Ярмолюк н.с., грабовская е.ю.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Россия
Ярким примером влияния геофизических датчиков времени на биологическую ритмику человека является часовой сдвиг, который производится 2 раза в год при переходе на «летнее» и возвращении на «зимнее» время, что можно сравнить с перелетом в соседний часовой пояс. Сохранение высокой работоспособности и поддержание функциональной готовности спортсменов при переходе на «зимнее» и «летнее» время представляется важной проблемой для спортивных врачей и тренеров. Однако последствия таких переходов на организм человека не изучены. Поэтому целью исследования явился анализ инфрадианных ритмов (ИР) частоты сердечных сокращений (ЧСС) в условиях перехода на «зимнее» время у девушек с различным уровнем двигательной активности.
В исследовании участвовало 40 испытуемых, которые были разделены на две группы по 20 человек в каждой. Первую группу составили девушки, занимающиеся спортом не менее 6 часов в неделю, а во вторую группу вошли девушки, не занимающиеся спортом. Все обследованные лица являлись студентками 1-4 курсов. Возраст испытуемых составил 18-21 год. Исследования проводились с 8 до 10 утра. Участие в эксперименте было добровольным.
Согласно тесту для определения индивидуального биологического профиля [1], все испытуемые относились к аритмичному типу. Эксперимент проводился в период перехода на «зимнее» время, который осуществлялся в ночь с 26 на 27 октября 2013 года. ИР ЧСС исследовалась в течение 14 суток до перевода времени в период с 13 по 26 октября 2013 года, и в течение 14 суток после перевода времени в период с 27 октября по 9 ноября 2013 года. Для определения ЧСС был использован метод пульсометрии – один из наиболее простых, доступных и достаточно информативных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Измерения проводились цифровым прибором для определения артериального давления и частоты пульса Nissei DS-137.
Расчеты и графическое оформление полученных в работе данных проводились с использованием программы Statistica и Microsoft Excel [2, 3]. В качестве основного метода анализа продолжительности периодов и амплитудно-фазных характеристик ЧСС использовали быстрое преобразование Фурье, обеспечивающее разложение временного ряда на конечное число элементарных периодических компонент, и программу косинор-анализа (решение систем линейных уравнений методом Крамера), дающие полное представление о структуре физиологических ритмов [4].
Как показали результаты проведенных исследований, в спектре периодов ИР ЧСС первой группы испытуемых отмечено, что до перевода времени выявляются периоды ≈3d,28 и ≈5d,57, которые не характерны после перевода времени. Тогда как после перевода наблюдаются ритмы ≈4d,57 и ≈6d,73, не выявленные ранее. Кроме того, после перехода на «зимнее» время в периоде ≈2d,13 отмечено снижение амплитуды ≈ на 25 % (р<0,05). Согласно косинор-анализу, в периодах ≈2d,13 и ≈2d,67 были отмечены достоверные сдвиги фаз на 150,6º (р<0,01) и 90,8º (р<0,05) соответственно.
Во второй группе испытуемых до перехода на «зимнее» время в спектре ИР ЧСС выявляется три периода, что на один период меньше, чем после перехода на «зимнее» время. При этом до перевода времени была отмечена выраженная тенденция к понижению амплитуд, тогда как после перевода амплитуды выделенных ритмов возрастают с увеличением длины периода. Кроме того, после перехода на «зимнее» время в периоде ≈2d,5 отмечено увеличение амплитуды ≈ на 41% (р<0,05) и достоверный сдвиг фаз на 124º (р<0,05).
Анализируя спектры периодов девушек первой и второй группы до перехода на «зимнее» время отмечено, что в спектре первой группы выявляется на один период больше, чем в спектре девушек второй группы, при этом изменений амплитуд не обнаружено. Однако после перехода на «зимнее» время количество выявленных периодов в исследуемых спектрах совпадает, но в первой группе выявляется период ≈2d,13, не характерный для второй группы, тогда как в спектре последних отмечен период ≈2d,91, не выявленный у девушек первой группы. При этом следует отметить, что амплитуды выделенных ритмов во второй группе испытуемых значительно возрастают, относительно таковых у девушек первой группы: в периоде ≈2d,5-2d,67 на 41% (р<0,05), ≈4d,27-4d,57 на 93% (р<0,01), ≈6d,7 на 38% (р<0,05). При этом отмечены и достоверные сдвиги фаз в этих периодах: на 66,7º (р<0,05), 87º (р<0,05) и 52,6º (р<0,05) соответственно.
Таким образом, полученные нами данные значительно расширяют представления о рассогласовании биологических ритмов при переходе на «зимнее» время. Отмечено изменение ИР ЧСС девушек с различной двигательной активностью, что выражается в перестройке структуры спектров и амплитудно-фазовых взаимоотношений, то есть наблюдается развитие десинхроноза. Десинхроноз приводит к снижению работоспособности, вялости, усталости, нарушению сна, деятельности желудочно-кишечного тракта, часто наблюдаются головные боли, шум в ушах и другие явления, что может снижать адаптивные возможности организма и неспецифическую резистентность. Дальнейшее изучение биологических ритмов с учетом перехода на «летнее» время и возвращения к «зимнему», позволит расширить представления о влиянии смены часового времени на адаптивные возможности как организма спортсменов, так и лиц, не занимающихся спортом.