Виды ролевых игр и тренингов

КТО ЕСТЬ КТО

Участники группы записывают на бумаге ответы на несколько вопросов касающихся причин их заболевания, их переживаний и поведения, шутливые вопросы: чтобы ты сделал с крупным выигрышем по лотерее? какие вещи взял бы с собой на необитаемый остров? За каждый правильный ответ и за каждую правильную расшифровку автора начисляется очко.

ИНТУИЦИЯ

Игра ориентирована на нового или малознакомого члена группы, который лишь только представился в короткой беседе или монологе. Затем он записывает свои ответы на односложные однозначные вопросы (у меня есть дети — нет детей, я оптимист — пессимист, люблю легкую музыку — серьезную и т.д.), а члены группы пытаются отгадать его ответы.

ТАМОЖНЯ

Каждый член группы до пяти раз подряд входит в помещение, причем только однажды прячет под одеждой какую-то ценную вещь. Остальные же по его поведению и высказываниям пытаются отгадать, в каком из выходов он что-то спрятал.

КТО ТЫ

Все члены группы отвечают на вопрос «кто я», причем каждый ответ пишется на бумаге. Игра происходит без начисления очков, она воздействует как предпосылка для последующего саморазоблачения.

ЯЗЫК ТЕЛА

При помощи рук, лица, пантомимики или контактов с выбранным лицом члены группы показывают те или иные эмоциональные состояния. Очки начисляются как за правильный показ эмоций, так и за верное исполнение роли наблюдателя.

АТОМНАЯ КАТАСТРОФА

Игра моделирует экстремальные ситуации, где требуется мгновенное решение и конфронтация оставшихся в живых между собой с распределением ролевых функций по социальному статусу.

РОНДО

Так называются игры по кругу, когда вначале все высказываются по очереди на определенную тему, затем опрашивается состояние робких в отношении их принятия другими («рондо обратной связи») и вариации рондо: выражение чувств, думы о соседе справа, карикатурное изображение соседа, «передача эстафеты».

ЗА СПИНОЙ

Слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится процесс их обсуждения и «проработки».

СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ

Педагог дает 15 секунд для общения членов группы по кругу. Задание: успеть сказать что-то важное за столь краткое время, лишает заикающихся времени на фиксацию своих трудностей говорения: некоторые «выпаливают» первое, что приходит в голову, но тем самым избавляются и от страха говорения за счет игрового характера темпераментной игры. Иногда молчание самого педагога заставляет задуматься членов группы и тоже вводит их в стрессорное состояние, которое может стать «целебным», стимулирующим ученика к исполнительности и дисциплинированности.

БЕССЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

В определенных ситуациях бывает полезно предложить членам группы выразить свои чувства к товарищу не словами, а прикосновением, кивком головы, поднятием руки и т.п.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СОЦИОГРАММА

Применяется при обсуждении отношений между определенным членом группы и всей группой. Для наглядности все пациенты свободно размещаются в пространстве. Например, члены группы встают вокруг своего товарища, который находится в центре помещения. Мизансцена и дистанция являются достаточно четкими факторами для диагностики отношения группы к испытуемому.

Точно так же и он сам, становясь в центре площадки, посредством жестикуляции приближает к себе тех или иных членов группы, кого-то удаляет. Потребность в индивидуальной дистанции между одним испытуемым и всей группой, как единого целого, проверяется при помощи «делового круга», который может останавливаться на любом расстоянии. При исследовании целостной структуры ситуации в группе каждый ученик расставляет и поворачивает кресло так, как ему кажется, оно будет находиться «ближе к центру группы», либо все члены группы рассаживаются в зависимости от собственных симпатий на различные расстояния и представляют собой живую «социограмму», которую можно дальше корректировать педагогическими средствами.

При разборе социограммы важно учитывать следующие интерперсональные ситуации:

1. доминирующее положение одного из участников группы;

2. защита: кто кому пытается помочь, чьи интересы защищает;

3. симпатии: кто кому пытается доставить радость, кто кому симпатизирует;

4. общительность: на кого направлены валентности общения;

5. требование внимания: чьего внимания добивается член группы, от кого зависит, кем восхищается;

6. зависимость: с кем советуется, у кого ищет поддержку;

7. подчиненность: с кем не уверен в общении;

8. соревновательные тенденции: оценка превосходства другого, «спортивный азарт» обогнать его в чем-то;

9. недоверие: предубеждение к кому-то из членов группы в злом умысле, нанесении обиды, кто является источником нанесения обиды;

10. антипатия: дистанция и «непереносимость» кого-то из членов группы;

11. агрессия: обвинение и критика, в адрес кого направлена. Те же позиции разбираются и в отношении воспринимающего интерперсональные акции, но с обратным знаком, например, при разборе доминирующего положения учитывается тот, кто вас убеждает в своем мнении, при защите, кто за вас заступается и т.п.

