Функциональные тренировки повышенной трудности

И их роль в комплексе психолого-педагогической работы

Со взрослыми заикающимися

Импровизационные или ролевые игры — наименее разработанный раздел функциональных речевых тренировок со взрослыми заикающимися. Первоначальной формой этой работы является рассказ. Полнота и выразительность рассказа определяется раскованностью, эмоциональностью рассказчика и его умением «входить в роль». Во время рассказа автоматизируются собственно речевые навыки контакта со слушателями. Материал подготавливается на индивидуальных тренировках.

На следующих, постепенно усложняющихся по трудности ролевых занятиях, проводится моделирование ситуаций сначала индифферентных для подавляющего большинства пациентов. Например, простые и развернутые приветствия знакомых при встречах на улице, на работе и пр. Выполнение этих заданий требует уже сочетания речи с движениями, умения непринужденно держаться с партнером, то есть преодоления скованности, характерной для большинства наших пациентов.

Активными участниками импровизаций выступают вначале те из тренирующихся, для которых эти ситуации не являются патогенными, и, следовательно, задания не вызывают значительных затруднений. Лишь после них в эти же оценки вводятся заикающиеся, для которых обыгрываемые ситуации в прошлом оказывались недоступными. (Темы импровизаций задаются логопедом.)

Постепенное усложнение как бы создает модель жизненной ситуации, в которой участники действуют с целью тренировки адекватного поведения. После окончания каждого ролевого занятия логопед совместно с его участниками проводит анализ речи и поведение каждого действующего лица.

Располагая анатомическими данными пациентов, педагог постепенно вводит в ролевые занятия темы, значимые для ряда участников. Вначале сценки лишь приблизительно напоминают случаи из жизни тренирующихся. Затем сюжеты все более конкретизируются. Участники импровизаций «играют себя», а потом роли тех партнеров, речевое общение с которыми еще в недалеком прошлом было невозможно и вызывало выраженные и долго не затухающие отрицательные эмоциональные реакции. Например, роль начальника отдела или участка, которому непосредственно подчинен заикающийся. «Исполнению» ролей предшествует полная их разработка. В начале подобных тренировок логопед иногда активно включается в работу, переходя от роли режиссера к роли одного из исполнителей.

Особое место в импровизациях занимают темы, связанные с болезнью. Подобные занятия требуют определенной подготовленности пациентов. На первом этапе обыгрываются выдуманные, а потом и реальные недуги, не связанные с речевыми нарушениями. Как правило, очень живо проходят импровизации на тему «В приемной у врача», где между ожидающими приема пациентами возникает своеобразное соревнование, в котором каждый старается доказать, что его недуг самый тяжелый. От выдуманных заболеваний переходят к реальным, но неречевым. И только после этого обыгрываются различные речевые неудачи, имевшие место в жизни кого-либо из членов группы. Задача логопеда при этом — дать объективную оценку поведения тренирующихся и показать малую значимость запинок в поведении человека. Очень важно в таких занятиях поддерживать и развивать правильное отношение исполнителя к обыгрываемой ситуации.

Ролевые игры и тренинги готовят заикающихся к функциональным речевым тренировкам, проводимым вне стен лечебного учреждения. Это импровизации на темы «На улице», «В магазине», «На рынке» и др., в ходе которых каждый тренирующийся должен выступить во всех ролях отрабатываемой ситуации. Кроме логопедических занятий больные подготавливаются к выходу в город на аутогенных тренировках. На тех и на других занятиях обыгрываются поведение и речь в конкретных ситуациях. Больные посещают магазины, рынки, аптеки, обращаются в театрально-концертные кассы, в киоски Мосгорсправки, пользуются телефонами автоматами и телефонными междугородными пунктами. Наконец, заикающиеся выступают в роли экскурсоводов. Но эта работа требует определенного уровня знаний и серьезной подготовки и поэтому доступа не всем пациентам.

На первых тренировках вне стен больницы все вопросы вначале адресуются логопеду и лишь после этого задаются незнакомым собеседникам. Особую значимость приобретают во время этих тренировок взаимопомощь членов лечебной группы, их желание и умение в любой момент включиться в разговор и тем помочь и поддержать товарища. Создание такого психологического климата также входит в задачу руководителя.

