Я себе не нравлюсь, особенно тело.
Если у вас есть определённая идея о том, каким должно быть тело, вы будете несчастны. Тело такое, каким и должно быть. Если у вас есть какие-то идеи, вы будете несчастны, поэтому отбросьте эти идеи.
Это — тело, которое у вас есть; это тело, данное вам Богом. Используйте его... радуйтесь ему! И если вы начнёте его любить, то найдёте, что оно меняется, потому что, если человек любит своё тело, он начинает о нём заботиться, а забота подразумевает всё. Тогда вы не набиваете тело пищей, когда вэтом нет необходимости, потому что вы о нём заботитесь. Тогда вы не морите его голодом, потому что вы онём заботитесь. Вы прислушиваетесь к его требованиям, прислушиваетесь к его намекам — что оно хочет, когда оно этого хочет. В заботе, в любви вы приходите в сонастроенность со своим телом, и тело автоматически приходит в порядок. Если вам не нравится тело, оносоздаёт проблемы, потому что тогда мало-помалу вы становитесь к нему безразличны, начинаете им пренебрегать, потому что кто заботится о враге? Вы не станете на него смотреть; вы будете егоизбегать. Вы прекратите прислушиваться к его посланиям, и тогда начнёте его ненавидеть ещё больше.
Но всю проблему создаёте вы сами. Тело никогда не создаёт никаких проблем; проблемы создаёт только ум. И это тоже — идея в уме. Ни одно животное не страдает никакими идеями о собственном теле, ни одно... даже гиппопотам! Никто из них не страдает — они довольны и счастливы, потому что нет ума, чтобы создавать идеи; иначе гиппопотам начал бы думать: «Почему я такой?» Но никакой проблемы нет.
Просто отбросьте идеал. Любите своё тело — это ваше тело, это дар Бога. Вы должны ему радоваться и о нём заботиться. Если вы заботитесь, то делаете упражнения, едите, спите. Вы заботитесь обо всём, потому что это ваш инструмент, такой же, как, например, машина, которую вы моете, за которой ухаживаете, прислушиваетесь, как работает мотор, — чтобы узнать, не вышло ли что-нибудь из строя. Вы заботитесь о ней, даже если на поверхности появляется хотя бы царапина. Просто заботьтесь о теле, и оно будет безупречно красивым — оно такое и есть! Это такой красивый механизм, такой сложный, но всё же такой эффективный, что продолжает безотказно работать семьдесят лет. Спите вы или бодрствуете, осознанны вы или бессознательны, тело продолжает работать, и работать так тихо. Даже без всякого ухода с вашей стороны оно продолжает работать; оно продолжает свою службу. Телу нужно быть благодарным.
Просто измените свой подход, и вы увидите, что через шесть месяцев тело изменит форму. Почти то же самое происходит, когда, например, вы влюбляетесь в женщину и видите: тотчас же она становится красивой Может быть, до этого момента она не следила за телом, но, когда в неё влюбляется мужчина, она начинает ухаживать за собой. Она часами стоит перед зеркалом... потому что кто-то её любит! Происходит то же самое: любите своё тело, и вы увидите, что тело начинает меняться. Его любят, о нём заботятся, в нём нуждаются. Это очень деликатный механизм — люди пользуются им очень грубо, насильственно. Просто измените отношение, и вы увидите!
Я постоянно испытываю чувство, что я действительно безобразна. Так или иначе, кажется, мне удаётся гипнотизировать друзей и людей, с которыми я встречаюсь, что смотреть на меня не слишком приятно.
Ум постоянно создаёт ненужные проблемы. Но в этом состоит весь механизм ума — создавать беспочвенные проблемы. И как только он их создал, ты попадаешься в ловушку, ты начинаешь пытаться их разрешить. Не пытайся их разрешить. Просто увидь их беспочвенность. Нужно увидеть саму абсурдность, вот и всё. Если ты начнёшь что-то делать, это значит, что ты приняла проблему. Просто увидь эту абсурдность.
