Организационный период смены.
ВВЕДЕНИЕ
Детский лагерь - живой организм, в основе которого три составляющие: творчество, оздоровление и безопасность. Залогом успешной работы любого оздоровительного лагеря является сплоченный и работоспособный коллектив сотрудников: вожатых, медицинской службы, технической группы, администрации и т.д. Как важно, чтобы ребенок увез с собой заряд хорошего настроения, здоровья и жизненные навыки, которые пригодятся ему в будущем. Как важно, чтобы в течение смены рядом с ним были любящие и понимающие его старшие товарищи. Чтобы ребенку было комфортно среди сверстников, и активность его была мотивированной, и результативной.
В этой книге описаны основные моменты лагерной смены, от первого дня до отъезда детей. Отдельное внимание уделяется вожатской этике, нормам взаимоотношения детей и взрослых. Целый раздел посвящен подготовке и проведению отрядных дел. В инструктивной части – требования по охране жизни и здоровья детей, и другие материалы, проверенные «кровью» и «потом» лагерной жизни.
В настоящей работе нашли отражение методические разработки лагерей Межрегионального центра детского отдыха и оздоровления, а так же апробированные и адаптированные материалы из других опубликованных источников, посвященных организованному отдыху и оздоровлению детей.
Организационный период смены.
Смена в детском лагере длится, как правило, от двадцати одного до двадцати четырех дней. В её организации четко выделяются три периода: организационный, основной, заключительный.
Практика работы детских лагерей отдыха показывает, что наиболее сложными и для педагогического, и для детского коллектива являются первые 3 дня лагерной смены.
Вожатый должен изучать своих воспитанников, организовать их жизнь и быт: он знакомит ребят с режимом дня, рассказывает им о внутреннем распорядке жизни в лагере, показывает, как правильно заправлять кровать, что и как нужно складывать в тумбочку, где хранить и сушить одежду, обувь и т.д.
Чтобы не «утонуть» в мелочах, не упустить главного, важно точно представлять себе главную задачу первых лагерных дней. Их принято называть «организационный период смены».
В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.
Первые сведения о ребятах вожатый получает от родителей в «Анкете родителей», которая находится в бланке путевки. Здесь родители рассказывают об индивидуальных особенностях своих детей, их привычках, нормах поведения, пожеланиях. Вожатому необходимо все это взять на заметку, проанализировать, отметить, на кого из детей необходимо обратить внимание в первую очередь. В том случае, когда что-либо в информации родителей представляет сложность для анализа, необходимо посоветоваться со специалистами (врачом, старшим воспитателем).
Первый день в лагере.
Педагогика организационного периода начинается с первого дня. Как сделать первый лагерный день не формальным, не заорганизованным и не скучным? Это самый длинный и самый трудный день. От него зависит многое в дальнейшем ритме смены.
Первые часы в лагере, как правило, заняты не очень интересными, но важными для жизни лагеря: идет формирование отрядов, ребята размещаются в жилых помещениях, уточняются списки детей (по установленному в лагере образцу), вожатые получают необходимый инвентарь и оборудование. Важно сразу включить всех ребят в активную деятельность на общую пользу для отряда. С этой целью может быть проведена операция «Уют».
Ребята обустраиваются в своих комнатах (их можно оформить, подписать, кто здесь будет жить, даже придумать название своей комнате и т.д.).
Необходимо подсказать детям, как лучше разместить вещи в комнате (что можно, а что нельзя хранить в прикроватной тумбочке, куда положить чемодан и т.д.) В установленное время подведите итоги этой операции. Операция «Уют» распространяется не только на жилые комнаты, но и на прилегающую территорию.
Вожатые должны иметь ввиду, что в первый день смены все ребята должны принять душ. Необходимо сделать так, чтобы это прошло организованно (в установленное время, без толчеи).
Во второй половине дня (обычно сразу после обеда или после тихого часа) проводят первый сбор отряда, на котором ребята знакомятся с вожатыми и друг с другом. Конечно, это не «вечер знакомств», он пройдет позднее, но и к первой общей встрече отряда надо подойти творчески и ответственно. Вожатые знакомят детей с порядком, режимом и традициями лагеря. Акцентируют внимание на «трех нельзя», принятых в лагере: нельзя уходить с территории лагеря самовольно; нельзя нарушать режим; нельзя обижать слабых.