На этих занятиях логопед получает данные о состоянии речи больного и навыках его саморегуляции в эмоционально-насыщенных ситуациях. Здесь, как нигде, видна динамика состояния речи и поведения пациента.

На импровизированно-ролевые занятия выносятся репетиции значительного публичного выступления, которое состоится в форме концерта. Вся программа подчинена определенной теме. Подбор речевого материала проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого больного и речевого уровня всей группы. Соблюдается постепенность в усложнении характера репетиций (от индивидуальной работы с каждым — к работе в малых группах, а от них — к коллективным выступлениям). От индивидуальной работы в кабинете к коллективным репетициям можно переходить только тогда, когда отработан текст выступления и сценического поведения вообще — жеста, мимики, движений каждым участником.

Программа заключительного концертного выступления строится в определенной последовательности и включает в себя следующие виды музыкальных и речевых номеров:

1. Музыкально-поэтическое выступление с участием всей группы строится в форме контакта и имеет четкий музыкально-ритмический рисунок. Присутствие на сцене всех членов лечебной группы создает у каждого участника ощущение причастности к коллективу и значительно снижает волнение.

Монтаж состоит из коротких индивидуальных выступлений и песен. Больные с выраженным заиканием выступают в паре с хорошо говорящим партнером.

2. Далее следуют индивидуальные выступления тех больных, которым трудна ситуация ожидания.

3. Мелодекламация стихотворных и прозаических произведений используется как облегченная форма выступлений тех больных, которым выступление без музыкального сопровождения недоступно.

4. Композиция из прозы, стихов и инсценированных песен позволяет включать в общие выступления больных с различными речевыми возможностями. При правильной ориентации участников можно дать каждому выступающему предельно трудный для него речевой материал. В таких случаях происходит взаимная положительная индукция и мобилизация речевых данных каждого пациента для лучшего исполнения композиции в целом.

5. Сцены из спектаклей и инсценированные рассказы по задачам во многом совпадают с композициями, но являются более трудными для исполнителей. Импровизации и естественность движений на сцене возможна только в результате проведения серии импровизационно-ролевых игр. В каждой группе заикающихся есть люди с хорошими сценическими задатками. Их участие в постановке делает сцены яркими и эмоциональными .

6. Индивидуальные выступления с прозаическим материалом доступны наиболее подготовленным больным. Тексты должны быть интересными, время не превышать 3-5 минут.

7. Сценки-минутки, рассчитанные на 2 лица, позволяют каждому подать короткую реплику. Цель такого приема — проверка и закрепление навыка своевременного вступления в речь. Участие в коротких диалогах всех больных группы является положительным психологическим фактором особенно для тех заикающихся, которые не могут выйти на сцену с индивидуальным номером в силу возникающего в это время сильного волнения.

8. Заканчивается концерт общей песней и ведущие концерта называют выступающих.

Необычная праздничная обстановка, хороший ритм, в котором проходит концерт, бутафории и декорации создают в зале приподнятое настроение. Успех на заключительном концерте, который мы рассматриваем как наиболее трудную форму функциональных речевых тренировок, закрепляет результаты лечения и повышает веру больных в свои речевые возможности.

Роль логопеда в ходе функциональных тренировок сложна и многообразна. Во-первых, логопед должен создать в группе атмосферу дружеского участия и взаимопомощи. Только на фоне такого психологического климата функциональные речевые тренировки повышенной трудности дают положительный эффект. Во-вторых, подготовка коллективных занятий требует проведения предварительных речевых тренировок с подавляющим большинством лиц, занимающихся в лечебных группах. В-третьих, необходимо изменить негативное отношение ряда пациентов к ролевым или импровизационным играм. В-четвертых, во время импровизационных игр и в ходе функциональных речевых тренировок вне стен лечебного учреждения логопед всегда должен быть готов помочь больному. Ощущение защищенности, рожденное у заикающихся активным присутствием логопеда (особенно в начале работы) помогает устранить страх общения и вселяет веру в возможность преодоления речевых трудностей.

ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ ТРЕНИРОВОК
В ОБЩЕМ КОМПЛЕКСЕ
МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СО ВЗРОСЛЫМИ ЗАИКАЮЩИМИСЯ

Учитывая характер вторичных невротических наслоений, которыми обрастает заикание у взрослых, задачей ролевых занятий является научить наших пациентов не только успешно применять собственно речевые приемы, но и успешно владеть беседой, отстоять свою точку зрения, образно и полностью высказать свое мнение, не теряться в любых коммуникативных ситуациях.

Эту задачу мы выполняем следующими видами коммуникативно-речевых занятий: выступление в параллельной группе заикающихся с подготовленным, а позже и не подготовленным сообщением, обращение к сотрудникам лаборатории и больницы, а позже, во время функциональных тренировок вне стен больницы, к прохожим, постовым милиционерам, продавцам магазинов.

Предварительно все эти и многие другие жизненные ситуации проигрываются на ролевых занятиях.

На первых ролевых занятиях моделируются жизненные ситуации, не вызывающие тяжелых отрицательных эмоций у участников.

Например, простые и развернутые приветствия знакомых при встрече на улице, на работе, в магазине и т.д.

Постепенно, однако, моделируемые ситуации усложняются как в речевом так и в психологическом плане.

Характер роли каждого участника все более усложняется. На первом этапе ролевых занятий логопед не только объясняет задачу каждому участнику, но и на первых порах всем, а некоторым и на протяжении достаточно долгого периода, подсказывает определенные решения и реплики. Кроме того логопед следит и при необходимости корректирует речь участников Р.З., напоминает о применении чисто логопедических приемов, наблюдает за активным участием всех пациентов в работе, за выполнением каждым участником поставленной перед ним задачи.

Часто, наряду с выполнением выше названных задач, логопеду самому приходится исполнять роль, а на первых Р.З. даже основную. Конечно лучше выделить лидера из группы заикающихся, но это не всегда удается, особенно в начале занятий.

Сначала роль лидера (начальника, отца, председателя) исполняется больным, имеющим к подобной роли выраженную наклонность, позже недостатка в начальниках не ощущается.

Часто на втором этапе занятий за роль «начальника» уже борются. «Начальники» становятся более авторитарными, волевыми, часто выходят за рамки собственных «начальнических» прав.

Интересно заметить, что такие «превышения власти» более характерны для пациентов в жизни являющихся прямой противоположностью созданному ими на Р.З. образу.

Как объясняют сами пациенты, в данном случае срабатывает, часто неосознанно, компенсаторный момент. Вероятно, с этим можно согласиться. После окончания Р.З. логопед, а на втором этапе и сами участники, проводят анализ, как собственно речи, так и исполнения каждым участником его роли. Речевой разбор занятия заключается в следующем: логопед указывает больному на положительные моменты его речи. Вместе с больным выясняет, какие речевые приемы больной выполнял сознательно, а какие у больного получились уже автоматически, бегло, без акцента внимания. Отмечает некоторые (один из трех-шести, в зависимости от личности) недостатки и предлагает перейти к заключению разбора роли (обязательно с положительной оценкой).

Сначала предлагаемые к исполнению сценки лишь приблизительно напоминают произошедшее с кем-либо из участников в жизни происшествие.

От абстрактного «разговора по телефону» мы переходим к «разговору по телефону с начальником», разговор с которым в жизни был для участника Р.З. невозможен или вызывал плохую речь и выраженные, часто долго не затухающие, отрицательные эмоции. Роль такого «стрессообразующего начальника» исполняет кто-либо из участников Р.З., а позже и сам подчиненный.

Исполнению такой роли предшествует подробная ее разработка, основу роли «начальника» разрабатывает подчиненный.

Постепенно «начальник» становится все более «жестким» порой до гротеска.

Большую положительную роль в Р.З. играет юмор, добрая ирония, взаимная поддержка. Часто бывает, что участники Р.З. подсказывают товарищу аргументы против собственной точки зрения. Особое место в Р.З. занимают сценки, в которых заикающиеся иронизируют, шутят над своим речевым дефектом. Естественно не со всеми пациентами можно проводить Р.З. на эту тему, и, конечно, не сразу приступают к таким темам.

