Идеа­лы: ты вы­би­ра­ешь судь­бу! 6 страница

«В по­ры­ве не­кон­тро­ли­руе­мо­го гне­ва я за­кри­чал от бес­си­лия, как зверь… Страх от­рез­вил ме­ня… Я дро­жал от стра­ха, на­пря­же­ния и гне­ва».

«Я по­ни­мал объ­яс­не­ние до­на Хуа­на… тем ост­рее ста­но­ви­лось моё чув­ст­во по­те­ри и по­дав­лен­но­сти. В ка­кой-то мо­мент я ис­крен­не ре­шил по­кон­чить с со­бой пря­мо сей­час» (из кн. 8, гл. 3, стр. 82-84, гл. 4, с. 106).

«Мы (с Ла Гор­дой) чув­ст­во­ва­ли се­бя под­опыт­ны­ми мор­ски­ми свин­ка­ми в ру­ках до­на Хуа­на… Ко­гда на­ша ярость вы­дох­лась, нас на­чал ох­ва­ты­вать страх – по­то­му что мы бы­ли ли­цом к ли­цу с пу­гаю­щей воз­мож­но­стью то­го, что дон Ху­ан мог сде­лать с на­ми и ещё бо­лее раз­ру­ши­тель­ные ве­щи (!)» (из кн. 6, ч. 2, гл. 6, с. 104).

«Ме­ня все­го тряс­ло, как в при­пад­ке эпи­леп­сии. Ру­ки ме­та­лись во­круг, опи­сы­вая са­мые не­ве­ро­ят­ные тра­ек­то­рии» (из кн. 7, гл. 5, с. 316, 321).

б) ФИ­НАЛЬ­НЫЕ СО­СТОЯ­НИЯ УЖЕ РЕА­ЛИ­ЗО­ВАН­НО­ГО ЧЁР­НО­ГО МА­ГА:

«Этот мо­мент да­ёт знать о се­бе бес­пре­рыв­ным со­дро­га­ни­ем все­го те­ла и рво­той. Обыч­но че­ло­век не мо­жет ни спать, ни есть и вко­нец ос­ла­бе­ва­ет. Ес­ли су­до­ро­ги в жи­во­те не пре­кра­ща­ют­ся, че­ло­век го­тов к пу­те­ше­ст­вию и пря­мо пе­ред его гла­за­ми от­кры­ва­ет­ся тре­щи­на ме­ж­ду ми­ра­ми» (из кн. 1, гл. 11, с. 169).

«Ни­ко­гда в жиз­ни я не ис­пы­ты­вал по­доб­ных при­сту­пов ме­лан­хо­лии. Это бы­ла ка­кая-то без­ос­но­ва­тель­ная пе­чаль, мне по­ка­за­лось, она свя­за­на с па­мя­тью о глу­би­нах, ко­то­рые я ви­дел сквозь зер­ка­ло. Бес­ко­неч­ная нос­таль­гия по этим глу­би­нам сме­ши­ва­лась в мо­ей пе­ча­ли с аб­со­лют­ным стра­хом пе­ред хо­ло­дом бес­пре­дель­но­го оди­но­че­ст­ва, ко­то­рым от­ту­да вея­ло и от ко­то­ро­го в жи­лах за­сты­ва­ла кровь» (из кн. 7, гл. 6, с. 345).

«Пе­чаль для ма­гов не яв­ля­ет­ся чем-то лич­ным, - зая­вил дон Ху­ан, вновь втор­га­ясь в мои мыс­ли. – Это не со­всем пе­чаль, это энер­ге­ти­че­ская вол­на, пре­хо­дя­щая из глу­бин кос­мо­са…

Ма­ги древ­но­сти ве­ри­ли, что во Все­лен­ной су­ще­ст­ву­ет пе­чаль, по­доб­ная си­ле, све­ту, на­ме­ре­нию, и что эта веч­ная си­ла воз­дей­ст­ву­ет на ма­гов с осо­бой ост­ро­той…

- Ма­ги от­ли­ча­ют­ся тем, - про­дол­жал дон Ху­ан, - что пе­чаль для них аб­ст­ракт­на… это ис­хо­дит из бес­ко­неч­но­сти. Грусть, ко­то­рую ты ис­пы­ты­ва­ешь… при­шла от­ту­да» (из кн. 10, гл. 6, с. 122-123).

«Нет бо­лее глу­бо­ко­го оди­но­че­ст­ва, чем оди­но­че­ст­ва веч­но­сти» (из кн. 7, гл. 6, с. 346).

«Дон Ху­ан го­во­рил, что един­ст­вен­ным вы­ра­же­ни­ем бо­ли яв­ля­ет­ся дрожь, при­хо­дя­щая из са­мых глу­бин все­лен­ной, как ес­ли бы од­на эма­на­ция Ор­ла бы­ла бо­лью. Дрожь вои­на бес­ко­неч­на… Я ощу­тил эту дрожь» (из кн. 6, гл. 15, с. 252).

Не­ис­ку­шён­но­му чи­та­те­лю труд­но во­об­ра­зить и осоз­нать, что за всей по­эти­че­ской, ро­ман­ти­ко-нос­таль­ги­че­ской опи­са­тель­ной ау­рой Кас­та­не­да скры­ва­ет суть соз­на­ния чёр­но­го ма­га при фи­наль­ном слия­нии с эма­на­ция­ми Ор­ла, с те­не­во­да­ми пла­не­тар­но­го Дья­во­ла:

Бес­ко­неч­ное оди­но­че­ст­во, страш­ную бе­зыс­ход­ность, не­вы­но­си­мую пе­чаль, жут­кое от­чая­ние, внут­рен­ний хо­лод, то­ми­тель­ную не­удов­ле­тво­рён­ность, от­чу­ж­дён­ность и ост­рую бо­лез­нен­ную дрожь,– всё те­ло ма­га, пе­рио­ди­че­ски силь­но, ко­ло­тит, тря­сёт мел­кой дро­жью от стра­ха, ведь он уже зна­ет, пред­чув­ст­ву­ет, по­ни­ма­ет, что бу­дет с ним по­сле смер­ти. Со­стоя­ния по-на­стоя­ще­му об­ре­чён­но-тя­го­ст­ные и ужас­ные, но сде­лать уже ни­че­го нель­зя…

И это вме­сто бла­жен­ст­ва, без­раз­дель­ной Сво­бо­ды и ра­до­сти, вме­сто пол­но­го еди­не­ния с ми­ром и аб­со­лют­но­го сча­стья на ре­ли­ги­оз­ных пу­тях на­стоя­щей Люб­ви!

