Трансперсональные образы 2 страница
Иванов предлагал мне не только силу, здоровье, но и чудесные возможности, и необычные состояния сознания. Он добро, ласково улыбался мне и приглашал взять силы у природы. Он поощрял - необходимо пробовать, делать. И я стал «делать».
Сначала я вышел на группу последователей Иванова. Все они занимались по его духовно-оздоровительной системе давно, периодически собирались по воскресениям в лесу и практиковали совместно. Интересное общение, новая, впечатляющая информация, свежие, оригинальные идеи, духовная общность и единение с незнакомыми мне людьми. В мою жизнь ворвалась свежая струя! Оказывается, мне всего этого ранее так не хватало!
Практика по Иванову была проста: голодать всухую более суток (без питья воды) раз в неделю, обливаться 2 раза в день холодной водой (или купаться в реке) и ходить босиком. Остальные положения «Детки» представляли собой некий упрощённый моральный кодекс поведения, в котором предписывалось любить природу, доброжелательно относится к другим людям и т. д.
Напор неповторимой мощной струи, под который я подставился, рванул нитку, и шарик моего сознания, потеряв управление, взмыл радостно вверх.
Мой самый первый облив холодной водой дома в ванне буквально свернул мне «башню». Я обезумел от восторга и ощущения неукротимой силы и энергии. Бешеная энергия требовала выхода. Тогда я врубил на всю катушку магнитофон и под громкую музыку стал неистово двигаться и танцевать по комнате, изливая неожиданно полученную силу в физические движения.
Подключение ко столь мощному энергетическому источнику, неизвестно откуда появившемуся, произвёл на меня глубокое впечатление. Обретённый жизненный тонус столь сильно контрастировал с моим привычным состоянием слабости, бессилия и утомлённости, что я, не задумываясь, возвёл полученную на некий период энергию в свой духовный идеал и сделал его своим ближайшим жизненным ориентиром. Энергия наделяет радостью существования, активностью, действием. Жизнь - это движение, а сила позволяет преодолевать любые трудности пути. Я стал обливаться холодной водой строго два раза в день согласно учению. Сознание Иванова помогало мне. И вскоре произошло ещё одно маленькое чудо: я бросил курить! До сих пор, что я только не предпринимал, попытки мои оказывались безуспешными. А тут в самом начале своих практических занятий, казалось бы, не связанных с вредной привычкой, я покончил с табаком очень легко, а тяга к курению исчезла на удивление быстро и бесследно.
Другие необычные эффекты не заставили себя долго ждать. Обливы холодной водой периодически стали сопровождаться непривычными, острыми ощущениями непередаваемого удовольствия от появившегося тепла и здорового жара в теле. Ожили, пробудились мои сновидения. Они стали вмешиваться в явь. Мне часто снились рыбы, вода, рыбы в воде, рыбы, рыбы, рыбы… В моей эго-структуре открылась какая-то энергетическая матрица человеческого рода, она выражалась духовным символом познания - рыбой. Ведь все живые существа на земле, как известно, вышли из первозданного океана, воды… Это открылся и стал рабочим энергетический канал в глобальной ноосфере планеты Земля, доступ к которому я получил посредством практического учения Иванова.
Восхищали меня и непривычные состояния, вызванные сухим голоданием: чувство небывалой лёгкости, энергетического подъёма, наслаждение от самого процесса обычного дыхания, когда открываются все поры в коже и дышишь не только носом, а разом всем телом - удивительное состояние; я - холотропный человек![2] Сколько новых удивительных и удивительных в своей простоте переживаний и впечатлений я открыл для себя!
Рядовой человек представляет собой скучное, ежедневное повторение одних и тех же позиций сознания - одни и те же эмоциональные реакции, модели поведения, позы, механические мысли… А тут такой шквал новых острых впечатлений во мне самом!
А внезапно нахлынувшее на меня состояние освобождённости в целом буквально сразило – свобода от всех прежних пут. Оказывается, можно освободиться от ежедневного употребления пищи, которое давно стало нудной обязанностью – есть каждый день не обязательно! Нет необходимости и носить привлекательную одежду (как все) и вообще можно не носить обувь. Зачем? Когда ты счастлив и так, и тебе совсем безразлично, как тебя оценят другие люди! А иметь только одно своё тело и просто «быть» - это уже само по себе так здорово, это такая роскошь!