Многие наши пациенты даже в конце курса Р.З. и функциональных тренировок не могут полностью развить эту тему не только в силу собственного речевого состояния, сколько в силу патологической фиксации на своих социально-речевых воспоминаниях.

Эта часть нашей работы проводится поэтапно и включает серию последовательно усложняющихся занятий.

Приведем пример: группе заикающихся, уже обыгрывавших выше приведенные темы, дается установка — «Больные в приемной у врача». Больные начинают рассказывать друг другу о своих недугах, делиться сведениями о способах их лечения и критическими замечаниями о работе того или иного лечащего врача. Сообщают о «чудесных излечениях» своих знакомых и родных. Постепенно возникает своеобразное соревнование, в котором каждый старается доказать, что его недуг тяжелее, чем у его соседа.

Постепенно возникает своеобразное соревнование, в котором каждый старается доказать, что его недуг тяжелее, чем у его соседа. Постепенно «болезни» участников приобретают все более преувеличенные, фантастические и абсурдные формы.

На первых порах этого цикла обыгрываются «болезни», которыми никто из участников Р.З. не болел.

На следующем этапе обыгрываются «болезни» с использованием реальных анамнестических данных, но не связанных с речью.

На втором этапе занятий обыгрываются различные речевые неудачи, реально происходившие с участниками Р.З. или же с их друзьями.

Задача логопеда — дать правильный положительно-юмористический оттенок всей оценке, показать всю малозначительность речевых запинок в оценке окружающих.

Очень важно в таких занятиях собственное юмористическое отношение всех исполнителей к описываемой ситуации.

Если добиться этого сразу на занятиях не удается, ролевые занятия мягко переводятся в обычные логопедические.

Занятия такого характера, как уже было сказано выше, можно проводить после строгого отбора больных и тщательного анализа их внутреннего состояния, имея полную уверенность, что занятия не вызовут отрицательного эффекта у психотравмированного речью больного.

Более универсальны занятия, на которых участники рассказывают, а позже обыгрывают свои коммуникативно-речевые удачи.

Большой положительный эффект имеет отыгрывание положительной речевой ситуации, в которой в жизни больной потерпел неудачу.

Так как в процессе лечения наши пациенты сближаются, как на почве общего для них речевого дефекта, так и по возникающим неформальным контактам, то речевые удачи одного становятся общей удачей, а при неудаче кого-либо из членов группы сами товарищи выводят его из отрицательного состояния. Такая взаимная поддержка дает больший положительный эффект, чем беседы, проводимые логопедом, при общем индифферентном настроении группы. Эти занятия имеют большой положительный психотерапевтический эффект и способствуют значительному уменьшению страха речи.

Кроме этого подобные занятия помогают переосмыслить свой речевой дефект и дают уверенность в успешном проведении любого диалога в жизни, несмотря на возможные запинки.

На следующем этапе работы по преодолению страха речи проводятся Р.З. со всей группой заикающихся. Такие занятия являются тренировкой речевой функции в еще более сложных коммуникативных условиях.

В процессе нашей работы и анализа речевых неудач заикающихся до лечения в лаборатории, мы пришли к заключению о необходимости для наших пациентов умения заставить слушать себя до конца, в ситуациях, когда они не являются единственными или желаемыми собеседниками.

Задачей наших пациентов в такой ситуации является — мысленно четко и грамотно построить предложение и сказать его четким ясным голосом достаточной громкости и с выраженной смысловой интонацией. Такая задача нашим пациентам в начале курса занятий, как правило, недоступна. Большинство из них в жизни и не пыталось ее выполнить, ограничиваясь невербальным или же крайне сокращенным вербальным участием в беседе, тем самым редуцируя свою речь и увеличивая отрицательный опыт общения. Для успешного использования заикающимися приобретенными на занятиях в микрогруппах навыков и для их закрепления мы проводим два раза в неделю короткие индивидуальные выступления в присутствии всей группы заикающихся, логопедов и врачей.

Такие выступления строятся по принципу постепенного их усложнения.

Первые выступления— объективно легкий речевой материал, тщательная его подготовка под контролем логопеда.

Следующие выступления— материал усложняется, подготовка его становится более самостоятельной, контроль логопеда лишь при полной готовности к выступлению.