20. И, на­ко­нец, от­ве­тим на са­мые вол­ную­щие и ре­шаю­щие во­про­сы:

«В ЧЁМ ЗА­КЛЮ­ЧА­ЕТ­СЯ ГЛАВ­НЫЙ ОБ­МАН ДО­НА ХУА­НА?»

«КА­КОВ НЕ­ИЗ­БЕЖ­НЫЙ ФИ­НАЛ МА­ГИ­ЧЕ­СКО­ГО ТРЕ­КА?»

Ни к ка­кой Сво­бо­де и Люб­ви путь чёр­ной ма­гии не ве­дёт и вес­ти не мо­жет!

Дон Ху­ан ут­вер­жда­ет, что «маг – это че­ло­век, спо­соб­ный управ­лять со­юз­ни­ком и ма­ни­пу­ли­ро­вать им в сво­их це­лях» (из кн. 2, гл. 11, с. 341.) – но это ложь. На­про­тив, пла­не­тар­ные си­лы (лю­ци­фа­ги), на­де­ляя ма­га сво­ей тём­ной энер­ги­ей, пол­но­стью под­чи­ня­ют его се­бе!

«…Мы не мо­жем пол­но­стью из­бе­гать не­ор­га­ни­че­ских су­ществ. Моё ре­ше­ние со­сто­ит в том, что­бы брать у них энер­гию, но не под­да­вать­ся их влия­нию. Это на­зы­ва­ет­ся окон­ча­тель­ным стал­кин­гом…

- Но как ма­ги по­лу­ча­ют её из ми­ра не­ор­га­ни­че­ских су­ществ?

- Про­сто по­гру­жа­ясь в этот мир. Все ма­ги на­шей ли­нии долж­ны бы­ли де­лать это» (из кн. 9, гл. 9, с. 229-230).

«Ис­поль­зо­вать стал­кинг стал­ке­ров – оз­на­ча­ет пред­на­ме­рен­но чер­пать энер­гию из ми­ра не­ор­га­ни­че­ских су­ществ для то­го, что­бы со­вер­шать ма­ги­че­ские дей­ст­вия…»

Дон Ху­ан: «За­да­ча со­стоя­ла в том, что­бы увиль­нуть от не­ор­га­ни­че­ских су­ществ и не по­пасть к ним во власть» (из кн. 9, гл. 10, с. 233, 249).

Во­об­ще-то, все эти «ма­нёв­ры», ко­то­рые яко­бы со­вер­ша­ют ма­ги, что­бы не по­пасть в ла­пы энер­ге­ти­че­ских хищ­ни­ков, рас­счи­та­ны на дет­ское во­об­ра­же­ние. Ведь де­мо­ни­че­ская не­ор­га­ни­ка, су­ще­ст­вую­щая мил­ли­ар­ды лет, при­тя­ги­ва­ет как мош­ка­ру не­ра­зум­ных тол­те­ков (да и всех без ис­клю­че­ния ма­гов!), про­пи­ты­вая их сво­ей чу­же­род­ной аг­рес­сив­ной энер­ги­ей.

А зло­ве­щий об­ман до­на Хуа­на со­сто­ит в том, что в ре­зуль­та­те по­сто­ян­но­го взаи­мо­дей­ст­вия с пред­ста­ви­те­ля­ми ин­фер­наль­ных про­странств, ма­ги по­сте­пен­но са­ми ста­но­вят­ся энер­ге­ти­че­ски од­но­род­ной при­над­леж­но­стью всех этих ми­ров и, в кон­це кон­цов, об­ре­че­ны в этих же мрач­ных и ог­ра­ни­чен­ных, уз­ких ми­рах су­ще­ст­во­вать! И су­ще­ст­во­вать по­смерт­но и не­об­ра­ти­мо! И ни­ка­кой те­бе Сво­бо­ды!

И об этом Кас­та­не­да со­об­ща­ет сво­ему чи­та­те­лю от­кры­тым тек­стом!

«Ла­зут­чик втолк­нул ме­ня в тон­нель на­пра­во. Он был не­сколь­ко тем­нее дру­гих. Во­пре­ки здра­во­му смыс­лу, он по­ка­зал­ся мне бо­лее уют­ным, чем дру­гие и бо­лее зна­ко­мым... Мой ум прон­зи­ла мысль о том, что Я БЫЛ ПО­ДО­БЕН это­му тон­не­лю, или он – мне»;

«По­се­щая в сно­ви­де­нии мир не­ор­га­ни­че­ских су­ществ, я столк­нул­ся с на­рас­таю­щим ЧУВ­СТ­ВОМ ЕС­ТЕ­СТ­ВЕН­НО­СТИ это­го ми­ра для ме­ня» (из кн. 9, гл. 5, с. 125, 132).

За­ду­май­тесь, от­ку­да и по­че­му у ма­га воз­ни­ка­ют все эти ощу­ще­ния «ес­те­ст­вен­но­сти», «по­до­бия», «сход­ст­ва» и «род­ст­ва» всем этим зло­ве­щим под­зем­ным из­ме­ре­ни­ям? По­че­му это так???

Да по­то­му что маг ста­но­вил­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью всех этих жут­ких, мрач­ных и ог­ра­ни­чен­ных про­странств сам!

«Мне ка­за­лось, что ме­ж­ду мной и те­не­вы­ми сущ­но­стя­ми бы­ло не­ко­то­рое СХОД­СТ­ВО…» (из кн. 9, гл. 6, с. 150.)

Речь идёт об энер­ге­ти­че­ской од­но­род­но­сти ма­га с те­не­во­да­ми Ада!

За­кан­чи­ва­ет­ся про­цесс слия­ния, рас­тво­ре­ния в де­мо­ни­че­ских тун­не­лях; а по­доб­ное все­гда при­тя­ги­ва­ет­ся по­доб­ным – и это не­об­ра­ти­мо, это за­кон!

