попеременно быть направлены на то, чтобы:
1) свести на нет или охладить гнев/агрессию (можно пробежаться трусцой, убраться в кухне, вылепить скульптуру или проглотить что-нибудь «запретное» — алкоголь, шоколадно-ореховые пирожные, высококалорийную еду быстрого приготовления, — с тем, чтобы «вознаградить» и успокоить себя);
2) затормозить гнев, объяснив предмету, который его вызвал, почему Вы так чувствуете. Но как бы Вы ни распорядились по поводу гнева, он находится под Вашим контролем.