Неблагополучная адаптация к новому пространственному объему

Причиной неблагополучной адаптации новорожденного к новому пространственному объему и собственному телу могут стать полный отказ от пеленания и ранние прогулки, которые начинают до исполнения младенцу 30–40 дней, а также динамическая гимнастика, популяризируемая различными родительскими школами и курсами подготовки к родам в воду. Следствием неблагополучной адаптации к новому пространственному объему является неадекватное отношение к пространству, нарушение пространственной ориентации и координации, боязнь открытых пространств (агорафобия), неблагоприятное впечатление об окружающем мире. Особо следует сказать о динамической гимнастике, которая является своеобразной акробатикой для младенцев. В ней присутствуют многочисленные подбрасывания, раскручивания и перевороты. Как подтверждают наблюдения за развитием детей, с которыми регулярно занимались динамической гимнастикой, впоследствии устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты [С. Гроф, 1993].

Насилие и жестокость

Насилие и жестокость по отношению к грудным детям — это особая группа самых неоправданных ошибок. В данном случае ребенок попадает в условия подавленного действия, поскольку не может адекватно организовать защиту от сильных воздействий, в результате чего он подвергается тяжелейшему стрессу. Эта категория ошибок приводит к самым разным формам психических, психосоматических и психосексуальных расстройств, а также к телесным повреждениям и заболеваниям. Такими действиями можно считать сотрясения и травмы, моржевание и обливание холодной водой, плавание и проныривание грудничков.

Сотрясения и травмы. Ежегодно тысячи детей страдают от черепно-мозговых травм и погибают вследствие сильных сотрясений. Синдрому сотрясения, названному SBS, чаще всего подвергаются младенцы в возрасте до 4 месяцев. SBS впервые был описан в 1974 году. Результатом этого синдрома могут быть летальный исход, слепота, кровоизлияние в мозг или глаз, образование кист в мозге, органические поражения мозга, умственная отсталость, параличи, судорожные припадки, расстройства речи и внимания. Даже незначительные сотрясения маленького ребенка могут привести к появлению царапин, ссадин и микрокровоизлияний в мозг [Элвин Ф. Пуссен, профессор психиатрии Гарвардского университета, 1998].

Причиной этого широко распространенного явления является невежество родителей, которые не знают, что сотрясения и встряхивания опасны для грудного ребенка. В большинстве случаев SBS возникает, когда взрослые сильно трясут малыша на руках или в коляске, желая прекратить его плач. Многие родители не понимают поведения и потребностей новорожденного и грудного ребенка, считают, что он плачет им назло или просто капризничает, поэтому им кажется возможным применить к нему методы физического воздействия. В этом отношении особенно опасна распространенная в России динамическая гимнастика, о которой мы говорили выше, изобилующая многочисленными сотрясениями младенца и применяемая начиная с периода новорожденности. Кроме травм мозга динамическая гимнастика дает еще один отрицательный результат — травмы суставов, которые родители наносят детям в результате неудачных подбрасываний младенца. Если же малышу удалось избежать травм суставов, он все равно обречен на страдание. Чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий, что приводит к ограничению подвижности суставов, а кроме этого, утрачивает гибкость и подвижность позвоночник и нарушается пространственная ориентация.

Многие исследователи, занимающиеся этой проблемой, считают, что усилия по предотвращению SBS должны быть направлены на развитие системы образования родителей. Если бы все родители еще до рождения ребенка проходили курс специального обучения в центрах перинатального воспитания, получали необходимые сведения в поликлиниках, на работе и в местах, где проводят свой досуг, распространенность этой ошибки в довольно скором времени можно было бы значительно сократить.

Раннее плавание и проныривание. Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживанием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста — во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.

Моржевание, обливание холодной водой. Закаливание новорожденных и грудных младенцев, выражающееся в моржевании и обливании холодной водой, прежде всего является тяжелым холодовым стрессом. Помимо этого ребенку наносится серьезная психологическая травма: разрушается благоприятное впечатление о мире, который является для ребенка местом, где его постоянно подвергают истязаниям; нарушается вера в надежность матери.

Все эти переживания, несомненно, приводят к различным психосоматическим и психическим нарушениям. Кроме этого, моржевание приводит к срыву в работе эндокринной, иммунной и сердечно-сосудистой систем. Согласно исследованиям, проведенным институтом педиатрии, у регулярно моржующихся детей значительно снижался фагоцитоз (способность фагоцитов захватывать и уничтожать микробы), т. е. способность организма бороться с инфекцией, и другие защитные реакции иммунной системы. Соответственно в группе моржующихся детей заболеваемость вирусными инфекциями значительно выше, а любое ОРЗ или ОРВИ может легко перейти в хроническое заболевание. Например, среди маленьких моржат гораздо чаще встречаются фарингит, тонзиллит, отит, гайморит, цистит, воспаление придатков у девочек. В группе закаливающихся детей значительно чаще встречаются нарушения микроциркуляции крови, аритмия, вегетососудистая дистония и другие нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы.

Другие ошибки

К разряду таких ошибок следует отнести переезды с грудным ребенком, визиты большого числа гостей, а также походы в гости и посещение людных мест. Обилие контактов с малознакомыми или незнакомыми людьми, перемена обстановки вызывают у ребенка тревогу и впоследствии могут привести к беспокойному сну и беспричинному плачу малыша.

Кроме этого, довольно распространенными ошибками можно считать частое проведение контрольных взвешиваний, проверка рефлексов новорожденного и интенсивный массаж, проводимый без необходимой адаптации к этой процедуре. Все эти мероприятия приводят к стрессу и другим негативным последствиям. Например, частые контрольные взвешивания, которые проводят ежедневно или несколько раз в день, могут привести к ненужному волнению матери, снижению лактации и остановке в наборе веса младенца.

Благоприятное впечатление об окружающем мире

Благоприятное впечатление новорожденного о внешнем мире складывается из многих ощущений и переживаний. Самыми главными и определяющими из них являются физический и психоэмоциональный контакт с матерью и грудное вскармливание. Затем на формирование благоприятного впечатления о внешнем мире влияет удовлетворение физиологических потребностей ребенка (высаживание, комфортный сон, благополучная термоадаптация). Чтобы у младенца с первых дней сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна оставаться без внимания матери. Именно мать, кормящая грудью и чутко реагирующая на малейший дискомфорт ребенка, обеспечивает ему защиту от стрессов и закрепляет благоприятное впечатление об окружающем мире. Исследователи, наблюдавшие за развитием грудных детей в обществах, сохранивших первобытную патриархальную культуру, где психическая депривация новорожденных отсутствует, поскольку мать хорошо чувствует все потребности младенца и выполняет их еще раньше, чем он способен осознать свою нужду, заключают, что уровень развития этих детей намного превосходит уровень развития детей европейцев, находящихся в условиях депривации. Ребенок, чувствующий надежность окружения и благосклонно относящийся к миру, вырастет уверенным в себе, полноценным человеком, устойчивым к превратностям судьбы и готовый делать мир вокруг себя лучше и счастливее. Поэтому, чтобы вырастить полноценную личность, чрезвычайно важно позволить новорожденному младенцу находиться в состоянии постоянного удовлетворения, которое он помнит из внутриутробной жизни. Мать и отец должны встречать рождение ребенка с несомненной радостью и дарить ему самые лучшие чувства, на какие они способны. Только ощущение эмоциональной безопасности и надежности окружения позволяет в полной мере развить потенциал новорожденного малыша.

Таким образом, своевременное и полное удовлетворение базовых потребностей новорожденного и грудного ребенка позволяет сформировать у него благоприятное впечатление об окружающем мире и чувство эмоциональной безопасности. Эти впечатления младенца являются основой для его полноценного развития и формирования как личности.

Грудное вскармливание

Естественное вскармливание является единственной формой питания человека, которое было сформировано в ходе биологической эволюции человечества. Тем самым оно уже должно быть отнесено к единственному физиологически адекватному питанию новорожденного и грудного ребенка. Само выживание и прогресс многих возможностей человека в значительной степени обязаны тем защитным и стимулирующим функциям, которые обеспечивались естественным вскармливанием. В индивидуальном развитии функции питания грудное вскармливание является постнатальным эквивалентом гемотрофного питания внутриутробного периода, осуществляющегося через пуповину. Это заставляет рассматривать естественное вскармливание как трансформацию системы «мать — плацента — плод» в ее постнатальный аналог «мать — молочная железа — нативное материнское молоко — ребенок». При этом меняется конструкция системы: неразъемный соединительный шнур пуповины заменяется разъемным устройством — сосок и захват его губами ребенка, но при этом сохраняется сущность функциональной системы и высокая степень интеграции ребенка и материнского организма. Эта интеграция выходит далеко за рамки просто пищевого обеспечения. Поступающая с молоком матери сложнейшая композиция биологически активных веществ обеспечивает широкий круг функций не только защитного характера, но и тончайшей регуляции управления развитием и дифференцированием. На определенных этапах роста и созревания изменяется и структура пищевых потребностей и биологической регуляции. Изменение состава материнского молока с возрастом ребенка и сроком лактации можно рассматривать как строго скоррелированный биологический мониторинг развития и питания. Естественно, что в процессе вскармливания такая высокая степень связи матери и ребенка через молоко выражается в целом комплексе еще более сложных психофизиологических отношений, являющихся базой будущей социализации ребенка. Впоследствии пищевая зависимость ребенка от материнского молока будет быстро уменьшаться, но сформированные в процессе естественного вскармливания психофизиологические связи и отношения матери и ребенка останутся пожизненной основой внутрисемейных отношений, отношений между поколениями и, возможно, в обществе в целом. Последующая эволюция питания ребенка после отнятия его от груди будет строиться уже на основе материнской любви и заботы, закрепленных в процессе естественного вскармливания.

Терминология

Сам термин «естественное вскармливание» имеет распространение почти исключительно в отечественной литературе и употребляется как синоним термина «грудное вскармливание». Прежде всего, в отношении самого «грудного вскармливания» необходимы уточнения в связи с особенностями способа подачи и наличия дополнительной обработки женского молока. Грудным вскармливанием, в строгом смысле слова, необходимо называть только вскармливание, при котором кормление осуществляется при непосредственном прикладывании ребенка к груди его биологической матери. Только при этом обеспечивается включение совершенно специфического процесса сосания ребенком молока из грудной железы матери, а также обеспечивается наличие самой полной внутрипарной (мать — ребенок) биологической ценности грудного молока и не менее важных кожно-тактильного и эмоционального контактов между матерью и ребенком. Любые другие способы подачи ребенку даже самого полноценного нативного женского молока уже неправомочно относить к грудному вскармливанию, хотя они могут быть в значительной степени к нему приближены. Отдельно должны быть обозначены:

а) вскармливание кормилицей;

б) вскармливание сцеженным нативным материнским молоком из чашки, пипетки, зонда, бутылочки;

в) вскармливание обработанным термически материнским или донорским (банкированным) молоком.

Согласно материалам ВОЗ, «Схема для уточнения терминов и определений по грудному вскармливанию» (1993 гг.) включает следующие основные термины:

Наши рекомендации