Каждое лицо красиво. Каждое лицо красиво по-своему. Каждое лицо отличается от других; каждое лицо — уникально. Фактически, нет никакого сравнения и никакой возможности сравнения. Если ты его примешь, то станешь красивой. В принятии случается красота. Если ты отвергаешь себя и от себя отказываешься, это калечит тебя и делает безобразной. Возникает порочный круг.
Сначала ты отвергаешь; не принимаешь — затем становишься безобразной. Тогда другие начинают видеть это безобразие, и ты говоришь: «Точно, так и есть. Я всё поняла правильно». И отвергаешь ещё более. Именно так ум продолжает воплощать свои идеи. И все его пророчества неизбежно исполняются, потому что ты пропускаешь первый шаг. Первый шаг состоит в том, что ты — это ты.
Нет никакого критерия красоты. Фактически почти пять тысяч лет философы пытались дать определение красоте. И им это не удалось, потому что никакого критерия нет. Кто-то красив для одного человека, а для другого — некрасив. Даже самая красивая из женщин может для кого-то быть просто ужасной. Это абсолютно личное впечатление.
Таким образом, критерия нет... критерии меняются, как мода в одежде. Например, в Индии, если у женщины нет большой груди и больших ягодиц, она не считается красивой. На Западе всё наоборот: ягодицы исчезают; грудь тоже становится меньше и меньше. Возникает новая концепция красоты.
И какой бы ни была концепция, тело её осуществляет. Это нечто, требующее понимания. Когда в стране принята концепция, что красива большая грудь, у женщин появляется большая грудь.
Обычно люди говорят, что романы, поэзия, литература служат отражением общества. Но верно и обратное. Романы, поэзия, литература также и создают общество. Как только появляется определённая идея, она входит в умы людей, она начинает на них влиять.
Нет никакого критерия, чтобы различить, кто красив, а кто — нет. Это дело личного пристрастия, фактически это каприз. Но если ты не принимаешь себя, прежде всего, ты создаёшь ситуацию, в которой никто не сможет тебя принять, потому что, если ты не принимаешь себя сама, ты не позволишь себя принять и никому другому.
Ты ставишь перед другим человеком всевозможные препятствия, затруднения, потому что он противоречит твоим идеям. Если кто-то в тебя влюбится, ты разрушишь его любовь, потому что скажешь: «Как ты можешь влюбиться в такую уродливую, безобразную ведьму?» Или ты подумаешь, что у этого человека очень странные понятия о красоте. Если ты не любишь себя, тебя не сможет любить и никто другой. Поэтому, прежде всего, каждый человек должен влюбиться в самого себя.
Иисус говорит: «Люби Бога. Люби своего соседа, как самого себя». Это основа всего. Если ты любишь себя, то сможешь любить и соседа, сможешь любить и своего Бога. Но вот главная заповедь: люби себя.
Если ты любишь себя, если ты довольна собой, ты будешь привлекательной для многих. Женщина, которая любит себя, обязательно красива, неизбежно красива. Она создаёт красоту своей любовью к себе. Она приобретает изящество, достоинство.
Что такое красота?
Внутренняя красота — единственная красота в существовании. Любая красота, любая другая красота — не глубже кожи. Человек может дурачить себя некоторое время, но рано или поздно любая другая красота будет исчерпана, и человек останется в сущем уродстве, потому что никогда не развивал настоящей красоты. Настоящая красота не имеет ничего общего с лицом; она происходит от свечения, исходящего изнутри вас. Она не имеет ничего общего с формой глаз, но происходит от света, который сияет сквозь них. Она не имеет ничего общего с телом, но происходит от внутреннего присутствия, вибрирующего в теле. Настоящая красота возникает во внутреннем ядре, в самом центре вашего существа, и распространяется вовне на всё тело. Ложная красота существует только на поверхности; она не имеет в вас корней. Она беспочвенна.
Помните: человек должен неустанно искать настоящую красоту. И настоящее вечно, оно сохраняется: если вы однажды его нашли, то нашли навсегда. Мгновенное — только пустая трата времени, своего рода сновидение. Человек может некоторое время оставаться увлечённым сновидением, но в то мгновение, как вы просыпаетесь, вы видите, что всё это было неразумно, глупо.
