Трудно изменить привычный способ действования

Человек обычно рассматривает образ себя как нечто, навязанное ему природой, хотя в действительности это в большой мере результат его собст­венного опыта. Внешность, голос, образ мыслей, среда, отношения с про­странством и временем, - среди многого другого - принимаются как данное, как врожденные реальности; между тем любой значимый элемент в отноше­ниях индивидуума к другим людям и к обществу - результат воспитания и обучения. Способность ходить, говорить, читать, видеть три измерения в картине или фотографии, - все эти умения человек приобретает в течение ряда лет. Выучить второй язык не так просто как первый, родной; произноше­ние на втором языке будет носить следы родного языка. Вообще любой полностью ассимилированный паттерн действия будет воздействовать на последующее действование.

Трудности возникнут, например, в том случае, если человек попробует научиться сидеть в соответствии с навыками другой нации. Поскольку ранние навыки сидения зависят не только от наследственности, но и той среды, в которой родился индивидуум, то трудности лежат не столько в природе новой привычны, сколько в необходимости изменить старке привычки тела, чувствованияи ума. 3-то относится к любым изменениям привычки, какова бы ни была их природа. Здесь имеется в виду не просто замена одного действия другим, а изменение того способа, каким исполняется действие, изменение всей динамики так, чтобы новый способ был во всех отношениях по меньшей мере так же хорош, как старый.

ЧЕЛОВЕК НЕ СОЗНАЕТ МНОГИЕ ЧАСТИ СВОЕГО ТЕЛА

Если вы ляжете на спину и попробуете систематически прочувствовать свое тело, обращая внимание на каждую конечность, вообще на каждую часть тела поочередно, вы заметите, что одни части тела легко отвечают, другие же можно почувствовать лишь с трудом и смутно или они вообще оказываются не чувстсуемыми, не сознаваемыми.

Легко почувствовать кончики пальцев или губы, но гораздо труднее по­чувствовать затылок и заднюю часть шеи, между ушами. Разумеется, степень зависит от индивидуального образа себя. Вообще говоря, трудно найти чело­века, который одинаково легко может почувствовать или сознавать все участ­ки своего тела. Легче всего поддаются сознаванию те части тела, которые ежедневно используются б каких-либо действиях, в то время как те, которые не ихрают непосредственной роли в жизни индивидуума, сознаются смутно. Человек, который совершенно не умеет петь, не может почувствовать эту функцию в своем образе себя, он может лишь осуществить интеллектуальную экстраполяцию. Он не сознает никакой живой связи между полостью рта, углами и дыханием, в то время как у певца такое сознавание весьма полно.

Человек, не умеющий прыгать, не будет сознавать части тела, которые ясно сознаются прыгуном.

ПОЛНЫЙ ОБРАЗ СЕБЯ - РЕДКОЕ ~

ИДЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Полный образ себя - это сознавание всех связок скелетной структуры и всей поверхности тела - спины, боков, паха и т.д. Это идеальное состояние, и оно редко встречается. Легко убедиться для самих себя, что все, что мы делаем, соответствует ограничениям нашего образа себя, который является не более чем сектором, участком идеального образа. Легко также обнаружить, что отношение между различными частями образа себя различно в различных деятельностях и различных позах. Может быть, это не очень заметно в обыч­ных условиях, как раз в силу их привычности, но достаточно вообразить себе какую-то необычную позу, в которой нужно удерживать равновесие, чтобы заметить, что ноги, например, могут менять длину, толщину и другие аспекты в .зависимости от типа движения.

ОЦЕНКА РАЗМЕРА РАЗЛИЧНА

В РАЗЛИЧНЫХ КОНЕЧНОСТЯХ

Если, например, мы попробуем показать длину нашего рта, с закрытыми глазами, большим и указательным пальцами правой руки, а потом указатель­ными пальцами двух рук, мы получим разные длины. Они не только не будут соответствовать реальной величине рта, но могут отличаться в несколько раз. Если мы, далее, попробуем оценить ширину своей грудной клетки, показывая этот размер - также с закрытыми глазами - двумя разведенными на соответст­вующее расстояние руками, один раз горизонтально, другой - вертикально, мы получим также две разные величины, которые обе вряд ли будут прибли­жаться к истинному размеру.

