Упражнение 39. «Внутренний жилец»
Инструкция ведущего: «Теперь представьте, что внутренняя пустота „статуи“ заполнена живой энергетической субстанцией, напоминающей светящийся газ. Понемногу эта субстанция сгущается, обретая упругую форму „энергетического двойника“. На вдохе вы втягиваете энергию из окружающего пространства, а на выдохе „вливаете“ ее в двойника, отчего он становится все сильнее и сильнее. Ему не хватает пространства в твердой „парализованной“ оболочке. Физическое тело при этом абсолютно неподвижно, а энергетическое – вибрирует».
Упражнение 40. Второе рождение
Инструкция ведущего: «Вы должны глубоко прочувствовать, как несвободен ваш „внутренний жилец“, как тяжко ему томиться в заточении. Усиливая с помощью дыхания его энергетику, вы достигаете момента, когда оболочка с треском лопается, разрушается, и ваше „энергетическое тело“ рождается на свет, как бабочка из кокона. „Второе рождение“ всегда наступает спонтанно, внезапно, подобно взрыву. Вы ощущаете себя совершенно по‑другому, вы полны энергии и сил. Что‑то важное произошло с вами!»
Упражнение 41. Танец «новорожденного»
Инструкция ведущего: «Отождествившись с „энергетическим телом“, начинайте спонтанный танец. Пусть танцует „двойник“, а не вы; предоставьте ему полную свободу и оцените, как изменилось качество движений и ваше внутреннее состояние».
Упражнение 42. Танец двойника
Инструкция ведущего: «Ваше энергетическое тело во время танца способно изменять свою форму и плотность. Поэкспериментируйте с этим: станьте огромным, как дом, маленьким, как муравей, прозрачным и легким, как дымок сигареты, плотным и упругим, как морская волна. Ищите все возможные состояния, которые доступны энергетическому телу».
Упражнение 43. Танец с двойником
Инструкция ведущего: «Теперь представьте, что ваш энергетический двойник отделился от вас и способен танцевать сам по себе. Танцуйте с ним в паре, например – вальс. Обращайте внимание, как двигается ваш „партнер“, отличаются ли его движения от ваших; когда инициатива переходит к нему, когда – к вам; похож ли он на вас физически; присущи ли ему какие‑либо черты, которые вам хотелось бы иметь. Периодически сливайтесь с ним воедино, затем опять рассоединяйтесь, увеличивайте и уменьшайте его или же предоставляйте ему полную свободу».
Упражнение 44. Танец «частями»
Инструкция ведущего: «Все тело пребывает в полном покое, и лишь кисть одной руки танцует. Вы не напряжены, как в упражнении „Парализованный“, но тем не менее движется только кисть. Можете представить, что ваш энергетический двойник принял форму кисти и движется сам по себе. Танцуйте по отдельности всеми частями тела: предплечьями, плечами, бедрами и т. д. Вам следует научиться такой степени владения своим телом, чтобы даже один палец мог танцевать, даже одна фаланга!»
Упражнение 45. Комбинация частей
Инструкция ведущего: «Сочетайте танец частей тела в произвольной форме. Например, танцуют левая кисть и правая стопа, голова и два пальца на левой руке, пальцы обеих ног и левое плечо. Это поначалу довольно сложно, но достижимо и приводит к удивительному уровню осознанного управления телом».
Упражнение 46. Танец с блюдечками
Инструкция ведущего: «Возьмите в ладони два блюдца и танцуйте, не придерживая их пальцами. Старайтесь, чтобы тело двигалось абсолютно свободно, контролируя движения лишь с помощью концентрации внимания. Когда освоите танец с двумя блюдечками, поставьте третье блюдечко на голову. Еще более сложное упражнение – наполнить блюдечки водой, по крайней мере те, которые вы держите в руках. Вам нужно осознать одну простую вещь: подлинно свободный, спонтанный танец идет исключительно изнутри и никак не связан с формой движений. То есть на самом деле вы можете танцевать, погружаясь в глубокий экстаз, даже тогда, когда прикованы к инвалидному креслу, парализованы, скованы цепями и т. д.»
Упражнение 47. Танец свободного пространства
Инструкция ведущего: «Представьте себя в окружении бесконечного свободного пространства, например, в космосе, в океане, в степи. Танцуйте, сливаясь, растекаясь в пространстве; ваше тело как бы размывается, размазывается, становится текучим и легким, вы утрачиваете привычные границы. Хорошо представлять при этом, как все болезни и проблемы уходят далеко в бесконечность».