Следует вместе с детьми совершить прогулку по территории лагеря, показать ребятам, где находится столовая, медпункт, клуб, спортивные площадки, помещения творческих студий, администрация лагеря, выход на пляж и т.д. Будет оправдано, если одновременно ваш отряд займется и поиском отрядного места. На отрядном месте проходят отрядные линейки и сборы, встречи, отдельные моменты подготовки к общелагерным мероприятиям. Отрядное место может быть создано как на базе стационарных мест отдыха (скамеек, поставленных в ряд или полукругом, беседок и т.п.), так и на «голом» месте (с помощью переносных скамеек и бревен, из которых будут созданы места для сидения, тентов, шалашных сооружений из ткани, сухих веток и т.д.). Важно, чтобы для вожатых вопрос выбора и оформления отрядного места не носил стихийный характер. Заранее пройдите по территории, посоветуйтесь с вожатыми других отрядов, и предложите ребятам такие варианты отрядного места, чтобы их обустройство было реально возможно и безопасно. О выборе отрядного места посоветуйтесь со старшим воспитателем, у него могут тоже быть разумные предложения. В любом случае, ребят нужно грамотно подвести к тому, чтобы они согласились с вашим выбором, только тогда оборудование отрядного места для вашего отряда станет первым значимым коллективным творческим делом. Отряд должен «застолбить» за собой отрядное место (выложить свое название камешками на земле, изготовить и закрепить красочный плакат, поднять отрядный флаг…). Объясните детям, что отрядное место – это лицо вашего отряда, и уборка его – обязанность самих ребят.
За работой расскажите ребятам, что вечером их ждет «вечер знакомств», где отряду необходимо выбрать свое название и командира. Название отряда должно подчеркивать его образ: запоминающийся, оригинальный, отличный от других отрядов, который ребята пронесут через всю смену, оно должно отражать его индивидуальность, особенность. У ребят как раз есть время подумать и предложить варианты названий отряда, отвечающие всем этим требованиям.
Вечером, после ужина, на отрядных местах продолжается знакомство вожатого с ребятами и ребят друг с другом.
Самые младшие ребята обычно собираются на веселый вечер, где разучивают со своим вожатым игры, песни, общие танцы и т.д. Этот день заканчивается для них в 22.00.
В отрядах постарше проводятся «огоньки знакомств». Лучше узнать друг друга, адаптироваться в новом коллективе легче всего в игре. Ниже мы предлагаем варианты проведения различного рода творческих дел, которые помогают вожатым и их воспитанникам найти общий язык.
Например, «Времена года». Этот творческий вечер поможет ребятам лучше познакомиться друг с другом, проявить себя, свои организаторские, музыкальные литературные способности, фантазию, смекалку. Во время короткой подготовки к вечеру вожатый сможет легко обнаружить в своем отряде самого активного или тихого, самого организованного или не собранного ребенка, «певцов», «танцоров» или мастеров декламации.
Чтобы провести вечер «Времена года», весь отряд разбивается на четыре группы в зависимости от того, кто из ребят в какое время родился: весной, летом, осенью или зимой. На подготовку дается от 15 до 30 минут. Каждая группа за это время должна придумать небольшое творческое выступление, в котором ребята с помощью песен, стихов, частушек, пантомимы, загадок и т.п. должны представить себя и своё время года.
После подготовки выступают все группы. Это момент открытия «отрядных талантов».
Популярны во многих лагерях такие формы как «Ромашка», «Сюрпризник» и некоторые другие.
В отрядах старших ребят «огоньки знакомств» могут пройти в форме дружеского разговора. Каждый по очереди рассказывает о себе. Вожатый обычно подсказывает схему рассказа: нужно назвать имя, откуда приехал, какое поручение выполнял в школе, чем увлекается, чему бы хотел научиться в лагере, чем хочешь и можешь быть полезным в отряде. Такой разговор желательно начать вожатому, чтобы дать образец, темп и тональность рассказа.
Если большинство ребят уже не в первый раз в лагере и уже знакомы друг с другом, им можно рассказать о традициях лагеря, о ярких эпизодах прошлого лета, что изменилось в их жизни за год.
Вожатый должен постоянно реагировать на рассказы ребят, комментировать их, задавать вопросы, попросить ребят спеть или прочесть стихи (в зависимости от конкретной ситуации). Главное показать, что отряду интересен каждый, все могут найти свое место в коллективе.
