Идеалы: ты выбираешь судьбу! 8 страница
А вот булгаковское попадание:
«Абадонна, - негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в тёмных очках. Эти очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда. - Да перестаньте, - крикнул Воланд, - до чего нервозны современные люди. - Он с размаху шлёпнул Маргариту по спине, так что по её телу прошёл звон».
Другое совпадение касается описания глаз представителей Нечистой Силы.
У Кастанеды:
«Глаза странного Хенаро (второго учителя магии ученика Карлоса) зловеще светились, подобно глазам зверя, рыщущего во тьме» (из кн. 7, гл. 17);
«Пристальный взгляд в правый глаз – это не обычный взгляд, - сказал дон Хуан. – Скорее, это насильственный захват другого человека через его взгляд» (из кн. 4, ч. 3, гл. 2);
«Хороший охотник гипнотизирует жертву глазами, - продолжал дон Хуан. – Взглядом он действительно сдвигает точку сборки жертвы, и все его глаза направлены на мир только в поисках пищи» (из кн. 8, гл. 4).
Дон Хуан, разъясняя насильственную природу гипнотического взгляда мага, указывает:
«Секрет заключается в левом глазе. По мере того, как воин продвигается по тропе знания, левый глаз обретает способность схватывать всё. Обычно левый глаз воина имеет странный вид. Иногда он остаётся постоянно скошенным или становится меньше другого, или больше, или ещё как-то отличается» (из кн. 4, ч. 3, гл. 2).
Очень характерная для чёрного мага деталь! Представьте себе облик мага с перекошенным, злобным взглядом – типичный портрет демона!
А вот как Булгаков изображает Воланда:
«Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный…»
«- Передай, что будет сделано, - ответил Воланд и прибавил, причём глаз его вспыхнул…»
«Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар».
«…В верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату».
Отчего же происходит такой странный блеск, разнородность глаз и пугающая скошенность всего лица, при котором один глаз обретает такое пронзительное неистовство? Этот феномен проявляется у магов и всех слуг дьявола в результате крайнего переразвития всасывающей, поглощающей, тёмной планетарной энергии. Нехороший блеск или злорадное свечение в глазах происходит при «брожении» (активности) этой энергии. Когда демону приходит в голову некий зловещий план, глаза его вспыхивают – этот штрих хорошо подметил и изображает в жанре ужасов современный кинематограф. И именно на такой род и качество энергии неоднократно указывает и Кастанеда, и Булгаков. Так у последнего в описании появляются вампиры (в образе Варенухи – тот стал вампиром, и вампиров на балу Воланда). Да и энергия неорганических существ или «союзников» по Кастанеде – это энергия чужеродная, отрицательная, хищная, захватническая, к тому же тусклая; это энергия антижизни, антиматерии; энергия, приводящая в земную чавкающую утробу и поглощающая свет любой жизни без какого-либо остатка. И именно поэтому представители или носители такого сознания вызывают у всех людей непередаваемый ужас. Согласно Кастанеде неорганические существа и вызывают страх и питаются психической энергией страха! У Булгакова - многие из тех, кто столкнулся с деяниями Воланда, напуганы до смерти и требуют, чтобы их изолировали от дальнейших воздействий в бронированных камерах и приставили бы к ним вооружённую охрану. Таковы «духовные накопления» и магов-толтеков, и их «союзников», и всех членов группы сатаны Воланда…
Мы уже говорили о кажущейся атмосфере веселья и юмора, перерастающую в какую-то карнавальную феерию или коварный розыгрыш. В связи с этим, несмотря на столь очевидную разрушительную суть всех представителей дьявола, для многих или некоторых из них характерен имидж обаятельного комика и пародиста – таким притворным «добрым» обаянием отличается и кастанедовский учитель дон Хенаро, и булгаковский кот Бегемот. Однако в образе и того и другого отчётливо проступает тенденция к злой насмешке и циничной издёвке. Особенно это прослеживается в стиле обучения своих учеников чёрными учителями доном Хуаном и Хенаро. Здесь также присутствуют те же самые кривляния, подчас очень злые и опасные розыгрыши и намеренный обман вообще – так называемая практика «сталкинга» толтеков, не говоря уже о коровьевских проделках.
Описания сатанинских трансов, своеобразных празднований Нечистой Силы подчёркнуты у обоих писателей. В романе Булгакова это знаменитый бал у Воланда…
«Ежегодно мессир даёт один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу!»
