Упражнение 48. Животное силы
Инструкция ведущего: «Выберите животное (возможно, несуществующее), с которым вы чувствуете внутреннюю связь, которому симпатизируете. Техника работы с „животным силы“ полностью идентична „парализованному“: состояние статуи, состояние пустотелой статуи, сгущение энергии внутри, освобождение. Только теперь энергетический двойник принимает форму животного. Можно танцевать в форме животного силы или в паре с ним».
Упражнение 49. Танец любви
Инструкция ведущего: «Вы – сама воплощенная любовь, и ее искрящиеся лучи выплескиваются из вашего сердца в беспредельное пространство. Все ваши движения наполнены всепоглощающей любовью и светом, сосредоточенными в сердечном центре. Растворяйтесь в любви и свете».
Упражнение 50. Танец с другим
Инструкция ведущего: «Другим (наподобие энергетического двойника) может быть близкий человек или тот, с кем вы находитесь в конфликте, коллектив, какое‑то из ваших качеств или черта, которая вас не устраивает, конкретная проблема или ситуация, требующая решения. Визуализируйте другого в форме энергетического существа произвольной формы и „растанцовы‑вайте“ его, стремясь обрести гармонию в движениях, как, например, в вальсе. „Растанцовывать“ или „протанцовывать“ можно все что угодно, например болезнь, сновидение, варианты будущего. Полный простор для импровизации».
Упражнение 60. «Данс макабр»
Инструкция ведущего: «Представьте себя в виде собственного скелета. В сиянии полной луны, на безлюдном, заброшенном кладбище вы встаете из могилы и принимаетесь танцевать. Подберите соответствующую музыку и постарайтесь прочувствовать, как движется скелет, как постукивают кости. Техника отлично прорабатывает фобии».
Упражнение 61. Танец жизни
Инструкция ведущего: «Представьте, что наступила последняя минута вашей жизни и вы танцуете для Бога. Постарайтесь рассказать Ему в движениях о своей жизни, о своих успехах и неудачах, о том, чему вы научились и чему не успели научиться, о том, какой была ваша жизнь, – словом, обо всем. Исповедуйтесь в танце, примиритесь с собой и с бытием».
Упражнение 62. Танцую монолог
Освобождение от подавленных чувств – и соответствующих хронических мышечных напряжений.
Задание выполняется индивидуально: произнесите монолог танцем, расскажите о своих мыслях и чувствах за сегодняшний день под «музыку души». Остальные члены группы могут разгадать монолог.
Упражнение 63. Танцуем тему
Увеличение эмоциональной подвижности, провоцируемой движениями; взаимодействие с партнером, осуществляемое на уровне внутреннего ощущения общей темы.
Перед началом упражнения ведущий задает тему индивидуального танца, выраженную словесной формулой: «любить человека», «осенние сумерки», «восход солнца» и т. д. Участники стоят на площадке «стайкой»; выслушав тему, они должны закрыть глаза и попытаться пластически выразить тему, ассоциации, которые возникают по этому поводу, можно напевать про себя, но не вслух. Через некоторое время (3 мин.) ведущий предлагает объединиться в общий танец, не открывая глаз. Нужно сохранить характер своего танца, но вместе с тем «почуять» партнеров, высказывающихся на эту же тему.
Если ведущий видит, что многие участники танцуют что‑то резко выбивающееся из общего характера танца, то можно помочь, задавая ритм. Когда общий танец получился, ведущий предлагает участникам открыть глаза и продолжать танец с открытыми глазами.
Упражнение 64. Оправдать танец
Умение воссоздать состояние участника и воображаемую ситуацию.
Упражнение может выполняться парами или индивидуально, всем участникам задается ритм и последовательность пластических движений.
Задание: начать движение в танце, идти от тела, анализировать свои чувства, вообразить ситуацию, адекватную этим чувствам и характеру движений, быть в этой ситуации.
Упражнение 65. Двойник
Упражнение активизирует «внимание тела», взаимодействие с партнером.
Кто‑то первым выходит на площадку и произносит монолог 560 о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Это не речь, а мысли вслух – «разговоры с совестью». Можно двигаться по комнате, совершать любые действия. Через несколько минут второй участник по своей инициативе подходит и встает позади первого, принимая его позу и повторяя движения, слова (с запаздыванием). Нужно попытаться представить себе чувства первого и присвоить их. Обязательное условие – копировать невербальное поведение. Через несколько минут двойник меняется.