Вот суть всей хит­ро­ум­ной мис­ти­фи­ка­ции и ве­ро­лом­но­го об­ма­на уче­ния до­на Хуа­на в из­ло­же­нии К. Кас­та­не­ды.

А все опи­са­ния Кар­ло­са Кас­та­не­ды под­твер­жда­ют тот без­ус­лов­ный за­кон, из­вест­ный во все вре­ме­на и все­ми на­ро­да­ми: ВСЕ ЧЁР­НЫЕ МА­ГИ ПО­ПА­ДА­ЮТ В АД!

За­ду­май­тесь ещё и ещё раз о не­из­беж­ном фи­на­ле тол­те­ков и о кон­це пу­ти вся­кой ма­гии – без­вре­мен­ное су­ще­ст­во­ва­ние в этих «чёр­ных ми­рах» и губ­ча­то-сли­зи­стых «ко­ри­до­рах»… Кош­мар, ужас!!!

Ка­ки­ми же жал­ки­ми вы­гля­дят все вре­мен­ные чу­дес­ные спо­соб­но­сти ма­гов, всё их ма­ги­че­ское вол­шеб­ст­во: «ас­т­раль­ные» по­лё­ты, «ви­де­ние энер­гии», транс­му­та­ция фи­зи­че­ско­го те­ла («огонь из­нут­ри»)… – ко­то­ры­ми по-дет­ски так вос­хи­ща­ют­ся на­ши ис­ка­те­ли!

Да, сле­до­вать пу­ти чёр­ной ма­гии – это аб­сурд, бес­пре­дель­ная глу­пость, нон­сенс.

А в за­клю­че­ние при­ве­дём и со­всем «не­вин­ное» за­ме­ча­ние до­на Хуа­на о том, ку­да «уш­ла» Кэ­рол Тиггс, жен­щи­на-на­гваль и спод­виж­ни­ца ма­га К. Кас­та­не­ды:

«Как ты ду­ма­ешь. Что слу­чи­лось с Кэ­рол Тиггс? – спро­сил я.

- Кэ­рол Тиггс уш­ла, - от­ве­тил он (дон Ху­ан)… Она уш­ла из ми­ра…

- Но ку­да же она уш­ла, как ты ду­ма­ешь, дон Ху­ан?

- Ту­да же, ку­да уш­ли древ­ние ма­ги (т. е. в мир хищ­ных лю­ци­фа­гов!)» (из кн. 9, гл. 13, с. 318-319).

Име­ют­ся оп­ре­де­лён­ные све­де­ния и о са­мом до­не Хуа­не: «Кэ­рол Тиггс и Фло­рин­да Дон­нер Грау уве­ря­ют, что зна­ют о про­ис­хо­дя­щем с до­ном Хуа­ном (по­сле его окон­ча­тель­но­го ухо­да)… Они ут­вер­жда­ют, что дон Ху­ан не смог вы­рвать­ся из ми­ра – ми­ра не­ор­га­ни­че­ских су­ществ» (из кн. «Тен­сег­ри­ти», ин­тер­вью Кас­та­не­ды жур­на­лу «Мас ал­ла де ла си­ен­сиа, с. 229).

Вся струк­ту­ра уче­ния до­на Хуа­на в из­ло­же­нии К. Кас­та­не­ды, как ма­гии чёр­ной, опи­са­на пре­дель­но от­кры­то и от­кро­вен­но! Од­на­ко, бла­го­да­ря вся­че­ским па­рал­лель­ным мас­ки­ро­воч­ным оп­рав­да­ни­ям, «но­вой» тер­ми­но­ло­гии, «муд­рым» те­зи­сам, ори­ги­наль­ным идеа­лам и по­эти­ке из­ло­же­ния вся от­кро­вен­ность чи­та­те­лем не про­смат­ри­ва­ет­ся! И есть в этой ци­нич­ной от­кры­то­сти, «ис­крен­но­сти» ка­кая-то осо­бая дерз­кая, аг­рес­сив­ная на­глость – «Мы вам от­кро­ем и опи­шем все тай­ны пла­не­тар­ной Тьмы, Ада, и вы это при­ми­те и ни­че­го не за­по­доз­ри­те…» Имен­но в та­кой от­кры­то­сти и за­клю­ча­ет­ся не­уяз­ви­мость Тём­ных Сил. Опи­са­нию до­ве­ря­ют. Кни­ги Кар­ло­са Кас­та­не­ды мно­ги­ми на­ив­ны­ми ис­ка­те­ля­ми ис­крен­не при­ни­ма­ют­ся, а фаль­ши­вые идеа­лы воз­бу­ж­да­ют и вдох­нов­ля­ют! Да, имен­но в со­блаз­не­нии вол­шеб­ст­вом и чу­дом и скры­ва­ет­ся ко­вар­ная ду­хов­ная за­пад­ня и пси­хо­ло­ги­че­ский эф­фект пол­ной дез­ори­ен­та­ции вос­при­ятия.

Та­ко­ва в це­лом «муд­рость» тол­те­ков.

II. Вся мис­ти­ка и вол­шеб­ная си­ла ис­кус­ст­ва пи­са­те­ля М. А. Бул­га­ко­ва!(по ро­ма­ну «Мас­тер и Мар­га­ри­та»; ста­тья про­дол­жа­ет те­му де­мо­но­ло­гии и «ас­т­раль­ных по­лё­тов».)

Ро­ман из­вест­но­го рус­ско­го пи­са­те­ля Ми­хаи­ла Афа­нась­е­ви­ча Бул­га­ко­ва (1891-1940) «Мас­тер и Мар­га­ри­та» особ­ня­ком сто­ит от всех его про­чих ра­бот. Это не про­сто бли­ста­тель­но на­пи­сан­ный ро­ман, но в са­мой пол­ной ме­ре од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся ли­те­ра­тур­ной и ду­хов­ной сен­са­ци­ей!

И как лю­бое ге­ни­аль­но на­пи­сан­ное про­из­ве­де­ние, оно вы­зы­ва­ет ост­рую по­ле­ми­ку. От­сю­да до сих пор не­пре­кра­щаю­щие­ся спо­ры, за­час­тую за­кан­чи­ваю­щие­ся край­ни­ми су­ж­де­ния­ми – о нём от­зы­ва­ют­ся и как о «вы­со­ко ду­хов­ном тру­де», ис­то­рии о чис­той и вер­ной люб­ви, и как о «Биб­лии от Са­та­ны».