Лучше узнать друг друга, адаптироваться в новом коллективе легче всего в игре. Игры – знакомства:
«Снежный ком». Отряд стоит (сидит в кругу). Вожатый начинает первым, он произносит своё имя. Следующий человек повторяет имя вожатого и называет своё имя. Далее задача усложняется. Нужно не сбиваясь назвать имена ребят, начиная с имени вожатого. Тому, кто ошибется, предстоит «штрафной круг».
«Паутинка». В руках у вожатого катушка толстой нити, он и начинает рассказывать о себе. Вожатый обычно предлагает схему рассказа: нужно назвать имя, откуда приехал, о своих увлечениях, чему хотел бы научиться в лагере, чем хочет и может быть полезным отряду. Отматывая нить, вожатый передаёт её сидящим в кругу ребятам, но не рядом сидящим, а, напротив и т.д. Постоянно отматывая нить, ребята рассказывают о себе и передают катушку в произвольных направлениях. Таким образом, к концу разговора всех сидящих в кругу связывает причудливый узор паутинки.
«Орлятский круг». Вожатый держит в руках талисман отряда, любую игрушку, свечку, символизирующую огонек, фонарик и т.д. рассказывает о себе, о своих увлечениях. Затем передает игрушку в руки рядом сидящему и предлагает ему тоже рассказать о себе, и так далее по кругу до тех пор, пока переходящая из рук в руки игрушка не окажется снова в руках вожатого (воспитателя).
«Давайте познакомимся». Ребята стоят по кругу. Вожатый выходит во внешний круг и обходя ребят кого-нибудь «осаливает», тот сразу же направляется в противоположную сторону. Встретившись, они знакомятся и расходятся, стараясь первыми занять освободившееся в кругу место. Тот, кто не успел, становится ведущим.
Так заканчивается первый день в лагере. Он познакомил ребят друг с другом, настроил их на ожидание увлекательной жизни в течение всей смены, дал вожатому много ценных сведений о ребятах
«Как узнать ребенка?»
.. .День заезда. Сегодня мы впервые увидели ребят. Они будут приглядываться к вам, а вы - к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверены в себе, веселы, приветливы, заботливы, а вместе с тем тверды, точны в словах. Это пока главное.
Внимательно смотрите, кто с кем сидит, кто к кому тянется, кто тих и незаметен, а кто норовит громким голосом, шуточками, песенками себя показать. На них, самых шумных, не надо сердиться - они ведь и хотят, чтобы их заметили! Вот вы и заметьте: подойдите, присядьте рядом, обнимите, поговорите, спойте вместе с ними.
Однако за два-три дня всех ребят хорошо не узнаешь. Поэтому изучение продолжается всю смену. Будьте внимательны к каждому, обязательно выясните, почему у Лены сегодня плохое настроение, почему у Славы нет желания идти на концерт, почему Марат плохо дежурит (ленится или не умеет), почему Соня груба со взрослыми при подругах, а без них - миролюбива.
Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить лишь в откровенных, задушевных разговорах с ребятами. Как хотите назовите эти разговоры - с глазу на глаз, по душам, по секрету, но без них не обойтись, без них трудно разобраться в настроениях коллектива, в тонкостях взаимоотношений. Не бойтесь секретничать с ребятами. Но и умейте хранить секреты. Такая у вас работа: мы постоянно иметь дело со многими секретами и обязаны уметь с ними обращаться.
Вожатому и педагогу нельзя работать с детьми, не имея «обратной связи», не зная отношения их к прожитому дню, к делу, друг к другу, настроя на завтрашний день.
Отношение ребят к происходящему, их сегодняшнее настроение можно выяснять, применив методику «цветописи». В чем её суть? Прежде всего – это дневники настроения. Все группы «тестов» подразумевают творчество педагога: нужно самому уметь петь, сочинять, играть, рисовать, фантазировать. Важно и отношение вожатого к предлагаемым тестам. Необходимо постоянно стимулировать творчество детей, проявлять заинтересованность, быть внимательным, четко понимать условия игры. Иначе дети ли вначале «загорятся», но вскоре «потухнут», видя несерьезность выполняемого. Немаловажно и то, чтобы рисунки тестов были выполнены аккуратно, ибо небрежность вызывает неуважение. Оптимальный возраст для предлагаемых тестов 11 – 15 лет.