А босохождение я полюбил до самозабвения. Оказывается, ходить по живой земле босыми ступнями - это такое наслаждение! Трогаешь землю ногами нежно, мягко, бережно и чувствуешь, словно прикасаешься к живому телу. Принимаешь ответную ласку. Земля, братцы, оказывается, - живая! Сливаешься с ней и ощущаешь себя крепким, сильным, здоровым. Начинают оживать и сами ноги - до этого они были бесчувственными, сухими, омертвелыми корягами… Помню, как в конце сентября, когда уже стало холодно, я возвращался в пригородном электропоезде с занятий в лесу по Иванову и не хотел надевать обувь. Я шёл по вагонам босым и вдруг ощутил, что обувь – это, вообще, нечто неестественное и ненужное человеку. Ноги горели живым теплом, а к своим ботинкам, которые я вытащил из рюкзачка, я испытал буквально самое настоящее отвращение, презрение, как к чему-то чужеродному и противному!
С трудом верилось, что черпаю разнообразное удовольствие и даже блаженство в столь простых, обыкновенных вещах. Стал приближаться к пониманию, что есть человеческая жизнь вообще.
- Глупые людишки! - думал я. - Они ищут счастье, радость, удовольствие во внешнем. И для этого горбатятся и бессмысленно тратят свои единственные жизни для бесконечного зарабатывания денег, с помощью которых обретают свои мелкие и преходящие бытовые радости. Но счастье - это целиком «внутреннее» состояние! Радость - внутри каждого человека! И она не зависит ни от какого-либо количества денег, включая самое большое. Купить счастье - невозможно! Его можно - совершенно бесплатно! - открыть в себе самом. И чем глубже заглядываешь в себя, тем больше обнаруживаешь этого самого счастья…
Подобные озарения и открытия дополняли радость моего нового существования.
А однажды я долго гулял босым в подмосковном лесу один. Золотилась листвой осень. Мягко светило солнышко. Земля была тёплой, а воздух - прохладным и свежим. Природа простиралась вокруг и нежно обнимала меня, вызвав изумительное чувство внутреннего уюта и комфорта. Я сел на пенёк и неожиданно испытал какую-то глубочайшую радость и сласть всего лишь от такого простого факта, что я просто - есть, существую! Радость отдалась в груди беззаботным, чуть слышным смехом, и я понял, что нашёл то, что искал - смысл жизни в духовном развитии через природу… Капнула печаль о потраченном зря времени, но она сменилась чувством необъятной лёгкости и свободы, что привело меня в беспричинный восторг. Я осознал всю глупость, тщету и бессмысленность своей прежней жизни: бесконечная, взмыленная гонка и напряжённая погоня за деньгами, вещами, мелочными удовольствиями. А ведь для счастья человеку нужно так мало! Ведь, вот он я, сейчас такой бедный, босой, в затёртых джинсах и дешёвой старой рубахе, - но бесконечно счастливый! Дух, внутренний, жизненный Дух пробуждался во мне…
Незаметно наступали холода, и пришла зима. Я обливался холодной водой на улице, уже стоя в снегу босой в одних плавках. А вскоре я совершил и своё самое первое купание в проруби!
Вода обжигала всё тело! Она толкала к движению. Она производила с сознанием свои секретные манипуляции, вызывая невероятные и всё новые и новые ощущения. Впрочем, она, эта тёмная холодная вода, - всегда разная и ведёт себя по-иному. Иногда ошпарит, в другой раз заставит трястись в холодных мурашках больше часа… В таких вибрациях, утверждают ивановцы, происходит усиленное духовное очищение. Перед обливанием или купанием всегда волнуешься, преодолеваешь себя, по-настоящему боишься…
Помню и своё первое хождение по снегу без обуви. Ноги буквально горели огнём - до чего приятное и сладостное ощущение!, а чувство радости от этого - безудержное! Прав оказался великий старец - чтобы стремиться к высоким и светлым идеалам любви и помогать другим людям, научись сначала быть здоровым! Сильный и здоровый человек - всегда добрый и великодушный. А когда тебе хорошо, ты этим «хорошо» делишься с другими…
Немаловажным в учении был для меня оригинальный стиль жизни. Некий вызов обществу. Зимой я ходил без шапки и удивлял соседей тем, что катаюсь по снегу во дворе раздетый, в одних плавках… В этом я видел своё духовное подвижничество, которое отличало меня от остальных людей. Я готов был к новым подвигам и жаждал всё новых и новых впечатлений и переживаний, но…
Постепенно моя практика потеряла всю остроту ощущений и стала, более или менее, привычной, а разнообразные приятные и необычные эффекты проявлялись всё реже и слабее. Были и негативы. Но главное, что меня никак не могло удовлетворить, заключалось в теоретической простоте учения. Мой интеллект жаждал знаний, ответов, информации, концепций, эзотерических идей. Я жадно хотел объяснений: как устроен человек, в чём заключаются его тайны, каким образом сознание может локализоваться вне тела, что такое сознание??? Вопросы росли в геометрической прогрессии, а ответов было очень мало. Порфирий Иванов, реализовавший высокий уровень сознания, был полуграмотным мужиком с неразвитым интеллектом. Он не смог оформить полученные сокровенные знания в красивую, стройную, теоретическую концепцию, дающую ответы на большинство вопросов по эзотерике.
