ТОТ, КТО ПОЛАГАЕТ, ЧТО ЦАРЬ СОЛОМОН СОГРЕШИЛ, — ОШИБАЕТСЯ

Один из мудрецов [рабби Шмуэль от имени рабби Йонатана] утверждал: царь Соломон (Шломо) не согрешил; всякий, кто полагает, что Соломон согрешил, наверняка заблуждается. Каким образом он пришел к этому выводу, противоречащему, на первый взгляд, написанному в Библии?

Вот его рассуждение. В Библии сказано: «И было, в пору старо­сти Соломона жены его склонили сердце его к иным божествам, и не было сердце его полностью предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его» (Цари 111,4).

Поскольку Библия сочла возможным сравнить Соломона с его отцом, праведником Давидом, утверждает рабби Шмуэль, тот, не будучи идеальным, как Давид, все же не был и большим грешни­ком. В таком случае, обратился мудрец с вопросом к самому себе, как должны мы интерпретировать утверждение Библии: «И было, в пору старости Соломона жены его склонили сердце его к иным боже­ствам»? По мнению мудреца, дело обстояло следующим образом: жены Соломона действительно пытались склонить царя к идолопо­клонству, однако он не поддался соблазну.

Другие мудрецы возразили: разве не сказано в Библии, в том же месте: «И последовал Соломон за Ашторет, божеством Цидонским, и Милкомом, мерзостью Аммонитян. И делал Соломон злое в гла­зах Господа... Тогда построил (буквально: построит) Соломон [жерт­венное] возвышение Кемошу, мерзости Моавитской, на горе, кото­рая перед Иерусалимом, и Молеху, мерзости сынов Аммона. То же делал он для всех чужеземных жен, которые приносили воскурения и жертвы своим божествам» (Цари 111,5-8)? Следовательно, Соло­мон строил реальные языческие храмы!

Им ответили: Библия использовала в данном случае необычное выражение «построит Соломон» вместо естественного «построил Соломон» (как переводят обычно этот библейский пассаж), чтобы указать, что он намеревался построить языческие храмы, но не реа­лизовал свое намерение, то есть не построил их на самом деле.

Мудрецы возразили: если библейское выражение «построит» вместо «построил» (будущее время вместо прошедшего) всегда обозначает нереализованное намерение (построить), таким же образом следует интерпретировать и следующий библейский стих: «Тогда построил (буквально: построит) Йеошуа жертвенник Господу, Богу Израиля» (Йеошуа 8,30). Иными словами, Йеошуа также намеревался построить жертвенник, но не построил его. Однако совершенно невозможно представить, что такой правед­ник, как Йеошуа, решил построить жертвенник для Господа и не исполнил свое намерение. Стало быть, использование выражения «построит» вместо «построил» не может быть однозначно истол­ковано как свидетельство о неисполненном намерении; поэтому вопрос о том, откуда мы знаем, что царь Соломон не согрешил, остается открытым.

Рабби Шмуэль ответил, что на это есть в Библии еще одно указа­ние. Оно содержится в рассказе о деяниях иудейского царя Йошии. О Йошии сообщается, что он разбил статуи идолов и жертвенники, построенные Соломоном: «И [жертвенные] возвышения, что пред Иерусалимом, справа от Масличной горы, которые построил Соло­мон, царь Израиля, для Ашторет, мерзости Цидонян, и Кемоша, мер­зости Моавитской, и Милкома, гадости сынов Амона, царь [Йошия] осквернил. И разбил он статуи, и срубил ашеры (священные дере­вья), и заполнил их места человеческими костями» (Цари II 23,13— 14). Разве можно себе представить, спросил мудрец, что эти сим­волы идолопоклонства, статуи и жертвенники, просуществовали до времен Йошии? Ведь и до него, как свидетельствует Библия, были праведные цари, такие как Аса и Йеошафат, уничтожавшие символы идолопоклонства: «И поступал Аса праведно в глазах Господа, как Давид, отец его... И [велел] убрать всех идолов, которые сделали отцы его» (Цари 115,11-12).

Поневоле приходится заключить, утверждает мудрец, что Йошия заведомо не мог разбить несуществующие идолы, однако Библия воздает ему хвалу, как если бы он это сделал. То же следует сказать и о Соломоне: хотя он и не занимался идолопоклонством, Библия осуждает его, как если бы он совершил этот грех.

Другие мудрецы возразили: Библия прямо утверждает, что Соло­мон согрешил — «И делал Соломон злое в глазах Господа».

Им возразили: Соломон не согрешил, однако Библия приписы­вает ему грех, поскольку он не препятствовал своим женам грешить и не осуждал их за это.

Иными словами, поскольку Соломон видел своих жен грешащими (предающимися идолопоклонству) и не препятствовал им, Библия говорит о нем самом как о грешнике.

Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 59б


Наши рекомендации