Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий

8.1. Спасение с использованием автолестниц.

Эвакуация людей с верхних этажей разрушенных зданий может ус­пешно осуществляться с помощью пожарной автолестницы типа АЛ-30 (131). Автолестница смонтирована на шасси грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131 и применяется для обслуживания зданий и сооружений вы­сотой до 30 м. Боевой расчет состоит из 5 человек.

Спасение людей с помощью автолестницы осуществляется после обнаружения пострадавших, выбора места площадки и оборудования ее для установки автолестницы (при необходи­мости). Автолестница устанавливается на площадке размером 11,5 х 4,5 м2 на расстоянии около 10 м от здания в местах наибольших завалов. Площадка для установки автолестницы не должна иметь уклон более 12%. При углах наклона лест­ницы до 60о разрешается подъем только одного спасателя, при углах наклона выше 60о допускается подъем двух чело­век с интервалом 10 м. При прислоненной лестнице одновременно может перемещаться любое количество людей с интервалом не менее 3 м. При подъеме и опускании по лестнице во избежание ее раскачивания необходимо, чтобы люди ступали не в такт. Эвакуация пострадавших по лестнице осуществляется в зависимости от их состояния спасателем или самостоятельно.

8.2. Спасение с использованием автоподъемников

Для до­ступа спасателей к пострадавшим на уровень 10-го этажа и выше применяются автомобильные подъемники и строительные вышки. Основными условиями их использования являются:

наличие необходимой площадки для установки подъемника и соответствие расстояния до стены здания радиусу рабо­чей зоны подъемника.

Для выполнения работ автовышку устанавливают на зара­нее подготовленной ровной горизонтальной площадке (с укло­ном не более 3°) размером, соответствующим габаритам ба­зовой машины с учетом радиуса рабочей зоны. Для обес­печения устойчивости машины под ее колеса подкладывают инвентарные упоры. Перед подъемом телескопа в рабочее положение устанавливают боковые упоры, под них подкла­дывают инвентарные деревянные подкладки. При установке автовышки типа АП-17А в рабочее положение телескопиче­скую часть обязательно выверяют по откосу. Перед подъ­емом спасателей проводят опробование вышки на холостом ходу, при котором проверяют плавность движения рабочей платформы при подъеме и опускании, устойчивость маши­ны и действия предохранительных устройств.

Во время пробного подъема рабочую площадку под­нимают на полную высоту колена мачты до крайних поло­жений, пока она автоматически не выключится. При сраба­тывании семафора подъем прекращают. После проведения контрольного подъема и спуска пустой рабочей платфор­мы начинают осуществлять подъем спасателей и спуск по­страдавших, которые могут находиться на рабочей плат­форме сидя, лежа и стоя.

8.3. Спасение с использованием вертолетов

Существует несколько вариантов использования вертолетов:

- выброска линя на крышу (верхний уровень сохра­нившейся части здания);

- зависание на большой высоте (до 30-40 м), спуск спа­сателей и необходимого оборудования, эвакуация пострадавших;

- посадка (зависание на малой высоте 1...1,5 м), до­ставка спасателей и необходимого оборудования и эвакуация пострадавших.

В первом варианте с помощью вертолета перебрасы­вают линь (веревку, веревочную лестницу) через крышу или через верхний уровень сохранившегося здания для дальнейшего закрепления одного конца линя и подъема спасателей и спуска (самоспасения) пострадавших по дру­гому концу.

Во втором варианте при зависании вертолета на боль­шой высоте (до 30-40 м) спуск спасателей и доставка необ­ходимого оборудования, а также эвакуация пострадавших и грузов осуществляется при помощи спускового устройст­ва роликового типа СУ-Р.

Подъем пострадавших в вертолет можно осуществлять по веревочной лестнице или с использованием бортовой лебедки. При зависании вертолета на малой высоте по­страдавшие могут подняться в вертолет самостоятельно или с помощью спасателей.