Да, твор­че­ст­во пи­са­те­ля та­ко­го мас­шта­ба – это все­гда за­гад­ка, глу­бо­кое про­ник­но­ве­ние в тай­ны жиз­ни. А сен­тен­ция о «вол­шеб­ной си­ле ис­кус­ст­ва» (по сте­пе­ни воз­дей­ст­вия на че­ло­ве­ка) – как раз пол­но­стью при­ме­ни­мо к это­му ро­ма­ну.

Од­на­ко мы рас­смот­рим от­нюдь не ли­те­ра­тур­ные дос­то­ин­ст­ва «Мас­те­ра и Мар­га­ри­ты» - они оче­вид­ны, и да­же не столь­ко фи­ло­со­фию и «ху­до­же­ст­вен­ную прав­ду» ро­ма­на, сколь­ко в боль­шей сте­пе­ни со­сре­до­то­чим­ся на ро­ма­не как ду­хов­ном яв­ле­нии.

В са­мом де­ле, ис­клю­чи­тель­но с ду­хов­ной точ­ки зре­ния, а так­же с по­зи­ции чи­та­те­ля-эзо­те­ри­ка, ро­ман тре­бу­ет пра­виль­но­го про­чте­ния и оп­ре­де­лён­ной пси­хо­ло­ги­че­ской под­го­тов­ки. И, «с мес­та в карь­ер», мы сра­зу ука­жем на ду­хов­ную глу­би­ну бул­га­ков­ско­го от­кро­ве­ния: оно в раз­ной сте­пе­ни убе­ж­да­ет чи­та­те­ля в су­ще­ст­во­ва­нии Бо­же­ст­вен­но­го и де­мо­ни­че­ско­го, Бо­га и дья­во­ла (как со­от­вет­ст­вен­но ав­то­ном­но воз­дей­ст­вую­ще­го на лю­дей соз­на­ния). Во вся­ком слу­чае, ма­те­риа­ли­ста убе­ж­да­ет в «воз­мож­но­сти» это­го су­ще­ст­во­ва­ния, а рав­но по­смерт­ной жиз­ни ду­ши. Да, убе­ж­да­ет сво­им ху­до­же­ст­вен­ным мас­тер­ст­вом, бул­га­ков­ский ро­ман – не бо­го­слов­ский труд и не со­всем, как сей­час на­зва­ли бы, - «по­пу­ляр­ная эзо­те­ри­ка»… Но чем же ху­же (а в не­ко­то­рых слу­ча­ях всё же луч­ше!) ли­те­ра­тур­но-изо­бра­зи­тель­ный ме­тод по срав­не­нию с ло­ги­че­ским или фи­ло­соф­ским? Да и са­мо на­пи­са­ние «Мас­те­ра и Мар­га­ри­ты» в жут­кую, ста­лин­скую эпо­ху ре­прес­сий – ак­тив­но ве­рую­щих са­жа­ли в тюрь­мы, ссы­ла­ли в ла­ге­ря, рас­стре­ли­ва­ли - вре­ме­ни огол­те­ло­го «во­ин­ст­вую­ще­го» ма­те­риа­лиз­ма, ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цав­ше­го са­мо по­ня­тие «Бог» («бо­го­че­ло­век»), ста­ло оп­ре­де­лён­ной сме­ло­стью, а воз­мож­но, да­же и под­ви­гом – от­стаи­ва­ни­ем, не­смот­ря ни на что, веч­ных ре­ли­ги­оз­ных прин­ци­пов. Но, как поз­же вы­яс­нит­ся, – весь­ма стран­ным «под­ви­гом»…

Сра­зу ого­во­рим­ся, что Бул­га­ков впол­не од­но­зна­чен в сво­ём от­но­ше­нии к на­са­ж­дае­мо­му в стра­не ате­из­му. Вот как об этом го­во­рит­ся в ро­ма­не в зна­ме­ни­той дис­кус­сии ме­ж­ду Во­лан­дом и ли­те­ра­то­ра­ми на Чис­тых Пру­дах:

«- Нет ни од­ной вос­точ­ной ре­ли­гии, - го­во­рил Бер­ли­оз, - в ко­то­рой, как пра­ви­ло, не­по­роч­ная де­ва не про­из­ве­ла бы на свет бо­га. И хри­стиа­не, не вы­ду­мав ни­че­го но­во­го, точ­но так же соз­да­ли сво­его Ии­су­са, ко­то­ро­го на са­мом де­ле ни­ко­гда не бы­ло в жи­вых. Вот на это-то и нуж­но сде­лать глав­ный упор...

- Ес­ли я не ос­лы­шал­ся, вы из­во­ли­ли го­во­рить, что Ии­су­са не бы­ло на све­те? - спро­сил ино­стра­нец, об­ра­щая к Бер­лио­зу свой ле­вый зе­лё­ный глаз.

- Нет, вы не ос­лы­ша­лись, - уч­ти­во от­ве­тил Бер­ли­оз, - имен­но это я и го­во­рил…

- Изу­ми­тель­но! - вос­клик­нул не­про­ше­ный со­бе­сед­ник и, по­че­му-то во­ров­ски ог­ля­нув­шись и при­глу­шив свой низ­кий го­лос, ска­зал: - Про­сти­те мою на­вяз­чи­вость, но я так по­нял, что вы, по­ми­мо все­го про­че­го, ещё и не ве­ри­те в бо­га? - он сде­лал ис­пу­ган­ные гла­за и при­ба­вил: - Кля­нусь, я ни­ко­му не ска­жу.

- Да, мы не ве­рим в бо­га, - чуть улыб­нув­шись ис­пу­гу ин­ту­ри­ста, от­ве­тил Бер­ли­оз. - Но об этом мож­но го­во­рить со­вер­шен­но сво­бод­но.

Ино­стра­нец от­ки­нул­ся на спин­ку ска­мей­ки и спро­сил, да­же при­визг­нув от лю­бо­пыт­ст­ва:

- Вы - атеи­сты?!