Выступления в конце курса— монологи, диалоги, общение со слушателями при полной самостоятельности подготовки.

Большее значение в преодолении страха речи имеют субботние коллективные занятия. Программа этих занятий также построена по принципу постепенного их усложнения. Эти занятия состоят из индивидуальных заранее подготовленных выступлений в течение 5-8 минут, с максимально доступным на этом этапе речевым материалом; групповых занятий с последовательным вступлением в речь, сольным неподготовленным пением, мелодекламацией и чтением собственных прозаических и стихотворных произведений. Выступление с собственными произведениями предполагает преодоление не только страха выступления, но и преодоление «авторского» волнения. Наши пациенты, как правило, быстро привыкают к этой форме работы и, видя явный положительный эффект, охотно выступают.

Для закрепления полученных речевых навыков и дальнейшего преодоления страха речи наши пациенты играют роли «прохожих» и «покупателей» на улицах и в магазинах во время Р.З. вне стен стационара. Пациенты спрашивают дорогу к близлежащим объектам, вступают в беседы с продавцами в магазинах и на рынках, выполняют некоторые другие вербально-коммуникативные задачи.

На первых занятиях вне стен стационара все вопросы предварительно задаются логопеду, который исправляет допущенные ошибки, и лишь потом задаются прохожему или продавцу. Позже пациент сам анализирует свои ошибки.

В результате таких занятий наши пациенты уже в более сложной ситуации убеждаются в собственной вербально-коммуникативной состоятельности. При наличии доброжелательного отношения членов группы друг к другу речевые неудачи воспринимаются как случайные, а успех кого-либо из товарищей положительно воспринимается и вдохновляет всех участников группы.

Роль логопеда, ведущего эти Р.З., сложна и многообразна. Перед выходом за пределы стационара логопед отрабатывает предполагаемые ситуации на занятиях в кабинете. Этой же задаче посвящаются и занятия аутогенной тренировкой этого периода.

Не менее важная задача логопеда — создать в группе атмосферу дружеского расположения и взаимопомощи между ее членами. Только при таком психологическом климате, как показал наш опыт, результаты Р.З. бывают высокими, стойкими и продолжительными.

Во время Р.З. вне стен стационара логопед должен быть готов в любой момент придти на помощь своему подопечному, пациенты всегда чувствуют эту готовность и она помогает преодолеть страх общения и вселяет уверенность.

Задача логопеда для этого цикла занятий — научить пациентов применять полученные навыки плавной речи и приемы владения беседой в сложной речевой обстановке.

Кроме того логопед получает данные о речи фольного на фоне волнения, в момент отвлечения их от мысли о качестве речи. Этим приемом достигается оценка степени закрепления полученных больным речевых навыков.

После проведения этого цикла занятий наши пациенты легко вступают в разговор у многолюдного прилавка, договариваются о ценах на рынке, свободно выясняют условия продажи в кредит, возможность бронирования номеров в гостиницах и выполняют многие другие задачи вербально-коммуникативного характера.

Выписавшись из стационара, они, как нам известно из писем и личных бесед, уже в реальной жизни успешно справляются с подобными вербально-коммуникативными ситуациями.

Одновременно эти Р.З. являются подготовительными к заключительному публичному выступлению, в котором трудность речевой ситуации еще более возрастает и приобретает несколько иной характер.

Выступления строятся в форме концерта с включением в его программу всех видов речи. Выступление подчинено определенной теме, все его части связываются ведущими концерт.

Это обеспечивает ритм всего выступления и помогает выступающим. Подбор речевого материала проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого больного и речевого уровня всей группы. Время подготовки каждого участника определяется индивидуально. В процессе подготовки соблюдается постепенность в усложнении материала и характере репетиций. От индивидуальной работы в кабинете к коллективным репетициям следует переходить лишь тогда, когда текст уже в основном отработан и не вызывает значительных речевых затруднений.

Программа заключительного выступления строится в определенной последовательности и включает в себя следующие виды речевых и музыкальных номеров:

1. Групповое музыкально-поэтическое выступление, в котором участвует вся группа.

2. Индивидуальные выступления со стихотворным материалом.

3. Стихотворно-прозаическая композиция.

4. Выступление с прозаическим материалом.

