Основы микробиологии и иммунологии

МЦК

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рабочая тетрадь (часть 2)

для самостоятельной работы студентов

ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

По специальности «Лечебное дело»

студента ___________группы _________бригады

_______________________________________________

Разработана преподавателем

микробиологии Н.В. Олейник

Рассмотрено и утверждено

На заседании ЦМК

протокол № __ от «__» __201__ г.

председатель ЦМК _____________

Севастополь

Г.

Разработчик: Олейник Наталья Васильевна, преподаватель первой квалификационной категории

Рецензенты:

Внешний: __________________________________________________

Ф.И.О. , место работы, должность

Внутренний: ________________________________________________

Ф.И.О., должность

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь – дидактическая часть учебного комплекса по изучаемой дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания.

Материал в рабочей тетради располагается в хронологической последовательности, предусмотренной тематическим планом учебного цикла. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый параграф учебника, рассмотреть иллюстрации и подписи к ним, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в рабочей тетради. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей тематике конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание.

Задания повышенной трудности, в том числе требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены звездочкой*.

Самостоятельная работа №1.

Гонококки. Микробиологическая характеристика. Профилактика распространения инфекций.

Задание 1. Зарисуйте возбудителя гонореи.

Задание2.Дайте микробиологическую характеристику возбудителя гонореи.

  Возбудитель гонореи
Семейство
Род
вид  
форма  
споры  
пили  
жгутики  
капсула  
Грам  
Среда  
Дыхание  
Температура  
Антигены  
Факторы патогенности  

Задание 3.Решите тесты. Правильные ответы обведите кружочком.

1. Укажите 2 морфологических признака характерных для гонококков:

1. имеют овоидную форму

2. бобовидной формы

3. располагаются под углом

4. располагаются попарно

2. Назовите 4 основные культуральные свойства гонококков:

1. границы роста 1-5 градуса

2. аэробы

3. растут в МПА

4. биохимически неактивны

5. растут на средах с сывороткой

6. факультативные анаэробы

3. Какие 2 антигенных комплекса содержат гонококки и какой из них специфичен:

1. полисахаридный (специфический)

2. белковый- общий с менингококками и с St pneumoniae

3. липидный (специфический)

4. Возбудителем каких 2 заболеваний являются N.gonorrhoeae:

1. гонореи

2. миалгии

3. блефарит

4. бленнореи

5. Слизистая оболочка каких 2 органов является основными входными воротами гонококковой инфекции:

1. кожа

2. глаз

3. половых органов

4. слизистая ротовой полости

6. Назовите 3 метода лабораторной диагностики гонококковой инфекции:

1. аллергический

2. бактериологический

3. биохимический

4. серологический

5. биологичесикй

6. бактериоскопический

7. Назовите 3 метода бактериоскопического исследования при гонореи:

1. в темном поле

2. прямой имуннофлюресценции

3. микроскопия методом висячей капли

4. непрямой иммунофлюресценции

5. мкроскопия мазков окрашенных по Нейссеру

6. микроскопия мазков окрашенных по Граму

8**. Назовите 2 препарата, применяемые для профилактики бленнореи у новорожденных:

1. 3% масляный раствор пенициллина

2. 75% раствор перекси водорода

3. 75% раствор пермонганата калия

4. 2% раствор нитрата серебра

9. **Несмотря на сложную антигенную структуру N. gonorrhoeae, защитный иммунитет против гонореи не формируется. Назовите одну из причин этого явления. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Перечислите методы профилактики гонореи и бленнореи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №2.

Условно-патогенные микроорганизмы

(клебсиеллы, протеи, псевдомонас).

Задание 3. Изучите схему профилактики ВБИ. Составьте сообщение по теме «Профилактика ВБИ». Вложите в тетрадь.

Самостоятельная работа №3.

Самостоятельная работа №4.

Самостоятельная работа №5.

Неклостридиальные анаэробные палочки патогенные для человека. Микробиологическая характеристика.

Самостоятельная работа №6.

Возбудитель возвратного тифа и возбудитель лептоспироза.

Самостоятельная работа №7.

Возбудители оппортунистических микозов:
кандида, аспергилл, мукор.

Самостоятельная работа №8.

Возбудитель бешенства.

Задание 1. Зарисуйте строение вириона вируса бешенства. Укажите основные его части.

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

4. _____________________________

5. _____________________________

Задание 2. Заполните таблицу, изучив материалы учебника.

  Бешенство
Семейство
Род
Нуклеиновая кислота  
Суперкапсид  
Культивирование  
Цитопатический эффект  
Биологическая модель  
Антигены  
Устойчивы  
Погибают  
Механизм заражения  
Путь передачи  
Источник  
Входные ворота  
Поражает  
Инкубационный период  
Иммунитет  
ИМ  
Серологические  
Вирусологический  
Лечение  
Профилактика  

Задание 3.Решите тесты. Правильные ответы обведите кружочком.

1. В диагностике вирусных инфекций применяют методы: а) вирусологический; б) микроскопический; в) серологический; г) аллергический; д) бактериологический. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) в, г, д;

2) а, б, в;

3) а, г, д;

4) б, в, г;

5) б, г, д.

2. Характерными свойствами вирусов являются: а) наличие одного типа нуклеиновой кислоты; б) способность синтезировать экзотоксины; в) абсолютный паразитизм; г) отсутствие собственного белоксинтезирующего аппарата; д) дизъюнктивный способ репродукции. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а, б, д;

2) а, в, г, д;

3) б, в, г, д;

4) б, в, д;

5) б, г, д.

3. К сложным вирусам относятся: а) вирус полиомиелита; б) вирус кори; в) вирус гриппа; г) вирус гепатита А; д) вирус гепатита В. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а, б, в;

2) б, в, д;

3) а, г, д;

4) б, г, д;

5) в, г, д.

4. ДНК-геномными вирусами являются следующие группы: а) герпесвирусы, б) паповавирусы, в) ортомиксовирусы, г) парамиксовирусы, д) ретровирусы. Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а,б,д

2) а,б,

3) а,б,в,г,д

4) а,б,в,г

5) в,г,д

5. Структура вируса полиомиелита: а) липидная оболочка, б) белковый капсид, в) однонитевая +РНК, г) однонитевая –РНК, д) двунитевая ДНК.

Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а,б,в

2) а,б,г

3) а,б,д

4) б,в

5) б,г

6. Структура вириона вируса гриппа: а) суперкапсидная оболочка, б) белковый капсид, в) однонитевая +РНК, фрагментированная, г) однонитевая –РНК, фрагментированная, д) однонитевая РНК, кольцевая.

Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а,б,в

2) а,б,г

3) а,б,д

4) б,д

5) б,в

7. Структура вириона вируса гепатита В: а) суперкапсидная оболочка, б) белковый капсид, в) двухцепочечная ДНК, г) одноцепочечная РНК, д) ДНК-полимераза.

Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а,б,в

2) а,б,в,д

3) а,б,г

4) б,г

5) б,в,д

8. Структура вириона вируса гепатита А: а) липидная оболочка, б) белковый капсид, в) однонитевая +РНК, г) однонитевая –РНК, д) двунитевая ДНК.

Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а,б,в

2) в,б,г

3) а,б,д

4) б,в

5) б,г

9. Структура вириона вируса СПИДа: а) диплоидный РНК-геном, б) ДНК-геном, в) суперкапсид, г) капсид, д) структурные и активаторные гены.

Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а,в,г,д

2) б,в,г,д

3) б,г,д

4) а,,г,д

5) б,в,г

10. Структура вириона вируса бешенства: а) диплоидный РНК-геном, б) –РНК геном, в) +РНК геном, г) суперкапсидная оболочка, д) капсид.

Выберите единственную комбинацию, в которой учтены все правильные ответы:

1) а,г,д

2) б,г,д

3) в,г,д

4) а,д

5) а,г,д

Самостоятельная работа №9.

МЦК

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рабочая тетрадь (часть 2)

для самостоятельной работы студентов

ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Наши рекомендации