- Да, мы - атеи­сты, - улы­ба­ясь, от­ве­тил Бер­ли­оз, а Без­дом­ный по­ду­мал, рас­сер­див­шись: “Вот при­це­пил­ся, за­гра­нич­ный гусь!”…

И опять край­не уди­ви­лись и ре­дак­тор и по­эт, а про­фес­сор по­ма­нил обо­их к се­бе и, ко­гда они на­кло­ни­лись к не­му, про­шеп­тал:

- Имей­те в ви­ду, что Ии­сус су­ще­ст­во­вал.

- Ви­ди­те ли, про­фес­сор, - при­ну­ж­ден­но улыб­нув­шись, ото­звал­ся Бер­ли­оз, - мы ува­жа­ем ва­ши боль­шие зна­ния, но са­ми по это­му во­про­су при­дер­жи­ва­ем­ся дру­гой точ­ки зре­ния.

- А не на­до ни­ка­ких то­чек зре­ния! - от­ве­тил стран­ный про­фес­сор, - про­сто он су­ще­ст­во­вал, и боль­ше ни­че­го (!!!)».

И ещё па­ра­фраз из уди­ви­тель­но­го опи­са­ния ав­то­ра (ис­то­рия с го­ло­вой Бер­лио­за) - тот, кто не ве­рит в по­тус­то­рон­нее, об­ре­чён на бес­па­мят­ст­во и не­бы­тиё – Во­ланд низ­вер­га­ет лич­ность ли­те­ра­то­ра-ма­те­риа­ли­ста Бер­лио­за в свой мрач­ный без­вре­мен­ный «низ» - та­ко­ва пе­чаль­ная участь не­ве­рую­щих в Бо­га…

Не­со­мнен­но, что Ми­ха­ил Афа­нась­е­вич при на­пи­са­нии «Мас­те­ра…» был хо­ро­шо под­го­тов­лен к те­ме – оче­вид­но, что он был зна­ком с раз­лич­ны­ми эзо­те­ри­че­ски­ми кни­га­ми (то­го вре­ме­ни) и тру­да­ми по хри­сти­ан­ской де­мо­но­ло­гии. Бо­лее то­го, из­вест­но, что он об­ла­дал и не­ко­то­рым соб­ст­вен­ным мис­ти­че­ским опы­том, - в его жиз­ни в мо­ло­до­сти имел ме­сто пе­ри­од упот­реб­ле­ния нар­ко­ти­че­ско­го по­рош­ка «ко­ка­ин» и мор­фия, ко­то­рые да­ли пи­са­те­лю це­лый ряд ду­хов­ных про­зре­ний (ви­де­ний, пе­ре­жи­ва­ний от­де­ле­ния соз­на­ния от те­ла и пр.). Всё это в со­че­та­нии с мас­тер­ст­вом пи­са­те­ля и при­да­ёт ро­ма­ну из­вест­ную до­лю реа­ли­стич­но­сти, объ­яс­няе­мую не­ис­ку­шён­ны­ми в ду­хов­ных во­про­сах чи­та­те­ля­ми и ли­те­ра­тур­ны­ми кри­ти­ка­ми «чис­тым вы­мыс­лом» и твор­че­ской фан­та­зи­ей ав­то­ра.

Кни­га при со­от­вет­ст­вую­щем на­строе и от­кры­то­сти здо­ро­во ув­ле­ка­ет, вос­хи­ща­ет, впе­чат­ля­ет, мис­ти­фи­ци­ру­ет… И впол­не оп­рав­дан­но – во мно­гих мес­тах тек­ста со­дер­жит­ся со­кро­вен­ное ду­хов­ное зна­ние. Тай­ное зна­ние? Но ка­кое?

Да, очень по­хо­же на то, что ро­ман от­кры­ва­ет нам не­кую за­ку­лис­ную дей­ст­ви­тель­ность, не­ви­ди­мую иг­ру ра­зум­ных энер­гий, пе­ред ко­то­ры­ми, за­час­тую, че­ло­век, как кук­ла-ма­рио­нет­ка, бес­си­лен. Не ис­клю­че­но, что от­дель­ные чи­та­те­ли, пле­нён­ные вол­шеб­ной си­лой бул­га­ков­ско­го сло­ва, мог­ли вос­клик­нуть: «А вдруг так оно всё и бы­ло? – ве­рю!», или - «А что, ес­ли все эти не­зри­мо дей­ст­вую­щие и влия­тель­ные Си­лы и в са­мом де­ле су­ще­ст­ву­ют!?» – та­ко­ва ма­ги­че­ская си­ла ис­кус­ст­ва! Но мы, во­пре­ки ма­те­риа­ли­сти­че­ским ус­та­нов­кам, го­то­вы пой­ти ещё даль­ше и зая­вить бо­лее оп­ре­де­лён­но – эти си­лы, ко­неч­но же, су­ще­ст­ву­ют и при­мер­но так они и воз­дей­ст­ву­ют на че­ло­ве­ка. Соб­ст­вен­но, по­доб­ное опи­сы­ва­ет­ся и в хри­сти­ан­ской мис­ти­ке, и в со­вре­мен­ной эзо­те­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре. Обо всём этом: о ду­хов­ных за­ко­нах соз­на­ния и «па­рал­лель­ных», ино­вре­мен­ных из­ме­ре­ни­ях, пе­ре­се­каю­щих и не­пре­стан­но втор­гаю­щих­ся в наш фи­зи­че­ский мир, - бы­ло из­вест­но за­дол­го до Бул­га­ко­ва.

Итак, крат­ко рас­смот­рев от­но­ше­ние Бул­га­ко­ва к ате­из­му, пе­рей­дём те­перь к ана­ли­зу ро­ма­на с ду­хов­ной точ­ки зре­ния.

Но сна­ча­ла ко­рот­ко ска­жем о его за­мыс­ле и струк­ту­ре. В ро­ма­не от­чёт­ли­во про­сле­жи­ва­ют­ся три ос­нов­ные па­рал­лель­ные сю­жет­ные ли­нии, ко­то­рые, впро­чем, тес­но пе­ре­пле­та­ют­ся. К пер­вой ли­нии от­не­сём из­вест­ную еван­гель­скую ис­то­рию об Ии­су­се Хри­сте, на древ­не­ев­рей­ском «Ие­шуа», или «Га-Ноц­ри», от­дель­ные эпи­зо­ды ко­то­рой и ис­поль­зу­ют­ся Бул­га­ко­вым – оп­ре­де­лим эту ли­нию как «ис­то­ри­че­скую», и ус­лов­но на­зо­вём её - «Бог», «Бо­го­че­ло­век».

