Агрессия при ближайшем рассмотрении

Агрессия, одно из древнейших основных по­буждений, часто воспринимается как мужская слабость — сомнительный импульс, приравненный к враждебности, тирании, гневу, господству и кровопролитию. Тем не менее, агрессия присут­ствует в самых разных ситуациях, и каждый в какой-то мере ощущает в себе агрессивные им­пульсы. Террорист в самолете, полном турис­тов, — один из видов типичного агрессора; грубый покупатель, который, толкаясь, пробирается без очереди и требует, чтобы его обслужили'" первым, — другой вид распущенного наглеца; швыряние тарелок об стену во время ссоры — это выражение намеренного гнева; и, даже дей­ствия футбольного защитника, во время матча — тоже вид агрессии.

Из двух импульсов именно агрессия, а не пас­сивность привлекает большее внимание психо­логов, биологов, специалистов в области этики и религии, ученых, изыскателей и философов. Возможно, именно мощь и интенсивность агрес­сии привлекают нас; это та сила, которая может одним махом и строить и разрушать. Агрессия не только завладела заголовками газет, она явля­ется также движущей силой многих процессов. Однако все, кто занимается изучением агрессии, считают, что ее необходимо сдерживать.

Социологи, например, считают, что агрес­сия — атавизм, оставшийся с диких времен, когда люди рыскали по земле, как животные в поисках добычи. Агрессия давала им пищу, убе­жище и супруга. Это верно и сегодня, но теперь она приобрела цивилизованный вид. Однако спрашивают некоторые социологи, при разви­том мозге и технологиях космической эры, нужны ли нам подобные импульсы? Агрессия, будучи скорее разрушительной, чем конструк­тивной, рвет канву общества, и результатом ее являются войны, преступления и жестокость в семьях. Теоретики говорят, что нам следует кон­тролировать агрессию, и для этой цели сущест­вуют тюрьмы и юридическая система правосудия.

Для философов этического направления, обеспокоенных лишь поведением (действием), а не мыслями (не выраженными в поступке идея­ми), агрессия аморальна. Они говорят: если бу­дешь вести себя - враждебно, подвергнешься строгому осуждению и всю жизнь будешь испы­тывать чувство вины. Теологи, сфера интересов, которых достигает глубины души индивидуума, считают агрессию настолько греховной, на­сколько доброту священной. Они строго осужда­ют ее, полны желчи и еще меньше стремятся по­нять природу человека: нельзя испытывать гнев, иначе попадешь в преисподнюю. В совершенно разных аспектах каждая из этих теорий стимулирует развитие пассивной агрессии, по­скольку они отбивают у человека охоту понять свой гнев и действовать, исходя из этого понима­ния.

Психология дает, абсолютна противополож­ный совет: у каждого из нас бывают агрессивные импульсы, и для психического здоровья челове­ка полезно выражать их открыто, но делать это следует соответствующим образом. Если, на­пример, кто-то менее способный и опытный, чем Вы, получает продвижение по службе, на кото­рое Вы рассчитывали, не следует проявлять свой гнев. Если Вы хотите понять, почему Вы не полу­чили это назначение, Вам следует проанализи­ровать стиль работы Вашего начальника, поду­мать, как лучше подойти к нему, каким образом получить нужную Вам информацию и как ска­зать ему о своем разочаровании. Возможно, сле­дует даже использовать свое недовольство как стимул к более усердной работе.

Но если Вы раздражены от того, что кто-то дерзко пролез впереди Вас, все же уместнее будет выразить себя словом или жестом. Подоб­ный прямой и адекватный ответ лучше, чем внутреннее кипение, когда ничего не предпринимается или когда все зло выливается на друго­го человека.

Человечество в целом очень агрессивно. Но в то же время мы обладаем способностью судить о наших агрессивных поступках, взвешивать, сравнивать, тщательно исследовать их и сдер­живаться от совершения новых.. Не были ли мы слишком напористы, слишком крикливы, слиш­ком враждебен, слишком требовательны, слиш­ком подвержены вспышкам раздражения?..

До тех пор, пока мы можем думать о том, на­сколько мы агрессивны, мы можем надеяться, что нам удастся взять под контроль этот импульс до того, как он станет разрушительным. Что де­лает некоторых людей агрессивными? Именно то, насколько часто и глубоко они реагируют на свои агрессивные импульсы (вспомните вечно пребывающего в отчаянии Ральфа Крэмдена из «Медового месяца», или Арни Бекераиз «Закона в Лос-Анджелесе»).

Но самое главное заключается в том, что чело­век, который громче всех вопит, не обязательно является более агрессивным, чем тот, кто ведет себя деликатнее. Просто последний может, ско­рее всего, относиться к типу пассивной агрессии.

Как и в случае с другими импульсами и чувст­вами, которые трудно сравнить или измерить у разных людей (вечно неразрешимый спор о том, кто любит больше, кто ненавидит больше, кто обижает больше), невозможно определить, кто же на самом деле более агрессивен. Важен тип агрессивных поступков и как на них реагируют. Исследования агрессии, которая применяется для разрушения (например, муж, который «слу­чайно» сжигает бумаги, необходимые Вам за­втра для работы), и агрессии, направленной на созидание (например, борьба за то, что Вы счи­таете правильным), значительно более важно, чем то, как часто проявляется этот импульс.

Зигмунд Фрейд и первые психиатры полага­ли, что, если люди не будут постепенно выпус­кать пар, агрессивные импульсы будут накапли­ваться внутри, оказывая чрезмерное давление на хрупкую психику. Они считали, что агрессив­ные импульсы подобно тому, как вода разрушает стены плотины, прорвутся и затопят психику, провоцируя внезапные и взрывные агрессивные поступки.

Гидравлическая метафора Фрейда верна лишь отчасти. Агрессия, подобно любви, не яв­ляется определенным товаром, который можно разделить на порции, использовать или поте­рять. Скорее, когда агрессия выпускается через один клапан, увеличивается желание продол­жать выпускать ее. И все же я, как и Фрейд, пола­гаю, что агрессией и гневом следует управлять и в некоторых случаях сознательно держать их под наблюдением. Но еще важнее уметь энергию и импульсы, которые управляют агрессией, на­править на созидательные цели, производитель­ный труд и улучшение взаимоотношений и тем самым справляться с агрессивными импульса­ми.

«Гнев — это эмоция, присущая человеку...» — написала Кэрол Таврис в своей книге «Гнев: не­правильно понятая эмоция», — «потому что толь­ко люди могут оценивать поступки, принимая во внимание намерения, оправданность и факт не­брежности. Каждый эпизод с гневом содержит серию решений, принятых в доли секунды».

Итак, решения, которые Вы принимаете, могут попеременно быть направлены на то, чтобы:

1) свести на нет или охладить гнев/агрессию (можно пробежаться трусцой, убраться в кухне, вылепить скульптуру или проглотить что-ни­будь «запретное» — алкоголь, шоколадно-ореховые пирожные, высококалорийную еду быстрого приготовления, — с тем, чтобы «вознаградить» и успокоить себя);

2) затормозить гнев, объяснив предмету, который его вызвал, почему Вы так чув­ствуете. Но как бы Вы ни распорядились по поводу гнева, он находится под Вашим контролем.

Наши рекомендации