«Мишень настроения» Легенда такова: день – это выстрел. В какую же область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок попадание на одну из цветных зон. Внутри каждого кружка – дата и мотивация. В конце смены мишень «прострелена» днями. Этот тест коллективный и надо помнить, что необходимо настроить детский коллектив так, чтобы обсуждение цвета стало объективным и обоснованным, учитывалось мнение каждого, но в тоже время не было повода для взаимных упреков, оскорблений и обид. |
«Роза настроения» Тест выполняется на листе ватмана: вырезается круг с максимальным диаметром. Внутри маленького круга либо рисунок, пестрая картинка из журнала, эмблема отряда, номер комнаты где висит «роза». Остальное пространство делится на сектора, количество которых соответствует количеству дней в смене. Этот тест тоже является коллективным. |
«Гусеница» Гусеница - ребенок, груша (яблоко) – его внутренний, неведомый вожатому мир. Насколько сегодня вожатый смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, заинтересовал. В зависимости от этого, ребята в каждой комнате, совещаясь, либо прячут гусеницу внутрь (полное отсутсвие взаимопонимания), либо максимально достают её из отверстия. |
«Полянка настроения» Легенда такова: каждый день на нашей полянке расцветает цветик – многоцветик. А вот какими будут его лепестки зависит от настроения ребят. Тест индивидуальный, лепестков в цветке столько, сколько ребят в отряде, а цветов к концу смены ровно столько, сколько дней в смене. В серединке цветка – дата, а на обратной стороне каждого лепестка имя ребенка, выбравшего этот цвет. |
Для этих тестов вводятся цветовые обозначения: красный цвет соответствует восторженному, очень радостному настроению; желтый – радостному, светлому, приятному настроению; зеленый – спокойному, уравновешенному; синий– грустному, печальному, тоскливому.
Минимум принадлежностей, необходимых для работы с этими тестами (ватман, краски, фломастеры, ножницы, цветная бумага и карандаши, ручки, клей и т.д.) Конечно, предварительно детям необходимо разъяснить, что погода – не главный показатель настроения. Если, по мнению ребят, настроение в течение дня изменялось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой (для теста «Роза»), или наклеивается на грань между цветами (для теста «Мишень»).
В тестах может быть следующая мотивация:
1. Приезд в лагерь. Новые знакомства.
2. Выборы названия отряда. Кинофильм.
3. Открытие лагерной смены.
4. Участие отряда в конкурсе, смотре. Прогулка вдоль берега моря.
5. Сегодня день сказок. Мы ставили «Золушку», 1 место!
Вожатые, которые пользуются «цветописью» не первый год, говорят, методика эта помогает в прямом смысле видеть, ощущать настроения коллектива. Эмоциональная «цветопись» тревожит мысль и подаёт нам постоянные сигналы к действию. Так будем же проницательными наблюдателями, будем постоянно учить наш отряд, чтобы помочь его духовному росту, его физической и нравственной закалке.
ПАСПОРТ РАЗВИТИЯ
Программа мотивированного творческого развития детей «Паспорт развития»- это возможность в полной мере использовать в условиях детского коллектива такие индивидуальные особенности состояния ребенка как общественную активность, творческий характер, разносторонность, эмоциональность, романтическую приподнятость и т.д. Используя разнообразие всех форм работы, представленных в детском лагере, создавая для детей возможности участия в различных по содержанию творческих делах, вожатые, воспитатели физической культуры, руководители творческих студий, организаторы туристской работы должны помочь развить имеющиеся и приобрести новые навыки.
Существуют приемы создания условий для проявления позиции ребенка и наилучшего раскрытия его способностей и возможностей. Выразиться ребенок может только в деятельности, поэтому первоначально вожатый должен обеспечить условия, при которых у ребенка будет желание включиться в деятельность. Таких условий несколько: игровое начало, познавательная направленность, соревновательность, соответствие возрастным и психологическим особенностям.
Важно, чтобы не реже одного раза в неделю вожатые в «Дневнике вожатого» фиксировали участие каждого ребенка в отрядных и общелагерных делах, отмечая даже самые маленькие успехи. В конце смены необходимо перенести эти достижения (в динамике) в «Паспорт развития». Вожатым необходимо согласовать свои наблюдения, выводы и рекомендации со всеми специалистами, участвующими в заполнении «Паспортов развития». Особенно ответственно и деликатно следует подойти к составлению обобщающей характеристики ребенка.