Вто­рая – «со­вре­мен­ная» – на ней вы­страи­ва­ет­ся и по­сте­пен­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вся тём­ная дея­тель­ность «про­фес­со­ра Во­лан­да» - Са­та­ны, при­быв­ше­го в Мо­ск­ву со сво­ей не­мно­го­чис­лен­ной сви­той в ка­че­ст­ве не­кой ин­спек­тор­ской про­вер­ки ду­хов­но­го со­стоя­ния мо­ск­ви­чей – в хо­де все­го ро­ма­на вы­яс­ня­ет­ся, что лю­ди (ви­ди­мо, за го­ды со­вет­ской вла­сти) со­всем не из­ме­ни­лись в луч­шую сто­ро­ну, или «поч­ти» не из­ме­ни­лись… На­зо­вём эту ли­нию «Тём­ные Си­лы», или «Не­чисть».

И по­след­няя, тре­тья сю­жет­ная нить – ос­нов­ная – как бы впле­та­ет­ся в пер­вые две и пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся в трёх дей­ст­вую­щих ге­ро­ях ро­ма­на: «Мас­те­ре», на­пи­сав­шем ро­ман об Ие­шуа, его воз­люб­лен­ной Мар­га­ри­те и глав­ном сви­де­те­ле про­ис­хо­дя­ще­го - по­эте Ива­не Без­дом­ном – име­ну­ем эту ли­нию «Лю­бовь, Твор­че­ст­во, Че­ло­ве­че­ское» (воз­мож­но го­во­рить ещё и о чет­вёр­той ни­ти, ли­нии ав­тор­ско­го «я» или са­мо­го рас­сказ­чи­ка, но она про­сту­па­ет по боль­шей час­ти не столь яв­но и уга­ды­ва­ет­ся в об­ра­зе и Мас­те­ра, и по­эта, и в бы­то­опи­са­нии го­род­ской жиз­ни, и в муд­рых вы­ска­зы­ва­ни­ях Во­лан­да, и в от­дель­ных оце­ноч­ных ре­ак­ци­ях и нот­ках ав­то­ра).

Оче­вид­но, что ро­ман по­стро­ен по прин­ци­пу срав­не­ния – ли­ния «Бог», как иде­аль­ный ду­хов­ный фон, про­ти­во­пос­тав­ле­на ли­нии ма­те­риа­ли­зо­вав­ших­ся «Тём­ных сил». В оп­ре­де­лён­ном смыс­ле ли­ния «Не­чисть» пред­став­ля­ет со­бой доб­рот­ный ма­те­ри­ал по пси­хо­ло­гии де­мо­ни­че­ско­го. А от­тал­ки­ва­ясь от пер­со­на­жей во­пло­тив­ших­ся но­си­те­лей этих двух про­ти­во­по­лож­ных ти­пов дей­ст­вую­ще­го соз­на­ния, свет­ло­го и тём­но­го, ав­тор мог по­пы­тать­ся от­ве­тить и на дру­гие слож­ные во­про­сы, - ду­хов­ные и об­ще­че­ло­ве­че­ские, вклю­чая про­бле­мы по­ис­ка смыс­ла жиз­ни и твор­че­ст­ва.

По­смот­рим, как же их раз­ре­ша­ет пи­са­тель Бул­га­ков. И здесь, в на­шем не­боль­шом ис­сле­до­ва­нии мы не на­ме­ре­ны це­ре­мо­нить­ся с ге­ни­ем сло­ва и со всей от­вет­ст­вен­но­стью и ком­пе­тент­но­стью за­яв­ля­ем – в сво­ей пер­вой ли­нии «Бо­го­че­ло­век» ав­тор со сво­ей за­да­чей не спра­вил­ся!

И здесь де­ло во­все не в том, что бул­га­ков­ское опи­са­ние (по мно­гим из­вест­ным кри­те­ри­ям) со­вер­шен­но не схо­дит­ся с хри­сти­ан­ским ка­но­ном – ху­дож­ник име­ет пра­во!

Ху­дож­ник – это соз­да­тель но­во­го, тво­рец, ко­то­рый име­ет пра­во брать за ос­но­ву тот или иной миф, ис­то­рию, или рас­хо­жий ду­хов­ный сю­жет, и трак­то­вать, из­ла­гать его по соб­ст­вен­но­му ус­мот­ре­нию, со­глас­но сво­ему по­ни­ма­нию и ви­де­нию. Весь во­прос – глав­ное! – сво­дит­ся к то­му (в дан­ном слу­чае), на­сколь­ко вы­со­ко наш ав­тор воз­нёс­ся к ду­хов­но­му Не­бу, на­сколь­ко он про­ник в тай­ну Бо­же­ст­вен­но­го или хо­тя бы при­бли­зил­ся к ней? Или на­сколь­ко глу­бо­ко он по­стиг еван­гель­ское от­кро­ве­ние, что­бы не­сколь­ко по-ино­му, свои­ми изо­бра­зи­тель­ны­ми сред­ст­ва­ми со­об­щить о нём лю­дям?[41]

В са­мом де­ле, на­стоя­щее зна­ние, или лучше сказать, «ви/дение» сфе­ры тём­но­го, рас­тле­ваю­ще­го, раз­ру­ши­тель­но­го пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ную со­при­ча­ст­ность свет­ло­му, со­зи­да­тель­но­му, иде­аль­но­му. Оно обя­зы­ва­ет об­ла­дать определённым уровнем духовной чистоты и мис­ти­че­ским зна­ни­ем о ду­хов­ной Люб­ви. И толь­ко при та­ком ус­ло­вии воз­мож­но пол­ное ре­ше­ние всех по­став­лен­ных твор­че­ских и фи­ло­соф­ских за­дач. А что оз­на­ча­ет по­доб­ное зна­ние для ав­то­ра, из­ла­гаю­ще­го столь воз­вы­шен­ный и эзо­те­ри­че­ский пред­мет?

