Поисковый прибор аварийно-спасательных служб «Спасатель».

Предназначен для поиска и обнаружения пострадавших по их собственному тепловому излучению в условиях слабой освещенности и задымления.

Технические характеристики:

Рабочий спектральный диапазон теплового канала, мкм……. 8-14
Диапазон освещенности ночного канала……………………. до5х10-3
Дальность обнаружения слабо напряженного объекта тепловым каналом (ЗЮК), м……………………………………   не менее 80
Поле зрения, град……………………………………………….
Напряжение, В…………………………………………………..
Масса прибора, кг………………………………………………. не более 2

Ночной бинокль НБ-3М. Предназначен для наблюдения как при пониженной естественной ночной освещенности, так и условиях полной темноты.

Технические характеристики:

Увеличение………………………………………………………….. 8х кратное
Угол поля зрения, град………………………………………………
Предел разрешения в центре поля зрения, лин/мм………………. не менее 27
Дальность действия бинокля, м……………………………………. 100-800
Дальность ИК подсветки, м………………………………………… до 100
Питание, В …………………………………………………………... 2-3
Масса, кг ……………………………………………………………. 1,2

5. Требования безопасности при работе с различным аварийно-спасательным инструментом, механизмами применяемыми при ведении поискво-спасательных работ

При использовании пневмоинструмента:

работу проводить в виброзащитных рукавицах и защитных очках;

компрессорную станцию располагать на горизонтальной площадке, колеса должны быть подклинены (закреплены);

запрещается устанавливать компрессор вблизи источника открытого огня и горючих газов;

ацетиленовые генераторы и баллоны со сжатыми газами должны размещаться от работающего компрессора не ближе 10 м;

запрещается работа компрессорной станции с избыточным давле­нием воздуха;

не допускается работа станции на спущенных баллонах;

перед присоединением отбойных молотков к шлангам последние необходимо продуть сжатым воздухом для удаления влаги, масла к пыли;

смазывать, ремонтировать и заменять пики или лопаточки в от­бойном молотке имеет право только машинист компрессорной станции;

пневматический инструмент должен быть исправным, не иметь сильной отдачи, рабочие части должны прочно закрепляться во втул­ках;

клапаны на рукоятках инструмента в закрытом состоянии не должны пропускать воздух; они должны легко открываться и закрываться; запрещается подключать шланги непосредственно в магистраль сжатого воздуха;

присоединение резиновых шлангов к инструменту и их разъеди­нение разрешается только после выключения подачи воздуха;

при работе с инструментом выключать подачу воздуха необходи­мо только после постановки инструмента в рабочее положение;

не допускать холостого хода пневматического инструмента;

работу с применением пневматического инструмента разрешается производить только при устойчивом положении спасателя;

соблюдать осторожность при открытии и закрытии перепускного клапана;

при прокладке шлангов, а также при перемещении спасателей в ходе работы с присоединенными к шлангу инструментами следить, чтобы шланги не закручивались, не перегибались и не сильно натя­гивались;

запрещается производить работы вблизи открытого огня;

при дроблении конструкции спасатели должны работать в защит­ных касках, очках и виброзащитных перчатках;

не допускается обработка конструкций и скальных обломков, находящихся в неустойчивом положении, на весу или свисающих с упоров (они предварительно должны быть закреплены или опущены на землю);

во избежание захвата одежды вращающимися частями машины не допускается выполнение работ в расстегнутой одежде.

При дроблении железобетонных конструкций и скальных обломков расстояние между спасателями, работающими рядом, должно гаранти­ровать от травмирования при возможном разлете осколков бетона и кусков скальных пород.