Мы предлагаем вам перечень основных качеств личности воспитанника, которые можно использовать при составлении заключений и рекомендаций в «паспортах развития»:
Всегда веселое настроение, много улыбается и делает веселыми других. | Обычно настроение ровное, его трудно вывести из равновесия. | |
Быстро забывает о неудачах и берется за работу. | При неудачах очень долго переживает, волнуется, не может взяться за дело. | |
Легко знакомится, у него много друзей, товарищей. | С людьми сходится с трудом, друзей немного. | |
У него масса планов и замыслов; ничего, что одни осуществляются, а другие нет. | У него масса планов и замыслов; ничего, что одни осуществляются, а другие нет. | |
Постоянно стремится быть с кем-либо; чувствует себя плохо, когда остается один. | Не ищет встреч с людьми, ему одному бывает лучше. | |
Выслушивает замечания внешне спокойно, старается не спорить. | Принимает все близко к сердцу, восприимчив и к похвале и к замечанию | |
При неудачах может быстро браться за другое дело, забывает обиды и огорчения. | Всегда находит выход из трудного положения. | |
Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно. | Застенчивый, всем симпатизирует. | |
Обладает талантом руководителя, умеет командовать |
| |
Уверен в себе, умеет настоять на своем | Уступчивый, ищущий одобрения, дорожит мнением окружающих | |
Независимый | Охотно принимает советы, ищет одобрения у окружающих | |
Деловитый, практичный | Восприимчивый, мечтательный | |
Энергичный, подвижный, решительный | Сдержанный, спокойный, невозмутимый |
Следует так же отметить деловые и личностные качества ребенка и то впечатление, которое он производит на окружающих:
Справедливый Способен признать свою неправоту Способный к сотрудничеству способен к взаимопомощи пользуется уважением у других ответственный любит соревноваться добросовестный деятельный старается быть полезным вдумчивый почитает авторитеты принципиальный стремящийся к успеху аккуратный стремится ужиться с другими уважительный открытый, прямолинейный непринужденный вселяющий уверенность артистичен, эмоциональный | гордый скромный ласковый искренний добрый, доверчив дружелюбный, доброжелательный благодарный радушен к окружающим стремится радовать других внимательный, деликатный великодушен, терпим к недостаткам старается утешить каждого заботиться о других сострадательный отзывчивый бескорыстный, терпеливый обаятельный общительный и уживчивый разговорчивый увлекаемый, любит новизну |
Следует иметь ввиду, что за каждой оценкой, пусть даже самой деликатной, стоят конкретные дети, их судьбы, взаимоотношения в детском коллективе, в семье (в том числе моральный климат и материальные возможности). Поэтому, если заполнение «паспорта развития» в отношении какого-либо ребенка вызывает затруднение или сомнение, следует посоветоваться со старшим воспитателем, врачом, художественным руководителем, коллегами-вожатыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
«Паспорт развития»
ПАСПОРТ РАЗВИТИЯ
____________________________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
______________________ ____________________
(год рождения) (отряд)
____________ смена 200__ года
Оценка пребывания ребенка в детском оздоровительном лагере:
РЕБЕНОК И ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Вожатые: ________________________________
________________________________
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Руководитель
творческой студии _____________________________
Художественный
руководитель __________________________________
Воспитатель
физической культуры ____________________________
МЕДИЦИНСКИЕ НАЗНАЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Врач
Детского лагеря ___________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
________________________________
(должность и подпись сотрудника лагеря)
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА
Вожатые_________________________________
_________________________________
Педагог-психолог_________________________
Старший воспитатель______________________
М.П. «___»_________200__г.
ДЕЖУРСТВО ПО ЛАГЕРЮ.
