Зубной врач вырвал зуб своему рабу в ходе лечения

Как мы уже знаем[101], Тора учит, что если еврей-хозяин ударит сво­его нееврея-раба в глаз и повредит его, раб выходит на свободу, как сказано: «И если ударит кто раба своего в глаз или рабыню свою в глаз и повредит его, то должен отпустить его на волю за глаз его» (Исход 21,26). В следующем стихе сказано то же самое о зубе.

Мудрецы подробно обсуждали закон об освобождении раба вслед­ствие ущерба, нанесенного ему ударом господина. Например, рассуж­дали они, если господин ударил раба в глаз и повредил его, но не пол­ностью (и раб продолжает видеть этим глазом), то если частичная утрата зрения лишила раба трудоспособности, он выходит на волю; если же раб не потерял работоспособность, он остается в неволе.

Мудрецы разошлись во мнениях в следующем случае. Допустим, господин, глазной или зубной врач, оказывал своему рабу медицин­скую помощь и в ходе процедуры повредил глаз или вырвал зуб. по мнению одного мудреца, раб выходит на волю; по мнению другого мудреца, раббана Шимона бен Гамлиэля, раб остается в неволе.

В чем причина этого разногласия? Разумеется, в интерпретации стиха Торы: «Если ударит кто раба своего в глаз... и повредит его».

Раббан Шимон бен Гамлиэль интерпретирует выражение «и повредит его» в том смысле, что раб выходит на волю, лишь если господин повредил ему глаз намеренно, однако если он сделал это по ошибке, например, при оказания медицинской помощи, раб оста­ется в неволе.

Ученики спросили: интерпретация раббана Шимона бен Гамли­эля выглядит очень убедительной. Как интерпретирует слова Торы «и повредит его» его оппонент?

Им ответили: слова «и повредил его» указывают, что если госпо­дин принимал роды у своей рабыни и, засунув руку во влагалище, повредил младенцу глаз, то младенец не выходит на волю.

Естественно спросить: какая разница между акушерством и лече­нием глаз? Оказывается, дело в том, что глаза являются узкой спе­циализацией глазного врача, так что от него можно ожидать акку­ратного обращения с ними. Поэтому если он повредил глаз рабу, тот выходит на свободу. Однако акушер занимается, как известно, родовспоможением, а не глазами; поэтому если он повредил мла­денцу глаз, тот на свободу не выходит.

Мудрецы установили также, что если господин выбил глаз сле­пому рабу, тот выходит на свободу, хотя и раньше ничего не видел, — ибо удар господина лишил раба одного из членов.

И еще: даже если у раба были от рождения лишние члены (напри­мер, шесть пальцев на руке), и господин отрезал один из них, раб все равно выходит на свободу. Один из мудрецов, рав Гуна, уточнил, что для этого лишний палец должен находиться рядом с остальными, в одном ряду. Но если отрезанный господином лишний палец нахо­дится не на месте, не в ряду с другими, раб не выходит на свободу.

Вавилонский Талмуд,

трактат Кидушин 24б—25а

ВРЕДНЫЙ ВОЗДУХ ЯМЫ

Согласно закону Торы, человек, вырывший яму, куда упал бык, погибший при падении, должен возместить хозяину быка его полную стоимость, как сказано: «И если раскроет кто яму или выко­пает кто яму и не покроет ее, и упадет в нее бык или осел; то хозяин ямы должен заплатить; серебром вернет хозяину их, а труп будет его» (Исход 21,33-34).

Мудрецы Мишны объявили, что исполнение этого закона зависит от того, является ли яма достаточно глубокой, чтобы убить быка, или она, вообще говоря, способна лишь причинить ему ущерб. Они установили, что смертельно опасной для быка является яма глуби­ной в десять тефахов (около метра) и более. Не столь глубокая яма может причинить быку ущерб, но не убить его.

Мудрецы разошлись во мнениях по вопросу о том, почему Тора обязывает человека, выкопавшего яму (а не кого-нибудь другого), оплатить причиненный ею ущерб.

По мнению одного из мудрецов, — Рава, человек, вырывший яму, должен оплатить стоимость быка оттого, что быка убивает воздух ямы, а не удар о землю; ведь если бы бык погиб от удара о землю, вырывший яму ничего не должен был бы хозяину быка, поскольку дно ямы ему не принадлежит.

По мнению другого мудреца, Шмуэля, выкопавший яму должен оплатить и ущерб, причиненный ударом о землю.

Это разногласие имеет практическое значение в случае, если речь идет не о яме, а о построенном человеком возвышении высотой в десять тефахов и более; если бык упал с этого возвышения и погиб, по системе Рава (считавшего, что причиной гибели быка в случае с ямой был воздух ямы, а не удар о землю), тот, кто его построил, не обязан платить компенсацию, ибо в данном случае вредного воздуха не было (по его мнению, такой воздух может быть лишь в закрытом месте — яме). Однако по системе Шмуэля, полагавшего, что ущерб, причиненный ударом о землю, тоже должен быть опла­чен, строитель возвышения должен выплатить хозяину быка полную компенсацию.

