Беседа «Умеем ли мы себя вести».
Ребята! Сегодня мы отправимся в Страну Вежливости, где познакомимся с её обычаями, традициями.
Человек прекрасно знает, что такое хорошо и что такое плохо, но, тем не менее, способен совершать скверные поступки, которые совершались людьми и прежде. Усвоить умом правила поведения не значит следовать им. Искусство воспитания состоит в том, чтобы эти правила стали сущностью человеческой личности.
Постичь правила поведения не сложно. Если усвоить их, то они сослужат в жизни огромную службу, так как научат жить в ладу с окружающими. Но для этого придется постоянно оглядываться на тех, кто рядом: не мешаете ли вы им, не раздражаете ли их, не огорчаете ли? Поэтому существует такое правило: «Если я хочу, чтобы мне было хорошо, я должен относиться к окружающим так, как мне хотелось бы, чтобы они относились ко мне».
Внимание! Наш самолет приземляется в Стране Вежливости. Нас встречают жители этой страны.
Ребята, как вы думаете, когда мы встречаемся с человеком, какую фразу мы произносим первой? Правильно, эта фраза звучит так: «Здравствуйте».
Люди издавна приветствовали друг другу при встрече. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые – прикасались носами, пятые – показывали язык. Да и сейчас посмотрите вокруг. Вот прошли военные – отдали честь, встретились двое мужчин – обменялись рукопожатием.
По-разному отмечают люди самое частое событие в своей жизни – встречу друг с другом. И все-таки общее здесь есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения. Ведь в приветствии заключается очень большое, важное содержание – «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен, и я хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго». Вот что означает простое, обыкновенное слово «здравствуйте».
Задание 1.
Как бы вы поступили в этих ситуациях?
1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Приостановился. Надо ли поздороваться тебе?
2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Иван Семенович». Какая ошибка допущена Олегом?
3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Нужно ли поздороваться с ними? Если да, то как это сделать?
4. С вами, наверное, такое бывало: вы часто встречаете человека, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
Мы приехали в Страну Вежливости в гости… А вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? На это, наверное, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадовался. Во-вторых, в гостях собираются разные люди, они общаются, обмениваются мнениями. В-третьих, люди привыкли делиться друг с другом хорошими новостями.
Прочитайте рассказ о том, как один мальчик пришел в гости к другому. Оказался ли он хорошим гостем? Найдите и подсчитайте ошибки в его поведении. Будьте внимательны, мальчик допусти не менее десяти ошибок.
Задание 2.
Звонок. Коля открывает дверь – перед ним стоит его одноклассник Вася. «Колян, Привет! Как дела?! К тебе можно?» – почти кричит Василий и вламывается в квартиру. «Чо, родителей нет? Нормально, Колян давай поедим. Жрать хочу, как стадо бегемотов», - сказал Вася, открывая холодильник. «Знаешь, Колян, поставь чайник: мне вредно есть в сухомятку», - озабоченно говорит Вася, уплетая бутерброды. Василий отобедал, вытер руки о занавески на кухне и удовлетворенно сказал «Колян, помой посуду, а я пойду, футбол гляну. Сегодня наши с норвежцами играют. Да, Коль ты бы сделал пока домашнюю работу, я после перепишу».
Вася посмотрел футбол, погрыз семечки, оставляя шелуху под журнальным столиком, собрался домой. «Коль, будь другом, разбуди завтра часов в семь, ладно?! Ну ладно, Колян, давай!» Вася ушел. Коля в трансе.
Вы знаете, как вести себя в общественном транспорте?
Самое главное правило – всегда помнить о других. Вспомните загадку о транспорте: « На колесах едет дом, не живут подолгу в нем». В загадке подчеркнуто главное – транспорт все-таки дом, а наши попутчики – соседи. В самом деле, кто, например, станет в доме бросать мусор, старые билеты? Или давайте представим, вошел в помещение человек и встал в дверях, а другим не пройти. Или в комнате сидит группа ребят, все стулья заняты, а старая бабушка стоит и ей некуда сесть. Невероятно, но такое случается видеть в общественном транспорте довольно часто.
Задание 3.
1. Тамара вошла в полупустой автобус, села и осторожно дотронулась до плеча дремавшей сзади старушки: «Деньги на билет передайте, пожалуйста». «Не очень-то хорошо воспитана ты, девочка». Тамара обиделась: «Почему это нехорошо? Может быть, деньги на билет передавать нельзя? Или я невежливо попросила?» Права ли девочка?