При использовании электроинстру­мента:

к работе допускаются лица, прошедшие соответствующую подго­товку и аттестованные по технике безопасности не ниже первой ква­лификационной группы;

в условиях повышенной влажности и при наличии в завале ме­таллических конструкций допускается применение электроинструмен­та, работающего под напряжением 127-220 V с обязательным исполь­зованием диэлектрических перчаток, галош или ковриков (корпус электроинструмента, работающего под напряжением свыше 30 V, дол­жен быть обязательно заземлен);

все электроинструменты должны иметь закрытые и изолированные вводы питающих проводов;

запрещается подключение электроинструмента с помощью оголен­ных концов проводов к электролинии или контактам рубильника:

в ходе работы необходимо следить, чтобы электропровода не пересекались и не повреждались;

во время дождя или снегопада работа с электроинструментом разрешается, как исключение, при наличии навеса над рабочим мес­том (не допускается обработка электроинструментом мокрых или об­леденелых конструкций);

запрещается пользоваться рабочим нулевым проводом для зазем­ления корпуса однофазных электроинструментов;

прокладка питающих проводов по поверхности земли разрешается только в сухих местах и на участках, где нет опасности поврежде­ния кабеля (в целях предохранения кабеля от повреждений его необ­ходимо подвешивать).

При использовании электролома длина кабеля должна быть достаточной для обеспечения работы без его натяжения и пе­рекручивания. Работа с ломом проводится только при надетых защит­ных очках и диэлектрических перчатках, а при сыром грунте - с ди­электрическим ковриком. Пробивка отверстий производится при вер­тикальном и наклонном положениях лома «сверху – вниз». При температуре окружающего воздуха -25...35°С время пребывания инструмен­та в нерабочем положении не должно превышать 1,5 часа: (при более длительном перерыве во избежание поломки и пробивки изоляции лом .должен быть предварительно отогрет при температуре не ниже +30°С). При включенном выключателе запрещается соединять в ломе штепсельные соединения, а также заземлять защитно-отключающее устройство.

При использовании гидроинстру­мента:

перед началом работы необходимо проверить наличие жид­кости в баке насоса, надежность запорных узлов, надежность присо­единения высоконапорного насоса, наличие пломб на предохранитель­ном клапане и величину давления, на которое он отрегулирован. Работа инструмента проверяется на холостом ходу. При наличии неисправности - немедленно сбросить давление.

6. Общий порядок подготовки к работе и проверки исправности основных видов техники, инструмента и приспособлений (приказ МЧС России от 05.06.98 г. № 354)

1). Проверка исправности автомобильных, гусеничных, пневмоколесных кранов и лебедок включает:

осмотр механизмов, их креплений и тормозов, ходовой части. тяговых и буферных устройств; наличие и исправность ограждений механизмов;

смазку передач, подшипников и канатов, а также смазочных приспособлений и сальников;

осмотр в доступных местах соединений секций стрелы и элемен­тов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги), сварных швов ходовой рамы и поворотной части;

осмотр в доступных местах состояния канатов, их крепления на барабане и стреле, укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;

осмотр крюка и его крепления в обойме;

исправность дополнительных опор. стабилизаторов;

комплектность и крепление противовеса;

наличие и исправность приборов и устройств безопасности (концевые выключатели, указатель грузоподъемности, сигнальный прибор, ограничитель грузоподъемности, указатель крена);

исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;

осмотр двигателя, системы зажигания, системы охлаждения;

наличие [по норме) горючего и масла в картере;

осмотр [при наличии гидроприводов) системы приводов, гибких шлангов, насоса, предохранительных клапанов в напорных линиях;

исправность съемных грузозахватных приспособлений (совместно со стропальщиком), наличия на них клейма и бирок с указанием гру­зоподъемности, даты испытания и номера;

наличие огнетушителя и аптечки;

опробование механизмов на холостом ходу.

Запрещается приступать к работе при наличии следующих неисп­равностей:

трещин или деформации в металлоконструкциях крана;

отсутствие в элементах подвески стрелы (серьги, тяги), шплин­тов или зажимов в местах крепления канатов или ослабление их крепления;

обрывы проволочек в количестве, превышающем норму, или по­верхностного износ стрелового и грузового канатов, обрыв пряди или нарушение структуры канатов;

дефекты механизмов подъема груза или стрелы, угрожающе бе­зопасности работы;

повреждение деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;

износ крюка зева, превышающий 10% первоначальной высоты се­чения; неисправность устройства, замыкающего крюк (замок); нару­шение крепления крюка в обойме;

неисправность или отсутствие ограничителя грузоподъемности или сигнального прибора;

повреждение или неукомплектованностъ дополнительных опор и стабилизаторов у автомобильных кранов;

отсутствие ограждения механизмов и неизолированных токоведущих частей электрооборудования;

отсутствие или неисправность приборов, показывающих наличие масла в картере двигателя, температуру охлаждающей жидкости и си­лу зарядного тока.

