Как можно заставить муравьев из разных муравейников истреблять друг друга

Вполупраздничные дни холь а-моэда, а также в седьмой год (год шмиты[36]) запрещены обычные полевые работы. Тем не менее в это время разрешается производить работы, необходимые для сохранения качества полей (с тем чтобы впоследствии не понести убытки), например, истреблять мышей и кротов, которые вредят полям.

Сходным образом, мудрецы Мишны разрешили в холь а-моэд и в седьмой год уничтожать муравейники, которые также вредят полям.

Мудрецы спросили: каким образом уничтожают муравейники?

Им ответили: мудрец по имени раббан Шимон бен Гамлиэль пред­лагает взять землю из одного муравейника и переложить ее в другой, и наоборот — взять землю из второго муравейника и переложить ее в первый. Обнаружив землю, пахнущую незнакомыми муравьями, муравьи начинают истреблять друг друга.

Мудрец по имени рав Йеймар бар Шалмия пояснил: необходимо, чтобы муравейники находились достаточно далеко друг от друга; именно, они должны быть разделены рекой, через которую нет моста, деревянной колоды между берегами или пересекающей реку веревки. Лишь в таком случае муравьи не опознают землю, взятую из другого муравейника. Кроме того, расстояние между муравейниками должно быть не менее четырех километров (парса). Если оно меньше парсы, не поможет даже наличие реки — муравьи опознают землю, взятую из другого муравейника, и не станут истреблять друг друга.

Вавилонский Талмуд,

трактат Моэд Катан 6б

ЕСТЬ ЛИ У МУРАВЬЕВ ЦАРИЦА

Ученики рассказывали о рабби Шимоне бен Халфате, что он очень любил ставить эксперименты на насекомых и других животных, изучая таким образом их поведение.

Так, например, он изучал вопрос о том, есть ли у муравьев царица. Почему именно у муравьев? Потому, что в Библии ска­зано: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на пути его, и сделайся мудрым. Нет у него ни начальника, ни надсмотрщика, ни прави­теля. Заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Притчи 6,6).

Иными словами, муравей дисциплинированно трудится по соб­ственной воле, несмотря на то, что им никто не руководит.

Рабби Шимон бен Халфата решил проверить эту теорию.

Однажды летом в очень жаркий день он подошел к муравейнику. Все муравьи находились в это время глубоко под землей, прячась от палящего солнца. Мудрец подвесил свой плащ над муравейни­ком, так что тот оказался в тени. Один из муравьев вышел наружу на разведку, и мудрец пометил его. Муравей вернулся в муравейник и сообщил своим собратьям, что снаружи появилась тень и можно покинуть муравейник. Когда муравьи вышли наружу, мудрец убрал свой плащ, и муравейник снова оказался на палящем солнце. Мура­вьи решили, что разведчик их обманул; они накинулись на него и убили.

Из происшедшего мудрец вывел, что у муравьев нет царицы, ибо в противном случае муравьи должны были посоветоваться с ней пре­жде, чем накинуться на «обманщика».

Один из мудрецов отверг вывод Шимона бен Халфаты и заметил: не исключено, что у них есть царица; то обстоятельство, что мура­вьи немедленно набросились на «обманщика», может быть объяс­нено тем, что царица была снаружи вместе с прочими муравьями и именно она дала указание казнить преступника. Есть и другое воз­можное объяснение: не исключено, что у муравьев существует закон, приговаривающий муравья-обманщика к смертной казни. Еще одна возможность: не исключено, что муравьи убили обманщика как раз в момент передачи власти от одной царицы к другой, так что им не у кого было просить разрешения.

Таким образом, из эксперимента Шимона бен Халфаты нельзя сделать никакого определенного вывода, поэтому следует просто полагаться на царя Соломона, предполагаемого автора книги Притч, сказавшего, что у муравьев нет царицы.

Вавилонский Талмуд,

трактат Хулин 57б

КАК КАСТРИРУЮТ ПЧЕЛ

Предположим, что владелец улья заключил договор о продаже пчел, которые родятся в улье в течение следующего года. Что именно достается в рамках такой сделки покупателю? Три поколе­ния (три выводка) пчел. Передав покупателю эти выводки, продавец может начать использовать улей для производства меда.

Поскольку пчелы, занимающиеся размножением, мед не произво­дят, продавец вынужден их кастрировать (лесарсан).

Мудрецы спросили: каким образом кастрируют пчел?

Им ответили: их кормят горчицей.

Один из мудрецов пояснил: наевшись горькой горчицы, пчелы непременно должны наесться сладкого меда. А наевшись меда, они становятся сытыми и теряют интерес к сексу. Вместо того чтобы раз­множаться, они начинают производить мед.

По мнению мудреца по имени рабби Йоханан, данное утверждение мудрецов Мишны следует понимать иначе. Именно, слово лесарсан (кастрировать) следует интерпретировать как лесеругин (почередно); оно не имеет ничего общего с кастрированием особей мужского пола.

С точки зрения рабби Йоханана, тот, кто продал пчел, должен пер­вый выводок передать покупателю, а второй оставить себе — и так далее, поочередно. Иными словами, покупателю достаются первый, третий и пятый выводки, а продавцу — второй, четвертый и шестой.

По мнению других мудрецов Мишны, дело обстоит несколько иначе: покупатель получает первые три выводка пчел, а затем он и продавец начинают брать их себе поочередно.

Вавилонский Талмуд,

трактат Бава Батра 80а

Наши рекомендации