Тема 1.6.2 «Безопасность медицинских услуг».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТА

Тема 1.6.2 «Безопасность медицинских услуг».

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Факультет лечебный

Методические

рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании кафедры

(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

доцент ____________________ В.Б. Сивков

«___» _____________ 2012 г.

Самара, 2012 г.

1. Формируемые компетенции:

· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);

· способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21(3,5));

2. Цель занятия:

В результате изучения темы занятия студент должен:

Знать:

· основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

· основные факторы, угрожающие жизни и здоровью пациентов больницы;

· виды деятельности по обеспечению безопасности пациентов в медицинских организациях.

Уметь:

· выполнять свои функциональные обязанности по обеспечению безопасности медицинского труда;

· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность пациентов в медицинских организациях;

· применять средства коллективной и индивидуальной защиты при обеспечении безопасности пациентов в медицинских организациях.

Владеть:

· основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.

3. Общее время занятия: 180 минут;

4. Оснащение занятия.

Методические рекомендации к семинарскому занятию для студентов

Наборы наглядных материалов по различным вопросам темы занятия: стенды, таблицы.

Тестовые задания по изучаемой теме.

Программное обеспечение:

Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» доступна для студентов на странице кафедры сайта Самарского государственного медицинского университета по адресу: http://www.samgmu.ru/ university.

Информация, включающая электронные версии части учебно-методических комплексов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а также нормативно-правовые документы, форму оформления курсовой работы, других документов, необходимых для изучения указанной дисциплины, представлена в виде электронных пособий, составленного сотрудниками кафедры.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Информационно-справочные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Российской Федерации.

Доступ к информационно-поисковой системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Доступ к базам данных и информационным ресурсам, медицинским поисковым системам MedExplorer, MedHunt, PubMed. и др.

5. Самостоятельная работа во вне учебное время:

- Подготовиться к тестированию

- Подготовиться к семинарскому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу, материалы лекций по теме занятия.

- Написать реферат по теме занятия:

«Формы проявления и характеристика угроз жизни здоровью пациентов».

Задание на дом

Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
  1 Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов больницы.     2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.   3. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций.   4. Санитарная обработка пациентов. Основная: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для вузов / Н.М Киршин и др.; Под общей редакцией Н.М Киршина — 4-е издание, стереотипное — М.: , 2010. — 312 с. Дополнительная: Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с. Достигнуть уровня усвоения знаний студентами по воспроизведению информации об изучаемом объекте по памяти. 1. Какие угрозы жизни и здоровью пациентов могут быть в лечебных учреждениях? 2. Дайте характеристику биологическим опасностям. 3. Дайте характеристику механическим опасностям. 4. Дайте характеристику электромагнитным опасностям. 1.Какие мероприятия проводятся в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности пациентов? 2. Какие мероприятия в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности пациентов подлежат государственному контролю? 1. В чем сущность лечебно-охранительного режима в медицинских учреждениях?   1. В каком подразделении больницы проводится Санитарная обработка пациентов? 2. Какая цель проведения санитарной обработки пациентов

6. Самостоятельная работа на практическом занятии



Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа мин.
Обеспечение безопасности пациентов в приемном отделении. Студент знакомится с организацией работы приемного отделения, изучает нормативные документы по безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в процедурной для забора биологического материала. Студент знакомится с организацией работы процедурной, изучает нормативные документы по безопасности, правила обработки использованного оборудования, сбора биологических отходов делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в рентген кабинете. Студент знакомится с организацией работы рентген кабинета, изучает нормативные документы по радиационной безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в кабинете ультразвуковой диагностики. Студент знакомится с организацией работы кабинета ультразвуковой диагностики, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения диагностической процедуры, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в физиотерапевтические кабинеты. Студент знакомится с организацией работы физиотерапевтических кабинетов, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения лечебных процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.

Смена учебных точек происходит под руководством преподавателя.

Приложения:

Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов

Приложение №2 Требования по оформлению реферата

Приложение №1

Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов:

Критерии оценок

Основным критерием оценивания испытуемых является выполнение тестового контроля с коэффициентом 0,7 (правильных ответов к общему числу вариантов ответов), что допускает от 7 до 9 ошибок с выставлением оценки «удовлетворительно». Ошибкой считается указание неправильного ответа, отсутствие правильного ответа, а также отсутствие ответа на вопрос.

При выполнении тестового контроля с коэффициентом 0,8 (правильных ответов к общему числу вариантов ответов) допускается от 4 до 6 ошибок и выставляется оценка «хорошо».

При выполнении тестового контроля с коэффициентом 0,9 и более (правильных ответов к общему числу вариантов ответов) допускается менее 3 ошибок и выставляется оценка «отлично».

Общая оценка (одна за тему) выставляется путем усреднения оценок полученных за тестовый контроль и устный ответ

Вариант № 1

1. Медицинские услуги классифицируются на:

а) функциональные; б)простые; в) инвазивные; г)сложные; д)комплексные.

2. Безопасность пациентов при эксплуатации медицинской техники обеспечиватся:

а) конструкцией изделий; б) достаточной квалификацией персонала;

в) системой технического обслуживания и ремонта; г) рациональной организацией работы;

д). применением установленных мер и средств защиты

3. Факторы, составляющие угрозу безопасности и здоровью пациентов в ЛПУ следующие:

а) опасность инфицирования; б) опасность отравления технической жидкостью;

в) опасность поражения химическими реагентами; г) опасность облучения;

д) опасность поражения электрическим током.

ТРЕБОВАНИЯ

по оформлению реферата

Время выделяемое студентом на подготовку реферата - не менее 6 часов.