В начале бала «что-то грохнуло внизу в громадном камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с верёвки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях. Из камина выбежал полуистлевший небольшой гроб, крышка его отскочила, и из него вывалился другой прах». И далее: «В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке… Из камина подряд один за другим вывалились, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в чёрной мантии, которого следующий выбежавший из чёрной пасти ударил в спину ножом. Внизу послышался сдавленный крик. Из камина выбежал почти совсем разложившийся труп.Маргарита зажмурилась…»
И впоследствии бал описывается всё в таком же ужасающем виде – явлении всевозможных вампиров, висельников, тюремщиков, убийц, растлителей, отравительниц, сводников и т. д. Все они празднуют, веселятся, танцуют, пьют вино и коньяк и, пьяные, купаются в фонтане…
У Кастанеды подобное «празднование» выступает не столь определённо, но выражено более реалистично. Это и намёки на групповые сексуальные оргии нагваля Хулиана со своим окружением, и вожделённые трансовые состояния ученика Карлоса в позиции (сознания) червяка совместно с ведьмой Ла Каталиной, и жуткое превращение ученика Нестора в волка (койота) с испусканием и утверждением особой хищной, агрессивной силы, и прочее.
Не расходятся в принципе оба писателя и в понимании и знании пространств демонического сознания.
Кастанеда обозначает миры дьявола в целом, как «тёмное море осознания», «хищную вселенную»…
Зададимся простым вопросом: Почему же «море» всё-таки «тёмное»? Ответ однозначен: Потому что во всех мирах дьявола напрочь отсутствуют хоть какие-то световоды любви – «Оставь надежду всяк сюда входящий»! А почему «вселенная» Дьявола хищная? - Здесь царствуют исключительно планетарные хищники и… безысходно мучаются их жертвы…
Абстрактное, не столь чётко выраженное Булгаковым пространство планетарной Тени Воланда у толтеков детализируется и конкретизируется, например, в «чёрный мир» (его маги «собирают» в первую очередь), «лабиринт светотени», «мир теней» и отвратительных, слизисто-пористых подземных туннелей…
Да, мир Света и тени разделён строго. И если отдельные развитые светоносные существа могут проникнуть в некоторые, не столь мрачные и глубинные страты инфернальной сферы Земли (чтобы помочь страдающим), то угодившим в хищную планетарную Тень самим вырваться из Неё уже не дано, это необратимо – таков закон! Пространства радости и Любви им не доступны.
Однако в одном точном штрихе о теневых мирах писатели по-прежнему едины. Речь идёт о своеобразном запахе, давно известном и в христианской демонологии…
При первом посещении квартиры Воланда Маргарита улавливает странный запах: «В комнате пахло серойи смолой». Кастанеда, в свою очередь, пишет об аналогичном запахе области «жёлто-серныхдюн». Дело в том, что серные соединения, в особенности газ сероводород, пахнут исключительным запахом, напоминающем «аромат» тухлых яиц, или же особый резкий туалетный запах городских канализационных стоков. Таков отличительный запах среды обитания представителей Нечистой Силы, а также запах миров разложения пойманных в ловушку различных психических тел, бывших органических…
И, наконец, поговорим о самом интригующем – «сецессии», полётах в осознанном сне и наяву, способностью к которым обладает вся нами рассматриваемая «нечисть» - и чёрные маги-толтеки, и их «контактёры» (неорганические существа, «люцифаги»[42]), и вся группировка именитого Воланда, но прежде…
Читатель-эзотерик должен хорошо понимать, что подобный внетелесный опыт в чёрной магии является самоцелью, а свобода от тела, согласно учению дона Хуана, подразумевает свободу «затеряться в космической беспредельности» - но в этом тезисе скрывается намеренный подвох. На религиозном пути и без всяких подвохов это не так. Целью является постижение Бога, Ослепительного внутреннего Сияния, и настоящая Свобода без космической Любви никак невозможна! Однозначно надо осознавать и то, что принципы обретения светоносного тела («дубля» в магии и «духовного тела» в религии), в котором и совершает свой духовный полёт чьё-либо индивидуальное сознание, совершенно различны и несовместимы. Христианско-православная мистика предписывает просветлять свою психику, развивать внутреннего психоэнергетического «человека» посредством Света Любви – идеальной, совершенной, чистой, высочайшей энергии Осознания. И никак по-другому! Именно Свет Любви преобразует психею до уровня «внутренней птицы» и дарует человеку возможность летать вне тела в безраздельном космосе за пределами хищной энергетической паутины нашей планеты. В чёрной же магии энергетическое тело сразу заземляют и уплотняют исключительно грубыми, плотными и низкочастотными вибрациями – энергиями земных стихий и психотропных, полуядовитых растений и грибов. Из последних варятся колдовские зелья и готовятся адские смеси (в некоторые добавляют кровь), которые-то и помогают начинающему чёрному магу «освобождаться» о тела и летать (этими мазями мажутся, их принимают внутрь). Фактически, способность к нефизическому полёту на пути магии даёт человеку мрачное планетарное (вначале, растительное) сознание Земли, «безличное» и «безжалостное», - сам Дьявол! И в этом оба писателя на удивление опять сходятся!