5. Мелодекламация стихотворного и прозаического материала.

6. Композиция из стихотворного и прозаического материала и инсценированных песен.

7. Сцены из спектаклей и инсценированные рассказы.

8. Короткие юмористические сценки с 2-4-мя участниками.

9. Представление участников.

10. Заключительная песня.

1. Групповое музыкально-поэтическое выступление с участием всей группы дает возможность пациентам привыкнуть к сцене и почувствовать ритм всего выступления. Оно строится в форме контакта и имеет четкий музыкально-ритмический рисунок. Такое начало дает чувство причастности к коллективу и значительно снижает страх речи. Больные с сильно выраженным страхом речи включаются в такое выступление с паре с сильным партнером или в хоровом пении. Такое начало концертной программы во многом обеспечивает хорошую речь и создает продолжительный эмоциональный настрой на дальнейшее участие в концерте.

2. Со стихотворными произведениями в начале концерта выступают те больные, которым труднее переносить ситуацию ожидания.

3. Стихотворно-прозаическая композиция — одна из наиболее трудных форм группового выступления. В ней участвуют больные, которым в силу выраженного страха общения трудно выступить индивидуально, или те, которым перед своим индивидуальным выступлением необходимо для угашения страха речи выступить в группе. Связанное тематически и подчиненное единому ритму выступление группы, где общий успех складывается из успеха отдельных ее членов, играет положительную мобильную роль и позволяет добиться высокого качества речи.

4. Наиболее подготовленные больные выступают с прозаическим материалом. Содержание должно быть интересно, время выступления не должно превышать 3-5 минут. Подготовка предусматривает как собственно отработку речевого материала, так и сценического поведения, что заключается в работе над жестами, мимикой, интонацией и движениями.

5. Как облегченная форма выступления нами применяется мелодекламация. Специально подобранное музыкальное сопровождение помогает успешному речевому выступлению со стихотворным, а иногда и прозаическим материалом тем больным, которым этот материал без музыкального сопровождения недоступен.

6. Композиция из прозы, стихов и инсценированных песен позволяет включить в общее выступление больных с самыми разными речевыми возможностями. При правильной ориентации участников и создания единого ритма всей композиции можно дать каждому выступающему предельно трудный речевой материал. В таких случаях происходит взаимная положительная индукция и мобилизация всех возможностей каждого для лучшего исполнения всей композиции.

7. Сцены из спектаклей и инсценированные рассказы по своим задачам во многом совпадают с композициями, но являются более трудными по исполнению. В каждой группе больных можно выявить людей с хорошими сценическими задатками. Некоторые наши пациенты часто не подозревают о своих способностях. Если их выявить, то участие этих больных в постановках делает сцены яркими и эмоциональными. Относительная возможность импровизации, отработанные и естественные движения на сцене помогают войти в образ всем участникам. Активное использование бутафории и декораций помогает подавлению волнения и способствует созданию приподнятого праздничного настроения.

8. Короткие юмористические сценки позволяют каждому участнику выступить с короткой репликой, обращением или ответом.

Задача такого выступления — умение вовремя подать реплику т.е. вступить в речь в четко заданное время.

Чисто психологическим аспектом следует считать выступление с прозаическим материалом наименее подготовленных больных, для которых эта форма выступления в прозе является единственно доступной. Краткость выступления и его выраженная юмористическая окраска помогают нашим пациентам, которые не выходят на сцену с объемными прозаическими произведениями в силу своей быстрой истощаемости или же в силу возникающего во время выступления волнения.

9. Ради сохранения высокого темпа выступления мы отказались от объявления исполнителей перед началом каждого номера. Однако, чтобы избежать обезличивания и повысить личную ответственность каждого, мы ввели представление участников перед заключительной песней.

Проводят это представление ведущие концерта, в задачу которых входит:

1. Ведение конферанса.

2. Объявление автора и названия исполняемого произведения.

3. Представление участников выступления.

10. Все выступление заканчивается общей хоровой песней. Продолжительность концерта не превышает, как правило, 1 часа 25 минут.