Психогимнастические приемы хорошо сочетаются с ролевыми этюдами. К таким упражнениям относятся, например, чередование пантомимических выражений чувств человека, стоящего в круге, напротив или в центре крута, пантомимическое выражение стремления индивидуума проникнуть внутрь или выйти за пределы круга, расстановка на доминирующих и подчиненных, пародирование ролей отдельных членов групп, игры в королевство, кораблекрушение, жизнь на необитаемом острове. Во время этих игр легко обнаруживаются важные для последующей коррекции психодиагностические особенности заикающихся — как личностно-индивидуальные, так и групповые: группировки — коалиции, агрессивные тенденции и пр. Полезен бывает и розыгрыш фантастических этюдов, связанных с пребыванием на иной планете.

«Психорисунок» способствует той же цели — проективного диагностирования особенностей учеников. Для рисования использовались следующие темы: «наша группа в прошлом и теперь», «мои ощущения от товарищей», «их и мое место в группе», «какую позицию хотел бы занять», «как я себя представляю в будущем», «изображение несуществующего животного и символическое обозначение его». От конкретных рисунков можно уже переходить к изображению более абстрактных тем: «заикание», «напряженность», «агрессия», «сплоченность» и т.п.

Иногда полезно для развития фантастического воображения в игровых этюдах использовать имаготренировку с представлением себя на необитаемом острове, под водой, при восхождении на гору и т.д.

Иногда для подталкивания воображения преподаватель может использовать авторитарное — директивное педагогическое внушение наяву: «смотри внимательнее», «скатерть на столе красного цвета!». Тренировке этих же качеств способствовало предварительное «мысленное представление ситуации, «идеомоторная» тренировка.

Музыкальное сопровождение. Соответствующий музыкальный материал вызывал «установку» на воображение ситуаций или использовался как фон с функциональным назначением музыки.

После «встречных» игр, пантомимические упражнения усложнялись за счет введения физических нагрузок: силовые игры на «пережатие» руки противника, прижатие его к полу, элементы «карате» с имитацией нанесения «ударов». Психологическое усложнение задач шло, кроме «линии физических действий» по линии усложнения «предлагаемых обстоятельств» и введения основных элементов драмы-«конфликта». С этой целью проводились:

1) упражнения «диалог руками» — общение только мимикой и пантомимой, жестами, касаниями;

2) упражнение «беспомощный» — один партнер изображает расстроенного человека, другой успокаивает его;

3) упражнение «доверие»: один падает назад с закрытыми глазами, другой сзади в самую последнюю минуту ловит его;

4) упражнение «поводырь» — один ведет другого с закрытыми глазами, который всецело подчиняется первому;

5) упражнение «ежик» — один сворачивается, другой старается раскрутить его;

6) упражнение «общение спинами» — два партнера сидят спиной друг к другу, пластикой решения выражая какую-то задачу;

7) упражнение на проникновение в круг и попытку вырваться из него;

8) упражнение на передачу чувств по кругу: все сидят, закрыв глаза, и передают дальше (уже с открытыми глазами) полученное впечатление или чувство.

Действенными факторами такой групповой педагогической работы оказались сами по себе чувства членства к группе, такие как принадлежность к референтной, значимого для заикающегося коллектива «здоровой речи», той группы, в которой обучают доверию и правильной речи, поведению, лишенному прежних патологических «задержек». Кроме того, поддержка оказывается не только на словах, а в эмоциональном контакте, который возникает за счет театрализованных средств воздействия (ролевые факторы, игры, музыкальное сопровождение, рисунки и т.п.).

«Принятие» в группе происходит «здесь и теперь» со всеми недостатками и достоинствами заикающегося — «целиком» помогают созданию этой атмосферы само- и взаимопомощь. Обратную связь в групповых играх оказывает регулирующий эффект, способствующий тренировке самоконтроля и самореализации.

ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ

Практический опыт тренировки сензитивности был обогащен одним из родоначальников социально-психологического тренинга К. Роджерсом (1937), который разработал форму работы Т-групп (тренинговые группы), как интенсивного взаимодействия в атмосфере доверительности и взаимопомощи в малых группах, которые в последующих технологиях назывались как «группы встреч» (открытого общения) и т.п.

Субъект общения в наших методиках «активного социального обучения» рассматривается и понимается в функциональном единстве процессов отражения, отношения и обращения. Само название «активного социального обучения» говорит о социально-дидактической ориентации такого воздействия на личность и ее подструктуры и может и должна осуществляться с педагогической целью, хотя этими методиками сейчас пользуются не только педагоги, но и психологи, психиатры и психотерапевты. Если тренировка проводится для общих неспецифических задач общения, то ее основная ориентация направлена на повышение «сензитивности» именно к межличностным проблемам, при специальной ориентации. Внимание направляется на тренировку значимых воспринимающих анализаторов (двигательного, слухового, зрительного).