Постепенно я стал разочаровываться в учении. Письмена в тайном свитке Иванова были мною разгаданы, а его содержание оказалось для меня слишком маленьким и невместительным. Он не смог насытить мой разум. И хотя свою практику я не бросал, нарастала неудовлетворённость и пришла внутренняя потребность дополнить свой опыт, обновить, освежить его положениями из других эзотерических учений и потоков сознания. Нужно было найти ответы на все мои неясные, многочисленные вопросы. Ум жаждал объяснений.
Передо мной нарисовался и забурлил новый духовный поток.
Меня ждала полная оригинальных чудес, загадочная страна - Индия! Широкая и полноводная, священная река Ганг уже плескалась у моих ног. А с того берега мне дружески, призывно махали индийские йоги. И я, не задумываясь, с разбегу нырнул в этот неведомый поток сознания и поплыл к своим новым Учителям…
Шри Ауробиндо
(и другие)
Читатель прекрасно видит и понимает все те художественные штрихи, которые использует в своих записках-воспоминаниях автор. Понимает читатель и то, что герой этой книги встречается не с живыми, реальными, великими духовными Учителями, а с их учениями и сознанием через описания, посредством других людей-носителей определённых эзотерических идей, через участие в групповой и индивидуальной духовной практике, через некоторых наставников. Тем не менее, и, скорее всего, читающий до конца не отдаёт себе отчёт в том, что в действительности та самая привычная «объектно-предметная» реальность в поле воспринимающего полностью отсутствует! Даже встречаясь с живыми во плоти людьми, мы на самом деле вступаем в сложные взаимоотношения не с ними, а с собственными проекциями и субъективными образами, с представлениями об этих людях, - фактически с самим собой. Либо же, если это относится к духовным энергиям, мы сталкиваемся с теми феноменами: людьми, книгами, духовными упражнениями - которые и представляют собой данное качество сознания. Мир эзотерики - это мир объективно действующих, разумных энергий, пространство коллективного сознания. Иной живой человек из нашего окружения не затрагивает нас ни своим поведением, ни чувствами и мыслями. Наше внимание безразлично проходит, скользит мимо и сквозь него. А какой-нибудь литературно-художественный образ - всего лишь чей-то вымысел, идея, - так сильно разбередит душу, так глубоко вмешается в судьбу, что начинаешь перекраивать всю свою жизнь основательно, кардинально, заново! Так, кто или что является более реальным и живым - какой-нибудь привычно-знакомый и близкий нам (во плоти) человек или бесплотная идея, способная перевернуть вверх дном всю твою жизнь?!
Реальным всегда остаётся сознание!, его живые светоносные потоки. Реален контакт сознанием. Вот только по-настоящему мало кто знает и понимает, что это такое… И окунаться в незнакомые - чистые ли, мутные ли? потоки - всегда рискованное дело. Закружат, завертят, унесут. Куда?!
Куда я плыл, работая активно руками и ногами, по священной реке Ганг? «Куда ж нам плыть?»
Я плыл за чудесным, волшебным. Мне грезились новые тайны. Иванов пробудил моё тело и так связанное с ним сознание. Он показал мне, что жизнь человека простирается внутри него самого…
У ваших ног, мой новый гуру!
Я готов пребывать у ваших лотосоподобных стоп, господин Шри Ауробиндо!
В его индийском ашраме в Пондишери, в пространстве его сознания я очутился не сразу.
