Где солнце проводит ночь: над небесным куполом или у его северной стены

Как нам уже известно[16], по мнению мудрецов Мишны, земля явля­ется плоской, а над ней раскинулся небесный свод, имеющий стены и крышу Люди передвигаются по земле, находясь как бы на полу закрытой полусферической комнаты.

Мудрецы Мишны разошлись во мнениях по вопросу о форме стен небесного свода. По мнению рабби Элазара, стены огораживают землю сверху и со всех сторон, кроме северной, которая остается открытой космосу.

По словам рабби Элазара, небесный свод «подобен открытому бал­кону». Он полагал, что солнце движется в течение дня следующим образом. Вначале оно проходит (снаружи внутрь) через отверстие в восточной стене небесного свода и начинает освещать землю. Затем оно поворачивает к югу, продолжая при этом двигаться к западу. Оттуда оно выходит наружу через отверстие в западной стене небес­ного свода (в результате чего на земле наступает темнота, ибо небес­ный свод непрозрачен для солнечных лучей).

Покинув пространство, ограниченное небесным сводом, солнце поднимается вверх и оказывается над «крышей» небесного свода. Затем оно возвращается обратно, к восточной стене небесного свода, однако делает это, не смещаясь к северу, ибо в противном случае освещало бы землю и ночью, так как небесный свод не имеет север­ной стены.

Именно по этой причине, полагает рабби Элазар, северный ветер является таким холодным (он приносит воздух, источник которого находится вне небесного свода). В этом духе мудрец истолковы-

где солнце проводит ночь: над небесным куполом или у его северной стены - student2.ru

вает следующее место из книги Иова: «Из укрытия приходит буря, и стужа от рассеянных ветров. От дуновения Божия творится лед, и широта водная твердеет» (Иов 37,9-10). «Из укрытия приходит буря» — с юга приходит буря (сильный ветер, несущий дождь), ибо южная сторона поднебесной окружена стенами и напоминает закры­тую комнату. «Стужа от рассеянных ветров» — это холодный север­ный ветер, названный так потому, что северная часть небесного свода открыта настежь. «От дуновения Божия творится лед» — это запад­ный ветер, а «широта водная твердеет» — это восточный ветер.

Мудрецы Талмуда спросили: из этой интерпретации следует, что южный ветер — это буря, то есть вредное явление. Однако, по словам другого мудреца, южный ветер — полезное явление, ибо он приносит дожди, необходимые для сельского хозяйства.

Им ответили: южный ветер вреден, когда он приносит сильные дожди. Он полезен, когда приносит умеренные дожди.

По мнению другого мудреца, рабби Йеошуа, массивный небес­ный свод окружает землю со всех сторон, в том числе и с севера. Он полагал, что солнце, покинув пространство, ограниченное небесным сводом, через отверстие в его западной стене, поворачивает к северу и продолжает свой путь на восток (к восточному отверстию) вдоль северной стены небесного свода (с ее внешней стороны). На это ука­зывают следующие слова из книги Экклезиаста: «И восходит солнце, и заходит солнце, и устремляется к месту своему, где оно восходит. Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер» (Экклезиаст 1,5-6).

По мнению этого мудреца, [относящееся к солнцу] слово «идет» описывает движение солнца внутри небесного свода, когда оно осве­щает землю. Слово «поворачивает» относится к движению солнца вне небесного свода, когда под ним темно. Поэтому библейский стих следует интерпретировать так: «вдет к югу» — днем; «поворачивает к северу» — ночью; «кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер» — в восточной и западной части небесного свода солнце иногда движется внутри него, а иногда обходит его сна­ружи. Это зависит от места, в котором солнце покидает пространство под небесным сводом или входит в него.

Зимой, когда световые дни коротки, солнце покидает небесный свод через отверстие, находящееся в юго-западной стене, и движется в западном направлении, пока не доходит до северной стены. Иными словами, солнце может находиться у южной и западной стен небес­ного свода, как внутри него, так и снаружи.

Вавилонский Талмуд,

трактат Бава Батра 25а-25б


Наши рекомендации