Основная задача проводимой тренировки сензитивности — это выработать умение учащегося сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку в его поступках, мыслях и переживаниях. Опыт работы с заикающимися, нуждающимися в сопереживании, убедил нас в пользе такого рода работы. Собранные материалы: дневники, самоописания заикающихся и основной метод педагогики — наблюдение и опрос, свидетельствуют о том, что тренинг сензитивности позволяет осуществить следующие положения :

1) научить с помощью тренировки понимать другого человека как субъекта и как личность с ее специфическими подструктурами, своими волевыми, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями, то есть смотреть на явления «глазами другого»;

2) тренировка позволяет, научаясь понимать другого, еще лучше понять истинные мотивы собственных действий, чему способствует «обратная связь» и все каналы групповой работы, как «в зеркале» отражающей взаимодействия между людьми, их поведенческими реакциями и личностными характеристиками, включая и мотивацию субъекта и его поступков;

3) тренировка дает возможность выработки вариативного поведения, избегать категоричности, ригоризма и других форм инертного поведения заикающихся, подчас в силу болезни проявляющих косность и боязнь интерперсонального «обнажения». Вследствие же сензитивной тренировки общение делается более открытым, психические процессы у закиющихся в условиях «доверительного» взаимодействия протекают без излишней фиксации на речевых формах общения за счет наработанных в игре и в исполнении пантомимических упражнений «открытости» психики, преодоления привычного способа поведенческого реагирования, которое приобретает теперь альтернативный характер.

По С.В. Гипиусу основными признаками сензитивности являются следующие:

1) устойчивые проявления общего темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций — скорость их возникновения и развертывания, их длительность и «эффект последействия»;

2) устойчивые проявления психомоторного ритма — способа переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность перехода (наиболее показательным является тут способ переключения, связанный с пластичностью всей мозговой организации человека);

3) характер силы реакции, которой человек отвечает на самые различные раздражители;

4) характер глубины реакции, о которой можно судить, главным образом, по глубине следовых реакций, глубине запечатлевания непосредственных образов и яркости образующихся представлений и их ассоциаций.

Изначальная сущность сопереживания — одна из первых стадий развития динамического потенциала — подражание. Естественный спутник всякого подражания — микромимика, но она еще не является проявлением активного перевоплощения.

Важным корригирующим личностно-характерологические черты тревожности и замкнутости у заикающихся было обучение их сопереживать эмоциям радости и юмора. «Ни в чем не проявляется характер людей так, как в том, что они считают смешным», — писал Гёте.

Описанные в предыдущем разделе конкретные материалы и методики социально-психологической тренировки общения избавляют от необходимости изложения тренинга эмпатии, поскольку для этих целей используются те же способы. Наиболее часто для воспитания сопереживания используются упражнения на «смену ролей», и тогда более эффективно один человек начинает понимать и сочувствовать другому.

Важно не только научиться «входить» в роль другого и в его чувства, но и «выходить» из перевоплощаемого образа. Здесь помогают не только способ «переживания» («перевоплощения») — театра Станиславского, «театр переживания», но и приемы «отчуждения» (по Б. Брехту), заимствованные из приемов «театра представления».

По К. Роджерсу, который одним из первых авторов дал определение эмпатии, это положение также разделяется: «эмпатический» способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что Вы оставляете в стороне свое «я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле, они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят. Далее Роджерс пишет: «Быть эмпатичным трудно, это означает быть ответственным, активным, сильным, и, в то же время, — тонким и чутким».

Еще у Г.Д. Неткачева находим в монографии «Новый психологический метод» коллективный метод коррекции речи заикающихся, где они делились удачами и неудачами, преодолевая в коллективе свои нарушенные приемы общения. Автор проводил беседы просветительного характера, в которых разъяснялась сущность заикания и приемы преодоления страха перед общением, методы самоисправления речи. Помимо ведения дневников, заикающимся предлагалось самим во время их коллективных дискуссий и обсуждений делиться «проблемами и поражениями, ничего не скрывая и не преувеличивая».

Мы также взяли методы ведения дневников и организацию «коллектива здоровой речи и правильного поведения» на вооружение и включили эти педагогические приемы в общую систему коррекции заикания с элементами театральной педагогики.

В процессе психакоррекционной работы с заикающимися, в групповых беседах и дискуссиях, мы сосредотачивали внимание учащихся на необходимости преодоления конфликта между социальными и идеальными потребностями, то есть развивали сверхсознание личности. Опираясь на понимание П.В. Симоновым сверхсознания, мы объясняли его механизмы, которые защищают потребность личности от превратностей внешних явлений, набор «шаблонов поведений», данный в ролевых играх, делает богаче «психические мутации», дающих большую свободу поступкам личности; избавляя от имеющейся узости своих интересов, сосредоточенных на заикании.

Наши рекомендации