Мудрецы спросили: почему в таком случае мудрецы Мишны при­знали отчасти ответственным за смерть быка и того, кто выкопал яму глубиной менее десяти тефахов? Ведь такая яма не содержит вред­ного воздуха!

Им ответили: содержит, хотя и не в количестве, достаточном, чтобы убить быка. Однако он вполне может нанести ущерб!

Однажды бык упал в канаву с водой глубиной в шесть тефа­хов (около 60 сантиметров). Хотя он остался жив, хозяева немед­ленно зарезали его на мясо. Рав Нахман вмешался и постановил, что этот бык — трефа (и потому его мясо запрещено к употребле­нию в пищу) так как удар о землю мог с большой вероятностью нанести ему повреждения, от которых он умрет в течение года после падения[102].

Мудрецы спросили: почему в таком случае мудрецы Мишны осво­бодили от ответственности (и обязанности выплатить компенса­цию) человека, выкопавшего яму глубиной менее десяти тефахов? Ведь, по мнению рабби Нахмана, бык получил серьезные поврежде­ния (и, вероятно, умрет) при том, что канава была глубиной менее десяти тефахов\

Им ответили: действительно, удар о землю и в таком случае может стать причиной смерти, однако поскольку земля, о которую ударился бык, не принадлежит тому, кто выкопал яму, он не должен платить компенсацию; в то же время существует опасение, что пострадавший бык — трефа.

Мудрецы продолжили расспросы: если действительно падение в яму глубиной менее десяти тефахов может стать причиной смерти, отчего лиц, приговоренных к смерти, сбрасывают с высоты двух­этажного дома (то есть с высоты, намного большей десяти тефахов)?

Им ответили: приговоренного сбрасывают с большой высоты для того, чтобы он умер немедленно и не испытывал продолжи­тельных страданий, неизбежных, если бы его сбросили с высоты в десять тефахов.

Мудрецы продолжили: если падение в яму глубиной менее десяти тефахов так опасно, почему мудрецы Мишны обязали строить перила на крыше дома, лишь если эта крыша находится на высоте более десяти тефахов от земли?

Им ответили: поскольку строение высотой менее десяти тефа­хов не может считаться домом, нет и обязанности строить на его крыше перила, хотя тот, кто с нее упадет, может погибнуть.

Мудрецы продолжили: в таком случае, не обязательно строить перила даже если крыша находится на высоте, чуть превышающей десять тефахов, поскольку высота внутреннего пространства дома (то есть расстояние между полом и потолком) в этом строении меньше десяти тефахов (и оно не может считаться полноценным домом).

Им ответили: из того, что крыша дома находится на высоте десяти тефахов от земли, не следует, что внутреннее пространство дома имеет высоту менее десяти тефахов, — ведь оно может уходить под землю.

Мудрецы продолжили: в таком случае нет необходимости и в выполнении основного условия — что крыша находится на высоте полных десяти тефахов над землей; достаточно, чтобы внутреннее пространство дома имело высоту не менее десяти тефахов — ведь в таком случае строение будет считаться домом, и на его крыше (пусть даже ее высота над землей не достигает десяти тефахов) необходимо построить перила, ибо падение с нее может стать смер­тельным.

Им ответили: действительно, возражения против прямой интер­претации постановления рава Нахмана очень сильны. Поэтому следует полагать, что рав Нахман объявил быка, упавшего в канаву глубиной всего в шесть тефахов, трефой, потому, что бык упал с высоты в полных десять тефахов. Это вполне возможно, ибо туло­вище быка находится на расстоянии четырех тефахов над землей (что, в добавление к шести тефахам самой канавы, дает полные десять тефахов).

Мудрецы возразили: в таком случае всякий, кто выкопал яму глу­биной в шесть тефахов, должен заплатить компенсацию за быка, который упал в нее и погиб! Но мудрецы Мишны установили, что платить компенсацию должен лишь тот, кто вырыл яму глубиной в десять тефахов!

Им ответили: мудрецы Мишны, устанавливая границу в десять тефахов, имели в виду случай, когда в яму падает лежащий бык, туловище которого перед падением касается земли (длина его ног при таких обстоятельствах значения не имеет).

Мудрецы задали вдобавок следующий вопрос: если (как считают некоторые) компенсация выплачивается не за ущерб, нанесенный ударом о землю, а за ущерб, нанесенный вредным воздухом ямы, почему обсуждается вопрос о том, следует ли выплачивать компен­сацию за посуду, разбившуюся при падении в яму? Ведь неодушев­ленным предметам воздух ямы повредить не может!

Им ответили: воздух ямы способен повредить новым сосудам, ибо заставляет их лопаться. Старым сосудам он действительно не может повредить.

Вавилонский Талмуд,

трактат Бава Кама 50б—54а


Наши рекомендации