Композиция всего выступления и отдельных его частей должна отвечать определенным требованиям: первые номера должны быть наиболее эффектны, зрительны и хорошо отработаны в речевом плане. Текст, предлагаемый для выступления, должен обязательно нравиться исполнителю, т. к. только в этом случае многократность его повторения на репетициях не приводит к переигрыванию. Индивидуальные выступления, по возможности, объединяются по темам. Это хорошо воспринимается зрительно, создает взаимную заинтересованность и ответственность выступающих. Репетировать частично отработанные номера, объединенные по темам, лучше, по возможности, в той аудитории, где будет происходить заключительное выступление.

Вспомогательный положительный эффект имеет декорационно-бутафорское оформление, в подготовке которого, по мере сил и способностей, принимают участие все выступающие.

На важность и обязательность заключительного выступления, как функциональной тренировки в эмоционально сложной речевой обстановке, больным указывается с первых дней их пребывания в стационаре. Все групповые еженедельные занятия, а так же ролевые занятия как в стационаре, так и вне его рассматриваются не только как самостоятельные, но и как подготовка к завершающему выступлению. На репетициях отрабатываются не только собственно исполнительские моменты, но и промежуточные, такие как конферанс, выход на сцену и уход с нее групп и солистов, расстановка декораций, свет, музыкальное сопровождение. Расстановкой бутафории занимаются больные с наиболее выраженным страхом речи. Частые выходы на сцену в качестве рабочих сцены готовят их к речевому выступлению перед зрителями.

В результате таких занятий прошедшие курс комплексного медико-педагогического воздействия в нашей лаборатории приобретают навыки плавной речи в значимой коммуникативно-речевой ситуации и могут успешно справляться с возникающим волнением.

Успешное выступление на заключительном концерте, как наиболее сложном этапе комплексного медико-педагогического воздействия, закрепляет положительные результаты лечения и укрепляет веру больных в свои речевые возможности.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В КОМПЛЕКСНОЙ
СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Аутогенная тренировка является одним из методов релаксации.

Аутотренинг проводят перед началом логопедического занятия для нормализации тонуса мышц артикуляционно-голосового аппарата, преодоления скованности, напряжения в области диафрагмы и судорожных приступов в конечностях.

Аутогенная тренировка активизирует самостоятельную работу проходящих курс лечения, так как внимание заикающихся концентрируется не только на расслаблении отдельных мышечных групп, ликвидации судорог, сопутствующих движений, но и на практических приемах самостоятельной регуляции мышечного тонуса. Аутогенная тренировка важна как один из методов, которым овладевают заикающиеся в стенах медицинского учреждения, а затем используют в самостоятельной работе для профилактики рецидивов. Сеансы аутогенной тренировки должны начинаться на самых ранних этапах лечения для получения необходимого эффекта. При этом необходимо помнить, что метод аутогенной тренировки не может быть самостоятельным, а рассматривается лишь в комплексе медико-психолого-педагогической работы по преодолению заикания.

Необходимым условием является сознательное отношение пациента к проведению аутогенной тренировки, поэтому лучше проводить занятия данного вида с заикающимися подростками или взрослыми.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Приготовьтесь к занятиям аутогенной тренировкой. Содержание каждой фразы, которую Вы услышите, ярко себе представьте и прочувствуйте.

Я настраиваюсь на занятие аутогенной тренировкой. Принимаю удобное положение. Делаю спокойный и глубокий вдох и такой же спокойный выдох. Закрываю глаза. Перед моим внутренним взором я вижу серое равномерное пространство. Это напоминает темное беззвездное небо. Всматриваюсь в это пространство и успокаиваюсь. Посторонние мысли, звуки, шумы, речь отбрасываю. Я ничего не слышу. Все постороннее отбрасываю. Окружающий внешний мир уходит из моего сознания.

Я спокоен и сосредоточен. Мне спокойно и хорошо. Состояние приятного покоя постепенно нарастает.

Перехожу к дыхательной гимнастике и релаксации. Сосредотачиваю свое внимание на дыхании. Мое дыхание становится ровным, ритмичным, ненапряженным. Начинаю сочетать дыхание со счетом про себя. На три счета делаю вдох, после чего на счет шесть — замедленный равномерный выдох. При каждом выдохе расслабляюсь. Я выдыхаю утомление, я выдыхаю напряжение.