8.4. Спасение людей по сохранившимся или восстановлен­ным лестничным маршам

Эвакуация людей с устройством проемов из соседних помещений или секций (подъездов) с сохранившимися лестничными маршами осуществляется при блокировании людей в помещениях разрушенного здания в случае сохранения лестничных маршей. Располо­жение и размеры проема должны обеспечивать возмож­ность беспрепятственного и относительно удобного проник­новения через него спасателей и эвакуацию пострадавших.

Выбор способа эвакуации пострадавших зависит от состо­яния пострадавшего, степени внешней угрозы для пострадав­шего и спасателя, а также от имеющихся средств для транспортирования. Эвакуация с верхних этажей зданий осу­ществляется по сохранившимся лестничным маршам своей лестничной клетки или через устроенный проем по лестнич­ному маршу другой лестничной клетки; пострадавшие эваку­ируются на носилках двумя (четырьмя) спасателями или сво­им ходом с помощью сопровождающего. Эвакуация пострадавших вниз через проемы в перекрытии осуществляется с помощью спасательного пояса, веревки, горизонтально под­вешенных носилок с пострадавшим.

Для укрепления (временного восстановления) повреж­денных элементов конструкций лестничных клеток исполь­зуются два основных способа.

1) Установка дополнительных опор (в виде деревянных или металлических стоек с подкладками и клиньями) под поврежденный лестничный марш или плиту лестничной площадки, которая включает:

оценку несущей способности конструкции и выбор варианта ее укрепления;

доставку дополнительных опор (стоек) или их заго­товку на месте из подручных материалов;

установку и закрепление дополнительныхопор;

проверку устойчивости и несущей способности ук­репленной конструкции.

После визуального обследования выбирается вариант укрепления лестничных маршей.

Укрепление лестничного марша или плиты лестничной площадки осуществляется при помощи стоек диаметром 10-12 см. В качестве стоек используются стойки забой­щицкие. Работы по укреплению лестничного марша выполняются расчетом из 3 человек: двое устанавливают стойку в нужное положение, один забивает клин между стойкой и маршем. Если стойка устанавливается в конце марша, то укладывается прокладка и вбивается клин под низ стойки. При установке стойки в середине лестничного марша ук­ладывается прокладка и забивается клин в верхней части между маршем и стойкой. В случаях, когда стойки не за­готовлены заранее, используется подручный материал (тру­бы, бревна и т.п.). Для работы по укреплению лестнично­го марша достаточно иметь комплект шанцевого инстру­мента.

2) Усиление соединения лестничного марша с плитой лестничной площадки установкой дополнительных крепеж­ных деталей, которое включает:

оценку состояния и целостности соединения лестнич­ного марша с плитой лестничной площадки и вы­бор варианта его укрепления;

сверление (пробивку) отверстий под установку до­полнительных крепежных деталей,

установку и закрепление дополнительных армиро­ванных шпонок (металлических скоб) или болтов;

проверку устойчивости дополнительного крепления.

Для сверления отверстий в местах установки дополни­тельных креплений применять инструмент ударного или ударно-поворотного действия рекомендуется ограниченно.

Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена дополнительными сварными соедине­ниями проектных деталей.

Для эвакуации пораженных при обрушении лестнично­го марша или плиты (плит) лестничной площадки на их место устанавливаются временные переходы в виде тра­пов, мостиков или настилов из досок и бруса, изготовлен­ные на месте из подручных материалов или заготовленные заранее. Технология работ по устройству временных пере­ходов может включать: установку элементов лесов (подко­сов, схваток, прогонов и пр.) скреплением их гвоздями, арматурой, болтами, хомутами и т.п.; расшивку стоек для укрепления их с другими элементами; укладку и укрепле­ние настила, установку ограждений. Работы проводятся вручную двумя спасателями и двумя их помощниками. Для выполнения работ потребуется комплект шанцевого инст­румента, а также топор и пила – ножовка.