Как из­вест­но, на­стоя­щий пи­са­тель – это не про­сто про­из­воль­ный соз­да­тель об­ра­зов и ин­тел­лек­ту­ал; это но­си­тель, про­вод­ник оп­ре­де­лён­ных ду­хов­ных виб­ра­ций. Он толь­ко по­сред­ник… А вся тай­на лю­бо­го твор­че­ско­го про­цес­са сво­дит­ся к «под­клю­че­нию» к ка­ко­му-ли­бо (ра­зум­но­му!) по­то­ку соз­на­ния, ко­то­рый-то и транс­ли­ру­ет кон­крет­ную ин­фор­ма­цию, на­де­ля­ет пе­ре­жи­ва­ни­ем, воз­бу­ж­да­ет, при­во­дит к нуж­но­му со­стоя­нию, вы­ра­жа­ет се­бя, ве­дёт, пред­пи­сы­ва­ет, дик­ту­ет, про­из­во­дит, тво­рит…

В свя­зи с этим пи­сать о Бо­же­ст­вен­ном, вос­соз­да­вать ни что-ли­бо, а ис­то­рию са­мо­го Богочеловека (!) – за­да­ча ответственейшая, но в боль­шой сте­пе­ни не­за­ви­си­мая от ав­то­ра, – здесь, что на­зы­ва­ет­ся, бу­дет да­но Свы­ше или не да­но… И ко­неч­но же, ес­ли пи­са­тель удо­стаи­ва­ет­ся та­кой ми­ло­сти, то это мо­жет оз­на­чать толь­ко од­но – мис­ти­че­ское под­клю­че­ние, сер­деч­ное рас­кры­тие, транс­ля­ция вы­со­ких энер­гий в оп­ре­де­лён­ном рит­ме, ин­сайт (а не­ред­ко да­же экс­таз) и вы­плеск на стра­ни­цы сво­их пе­ре­жи­ва­ний или от­но­ше­ния – свое­об­раз­ное чис­тое ду­хов­ное ды­ха­ние, ко­то­рое-то и даст в по­сле­дую­щем воз­мож­ность при­об­щить чи­та­те­ля к транс­пер­со­наль­но­му, «воз­не­стись»…

И в этом смыс­ле Ми­ха­ил Бул­га­ков дей­ст­ву­ет гип­на­бель­но и буд­то эф­фек­тив­но. Он не жа­ле­ет соч­ных кра­сок. Пи­са­тель слов­но на­це­ли­ва­ет­ся, на­во­дит и ве­дёт свой оку­ляр и це­лит­ся дол­го, что­бы в кон­це кон­цов по­ра­зить цель на­вер­ня­ка, но вот бе­да – чи­та­тель это­го не за­ме­ча­ет! – все его вы­стре­лы ока­зы­ва­ют­ся хо­ло­сты­ми, не­об­хо­ди­мо­го под­клю­че­ния у ав­то­ра нет, а твор­че­ский за­ряд рас­хо­ду­ет­ся на­прас­но!

Эмо­цио­наль­но-ак­цен­ти­ро­ван­ные по­вто­ре­ния от­дель­ных де­та­лей, вро­де зна­ме­ни­то­го опи­са­ния оде­ж­ды Пи­ла­та, как-то – «в бе­лой ман­тии с крас­ным под­бо­ем…», от­вле­ка­ют и уво­дят от глав­но­го; об­ра­зы пер­вой ли­нии по­это­му ока­зы­ва­ют­ся как бы пус­то­те­лы­ми, в них от­сут­ст­ву­ет до­б­рая, про­свет­лён­ная и оду­хо­тво­ряю­щая Си­ла. Во вся­ком слу­чае, про­ис­хо­дит под­ме­на – вы­со­кие ду­хов­ные энер­гии за­зем­ля­ют­ся и за­ме­ня­ют­ся на низ­ко­час­тот­ные, эмо­цио­наль­ные.

Пре­ж­де все­го, в по­строе­нии ли­нии «Бо­го­че­ло­век» (а рав­но ука­за­ния на неё) чи­та­тель не за­ме­ча­ет пер­во­на­чаль­ных ис­ка­же­ний, ко­то­рые не­на­ро­ком или соз­на­тель­но со­вер­ша­ют­ся Бул­га­ко­вым. Об­ра­ти­те вни­ма­ние…

Так, диа­лог двух ли­те­ра­то­ров на Пат­ри­ар­ших пру­дах и в даль­ней­шем по­сле­дую­щий раз­го­вор с Во­лан­дом по по­во­ду су­ще­ст­во­ва­ния Бо­го­че­ло­ве­ка Ии­су­са Хри­ста не­за­мет­но пе­ре­хо­дит к лич­но­сти Пон­тия Пи­ла­та. Имен­но с не­го и на­чи­на­ет­ся вся по­ве­ст­во­ва­тель­ная ли­ния об Ии­су­се (Ие­шуа). Од­на­ко…

В даль­ней­шем не­од­но­крат­но по­вто­ря­ет­ся, что сам Во­ланд «на бал­ко­не был у Пон­тия Пи­ла­та». И что«уж кто-кто, а вы-то долж­ны знать, что ров­но ни­че­го из то­го, что на­пи­са­но в еван­ге­ли­ях, не про­ис­хо­ди­ло на са­мом де­ле ни­ко­гда, и ес­ли мы нач­нём ссы­лать­ся на еван­ге­лия как на ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник...» - и Во­ланд рас­ска­зы­ва­ет свою ис­то­рию рас­пя­тия, он от­ри­ца­ет биб­лей­ское от­кро­ве­ние (что для Са­та­ны со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­но и за­ко­но­мер­но!). А да­лее вы­яс­ня­ет­ся… По­эт Без­дом­ный по­па­да­ет в пси­хи­ат­ри­че­скую кли­ни­ку опять-та­ки из-за «Пон­тия Пи­ла­та», Мас­тер «на­чал со­чи­нять ро­ман о Пон­тии Пи­ла­те», по­эт Иван ин­те­ре­су­ет­ся, «что бы­ло даль­ше с Ие­шуа и Пи­ла­том».Мар­га­ри­та чи­та­ет ру­ко­пись Мас­те­ра о «Пон­тии Пи­ла­те», а сам Мас­тер за­яв­ля­ет, что на­пи­сал кни­гу имен­но о «Пон­тии Пи­ла­те» и т. д. И в ре­зуль­та­те про­ку­ра­тор Иу­деи незаметно ста­но­вит­ся цен­траль­ным пер­со­на­жем! Но ка­ким об­ра­зом? Как стал воз­мож­ным та­кой по­во­рот, та­кой пе­ре­вод стре­лок???