Я успокаиваюсь. Повторяю такие дыхательные циклы 5-6 раз. Пауза 30-40 секунд. Заканчиваю дыхательную гимнастику. Больше о дыхании не думаю. Мое дыхание становится естественным, непринужденным, незаметным. Мне спокойно и хорошо. Без всякого напряжения поддерживаю удобное положение тела. Мое тело сливается с опорой. Мое тело вписывается в опору. Мне удобно и хорошо.

Перехожу к мышечному расслаблению. Сосредотачиваю мое внимание на лице. Мышцы лица расслаблены. Чувствую полное спокойствие лба и переносицы. Расслаблены мышцы глаз. Мой взор устремлен в бесконечность, в бесконечно серое туманное небо. Нарастает, усиливается ощущение полного покоя. Расслабляются мышцы век. Веки приятно тяжелеют и слипаются, как перед засыпанием.

Расслабляются мышцы щек. Расслабляются жевательные мышцы. Губы едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Все мое лицо спокойно и неподвижно. На моем лице маска покоя. Вся моя голова отдыхает. Она становится легкой, невесомой. Расслабляются затылочные мышцы, расслабляются мышцы шеи. Волны приятного покоя растекаются по моей голове, по моей шее и распространяются по всему телу. Приятное чувство расслабления и истомы охватывает мышцы туловища. Плечи свободно опущены, руки лежат как плети. В груди легко и свободно, легко и спокойно.

Мышцы живота и спины расслабленны. Расслабленны мышцы живота и спины.

Расслабляются мышцы ног. По ногам проходит волна расслабления. Расслабляются мышцы бедер, мышцы голени, расслаблены стопы.

Все мое тело отдыхает. Исчезли последние остатки напряжения. Отдыхает каждая мышца моего тела, отдыхает каждая клетка моего тела. Приятно не двигаться, приятно ни о чем не думать. В моей нервной системе преобладают медленные ритмы покоя. Мой мозг вспоминает состояние полного безмятежного покоя. Отдыхает весь мой организм. Мне легко и приятно.

Перехожу к управлению мышечным тонусом. (2 раза) Сосредотачиваю внимание на руках. Мои руки приятно тяжелеют, наливаются приятной усталостью. Приятная тяжесть в руках усиливается. Тяжесть нарастает. Мои руки приятно тяжелые, тяжелые.

Сосредотачиваю свое внимание на ногах. Тяжелеют мои ноги. Приятная тяжесть притягивает мои ноги вниз. (2 раза) Мои ноги приятно тяжелые. (2 раза) Волны покоя разливаются по всему моему телу. Отдыхает каждая нервная клеточка, отдыхает мой мозг, никаких воспоминаний, никаких переживаний.

Я отдыхаю!

Время замедляет свой бег, я перестаю ощущать течение времени, время останавливается. Приятно ни о чем не думать. Хочется остаться в этом состоянии. Мой мозг, мое тело отдыхают.

Перехожу к расслаблению сосудов. Ярко представляю себе, что мои руки омывает приятная теплая вода. Мои руки опущены в теплую воду. Как можно ярче представляю себе это ощущение. Вспоминаю его.

Стараюсь почувствовать как в кончиках пальцев пульсирует кровь. Прислушиваюсь к тому, как крохотные молоточки стучат в подушечках моих пальцев. Чувствую как в кончиках пальцев рук пульсирует кровь. Прислушиваюсь к тому, как крохотные молоточки стучат в подушечках моих пальцев.

Приятное тепло растекается по моим рукам, от плеча через предплечье к кистям и к пальцам рук. Это расправились, расширились кровеносные сосуды моих рук.

Перевожу мое внутреннее внимание на ноги. Стараюсь ярко представить себе, что мои ноги опущены в теплую воду. Вспоминаю это ощущение. Тепло разливается в моих стопах, голенях, бедрах. Теплая кровь приливается к моим стопам. Пульсирует в них, согревает их. Мои ноги наливаются приятным теплом. Ощущение тепла разливается по всему телу и успокаивает меня. Я лежу в теплой ванне.

Появляется чувство невесомости. Все тревожное, волнующее, неприятное ушло. Оно растворилось в тепле и покое.

Концентр

Наши рекомендации