Булгаков великолепно описывает сцену обретения этой способности Маргаритой и её служанкой Наташей при помощи чудесной мази Воланда так…
«Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла её и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причём и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щёки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула ещё раз и бурно расхохоталась» (подобная мазь может быть действительно изготовлена, она очень вонючая и действует крайне разрушительно и для тела очень болезненна – хорошо описано у испаноязычного автора).
Но в свете романтико-приключенческой ауры в кн. 1, «Учение дона Хуана», гл. 5 Карлос Кастанеда подаёт свой личный опыт начинающего ученика мага при таких условиях обучения:
«Это – сила, отчеканил он (дон Хуан), указав на пасту…
От воздуха, с которым смешалась взбитая паста, она стала светло-серой и напоминала желе… Дон Хуан приказал, как само собой разумеющееся, чтобы я снял с себя всю одежду. Я спросил зачем, и он нетерпеливо объяснил, что надо натереться пастой… Я сделал, как он говорил. Паста была холодной и обладала исключительно сильным запахом. Кончив её накладывать, я выпрямился. Запах мази ударил мне в нос… Я взглянул под ноги и бесконечно далеко внизу увидел дона Хуана. Инерция пронесла меня вперёд ещё на один шаг, ещё эластичней и длинней предыдущего. И тут я взлетел… Я увидел над собой тёмное небо и несущиеся облака. Я увидел тёмную массу гор… Я наслаждался совершенно мне прежде неведомыми скоростью и свободой. (В романе Булгакова мы находим аналогичное описание ощущения полёта Маргариты при вылете из окна своего дома: “Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом…” - но эта свобода мнимая!)
- Вторая порция “травы дьявола” используется для полёта, - сказал дон Хуан… - Ты сможешь летать по воздуху за сотни миль, чтобы увидеть, что там происходит, или, скажем, чтобы нанести сокрушительный удар врагу, который от тебя очень далеко…»
Да, Булгаков и Кастанеда повествуют об одном и том же… И всё же, в чём именно Булгаков в своей линии № 2 «Нечисть» обманывает своего читателя, оказывается не правдив и не достоверен? В чём он дезориентирует своего читателя с духовной и эзотерической точки зрения?
Но сначала закончим с Карлосом Кастанедой… Его тоже нельзя назвать реалистом в том смысле, что он не только искажает духовно-энергетическую ситуацию человека, но и также обманывает. И всё же в своём документализме он гораздо подробнее Михаила Афанасьевича. Соблазняя своего читателя разнообразными чудесными возможностями, автор параллельно столь детально описывает миры толтеков – туда маги вожделённо летают за тёмной энергией, при помощи этой теневой энергии они обретают свои чудесные способности. И что же мы здесь наблюдаем? Эти миры просто отвратительны, они зловещи, крайне разрушительны, мерзопакостны и ужасны. И они определённо инфернальны; в них ученик Карлос ощущает страшное давление, удушье, он переживает предсмертную агонию. А сам дон Хуан в молодости, пробыв в чёрном мире, в Аду (!) всего трое суток, постарел на целых десять лет – это с одной стороны. А с другой – при помощи различных выверенных приёмов (изложения) и манипуляций с читательским восприятием Кастанеде удалось подобные миры для нашего духовного искателя сделать привлекательными и желанными. Но каким образом пространства Ада могут стать для всякого разумного и тем более духовного человека целью??? Тем не менее в этом вопросе Кастанеда открыт и полностью подтверждает тезис по поводу чёрной магии, известный во все времена и у всех народов, – «Все чёрные маги попадают в Ад!»