8.5. Спасение людей с верхних этажей здании с использо­ванием канатных дорог

Для спуска (эвакуации) людей с верхних этажей зданий и сооружений применяют специаль­ные канатноспускные устройства. В состав устройств входят катушка с намотанным на нее несущим элементом (тро­сом или лентой), ручка для возврата несущего элемента, тормозной механизм для обеспечения безопасной скорости спуска, дублирующий ручной тормоз.

Подготовка к спуску заключается в закреплении катуш­ки канатноспускного устройства к конструкциям здания (со­оружения) и фиксировании несущего элемента с караби­ном спасательного пояса, предварительно надетого на по­страдавшего. После этого осуществляется осторожный, медленный спуск пострадавшего.

Все операции выполняются силами 4 спасателей, из которых двое располагаются наверху, а двое - внизу, на земле. Располагающиеся внизу принимают пострадавшего и транспортируют его за пределы рабочей площадки на пункт сбора пострадавших.

8.6. Спасение людей с верхних этажей зданий с использо­ванием спасательных рукавов

Для спасения людей с верх­них этажей зданий и сооружений могут использоваться спасательные рукава. Эффективным спасательным устройством является эластичный спасательный рукав (чулок). Неоспоримым преимуществом спасательного рукава перед другими видами спасательных устройств являются возможность его использовать для людей любого возраста и комплекции, физического и психического состояния, а также высокая пропускная способность – 15-36 человек в минуту. В процессе спуска возможна остановка спускающегося в рукаве путем пережатия рукава руками, а также регулирования скорости спуска путем закручивания рукава вокруг вертикальной оси либо оттягиванием его в сторону стоящим на земле человеком. Немаловажное свидетельство больших возможностей спасательного рукава – высокая этажность зданий, где он может быть применен (до 25 этажа включительно). Характеристики спасательного рукава приведены в таблице.

Таблица

Тактико-техническая характеристика спасательного рукава (СР)

Этажность Длина, м Время готовности, с Время спуска, с Скорость спуска, м/с
1-2 чел. 3-4 чел.
около 22 1,3-1,0
-"- 1,4-1,1
-"- 1,32-1,06
-"- 1,43-1,2
             

При применении спасательного рукава назначается группа спасателей из 3-4 человек, обученных способам его применения.

Перед началом спуска необходимо:

надежно закрепить верхний конец рукава к устойчивой конструкции здания;

убрать у подножия здания (в месте нахождения нижнего конца рукава) все обломки конструкций и посторонние предметы;

проверить прочность закрепления рукава путем спуска одного спасателя с применением верхней страховки;

оградить подход к верхнему конусу рукава со стороны стены;

проинструктировать пострадавших по правилам поведения при спуске на рукаве.

В ходе спасательных работ соблюдаются следующие правила:

спуск малолетних детей осуществляется одновременно с их родителями или с одним из спасателей;

не допускается вход в рукав очередного спасаемого до тех пор, пока предыдущий не будет принят на земле;

не допускается прыжок спасаемого в рукав;

при подходе к верхнему концу рукава пожилых или психически неустойчивых людей им оказывается необходимая помощь;

страховка спасаемых при выходе из рукава (в нижнем конце) осуществляется 2-3 спасателями;

постоянно контролируется прочность закрепления рукава в верхней части;

все действия спасателей, обслуживающих рукав осуществляются с применением страховочных средств.

Рукава размещаются в зданиях и со­оружениях с входов с одного или нескольких уровней од­новременно. Для спуска людей рукав закрепляется на спасательном устройстве с помощью разъемного металли­ческого кольца, для которого в верхней части предусмот­рено отверстие.

Пострадавшего, эвакуируемого с высоты, размещают в спасательном рукаве и направляют к земле. В ходе перемещения по полости рукава может регу­лироваться скорость спуска как спасаемым за счет изме­нения положения частей своего тела, так и спасателями, находящимися в здании, путем различных тактических дей­ствий, а также за счет различного конструктивного испол­нения рукава.

Наши рекомендации