На помощь! Я старею!
Очень хорошее ощущение своего тела безмерно помогает жизни. Оно делает вас более здоровым, более целым. Многие люди забывают свои тела; они становятся к ним слепыми и думают о теле, как о чём-то, что нужно прятать за одеждой, о чём-то, что нужно всегда скрывать и никогда никому не позволять увидеть; как о чём-то непристойном, нечистом. Абсурдные понятия, невротические понятия.
Тело — это красиво. Тело как таковое — и неважно, молодо оно или старо. Конечно, у молодости есть своя красота, но есть красота и у старости.
Молодое тело более полно жизни. Старое тело более мудро. В каждом возрасте есть собственная красота; нет надобности их сравнивать. Но, в особенности на Западе, старое тело стало очень пугающим опытом, потому что жизнь так или иначе считается синонимичной молодости, — а эта идея глупа. Восток в этом отношении лучше. Жизнь более синонимична старому, потому что старый человек дольше прожил, больше пережил, больше любил; он узнал все времена года жизни, все её взлеты и падения. Старый человек прожил молодость. Молодости ещё только предстоит прожить старость.
Старое тело просто несёт в себе все опыты, все шрамы, все раны — и изящество, пришедшее из зрелого опыта. И как только вы начинаете наслаждаться телом и любить его, в какой бы фазе жизни оно ни находилось, внезапно вы чувствуете, что оно снова красиво, и многое высвобождается внутри.
У меня сексуальная проблема... Я чувствую, что со мной что-то не в порядке, но всегда притворяюсь, что наслаждаюсь сексом с мужчиной.
Однажды человек должен выйти за пределы секса, но путь за его пределы проходит через его переживание, и, если ты никогда не входишь в него правильно, выйти за его пределы очень трудно. Таким образом, переживание его — это часть выхода за пределы. Люди, которые не могут наслаждаться сексом, может быть, приняли какой-то подход, может быть, были обусловлены...
Во всём мире человечество так или иначе подвергается развращению — и величайшее из этих развращений то, что каждого учат чувствовать себя виноватым, когда он радуется жизни... словно есть что-то неправильное в том, чтобы вы были счастливыми. Когда вы несчастны, всёв порядке, но когда вы счастливы, что-то не так. Таким образом счастье оказывается раздавленным и угнетённым — а если вы не расцветёте в счастье, вы упускаете всю возможность этой жизни.
Жизнь существует ради этого — чтобы человек мог научиться быть абсолютно счастливым... научиться расцвести в счастье.
И, несомненно, секс приносит величайшую возможность цветения. Это один из самых естественных путей к тому, чтобы получить проблеск самадхи — глубокой медитации, благословения. Есть и другие пути войти в это благословение, но они не так естественны. Секс — самый естественный путь; путь, встроенный биологически. Это дар Бога человеку, чтобы любой из людей — человек религиозный или нерелигиозный, верующий в Бога или нет, индуист, мусульманин, коммунист, атеист, кто угодно... но в самой природе есть одна возможность, которая может дать проблеск запредельного — проблеск чего-то из-за пределов тела, из-за пределов ума.
Таким образом, тебе, как женщине, нужно запомнить и попробовать три вещи: во-первых, занимаясь любовью, будь активной. Если ты пассивна, это может случиться очень легко. Когда ты активна, это случится не так легко. Скажи своему партнёру, чтобы он играл роль женщины, а сама играй роль мужчины. Пусть это будет игрой. Пусть он будет более пассивным, а ты будь более активной. Когда человек активен, активность вовлечена более, энергия вовлечена более — трудно остановиться на полпути. Но когда ты пассивна, ты можешь остановиться в любой момент, потому что ты почти ни в чём не участвуешь. Ты просто присутствуешь как зритель. Таким образом, стань более активной. Это только временная мера. Как только ты достигнешь опыта оргазма, в этом не будет необходимости — ты можешь снова начать играть прежнюю роль женщины. Это только временная мера. Таким образом, скажи своему партнёру, что он должен на время стать женщиной, а ты должна стать мужчиной и быть активной.