Рекомендуемый объем реферата – 12–15 страниц печатного (Word 14 шрифт, 1,5 интервала, формат A4) или рукописного текста. Реферат должен содержать следующие обязательные компоненты: титульный лист; план (содержание/оглавление); введение в начале текста и заключение с основными выводами в конце; текст основной части реферата должен быть обязательно разбит на главы (параграфы/разделы); в конце реферата должен прилагаться список литературы (не менее 3 наименований). На титульном листе должны быть представлены: название университета, кафедры, тема работы, ФИО и название группы студента, а также ФИО преподавателя.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм. Наиболее важные части текста и названия разделов необходимо выделять подчеркиванием, жирным шрифтом. В реферате могут быть представлены иллюстрации, вставленные в текст, или в качестве отдельного приложения к работе.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 86 – 100 баллов – «отлично»;

• 70 – 75 баллов – «хорошо»;

• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;

• мене 51 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Методические рекомендации разработал:

Доцент кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

кандидат медицинских наук А.С. Устинович

«____» _____________2012 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТА

Тема 1.6.2 «Безопасность медицинских услуг».

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

Факультет лечебный

Методические

рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании кафедры

(протокол № 8 от «14» мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

доцент ____________________ В.Б. Сивков

«___» _____________ 2012 г.

Самара, 2012 г.

1. Формируемые компетенции:

· способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);

· способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21(3,5));

2. Цель занятия:

В результате изучения темы занятия студент должен:

Знать:

· основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

· основные факторы, угрожающие жизни и здоровью пациентов больницы;

· виды деятельности по обеспечению безопасности пациентов в медицинских организациях.

Уметь:

· выполнять свои функциональные обязанности по обеспечению безопасности медицинского труда;

· выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, влияющие на безопасность пациентов в медицинских организациях;

· применять средства коллективной и индивидуальной защиты при обеспечении безопасности пациентов в медицинских организациях.

Владеть:

· основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.

3. Общее время занятия: 180 минут;

4. Оснащение занятия.

Методические рекомендации к семинарскому занятию для студентов

Наборы наглядных материалов по различным вопросам темы занятия: стенды, таблицы.

Тестовые задания по изучаемой теме.

Программное обеспечение:

Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» доступна для студентов на странице кафедры сайта Самарского государственного медицинского университета по адресу: http://www.samgmu.ru/ university.

Информация, включающая электронные версии части учебно-методических комплексов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а также нормативно-правовые документы, форму оформления курсовой работы, других документов, необходимых для изучения указанной дисциплины, представлена в виде электронных пособий, составленного сотрудниками кафедры.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Информационно-справочные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Российской Федерации.

Доступ к информационно-поисковой системе Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Доступ к базам данных и информационным ресурсам, медицинским поисковым системам MedExplorer, MedHunt, PubMed. и др.

5. Самостоятельная работа во вне учебное время:

- Подготовиться к тестированию

- Подготовиться к семинарскому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу, материалы лекций по теме занятия.

- Написать реферат по теме занятия:

«Формы проявления и характеристика угроз жизни здоровью пациентов».

Задание на дом

Вопрос самоподготовки Источники информации Цель самоподготовки Вопросы и задания для самоконтроля
  1 Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов больницы.     2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.   3. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций.   4. Санитарная обработка пациентов. Основная: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для вузов / Н.М Киршин и др.; Под общей редакцией Н.М Киршина — 4-е издание, стереотипное — М.: , 2010. — 312 с. Дополнительная: Сивков, В.Б. Организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Медицинская служба гражданской обороны: Учебное пособие. – 2-е изд. / В.Б. Сивков, В.Н. Дмитрук., А.Д. Рояк – Самара, ГОУВПО «СамГМУ», 2010. – 370 с. Достигнуть уровня усвоения знаний студентами по воспроизведению информации об изучаемом объекте по памяти. 1. Какие угрозы жизни и здоровью пациентов могут быть в лечебных учреждениях? 2. Дайте характеристику биологическим опасностям. 3. Дайте характеристику механическим опасностям. 4. Дайте характеристику электромагнитным опасностям. 1.Какие мероприятия проводятся в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности пациентов? 2. Какие мероприятия в лечебных учреждениях по обеспечению безопасности пациентов подлежат государственному контролю? 1. В чем сущность лечебно-охранительного режима в медицинских учреждениях?   1. В каком подразделении больницы проводится Санитарная обработка пациентов? 2. Какая цель проведения санитарной обработки пациентов

6. Самостоятельная работа на практическом занятии

Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа мин.
Обеспечение безопасности пациентов в приемном отделении. Студент знакомится с организацией работы приемного отделения, изучает нормативные документы по безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в процедурной для забора биологического материала. Студент знакомится с организацией работы процедурной, изучает нормативные документы по безопасности, правила обработки использованного оборудования, сбора биологических отходов делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
Обеспечение безопасности пациентов в рентген кабинете. Студент знакомится с организацией работы рентген кабинета, изучает нормативные документы по радиационной безопасности, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в кабинете ультразвуковой диагностики. Студент знакомится с организацией работы кабинета ультразвуковой диагностики, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения диагностической процедуры, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.
  Обеспечение безопасности пациентов в физиотерапевтические кабинеты. Студент знакомится с организацией работы физиотерапевтических кабинетов, изучает нормативные документы по безопасности, правила проведения лечебных процедур, делает записи в тетради по вопросам безопасности. Добиться достижения целей занятия: умение использовать полученные знания для безопасной работы с пациентами.

Смена учебных точек происходит под руководством преподавателя.

Приложения:

Приложение №1 Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов

Приложение №2 Требования по оформлению реферата

Приложение №1

Материалы для контроля исходного уровня знаний студентов:

Наши рекомендации