2. На сиденье расположились мальчик и девочка. Он – у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить ей место? Одни говорят – мальчик, потому что он мальчик, другие считают, что девочка, потому что женщине с ребенком неудобно проходить к окну. А как вы думаете?
3. Пока отец брал билет, Никита занял удобное сиденье, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к сыну и сказал… Что сказал отец?
4. На улице уже по-вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки. На тебе теплый свитер, который заставила надеть мама. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что народу мало, сзади сидят лишь седенькая бабушка и малыш со своим папой. Можно ли открыть окно?
Итак, мы с вами побывали в Стране Вежливости, узнали о её традициях и обычаях. Но есть поговорка: «В гостях хорошо, а дома лучше». Наверное, вы со мной согласитесь, что нам пора возвращаться домой, в семью. Мы отправляемся в обратный путь.
Бывают в семье чудесные дни, разумно наполненные серьезным делом и отдыхом. А иногда все идет вкривь и вкось, взрослые недовольны детьми, дети ссорятся. Шум, обиды, выговоры. Надо запомнить главное: нужно ценить доброе отношение человека к человеку, следовать народным традициям и обычаям.
Именно воспитанность , культура поведения делают нашу жизнь приятной, разумной и красивой. Именно в этом случае окружающим, родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям будет хорошо и радостно с нами. А нам будет хорошо и радостно среди людей.
Турнир знатоков этикета.
Турнир знатоков этикета – командное состязание. Обычно команды составляется из ребят одного или одновозрастного коллектива. Но по мере усвоения игровых правил рождаются самые разнообразные способы создания команд: это могут быть ребята приблизительно одной возрастной группы или разновозрастные группы, команда девочек и мальчиков, команда взрослых и детей.
Судейская бригада составляется, как правило из детей разного возраста, туда приглашаются принципиальные ребята и «звезды» общих симпатий, в число судей могут входить взрослые.
Однако успех турнира решают два условия.
Первое – содержание состязательных задач, выдвигаемых перед командами последовательно от тура к туру: они непременно должны носить ситуационный характер, так чтобы исполнение задачи театрализировалось и являлось зрелищным воплощением этического правила – отношения к человеку.
Второе – комментарии ведущего, вскрывающие сущность правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде «надо». «нельзя». Комментарии ведущего следуют за выполнением заданий и предшествует моменту судейской оценки – таким образом обеспечивается единый критерий оценок.
Обеспечение этих двух условий и составляет всю подготовительную работу по организации турнира. Правда, если не считать общеорганизационных компонентов, таких как красочное веселое объявление, приготовление зала для болельщиков, соревнующихся, музыкальные заставки, юмористические призы и т.д.
Методика же составления этических задач предельно проста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выбираются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой) – их и предлагается продемонстрировать поочередно представителям команд; так как эти разделы в литературе по этикету традиционно выстраиваются по принципу «сферы жизни человека» («в транспорте», «в театре», «в гостях» и т.д.), то и контрольные задания, предъявляемые командам будут разнообразны, они как бы окунают участников в разные сферы человеческой жизни. не стоит в подборе задач – ситуаций ограничиваться узкими сферами сегодняшней жизни ребенка, пусть он в воображении заранее переживет будущую ситуацию, в реальном действии заложит основы для завтрашней необходимости (например, «приглашение в театр», «поездка в автомобиле», «развлечение гостей», «предложение финансовой помощи попавшему в беду»).
От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации вынуждать к творческому процессу. Эти ситуации подсматриваются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на остановке, а рядом без зонта мокнет женщина; вот в электричке пассажир лакомится конфетами; вот сидящая девушка видит стоящую с тяжелой сумкой молодую женщину; вот в театральном вестибюле у кого-то оторвалась и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему противопоказано, и т.д.
Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо предвидеть серию последующих, так как данная игровая форма увлекает детей и рождает у них желание еще раз пережить момент захватывающего состязания. В тоже время эта форма может возникнуть и спонтанно, в контексте какой-либо другой деятельности или ситуации.
Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета – игра, шутка, проверка сил и веселье, дружеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно и мягко, так чтобы эта игра духовных сил никого не обидела, не унизила, а наоборот, возвысила и уверила в собственных возможностях, утеплила взаимоотношения в коллективе.