Закройте глаза, вытяните руки перед собой на ширине плеч, и попробуйте представить себе точку, в которой луч света от указательного пальца правой руки к левому глазу пересечет луч света от указательного пальца левой рухл к правому глазу. Попробуйте показать эту точку указательным и большим пальцами правой руки; маловероятно, что выбранное место покажется вам правильным, если вы откроете глаза Очень немногие люди обладают достаточно полным образом себя, чтобы показать в этом упражнении правильное место. Более того, если попробовать сделать это указательным и большим. пальцами левой руки, то почти наверняка вы укажете другое место.

ОБЫЧНЫЕ ОЦЕНКИ (РАССТОЯНИЙ И Т.П.) ДАЛЕКИ ОТ ТОГО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТО

Легко убедиться посредством непривычных движений, что'наш образ себя в целом далек от той полноты и точности, какие мы предполагаем. Наш образ формируется в знакомых действиях, в которых соответствие реальности со­вершенствуется благодаря вовлеченности нескольких модальностей воспри­ятия, корректирующих друг друга Так, наш образ точнее в области перед глазами, чем за спиной или над нами, точнее в привычных положениях сидя или стоя. Если различия между оцениваемыми расстояниями или положени­ями с закрытыми глазами и с открытыми глазами около 20-30 %, это можно считать обычным, хотя, конечно, это совершенно неудовлетворительно.

человек действует в соответствии

СО СВОИМ СУБЪЕКТИВНЫМ ОБРАЗОМ

Различие между образом и реальностью может достигать 300 % и более. Люди, которые обычно держат свою грудь в таком положении, будто воздух выдохнут из легких преувеличенным образом, так что грудь оказывается -более плоской, чем она должна быть, чтобы эффективно выполнять свою роль, склонны считать ее глубину в несколько раз больше, и так и показывают, если попросить их это сделать с закрытыми глазами. Преувеличенное сплю­щивание груди кажется им правильным положением, а ее выдвигание впередпредставляется демонстративным усилием расширить легкие. Нормальная величина груди представляется им так, как представлялась бы другому про­извольно надутая, расширенная грудь.

То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос и интонация, способ представляться, и многое другое основываются на образе себя.

Но этот образ может быть урезан или раздут, в соответствии с маской, которую человек хочет представить своим ближним. Только сам человек может понять, что в его внешности фиктивно, а что подлинно. Однако не каждый может оценить таким образом себя, и здесь может помочь опыт других.

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ОБРАЗОМ СЕБЯ

ПОЛЕЗНЕЕ, ЧЕМ ИСПРАВЛЕНИЕ у ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Кз всего вышесказанного ясно, что систематическое исправление образа себя - более эффективный подход, чем исправление отдельных действий и ошибок в поведении, количество которых тем больше, чем более мелкие детали мы замечаем. Установление в начале более или менее полного, хотя бы и приблизительного образа делает возможным улучшение динамики в целом, вместо попыток частичного совершенствования отдельных действий (что можно сравнить с попыткой совершенствоваться в игре на плохо настро-енком инструменте). Улучшение общей динамики образа можно сравнить с настраивающем фортепиано, - а на таком фортепиано, разумеется, легче до­биться правильной игры.

УРОВНИ РАЗБИТИЯ

ПЕРВАЯ СТАДИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ

Во всей человеческой деятельности можно выделить три стадии развития. Дети говорят, ходят, дерутся, танцуют, потом отдыхают. Доисторические /гюди также разговаривали, ходили, бегали, дрались, танцевали и отдыхали. Поначалу все это делалось «естественно», то есть так же, как делают живо­тные все, что необходимо в их жизни. Хотя эта вещи приходят к нам естест­венно, они совсем не просты. Самое простое человеческое действие не менее удивительно, чем возвращение голубя домой с большого расстояния или постройка пчелами улья.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-

ОБЩЕЕ НАСЛЕДСТВО

Все естественные деятельности функционируют одинаково в каждомчеловеке, так же, как они одинаковы у всех голубей или всех пчел.

Племена в различных частях мира, даже семьи на изолированных островах естественно научаются говорить, прыгать, бегать, драться, носить одежду, плавать, танцевать, шить, прясть пряжу, дубить кожи, плести корзины и т.д. В некоторых местах естественные деятельности развиваются и обогащаются, разрастаясь, в других остаются неизменными с ранних времен.