Сначала мне попалась увлекательная брошюра Бориса Сахарова, в которой описывается поход за необычными духовными силами и эксперименты со своим сознанием в рамках индийской «раджа-йоги», предпринятым человеком с (относительно) современным, сугубо западным, европейским мышлением.
Я быстро взял на вооружение и освоил базовый приём всех йогов - концентрацию, и усвоил теорию и систему индийских чакр, которые объясняли многое, но далеко не всё…
Первые мои практические опыты заключались в ежедневной концентрации на кончике своего носа продолжительностью по сорок-сорок пять минут. Сахаров обещал мне способность воспринимать многие утончённые запахи, включая распознание таковых на значительном расстоянии - своеобразное «яснонюхание». Мир чудесных запахов открылся мне незамедлительно. Представьте себе: целый, удивительный мир был до сих пор скрыт от меня тяжёлым, плотным занавесом, и я его вдруг обнаружил! Можно жить как мелкий степной зверёк в своей узкой, тесной норке, и ничего, кроме этого, не знать, не переживать и не видеть, а можно, оказывается, владеть всё новыми и новыми пространствами сознания, видеть необъятное небо и всю панораму земли с высоты птичьего полёта. Сознание способно к расширению! Самым странным образом время от времени, стихийно в моё обоняние стали включаться запахи, которые я никак не мог почувствовать физически. Я стал чуять запах дальних мест по принципу: хорошо там или плохо, надо туда ехать или нет! Диапазон и глубина познания мира посредством запахов просто потрясает! Ведь недаром очень многие животные, которые отличаются великолепной интуицией и так точно ориентируются во времени и в пространстве, живут именно в соответствии со своим природным нюхом. Кроме того, по запаху я стал определять, как ко мне относится тот или иной человек. Например, по телефону мне звонила знакомая женщина, и с «её стороны» вдруг меня окатывал острый, приятный и нежный запах розы, - позвонившая была в меня влюблена!
Дальнейшие духовные упражнения по Сахарову относились к работе над «третьим глазом», развитию ясновидения и освоению сложного метода медитации. Однако мои концентрации на нюхательном центре стали давать пугающие результаты: горячие, нарастающие, мощные волны вибраций во всей голове. Меня охватил страх от возможных непредсказуемых и разрушительных последствий. Прервав свою духовную практику, я обратился к более масштабному, теоретическому изучению индийской йоги, включая её интегральную форму. Духовная реальность высветилась передо мной в иной форме.
Шри Ауробиндо - создатель интегральной йоги, величественно восседал на троне с совершенно прямой спиной и благосклонно, снисходительно взирал на меня.
Я перечитал всё, что только можно, о нём и его собственные труды. Мой интеллект торжествовал! Его оригинальные эзотерические идеи сыпались сверху и складно укладывались в моей голове, словно там их и ждали.
- Божественная Сила нисходит сверху, - говорил он мне, - надо только позволить ей вершить свою работу… Отрешиться от жажды жизни и тогда эта жизнь начнёт вливаться в тебя. Трансформировать своё тело и ум до бессмертного уровня. Мокша (мукти) является освобождением сознания от оков болезней, страданий и неминуемой смерти. И тогда тебя ожидает победа над самой смертью и «ананда», или радость существования… Йога - это выбор сильных! Это быстрая эволюция в течение одной жизни!
И вновь меня пленила идея самоотречения и внутреннего ухода от жизни. Уйти, чтобы проникнуть в тайные кладовые жизни, чтобы вдруг найти нечто потрясающее, сокровенное, великолепное в себе самом!
Мой интеллект в книгах Шри Ауробиндо наконец-то обрёл радость эзотерического познания. Особенно привлекательна для моего ума была идея недвойственности: Дьявол и Бог - всего лишь продукты человеческого разума. Неизменно существует только сознание (подсознательное, сверхсознание); дьявол находится в Боге… Как это глубокомысленно и мудро! А как верно и точно излагается идея реинкарнации! Для неразвитого сознания обычного человека никакого перерождения нет и быть не может… Возможность не прерывать поток своего индивидуального сознания после биологической смерти остаётся духовной перспективой, но никак не данностью. Но эту удивительную, волшебную способность может реализовать при сильной устремлённости каждый человек!