Ведь имен­но Ии­сус яв­ля­ет­ся глав­ным об­ра­зом все­го биб­лей­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния. Од­на­ко у Бул­га­ко­ва Ие­шуа, ипо­стась са­мо­го Бо­га, Ии­сус, без ко­то­ро­го не­из­беж­но рас­па­дёт­ся вся ду­хов­ная ис­то­рия, вдруг в пер­вой сю­жет­ной ли­нии при­сут­ст­ву­ет всё мень­ше и мень­ше, и по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в аб­ст­ракт­ную идею, - и всё боль­ше за­ме­ща­ет­ся за­мет­ной, но не столь зна­чи­мой, не цен­траль­ной, про­хо­дя­щей и вто­ро­сте­пен­ной фи­гу­рой!

«Бо­га нет! И то­гда ме­ня, дья­во­ла, то­же, ес­те­ст­вен­но, нет», или же: «Бог и дья­вол есть суть од­но, так сто­ит ли раз­де­лять?» - так лю­бит час­то про­воз­гла­шать Са­та­на. – Из­люб­лен­ный де­мо­ни­че­ский при­ём.

«Что Вы? И Бог и дья­вол оп­ре­де­лён­но – су­ще­ст­ву­ет! Но, но, но… Всё об­сто­ит со­вер­шен­но не так, как Вы при­вык­ли счи­тать…» - ещё од­на мис­ти­фи­ка­ция, дру­гой при­ём?

Че­го сто­ят все эти длин­но­ты пи­ла­тов­ских со­мне­ний, за­тя­нув­шие­ся, про­стран­но-ту­ман­ные и не не­су­щие ни­ка­кой ду­хов­но-смы­сло­вой на­груз­ки диа­ло­ги «Пи­лат - Га-Ноц­ри», «Пи­лат - Ле­вий Мат­вей», «Пи­лат - Аф­ра­ний (на­чаль­ник тай­ной ох­ра­ны), Пи­лат - Каи­фа (пер­во­свя­щен­ник)? При­чём все эти «раз­го­во­ры» поч­ти ни­че­го не до­бав­ля­ют к из­вест­но­му биб­лей­ско­му сю­же­ту. А ведь они да­ют­ся круп­ным пла­ном и со­став­ля­ют глав­ное со­дер­жа­ние рас­смат­ри­вае­мой «ли­нии». Весь­ма на­ду­ма­на и по­смерт­ная судь­ба про­ку­ра­то­ра.

А как же изо­бра­жён сам Ие­шуа? Пер­во­на­чаль­но, до рас­пя­тия, он вы­гля­дит ка­ким-то рас­те­рян­ным, по­дав­лен­ным, тоск­ли­во-об­ре­чён­ным и пуг­ли­вым… И та­ким же не­жи­вым Он – вос­крес­ший! бес­смерт­ный! – пред­ста­ёт в сон­ном ви­де­нии то­го же Пи­ла­та по­сле каз­ни.

Бул­га­ков­ский Пи­лат по-сво­ему, с пе­чаль­ным со­жа­ле­ни­ем и нос­таль­ги­че­ски стра­да­ет, а поз­же он был вы­ну­ж­ден вот уже как две ты­ся­чи лет си­деть в пол­но­лун­ную ночь в сво­ём ка­мен­ном крес­ле и му­чать­ся бес­сон­ни­цей – «бед­ный» Пи­лат!..

«И при лу­не мне нет по­коя, - скрип­нув зу­ба­ми, сам се­бе ска­зал про­ку­ра­тор»,

«Я сплю пло­хо, - про­ку­ра­тор ус­мех­нул­ся, - и все вре­мя ви­жу во сне лун­ный луч. Так смеш­но, во­об­ра­зи­те. Буд­то бы я гу­ляю по это­му лу­чу».

Да и са­ма его фи­наль­ная встре­ча с Ие­шуа вы­гля­дит очень на­ду­ман­но и тоск­ли­во: «Мы те­перь бу­дем все­гда вме­сте, - го­во­рил ему во сне обор­ван­ный фи­ло­соф-бро­дя­га, не­из­вест­но ка­ким об­ра­зом встав­ший на до­ро­ге всад­ни­ка с зо­ло­тым копь­ем. - Раз один - то, зна­чит, тут же и дру­гой! По­мя­нут ме­ня, - сей­час же по­мя­нут и те­бя! Ме­ня - под­ки­ды­ша, сы­на не­из­вест­ных ро­ди­те­лей, и те­бя - сы­на ко­ро­ля-звез­до­че­та и до­че­ри мель­ни­ка, кра­са­ви­цы Пи­лы».

Вос­крес­ший «под­ки­дыш», «фи­ло­соф-бро­дя­га»… вос­крес­ший ли? Ведь по Во­лан­ду (соб­ст­вен­но, это и бул­га­ков­ская по­зи­ция, ос­но­ван­ная на «прав­ди­вом» сви­де­тель­ст­ве-опи­са­нии Са­та­ны) те­ло Ие­шуа за­хо­ро­ни­ли вме­сте с тру­па­ми двух ос­таль­ных каз­нён­ных в од­ной яме. Ии­сус - как сон­ное при­ви­де­ние Пи­ла­та!? Да, оно су­ще­ст­ву­ет по­смерт­но, «Он» су­ще­ст­ву­ет, как, впро­чем, су­ще­ст­ву­ют в ви­де сво­их фан­то­мов (по­сле смер­ти) и все ос­таль­ные лю­ди. В лю­бом слу­чае Ии­сус Хри­стос у Бул­га­ко­ва ос­та­ёт­ся лишь толь­ко те­нью Пи­ла­та, без­молв­но дей­ст­вую­щей, а точ­нее, без­дей­ст­вую­щей за его ши­ро­кой и скорб­ной спи­ной…

Наши рекомендации