Пояснительная записка к экзаменационным билетам

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экзаменационные билеты по биологии составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Программа государственной итоговой аттестации по биологии в 9 классе включает следующие разделы:

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология человека

Содержание раздела «Ботаника» включает темы по изучению строения клетки как структурно-функциональной единицы живого; морфологическое строение растительного организма, особенности строения органов цветковых растений в связи с их основными функциями; разнообразие растений в историческом аспекте и порядке усложнения строения растений, начиная с водорослей и заканчивая покрытосеменными.

Содержание раздела «Зоология» предусматривает обзор основных групп животных. Особенностью является выявление определяющих признаков строения и биологических особенностей основных групп животных. Значительное внимание уделено общим закономерностям функционирования животного организма, сравнительному анализу строения животных различных групп в взаимосвязи с усложнением их функций как результат адаптации к средам обитания.

Содержание раздела «Биология человека» предусматривает выявление знаний у обучающихся о строении и функционировании организма человека как сложной многокомпонентной целостной биологической системе.

Государственная итоговая аттестация по биологии в IX классе проводится в устной форме по билетам. Каждый билет включает три вопроса:

1-й – по курсу биология растений или биология животных,

2-й – биология человека,

3-й – практическое задание по физиологии, медицине и гигиене человека.

Во время подготовки к ответу учащимся не разрешается пользоваться дополнительной литературой (пособиями, учебниками, задачниками). Для иллюстрации своего ответа школьники могут использовать таблицы, муляжи и макеты, которые находятся в кабинете биологии.

Учащимся запрещается иметь при себе учебники, словари, таблицы, калькуляторы, мобильные телефоны, записи, другие средства приёма и передачи информации; использовать помощь других лиц для выполнения аттестационных заданий. Кроме случаев, предусмотренных Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации

Для сдачи государственной итоговой аттестации в кабинет одновременно приглашаются 5-6 учащихся. На подготовку ответа каждому выпускнику дается 30 минут.

Во время ответа по билетам выпускник имеет право пользоваться записями, выполненными в период подготовки к ответу. На устный ответ отводится до 15 минут. Члены комиссии выслушивают ответ учащегося по билету. После ответа могут быть предложены дополнительные вопросы, как правило, в пределах материала, предусмотренного билетом. Если, отвечая по билетам, ученик не обнаруживает удовлетворительного знания материала, то ему могут быть предложены наводящие вопросы по билету.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО БИОЛОГИИ

ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа Государственной итоговой аттестации по биологии составлена на основе действующих программ по биологии «Программы основного общего образования. Биология. 6-9 классы», рекомендованных приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 408 от 18.08.2015 г.

Программа Государственной итоговой аттестации по биологии состоит из трёх разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ

НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отметка "5"ставится,если обучающийся:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно оформлять учебный материал.

3. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой в биологии терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может применять систему условных обозначений при ведении записей.

4. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта. Записи соответствуют требованиям. Выполняет работу без ошибок и/или допускает не более одного недочёта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

5. Ответ на конкретный вопрос раскрывает полностью, без фактических ошибок.

Отметка "4"ставится,если обучающийся:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике.

3. Соблюдает основные правила культуры письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

4. Не всегда обосновывает подбор факторов, примеров, данных, характеризующих биологические явления и объекты.

5. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или не более двух недочётов.

Отметка "3"ставится,если обучающийся:

1. Показал основное содержание учебного материала, но имеет пробелы.

2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения учебного материала, допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов.

4. Правильно выполняет не менее половины работы. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

5. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "2"ставится,если обучающийся:

1. Не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении задач.

3. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

4. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок.

5. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "1"ставится в случае,если ответ отсутствует.

Наши рекомендации