ВТОРАЯ СТАДИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

В те времена, и в тех местах, где происходит развитие, мы всегда обнару­живаем особенную, индивидуальную стадию. Это значит, что отдельные лю­ди находят свой собственный, индивидуальный способ выполнения действий. Один может найти особый способ выразить себя, другой - особый способ бега, особый способ плести корзину, или делать что-то еще, что отличается от естественного способа. Если этот способ дает какие-то преимущества, он перенимается другими. Так австралийцы научились бросать бумеранг, швей­царцы освоили йодль, японцы изобрели дзю-до, а жители южных морей -особый вид плавания. Это вторая стадия.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - МЕТОД ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Когда определенный процесс может быть осуществлен многими разными способами, кто-то может оценить важность процесса как таково го независимо от того, как он выполняется тем или иным индивидуумом. Он найдет что-то общее в том, как разные люди выполняют этот процесс, и определит процесс как таковой. На этой третьей стадии процесс выполняется в соответствии со специфическим методом, основанным на знании, а не естественно.

Если мы рассмотрим историю ремесел, практикуемых в цивилизованном мире, мы почти без исключения всюду найдем эти три стадии. На заре чело­вечества люди естественно создавали прекрасные рисунки; Леонардо да Вин­чи использовал элементарные принципы перспективы, и лишь в 19 веке они были ясно определены, - и с тех пор им обучают в каждой школе искусств.

ЗАУЧЕННЫЙ МЕТОД ВЫТЕСНЯЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретаемым методам, «профессионализму»; общество вообще от­казывает индивидууму в праве использовать естественный метод, принуждая его освоить принятый способ действовання, прежде чем допустить его до работы.

Роды, например, когда-то были естественным процессом, и женщины умели помочь друг другу в час нужды. Но когда акушерство стало принятым методом и акушерка стала получать диплом, обычная женщина уже не допу­скается - да и не может помочь - во время ррдов.Сегодня мы можем видеть, как продолжается процесс конструирования систем вместо индивидуальных, интуитивных методов; действия, которые некогда выполнялись естественно, становятся профессиями, предоставляе­мыми специалистам. Какую-нибудь сотню лет назад с нездоровьем обходи­лись естественным путем. Профессией становится ведение домашнего хозяй­ства; обставление квартиры становится профессиональным делом дизайнера. То же происходит во множестве областей деятельности, в том числе матема­тике, пении, актерской игре, военных действиях, планировании, думаний и пр. Когда-то они были естественными действиями, прошли стадию индивидуаль­ного усовершенствования и становятся системами и профессиями.

ЧЕМПРОЩЕ ДЕЙСТВИЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ОНО ОТСТАЕТ.

В РАЗВИТИИ

'Наблюдение и изучение показывают, что чем проще и чем более распро-сгракено действие, тем более задерживается переход его на третью, система­тическую стадию. Развиваются методы изготовления ковров, геометрия, фи­лософия, математика систематизированы тысячи лет назад. Между тем ходьба, способы стояния и другие основные деятельности лишь теперь дости­гают третьей, систематической стадии.

3 течение своей жизни каждый человек в каких-то своих действиях про­ходит все три стадии; в других он проходит через первые две или остается на начальной. В обществе, в котором каждый из нас рождается, разные деятель­ности также находятся в разных стадиях развития.

СТАДИИ ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ

Каждый человек приспосабливается к своему времени. В определенных действиях естественный способ будет пределом его достижений, так же как и пределом достижения общества; в других предполагается, что он достигнет второй ели третьей стадии. Это приспосабливание сталкивается с определен­ными трудностями в связи с трудноопределимостью самого процесса. Во многих случаях неясно, должны ли мы опираться на естественный способ или, начиная с начала, методически осваивать социализированный способ.

Так, многие люди, не умеющие петь или танцевать, объясняют это тем, что они не учились. Но многие танцуют или поют естественно и предполага­ют, что они делают это не хуже тех, кто специально учился, - если только те ке более одарены. Многие люди кеумеют бить в барабан, прыгать в длину или в высоту, играть на флейте, рисовать или решать головоломки, - все, что в старке времена делалось только естественным путем; сегодня люди не реша­ются даже пробовать, поскольку существуют признанные методы. Системы столь значимы в их глазах, что даже то немногое, чему из этого они научились в детстве, удаляется из образа себя, потому что они заняты преимущественно деятельностями, которым они обучались систематически и сознательно. Они могут быть весьма полезными для общества, но им недостает спонтанности, и им трудно жить за пределами областей, в которых они профессионально обучены.

Так мы вновь приходим к необходимости рассмотреть и усовершенство­вать образ себя, чтобы иметь возможность жить в соответствии со своей естественной конституцией и одаренностью, а не в соответствии с образом себя, установленным случайно, без самопознания.

Наши рекомендации