Дежурный вожатый:
- осуществляет вечерний обход накануне дня дежурства вместе с дежурным вожатым этого дня;
- в 6 часов 30 минут сдает сведения о количестве детей и сотрудников лагеря на пищеблок;
- в 7 часов утра проводит подъем вожатых и других сотрудников, участвующих в утренней планерке;
- участвует в утренней планерке;
- осуществляет дежурство в столовой:
- за 30 минут до начала приема пищи детьми (согласно режиму дня) вместе с детьми своего отряда в количестве 5-7 человек приходит в столовую и организует помощь официантам в сервировке столов;
- регулирует заход отрядов в столовую;
- отвечает за порядок и тишину в столовой;
- организует детей своего отряда в помощь официантам при уборке столов;
- осуществляет вечерний обход по лагерю вместе с дежурным медицинской службы лагеря и дежурным вожатым следующего дня и отвечает за заполнение «Дневника вечернего обхода».
Функции дежурного отряда.
Дежурный отряд:
- помогает официантам в столовой в течение дня (во главе с дежурным вожатым);
- помогает воспитателям физической культуры в организации спортивных мероприятий на пляже и во время спортивного часа;
- выполняет поручения художественного руководителя и его помощника при подготовке и проведении вечерних общелагерных мероприятий;
- выполняет поручения дежурного вожатого в течение дня;
- вместе с дежурным вожатым и дежурным командиром принимает решение о вручении переходящих призов отрядам в конце дня.
Страна «Вежливость».
Предлагаемые формы – эффективное средство для формирования у детей положительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и наглядно разворачивается перед детьми широкий спектр регламентированных общепринятых форм поведения. Они выступают как давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптимальный вариант поведения в типичных ситуациях. Ознакомление с этикетом – это расширение индивидуального поведенческого опыта. Соблюдение этикета - это освобождение человека от необходимости заново решать часто повторяющуюся задачу человеческого общежития. Несмотря на то что этикет направляет свои предписания на внешние формы поведения и эта внешняя форма может быть использована при разном содержательном наполнении, обучению этой форме следует уделять достаточное педагогическое внимание, так чтобы ребенок с возрастом легко владел культурными поведенческими формами для выражения своих тонких отношений. К тому же нельзя не учитывать, что ребенок обретает внутреннее через внешнее, идет к отношению, прежде всего, через действие.
Турнир знатоков этикета – командное состязание. Обычно команды составляется из ребят одного или одновозрастного коллектива. Но по мере усвоения игровых правил рождаются самые разнообразные способы создания команд: это могут быть ребята приблизительно одной возрастной группы или разновозрастные группы, команда девочек и мальчиков, команда взрослых и детей.
Судейская бригада составляется, как правило из детей разного возраста, туда приглашаются принципиальные ребята и «звезды» общих симпатий, в число судей могут входить взрослые.
Однако успех турнира решают два условия.
Первое – содержание состязательных задач, выдвигаемых перед командами последовательно от тура к туру: они непременно должны носить ситуационный характер, так чтобы исполнение задачи театрализировалось и являлось зрелищным воплощением этического правила – отношения к человеку.
Второе – комментарии ведущего, вскрывающие сущность правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде «надо». «нельзя». Комментарии ведущего следуют за выполнением заданий и предшествует моменту судейской оценки – таким образом обеспечивается единый критерий оценок.
Обеспечение этих двух условий и составляет всю подготовительную работу по организации турнира. Правда, если не считать общеорганизационных компонентов, таких как красочное веселое объявление, приготовление зала для болельщиков, соревнующихся, музыкальные заставки, юмористические призы и т.д.
Методика же составления этических задач предельно проста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выбираются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой) – их и предлагается продемонстрировать поочередно представителям команд; так как эти разделы в литературе по этикету традиционно выстраиваются по принципу «сферы жизни человека» («в транспорте», «в театре», «в гостях» и т.д.), то и контрольные задания, предъявляемые командам будут разнообразны, они как бы окунают участников в разные сферы человеческой жизни. не стоит в подборе задач – ситуаций ограничиваться узкими сферами сегодняшней жизни ребенка, пусть он в воображении заранее переживет будущую ситуацию, в реальном действии заложит основы для завтрашней необходимости (например, «приглашение в театр», «поездка в автомобиле», «развлечение гостей», «предложение финансовой помощи попавшему в беду»).
От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации вынуждать к творческому процессу. Эти ситуации подсматриваются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на остановке, а рядом без зонта мокнет женщина; вот в электричке пассажир лакомится конфетами; вот сидящая девушка видит стоящую с тяжелой сумкой молодую женщину; вот в театральном вестибюле у кого-то оторвалась и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему противопоказано, и т.д.
Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо предвидеть серию последующих, так как данная игровая форма увлекает детей и рождает у них желание еще раз пережить момент захватывающего состязания. В тоже время эта форма может возникнуть и спонтанно, в контексте какой-либо другой деятельности или ситуации.
Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета – игра, шутка, проверка сил и веселье, дружеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно и мягко, так чтобы эта игра духовных сил никого не обидела, не унизила, а наоборот, возвысила и уверила в собственных возможностях, утеплила взаимоотношения в коллективе.
От игры – к познанию.
Познавательные дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не истощаясь и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
Игра «Пойми меня».
Играют две команды по 5-6 человек. Игроки каждой команды стоят на расстоянии одного метра друг от друга, после каждого тура участники меняются местами – первый по порядку становится последним. Все задания написаны на цветных карточках. Правила аналогичны правилам одноименной телевизионной игры.
Первый тур «Разминка».
Вспомните детскую игру «Сломанный телефон». Первый игрок выбирает карточку, по команде передает шепотом слово следующему. Чья команда быстрее передаст слово по цепочке? Последний игрок называет слово, которое он услышал (слова: учебник, дневник).
Второй тур – «Написать слово в воздухе».
Все игроки, кроме впереди стоящих, отворачиваются. Первый игрок выбирает карточку, прочитав слово, поворачивает второго игрока и «пишет» по буквам слово в воздухе. Ни самого слова, ни буквы произносить вслух нельзя. Если игрок не понял, ему нужно помогать головой, если понял – кивнуть. Второй игрок «пишет» слово третьему и т.д. Последний называет слово вслух. Чья команда быстрее (слова: подсказка, шпаргалка).
Третий тур «Написать слово другому на спине».
Первый игрок выбирает карточку с заданием и «пишет» указанное слово на спине второго игрока. Слова нужно писать по одной букве, второму игроку поворачиваться нельзя, нельзя произносить буквы вслух. Второй игрок «пишет» слово на спине третьего игрока и т.д. Чья команда быстрее? (слова: двойка, указка).
Четвертый тур «Угадай слово».
Первый игрок читает слово на выбранной карточке. Он должен объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался о чем идет речь; второй игрок объясняет третьему и т.д. Чья команда быстрее? (слова: директор, собрание)
Пятый тур «Написать слово на ладони».
Все игроки отворачиваются. Первый игрок выбирает карточку и «пишет» указанное на ней слово на ладони второго игрока. Произносить слова нельзя, но можно кивнуть головой – «понял» или «нет», если непонятно, написать еще раз. Второй игрок «пишет» слово на ладони третьего игрока и т.д. Последний игрок называет слово. Какая команда быстрее? (слова: парта, доска).
Шестой тур «Расшифруй слово».
Ведущий по очереди загадывает командам загадки. Загадку отгадывает только первый участник. Он должен, по очереди, подойти к каждому, сказать число которое соответствует букве алфавита (например, А – 1, Г – 4). Алфавит с числами и соответствующими им буквами висит на стене. Число называется шепотом; тот участник, которому названо число, должен добежать до стола и написать букву. Только после того, как он вернется на место, можно называть число следующему участнику. Если слово отгадано правильно и все буквы соответствуют числам, должен получиться правильный ответ загадки: «Время, когда можно, но не нужно носиться по школьным коридорам». Перемена. «Время, которое любят все школьники». Каникулы.
Седьмой тур «Спой песню».
Первый участник, прочитав название песни, должен объяснить остальным игрокам мимикой и жестами, не произнося ни одного слова, о чем говорится в этой песне. Чья команда быстрее запоет песню (песни: «Маленькой елочке холодно зимой…», «В траве сидел кузнечик…»).
Восьмой тур «Найди букву».
Все игроки отворачиваются. Первый игрок выбирает карточку и шепотом говорит второму игроку слово. Второй игрок из набора букв (перевернуты) должен найти на столе первую, принести и положить около себя на пол, передать слово следующему и т.д., пока не образуется слово. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание? (слова: глобус, звонок).
Девятый тур «Составь слово».
Ведущий раздает командам карточки со словами. Из букв данного слова нужно собрать 20 новых слов. Чья команда быстрее справится с заданием? (слова: переэкзаменовка, синхрофазотрон).
Турнир знатоков.
Две команды выбирают название и капитана.
Конкурс «Собери слово».
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги го