Милосердие-добродетель или враг?

Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют

нас об этом, и если они даже обманывают нас,не

надо придавать этому слишком большого значения.

Ибо такого милосердия, прощения и доброты

заслуживает каждый из нас.

Иоанн Златоуст

Среди всех других добродетелей добродетель милосердия занимает особое место, потому что Страшный Суд будет происходить по признакам проявления душою дел милосердия (Мф. 25, 31-46) и любви. Любовь подви-гает душу на милосердие,и только любовь придает истинную цену милосер-дию,как соль придает приятный вкус пище. Добродетель милосердия проти-востоит пороку жестокосердия. Милосердие – это деятельное проявление любви к не только к обездоленным, но и к любому, кто нуждается в помощи. Если есть милосердие в человеке, то он всегда готов помочь делать добро людям от всего сердца, от всей души, конечно, соразмеряя свои силы с воз-можностями. В этом абзаце часто повторяется слово МИЛОСЕРДИЕ…

Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в сво-ем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая воз-можность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих си-лах, а потому лучше уж и совсем не начинать.

Церковное предание делит дела милосердия на два рода:одни из них относятся к телу,другие к душе.И тех,и других насчитывается по семь.Сре-

ди "телесных" дел человеколюбия - дать пищу, напоить алчущего, одеть на-гого, помочь бедным и немощным, которые не могут пропитать себя собст-венными трудами. Благое дело - навещать заключенных в тюрьме, прини-мать в доме богомольцев, паломников, а также погребать умерших, особенно скончавшихся в бедности.

Отдельная забота - о больных. Их не следует делить на родных или просто знакомых: обязательно навещать. И не просто так, а утешать беседою, сердечно сострадать в несчастии, увещевать терпеливо переносить болезни. Зачастую необходимы и советы - скажем, отказаться от недозволенных цер-ковью методов лечения.Долг милосердного человека - при необходимости призвать священника для совершения таинств.

Милосердие и в том,чтобы наставить неученого и невежду,подать доб-рый совет,молиться за ближних,утешить печального. И даже переносить оби-ды с терпением, прощать людей, нанесших их. Спорный момент. Милосердие ли это… Может, упустить?

Хотя все считают милосердие добродетелью,оно порождено иногда тщеславием,нередко ленью,часто страхом, а почти всегда — и тем, и другим, и третьим.[ Франсуа де Ларошфуко] Эту и подобные мысли нужно усилить, чтобы было понятно, что Вы против милосердия, а то кажется, что еще не определились, рассуждаете пока еще... Об авторе высказывания пару слов (кто это…). Милосердие и сострадание – это по сути, одно и то же понятие. Важно развести понятие жалости и сострадания.

Жалость – чувство поверхностное, и в большинстве случаев оно обоз-начает эгоистическое стремление не оказаться на месте такого человека. К тому же, жалость – более мимолетное чувство, которое не вызывает желание сделать что-то для человека, помочь ему, в отличие от сострадания.

Проявление сострадания является одной из особенных черт российского менталитета. Причем не смотря на то, что многие уравнивают доброту и сострадание, то в этом случае это явление приобретает несколько новый смысл: ведь сострадают нередко тем, кто сам довел себя до несчаст-ного состояния (алкоголики, наркоманы и т.д.). И покинуть человека в такой момент – значит поступить как в пословице «ни стыда ни состраданья».

Такие двоякие примеры сострадания мы часто видим в семьях алко-голиков и наркоманов. Вместо того чтобы оградить детей и саму себя от столь негативного примера, женщины продолжают жить с зависимым чело-веком, движимая состраданием и мыслью: «Как же он без меня?». Тем самым милосердие сказывается губительно, ведь зависимость получает поддержку, а женская жизнь, и только? А дети? которая могла бы быть нормальной, оказывается под ударом. С одной стороны, такой поступок расценивается в нашей культуре положительно, ведь это проявление милосердия и сострадания. С другой стороны, это оборачивается против человека, который таким образом жертвует собой и своим счастьем. К тому же, эти усилия редко бывают оценены по достоинству.

Эти черты стоит проявлять отнюдь не во всех случаях, ведь этим мож-но навредить своей жизни. Если у человека большое горе, и он никак не мо-жет восстановиться, он действительно заслуживает сострадания. Если чело-век пойдет на контакт, можно будет помочь ему – хотя бы морально.

Однако если человек сам стал причиной своих проблем и помощь ему может негативно сказаться на вашей жизни, стоит отнестись к этому более настороженно: сострадание и милосердие – высокие чувства, но они могут как помочь, так и навредить.

Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправед-ливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок.[Ген-ри Филдинг] Кто это? Пару слов сказать…


Наши рекомендации