И второе: прежде чем заниматься любовью, танцуйте вместе. Пусть это будет дикий танец. Пойте громко, танцуйте, играйте музыку, если хотите. Зажгите в комнате благовония. Сделайте это особенным ритуалом... почти религиозным.
Люди не подходят к тому, чтобы заниматься любовью, постепенно. Два человека просто сидят, потом вдруг начинают заниматься любовью. Это так внезапно — и слишком внезапно для женщины. Для мужчины это не так внезапно, потому что у мужчины энергия другая, и мужская сексуальность очень местная. Женская сексуальность более тотальная; у женщины в сексуальность должно быть вовлечено всё тело. И если секс не предваряется игрой, женщина никогда не входит в него глубоко.
Поэтому, во-первых, танцуйте, пойте, пусть энергия бурлит, и во-вторых, будь активным партнёром. И будь дикой! Не следуй никаким стереотипам — будь дикой. Если тебе хочется кричать, занимаясь любовью, не беспокойся. Если тебе хочется петь, не беспокойся... если тебе хочется говорить бессмыслицу, говори — это будет действовать как мантра.
И третье.» каждый день, с утра до вечера, ты должна наблюдать — в других вещах, должно быть, ты тоже подавляешь свою радость. Всё должно измениться одновременно. Когда ты ешь, ешь радостно, потому что всё взаимозависимо. Когда ты танцуешь, в этом должна быть радость. Когда ты медитируешь, будь радостной. Когда ты с кем-то говоришь, будь радостной, сияющей, струящейся. Идя по дороге, будь радостной. Мы сами не знаем, как много упускаем. Самая обычная прогулка по дороге может принести огромное наслаждение. Кто знает? — может быть, следующего дня не будет... Завтра, может быть, ты не сможешь ходить по дороге. Завтра, может быть, тебя не будет, чтобы принимать это солнце; будет ветер, но, может быть, не будет тебя. Кто знает о завтра? Этот день может быть последним.
Таким образом, всегда наслаждайся каждым мгновением так, словно оно последнее. Возьми его целиком, выжми до последней капли, пусть не останется ничего. Тогда человек живёт интенсивно и страстно. Секс — это только побочное следствие твоего подхода к тотальности, поэтому ты не можешь изменить один только секс — это невозможно. Всё взаимозависимо, и изменить придётся всё.
Ешь радостно! Не продолжай есть так, словно тебе просто необходимо чем-то наполнить тело, — наслаждайся этим! Это — таинство. Ходьба... — наслаждайся ею. Это дар Бога, и человек должен быть за него признателен. Ты с кем-то разговариваешь — наслаждайся этим.
Таким образом, с этого момента начни наслаждаться всем, даже вещами, которые не имеют ничего общего с сексом, м-м? Но в конечном итоге результатом будет то, что если ты наслаждаешься другими вещами, то будешь наслаждаться и сексом. Если ты не наслаждаешься другими вещами, то не сможешь наслаждаться и сексом.
Вот моё наблюдение: отношение к сексу — очень показательно; оно говорит всё обо всей твоей жизни. Ты не сможешь наслаждаться в жизни и другими вещами, иначе как до определённых пределов — тогда ты останавливаешься. Человек, который боится счастья и радости, всегда боится и многого другого. Ты доходишь до определённых пределов и останавливаешься.
Сделай эти три вещи и через три недели расскажи мне, что произошло. Три недели дикой жизни... Забудь свою человечность — будь животным, сущим животным, и тогда я смогу очень легко сделать тебя человеческим существом. Но, чтобы быть животным, человек должен входить во всё очень глубоко.
Пока ты не станешь настоящим животным, ты не сможешь быть настоящим человеческим существом. А пока ты не станешь настоящим человеческим существом, ты не можешь стать существом божественным.
Во всём есть своя иерархия: животное составляет фундамент храма, человечество — стены храма, божественность — его крышу. Но крыша не может существовать без фундамента. Если есть крыша, но нет стен, храм не может существовать и тогда. Человек — это трёхэтажное здание: первый этаж составляет животное, второй — человек и третий — божественное. Начни с первого, с самого начала — заложи первый камень фундамента.