2). Проверка исправности экскаваторов включает:

осмотр двигателя, всех его узлов, состояния смазки;

состояние тормозов, фрикционов управления (тормозные ленты должны притормаживаться при легком нажатии на рычаги), состояние стальных канатов, их запасовка, заделка и крепление;

наличие и исправность ограждения вращающихся частей;

состояние ковша;

осмотр (при наличии гидропривода) системы проводов гибких шлангов, насоса, предохранительных клапанов в напорных линиях;

заправку топливом, наличие масла в картере двигателя и ох­лаждающей жидкости (воды) в системе охлаждения;

натяжение гусеничных лент ходовой части (при необходимости -отрегулировать). В экскаваторах на пневмоходу проверяется ходовая часть и исправность дополнительных опор;

натяжение цепных передач;

наличие огнетушителей и аптечки;

исправность освещения;

опробование работы экскаватора на холостом ходу.

Запрещается приступать к работе при износе канатов сверх ус­тановленных норм. а на машинах с гидроприводом - при износе гиб­ких шлангов и неисправности предохранительных клапанов.

3). При подготовке к работе бульдозеров проверяется:

исправность машины; в первую очередь - состояние фрикционов управления, тормозов, двигателя и навесного оборудования;

натяжение гусеничных лент ходовой части;

заправка машины топливом и охлаждающей жидкостью. наличие масла в картере двигателя;

надежность крепления отвала, целостность рамы;

исправность гидроприводов на бульдозерах с гидравлической системой управления, надежность крепления, отсутствие течи масла из системы;

регулировка и пломбировка предохранительного клапана гидро­системы;

наличие огнетушителя и аптечки;

работа двигателя и устойчивость навесного оборудования на холостом ходу.

4). При подготовке к работе транспортных средств после внеш­него осмотра проверяются:

соответствие укомплектованности машины и ее технического состояния "Требованиям безопасности к техническому состоянию. Ме­тоды проверки" (Госстандарт СССР, 1982 г.,доп. 1989 г.)

состояние рулевого управления - легкость и надежность управ­ления передними колесами, люфт рулевого управления (не более 25°), отсутствие повреждений, препятствующих свободному вращению руля; крепление рулевой колонки и сошки; исправность продольной и поперечных рулевых тяг; наличие пробок, наконечников, шплинтов;

люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг;

исправность тормозов - одновременность начала торможения всех колес; отсутствие просачивания жидкости в гидравлической системе и воздуха в ней; отсутствие пропуска воздуха в пневмати­ческой системе и, соответственно, падения давления в воздушном баллоне; отсутствие заедания тормозных колодок (на всех колесах); регулировка ручного тормоза и надежность удержания его запирающим устройством;

состояние переднего моста - надежность установки передник колес и крепления деталей рулевого привода к ним; люфт передних колес, отсутствие заеданий и повреждений в подшипниках передних колес;

надежность крепления дисков колес на ступицах, отсутствие трещин на дисках, правильность установки замковых колец;

надежность шин, изношенность протектора, отсутствие сквозных отверстий и расслоения покрышек, соответствие давления в шинах установленной норме;

двигатель (системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течей);

отсутствие протока газов через неплотные соединения в систе­мах питания и газораспределения (труба глушителя должна быть плотно соединена с выпускным патрубком двигателя);

заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью;

исправность электрооборудования, отсутствие обрывов, искре­ния. течи электролита; работа всех приборов и средств освещения;

состояние грузовой платформы, отсутствие поломанных досок и брусьев, прочность запоров болтов, а при перевозке людей - нали­чие и надежность сидений;

исправность кабины, сидений, дверей, стеклоочистителей;

наличие аптечки и огнетушителя.

