Дополнительного допроса обв. Ханика Л. О.

13/ХII-34 г.

Вопрос: Следствие по Вашему делу располагает данными о принад­лежности Вашей к к/р. организации бывших зиновьевцев. Что Вы мо­жете показать об этом?

Ответ: Признаю себя виновным в том, что я действительно входил в состав ленинградской к/р. организации, образовавшейся на базе быв­шего троцкистско-зиновьевского блока.

Организация наша окончательно оформилась в 1933 г. по предложе­нию из Москвы, где тогда же по инициативе Зиновьева был создан все­союзный центр организации.

Организующую и руководящую роль по созданию организации в Ленинграде играли Румянцев Владимир и Левин Владимир, кото­рые восстановили старые организационные связи, призвав их при­нять участие в дальнейшей борьбе против нынешнего партийного курса и партийного руководства. В первое же время существования организации в Ленинграде вошли в ее состав почти все бывшие участники Выборгской зиновьевской группы так называемой мо­лодежи...

Вопрос: Кто именно входил в состав Московского и Ленинградско­го центра Вашей организации?

Ответ: В Московский центр входили Зиновьев, Каменев, Евдоки­мов, Бакаев, Куклин, Гертик, Шаров. В состав Ленинградского цент­ра — Румянцев Владимир, Левин Владимир, Мандельштам Сергей, Котолынов Иван, Мясников Николай, Сосицкий Лев, предполагаю, что и Бограчев — (зам), член Президиума Ленсовета. Все это мне известно со слов Румянцева.

Вопрос: Какую роль играли в организации Вы лично?

Ответ: Я являлся руководителем отдельной группы организации, су­ществовавшей при Ленинградском областном истмоле «Боевом земля­честве старых комсомольцев участников гражданской войны».

Вопрос: Кто входил в состав Вашей группы, какие ставили Вы себе задачи?

Ответ: В состав группы входили следующие лица: Попов (Егор) Георгий, Васильева Раиса, Толмазов Андрей, Орестянников, Изолит, Сорокин Всеволод, Лукин Василий, Александров Александр, Боро­вичков Иван, Бурмистров Павел, Фаддеев Федор. Я ставил себе зада­чей использование «землячества» в виде легальной возможности для собирания и объединения вокруг нашей организации таких сил, кото­рые бы могли быть направлены против существующей партийной по­литики. Кроме осторожной вербовки новых единомышленников, нашей группой было выпущено ряд литературных произведений по истории юношеского движения, имевших целью смазывание анти­партийной и контрреволюционной сущности зиновьевской оппози­ции в комсомоле и партии. Вместе с тем, выпущенная нами литера­тура была рассчитана на занятии определенных позиций в издатель­ских организациях (Васильева Раиса, Бурмистров, Дрязгов, Лукин, Сорокин).

Вопрос: Что Вам известно об организационной структуре всей ор­ганизации в целом?

Ответ: Из соображений конспирации, сведениями об организаци­онном построении организации располагали только одни члены цент­ра. Однако со слов Румянцева мне известно, что организация наша име­ла ряд звеньев, расположенных в местах концентрации молодежи, так например, звенья существовали при индустриальном ин-те, студенчес­кой секции профсоюзов и при истмоле. Где были еще такие секции мне неизвестно. Все звенья были связаны с Лен. центром при посредстве одного из членов. Я лично по этому организационному принципу был связан с Румянцевым

Вопрос: Как Вы формулировали идейно-политические установки организации?

Ответ: Идейно-политические установки организации вытекали из платформы троцкистско-зиновьевского блока на подрыв авторитета су­ществующего партийного руководства и замены этого руководства ли­дерами нашей организации Зиновьевым, Каменевым и другими, явля­ющимися сторонниками изменения ныне проводимого курса.

Вопрос: Следствие располагает данными, что руководителями Ва­шей организации культивировались среди ее членов чувства озлобле­ния и ненависти к вождям ВКП(б). Что Вы можете показать по этому поводу?

Ответ: Это обстоятельство соответствует действительности. Руково­дители нашей организации постоянно указывали, что все зло исходит от нынешнего руководства т. Сталина и тт. Молотова, Кагановича и Кирова. В связи с этим лидеры нашей организации прививали нам, в особенности, так называемой молодежи взгляды, что в стране будут продолжаться затруднения (достижения в расчет не брались!) до тех пор пока настоящее руководство будет возглавлять партию. Отсюда, от этих к/р. установок и убеждений, стал возможен тот террористический акт, совершенный против тов. Кирова членом нашей организации Никола­евым Леонидом.

Вопрос: Что Вам было известно о подготовке этого террористичес­кого акта?

Ответ: Об этом мне лично известно ничего не было, т. к. Николаев был связан не со мной, а с Котолыновым.

Вопрос: Откуда Вам известно, что Николаев был связан именно с Котолыновым?

Ответ: Об этом мне также известно от Румянцева Владимира. Нико­лаев связан с Котолыновым в течение многих лет, начиная с 1922 г., когда они совместно работали в Выборгском РК ВЛКСМ.

Допросил зам. нач. СПО УГБ Стромин

На каждой стр. есть подпись Ханика

В конце: прочитал, написан с моих слов правильно и мною прочи­тан Л. Ханик

Протокол

Наши рекомендации