Будут ли дети постоянно прелюбодействующей замужней женщины мамзерами

Вообще говоря, не следует жениться на женщине, привыкшей к прелюбодеянию. Впрочем, Талмуд разъясняет, что если мужчина должен выбрать между прелюбодейкой и дочерью прелюбодейки, выбор неочевиден.

Мудрецы разошлись во мнениях по вопросу о том, на ком из этих двух женщин целесообразнее жениться. У прелюбодейки есть и недостаток, и достоинство: с одной стороны, она прелюбодействует (недостаток), с другой стороны, нет опасения, что она — мамзерка[103] (достоинство). У дочери прелюбодейки есть свои недостаток и досто­инство: с одной стороны, существует опасение, что она — мамзерка (недостаток), с другой — она не прелюбодействует (достоинство).

По мнению мудреца по имени Шмуэль, предпочтительнее жениться на прелюбодейке, порядочное происхождение которой бесспорно, поскольку ее мать не имела привычки прелюбодейство­вать, нежели на дочери прелюбодейки, которая может оказаться мамзеркой.

Другой мудрец, рабби Йоханан, полагал, что следует предпочесть дочь прелюбодейки, пока что не скомпрометированную, женщине, прелюбодеяния которой общеизвестны, ибо мужу запрещено сохра­нять при себе жену-прелюбодейку.

Галахический вывод гласит, что следует предпочесть дочь, поскольку она, скорее всего, не мамзерка, ибо хотя ее мать и пре­любодействовала с посторонними мужчинами, все же число ее половых актов с мужем существенно превосходило число половых актов с любовниками. Поскольку Галаха в таких случаях опирается на относительное число половых актов, дочь прелюбодейки не счи­тается мамзеркой.

Один из учеников, рав Амрам, спросил: что говорит закон о слу­чае, когда женщина является настолько экстраординарной прелю­бодейкой, что число ее половых актов с любовниками вполне могло превосходить число половых актов с мужем? Следует ли в таком слу­чае подозревать, что ее дети — мамзеры?

Ему ответили: ответ зависит от того, какой теории зачатия мы сле­дуем. Некоторые из мудрецов полагают, что женщина может забере­менеть только за несколько дней до начала очередной менструации. Если это так, дети экстраординарной прелюбодейки — мамзеры, ибо муж не знает, когда начнется следующий менструальный цикл, и поэтому не может предотвратить измены жены в подходящие для зачатия дни.

По мнению другого мудреца, женщина беременеет в день, когда идет в микву (согласно нынешней Галахе, отличающейся от Галахи времен Талмуда, обыкновенно через 11-14 дней после начала мен­струации). Поскольку муж знает, когда его жена идет в микву, в рам­ках этой теории можно говорить лишь об осторожном сомнении в том, что ее дети — от мужа; следовательно, они — не мамзеры.

Откуда берется это опасение? С одной стороны, поскольку муж знает, когда его жена может забеременеть, резонно предположить, что ему удастся уследить за ней в критический период, тем более что у него есть немалый интерес в этом преуспеть (предотвратить мамзерство детей). С другой стороны, поскольку жена — экстраорди­нарная прелюбодейка, весьма вероятно, что она сумеет перехитрить мужа даже при таких обстоятельствах.

Это сомнение Талмуд оставил неразрешенным.

Вавилонский Талмуд,

трактат Сота 26б—27а

ЦАРЬ ИУДЕИ ЙЕОЯКИМ СДЕЛАЛ СЕБЕ ТАТУИРОВКУ НА ЧЛЕНЕ

Мудрецы Мишны перечислили израильских и иудейских царей-злодеев, у которых нет доли в будущем мире. Это Яровам бен Неват, Ахав и Менаше.

Мудрец по имени Рава спросил у мудреца по имени Раба бар Мери: почему мудрецы Мишны не включили в этот список царя Йеоякима? Ведь Библия прямо утверждает, что Йеояким был зло­деем: «А остальные деяния Йеоякима и мерзости его, какие он делал, и которые были на нем обнаружены, описаны в книге царей Израиля и Иудеи» (Хроники II 36,8).

Мудрецы истолковали слова «которые были на нем обнаружены» в том смысле, что на половом органе царя была обнаружена татуи­ровка с изображением идола.

Некоторые мудрецы дали другое толкование этих слов: Йеояким вытатуировал на своем половом органе божественное имя для того, чтобы оскорбить Бога Израиля.

Так или иначе, Йеояким был большим злодеем. Отчего в таком случае мудрецы не включили его в список израильских и иудейских царей-злодеев?

Раба бар Мери ответил: не имею ни малейшего понятия.

Вавилонский Талмуд,

трактат Сангедрин 103б

Наши рекомендации