5). В ручном инструменте проверяется надежность насадки рабо­чих частей на рукоятки, отсутствие качаний и расклинивания. при­менение заершенных металлических клиньев, отсутствие заусениц. трещин на рукоятках, трещин и сколов на рабочих частях.

Запрещается пользование инструментом с недостаточно укреп­ленной ручкой и с трещинами на рабочих частях.

6). При подготовке к работе электроинструмента проверяются:

отсутствие трещин на корпусе;

надежность крепления рабочих частей;

исправность изоляции (сопротивление не менее 2 Мом);

надежность и правильность заземления корпуса;

исправность штепсельного соединения, отсутствие повреждений кабеля;

исправность выключателя, наличие колпачков на щеткодержате­лях;

отсутствие течей смазки из редуктора вентиляционных каналов.

Проверяется работа инструмента на холостом ходу.

Запрещается использовать электроинструмент при наличии сле­дующих неисправностей (проявлений);

искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня;

повреждение корпуса машины;

нечеткая работы выключателя;

повреждение штепсельного соединения, кабеля и соединительных муфт;

появление ненормального шума, вибрации, дыма;

вытекание смазки.

Электроинструмент выдается для работы только при наличии за­щитной одежды; одежда должна быть исправной, соответствующей ха­рактеру предстоящей работы и условиям ее выполнения.

7). При подготовке к работе пневмоинструмента проверяется (определяется):

отсутствие трещин в корпусе;

отсутствие повреждений на шлангах, надежность закрепления на штуцерах на инструменте и воздушной магистрали; запрещается зак­реплять шланги с помощью проволоки;

заточка вставного инструмента, отсутствие на нем дефектов, хвостовики инструмента должны быть ровными, без скосов и трещин, плотно пригнаны и правильно центрованы; хвостовики ударных инс­трументов должны иметь четкие грани и плотно входить в буксу;

легкость закрытия и открытия клапана включения, отсутствие пропуска воздуха;

наличие защитного корпуса на абразивном круге;

отсутствие забоин на шпинделе сверлильной машины.

8). При подготовке к работе гидроинструмента проверяется:

отсутствие трещин и повреждений на корпусе;

целостность шлангов, отсутствие подтеканий жидкости;

опломбирование предохранительного клапана;

надежность присоединения высоконапорного шланга;

наличие жидкости в баке насоса;

целостность головок домкратов.

Инструмент опробуется в работе. Особое внимание уделяется исправности приспособления, препятствующего быстрому опусканию штока гидравлического домкрата.

Рекомендуемая литература

1.ГОСТ Р 22.9.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования.

2. ГОСТ Р 22.9.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства инженерного обеспечения аварийноспасательных работ. Общие технические требования.

3. ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования.

4. Справочник по ведению спасательных работ. ВНИИ ГОЧС. М.-1993

5. Справочник спасателя. МЧС России, 1995

6. Учебник спасателя. МЧС России, 1997

7. Охрана труда спасателя. МЧС России, 1998

Приложене № 4

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА

Введение

Тушение пожаров, спасение людей, оказавшихся в опасности – важнейшие задачи подразделений спасателей, принимающих участие в тушении пожара.

В учебном пособии по противопожарной подготовке специалистов войск ГО и спасательных формирований рассмотрена тактика тушения пожаров – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений спасателей для успешной ликвидации пожара в тех размерах, которые он принял к моменту прибытия подразделений , и по спасению людей в случае угрозы для их жизни. Оно базируется на теории и практике борьбы с огнем, результатах научных исследований и закономерностях процессов развития и тушения пожаров, достижениях в области пожарной техники и огнетушащих средств.

В нем рассматриваются особенности развития пожаров, общие проблемы и принципы организации и ведения боевых действий подразделениями спасателей, а также назначение, технические характеристики, устройство и эксплуатация пожарной техники и оборудования.

Рассматривая условия развития и тушения пожаров, наиболее целесообразные способы и приемы боевых действий подразделений, учебное пособие вместе с тем не дает готовых решений для каждой конкретной обстановки, складывающейся на пожаре. Оно содержит главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым, руководитель подразделения спасателей принимает обоснованное решение, соответствующее конкретным условиям.

Наши рекомендации