I вариант. 1. Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки "не": Противник - Крайнее недовольство - Горе - Отсутствие доверия - Свобода - Для справок: неприятель, несчастье, независимость, неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие, недоразумение. 2. Вставьте на место пропусков слова с "не": - В работе имеются …
- Того, кто недоучился, называют …
- Очень обидчивого человека, который не терпит шуток, называют …
Для справок: Незнайка, недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа. 3. Распределите в 2 столбика существительные с "не", указав способы их написания: (не)доумение, (не)счастье, (не)верие, (не)зависимость, (не)поладки, (не)опытность, (не)взгоды, (не)решительность, (не)годяй. 4. Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с "не", распределив их в 2 столбика: - без "не" не употребляются,
- можно заменить синонимом без не.
А) Я сидел у окна и с нетерпением ожидал окончания всех приготовлений. Б) Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля. В) Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Г) По лицу Веры Павловны пробежало недоумение. Д) Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает. 5. Найдите случаи раздельного написания существительных с "не", не соответствующие основному - противопоставлению с союзом а: А) То была не злость, не страх и не лютая досада. Б) Это был не друг мой, а просто знакомый. В) В движениях, в голосе, во взгляде мальчиков чувствовалась не решительность, а робость. 6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание "не". - (Не)вежду никакими лекарствами (не)вылеч_шь.
- Пища ут_ляет голод, знания исц_ляют (не)вежество.
- Не всё (не)настье, придёт и счастье.
- Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод.
7. Исправьте ошибки в написании "не" с существительными. - В решен__ задачи допущена не точность.
- Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.
- Несчастье, неудача пр_вели учас_ников олимпиады к побед_, а упорные тренировки.
- Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.
8. Спишите, раскрывая скобки. - (Не)смерть страшна, а страшна твоя (не)милость.
- (Не)опытность ведёт к беде.
- Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.
- (Не)скромность звучала в словах Степана, а гордость.
- (Не)знание - (не)порок, (не)желание узнать - большой порок.
- И на волю приходит (не)воля.
- Это (не)досада, (не)злость, (не)страх, а просто (не)доумение.
- С путешественниками приключилось (не)счастье.
- Не бойся (не)боли, а бойся воли.
- (Не)знакомец посмотрел на нас и отвернулся.
| II вариант. 1. Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки "не": Случайная ошибка - Рассеянность - Подчинение - Грубость - Ложь - Для справок: неприятель, несчастье, независимость, неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие, недоразумение. 2. Вставьте на место пропусков слова с "не": - Того, кому не сидится на месте, называют …
- Того, кто ничего не знает и не умеет, называют …
- Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит.
Для справок: Незнайка, недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа. 3. Распределите в 2 столбика существительные с "не", указав способы их написания: (не)видаль, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность, (не)внимательность, (не)нависть, (не)дуг, (не)справедливость, (не)ровность. 4. Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с "не", распределив их в 2 столбика: - без "не" не употребляются,
- можно заменить синонимом без не.
А) К беде неопытность ведёт. Б) Под дыханием непогоды, вздувшись, потемнели воды и подёрнулись свинцом. В) Опять недуг его свалил. Г) Холодное рассудочное отношение к злу, несправедливости, бесчестию может сделать из тебя равнодушного бессердечного человека. Д) Невидимкою луна освещает снег летучий. 5. Найдите случаи раздельного написания существительных с "не", не соответствующие основному - противопоставлению с союзом а: А) Не скромность звучала в словах рассказчика, а дерзкая гордость. Б) Добро по указу не добро. В) Не счастье помогло исследователям, а упорный, настойчивый труд. 6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание "не". - О (не)удаче сож_леть бе_полезно.
- Призн_вая достоинства друга, (не)закрывай глаза на его (не)достатки.
- Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок (не)идёт.
- (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
7. Исправьте ошибки в написании "не" с существительными. - Не искренность чу_ствовалась в его словах.
- Подкупала неискренность девочки, а её простота.
- Не знакомец (не)расслышал вопроса.
- Не приятель штурмовал крепость.
8. Спишите, раскрывая скобки. - (Не)счастье помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.
- Он убедился в (не)выгодах бродячей жизни и вернулся домой.
- Для нас всё было ясно, (не)известности уже не было.
- (Не)силой борются, а умением.
- Умные люди ценят (не)праздность, а труд.
- Наш гость отказался от ужина, посетовав на (не)здоровье.
- Помогла вам (не)удача, а хорошее знание местности.
- (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
- (Не)внимание на уроке - причина многих бед.
- (Не)воля пьёт медок, а воля - водицу.
|