Я с жадным любопытством кинулся в практику, - медитацию «активную», «пассивную»…, внимая наставлениям самого основателя интегральной йоги и его верной духовной спутницы и подруги «Матери». Мне помогали изданные дневниковые записи, в которых был запечатлён опыт учеников Ауробиндо. И среди них опыт духовной практики таких же, как и я, то есть людей не восточного, не индийского происхождения и менталитета, как «Павитра», «Сатпрем» и других.
Медитации я проводил, более или менее, регулярно в положении сидя на полу, скрестив ноги, в позе «сукхасана».
Применяя различные подходы в медитации, я, не веря обнаруженному в опыте факту, вскоре убедился, что некая Сила на меня действительно сходит! Невероятно, но некая энергия реально спускается сверху, и я её ощущаю! Она, эта энергия, есть одновременно бесплотная, духовная Сила! Для меня, всё ещё материалиста, неопровержимо обнаруженный в личном опыте факт наличия и реальности каких-то там невидимых и разумных, живых Сил и энергий был слишком удивительным. Ум, мой старый ум, протестовал, а практика доказывала реальность пережитого!
Периодически в течение дня и почти всегда неожиданно я стал ощущать необычные состояния, которые точнее было бы назвать «провалами», глубокими «погружениями», или остановкой-замиранием всей мыслительной деятельности. Подобные погружения сопровождались переживаниями незнакомого мне, какого-то глубочайшего, царственного, величественного покоя, небывалой умиротворённости и внутренней тишины. Я проваливался в этот покой, и там не было дна. Страшновато…
Подобные состояния вмешивались в мою повседневную жизнь и застигали меня врасплох: на работе, дома, в дороге. Впервые я стал познавать вкус духовного наслаждения, утончённого блаженства. Радость моя была беспредельной, а восторженность - настоящей, неподдельной! Мне действительно открылось нечто загадочное, от чего обычные люди очень и очень далеки…
Стимулировав духовные удовольствия, я даже на некоторое время научился их намеренно вызывать и управлять ими. Не надо никаких наркотиков, вина и табака! Всё естественное, природное и натуральное уже содержится в организме самого человека! А любые благостные состояния не только оздоравливают, но и омолаживают тело!
- Так значит божественная Сила, которую отрицают материалисты, всё-таки существует! - сладострастно думал я, останавливаясь в блаженном замирании посреди шумной, активной московской улицы. - Какой глубинный покой! Меня совсем не затрагивает вся эта суетная толпа, скрип тормозов мчащихся мимо машин. Какое это блаженство - испытывать умиротворение, тишину и покой в самой гуще, в самом центре городской толчеи с её нервозностью и спешкой!.. Но существует ли Бог и «что» Он такое?
И ещё я стал парить - до холодка «под ложечкой»! Как всё тот же воздушный шарик, меня дёргало, приподнимало и уносило куда-то ввысь, но удерживала совсем тонкая нить…
Если б не связь с землёй, не привязанность к телу… Оторвало бы и унесло высоко-высоко, далеко-далеко! Я - не тело и не ограничен плотью! – осознал я внезапно. Вот я сейчас взлетаю, поднимаюсь, отрываюсь от земли. Тело моё остаётся на месте, а сам я - лечу, па-рю! Над собой, над землёй… Да земное притяжение просто перестаёт действовать на меня! А в моменты засыпания подобные переживания, вообще, сопровождались ощущением того, что я отрываюсь от плоскости постели даже вместе с телом! Кто знает? Может быть, я летал даже и в своём физическом теле! Голова идёт кругом от явленных чудес!..
Шри Ауробиндо радостно и добро улыбался мне.
- У тебя получается, - ласково говорил он мне. - Ты на пороге великих открытий и знаний.
И с чувством глубокого уважения и преданности я кланялся своему Учителю. Я готов был сидеть целый день у его ног и внимать его мудрым наставлениям… А через год или полтора Божественная Сила стала снисходить более ощутимо, конкретно и всё так же неожиданно. В меня входила определённая вибрация. Она будто ввинчивалась в меня сверху, но на каком-то участке тела замедлялась, тормозилась и останавливалась совсем. И с каждым нисхождением она входила в меня всё дальше и глубже. Причём такое проникновение случалось совсем не в период медитации, а чаще тогда, когда я расслабленно лежал, засыпал или просто отдыхал.
Первое снисхождение меня очень удивило и даже напугало. Божественная Сила походила на воздушную дрель или буравчик. Она довольно ощутимо и болезненно просверлила мне макушку, спустилась в челюсть и там увязла, как будто у дрели отключили электропитание. Серия последующих вибраций сверху оказалась ослабленной и незначительной. А вот случившееся через несколько месяцев очередное проникновение духовной вибрации было подобно кинжалу. Энергетический, вибрирующий нож легко вошёл-вонзился в мою плоть и через голову и шею попал в грудь. Его лезвие застряло в районе поясницы. Я испытал несильную, терпимую боль и боролся со всё нарастающим страхом. На некоторое время удалось отстраниться от этого страха и оставаться спокойным. Но, когда в следующий раз очередное снисхождение своим мощным натиском выбило моё сознание из тела и даже остановило дыхание, я впал в транс. Бездыханный я застыл в положении полулёжа/полусидя на диване. В следующее мгновение меня вышвырнуло ещё дальше, и я оказался в сновидении с частично сохранённым дневным сознанием. Во сне я увидел страшную, неприятную старуху в чёрном одеянии. Тело её было распухшим. Оно разлагалось. По наитию я приблизился к ней, нежно её обнял и покорно поцеловал. Это был… Впрочем, кто или что это было, я узнал позднее.
Я искренне радовался своему духовному прогрессу, одновременно испытывая неясные нехорошие предчувствия, смутные сомнения и подозрения. Шри Ауробиндо продолжал мне загадочно улыбаться с портретов своих книг. Однако переживания духовного наслаждения от медитаций постепенно стали терять свою остроту. Тем не менее, йога по-прежнему оставалась для меня тем самым золотым ключом, который открывал мне тайны самопознания. Я активней и глубже изучал различные виды индийских йог и обращался к другим учителям и авторам.
Образ основателя интегральной йоги постепенно претерпевал изменения. В разное время он стал походить на Шри Чинмоя, Свами Шивананду, Парахамсу Йогонанду и великого и непостижимого Бабаджи! А позже приобрёл собирательный, обезличенный и абстрактный портрет индийского, длинноволосого Йога-отшельника, то есть великого реализованного йога, обладающего всеми мыслимыми и немыслимыми, чудесными способностями и состояниями…
Я бежал от жизни, от её серых и повторяемых, скучных будней. Я жаждал волшебного, сказочного. Я примеривал на себе всё новые и новые духовные идеалы, маски, стили и образы бытия. Я искал смысл своей жизни… Ведь даже только в рамках индийской йоги оказалось очень много различных стилей и направлений познания. И ещё я понял, что все сказки, оказывается, имеют под собой реальную духовно-энергетическую основу.
Продолжая активные эксперименты со своим сознанием в рамках индийских йог, я и не заметил, как обрёл покровительство нового духовного учителя. На меня смотрел уже не Шри Ауробиндо - в его чертах всё больше угадывалось темнокожее лицо Шри Чинмоя! Загадочный индиец в духовном экстазе закатывал глаза вверх со своего портрета.
Мягкость, любовность, нежность исходили и от его образа, и от его книг. Я бросился к «сердечным» медитациям и стал тонуть в воздушных, прозрачно-розовых тканях неведомой мне ранее Любви. Теперь покой и умиротворение от медитации стал отдавать непередаваемой и какой-то «приторной» сладостью! Позже я неожиданно узнал, что Шри Чинмой продолжает линию знаний Шри Ауробиндо, является выходцем из его ашрама и фактически его учеником. Странно, что в своих книгах он почему-то умалчивает об этом очевидном факте. И вновь какие-то смутные и нехорошие подозрения закрались в мою душу…
Однако любовь, как мягкое, воздушное убаюкивание на волнах тихой радости и проникновенная нежность, манила, очаровывала меня. Я готов был всем своим сердцем устремиться к этой любви, но мне мешало упорное внутричерепное давление в голове, вызванное практикой по Шри Чинмою. К тому же Шри Чинмой и привлекал меня, и одновременно чем-то отталкивал. Он казался мне слишком «мягкотелым», «безвольным», слишком «сахарно-липучим», подозрительно липким. Я ощущал некий смутный, пугающий дискомфорт, когда медитировал на его портрет глубоко, с «погружением»… Кстати, о подобных ощущениях сообщали мне и несколько моих знакомых духовных искателей, - они также улавливали подозрительные, нехорошие вибрации.