В своих астральных путешествиях за энергией по бесконечным замкнутым тёмным туннелям нефизического подземелья маг Кастанеда испытывает по отношению к ним родство. Он откровенно подчёркивает «естественность», «сходство» собственной энергетики с тамошней мрачной, «туннельной». Один же из базовых законов сознания звучит так: Какие миры мы привыкли посещать («собирать») при жизни, такие навсегда и притянут нас, нашу душу, после нашей смерти!
Все чёрные маги, все те, кто по глупости или незнанию начинают служить Воланду, безвозвратно притягиваются земным инферналом, навсегда оказываются в Аду! Ад – вот единственная награда, которую может даровать человеку дьявол! Вот о чём «умолчал» Булгаков…
А Кастанеда?.. Он очень сильно заинтересовал, вдохновил и соблазнил своего читателя возможностью осознанных сновидений, и вот беда, - ему поверили! И многие практикующие сновидящие («дримеры») и в самом деле добиваются осознания своего психоэнергетического тела и пристрастно «летают», совершенно не понимая, что угодили в коварнейшую западню. Так паук, раскинув свои липкие сети, ловит беззаботливую мушку – всякий поток сознания специальной практики развития сновидений замыкает психическую структуру доверчивого и наивного искателя на инфернальные подземные трубопроводы и ведёт к саморазрушению!
Да, оба писателя, и Булгаков и Кастанеда, стали выразителями психологии демонического. И оба автора радикально дезориентируют своего читателя, наделяя неверными установками…
В заключение остановимся на духовном восприятии булгаковского текста, на психологии восприятия демонического, а в этом и заключается вся мистика и мистификация писателя…
Вторая линия повествования «Нечисть» (или лучше, в данном случае, - «Тень») не только подавляет духовную линию «Богочеловек» (условно - «Свет»), она явно «выпячивается» из общего сюжета произведения. Её представители, обладатели чуда, за ними сила, - незаметно становятся для читателя образами положительными. Они восхищают, приводят в восторг, им завидуют, им хочется подражать. Подобное сознание неосознанно возводится в идеал и высшую духовную ценность, к которой начинают стремиться практически (впрочем, как и к сознанию магов от Кастанеды, а равно к способности толтеков и Маргариты «летать»)!
К тому же и сам повествующий (сам Михаил Афанасьевич – четвёртая авторская линия) из-за своих писательских кулис явно и с удовлетворением наслаждается победоносным турне по Москве разгулявшейся банды Воланда. Это подспудно передаётся и читателю. В результате читатель, в сознании которого устойчивая духовная позиция, как правило, отсутствует, окончательно проникается симпатией ко всем её членам и в итоге становится энергетическим пленником этих Сил. Через Булгакова осуществляется трансляция могущественного и разумного теневого сознания! Вот в чём состоит булгаковская мистерия. И в этом же его гений (в точности «подключения!»)…
Да и эпиграф, который взял автор из гётевского «Фауста», стал смысловым ключом ко всему роману и морально-философским оправданием Дьявола:
«...Так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Что вы говорите? Дьявол непрестанно совершает благо??? Ах, какой молодец – такой милый, добрый!..
В произведении Гёте Мефистофель входит в сговор с Богом, они заключают пари, удастся ли Мефистофелю соблазнить Фауста. И Бог тому на это искушение даёт «добро». Мефистофель в определённых аспектах соответствует Воланду Булгакова. Однако тезис о том, что Бог находится в негласном сговоре с дьяволом, чтобы поручить ему всю «грязную» работу, – идея далеко не новая, сугубо философская и совершенно несостоятельная! Она не имеет ничего общего с духовно-энергетической реальностью и соотношением светлых и тёмных Сил. Это как свет и тьма, и там, где есть одно, неизбежно отсутствует другое. И если свет не знает, что такое мрак, то каким образом возможна встреча, и паче их обоюдная договорённость?
Однако если всё же принять положение о том, что Бог и дьявол действуют в согласии, то это сделает их равноправными партнёрами, сравняет и сведёт их, по сути, в одну единую эзотерическую точку, а это в принципе неверно.
По Булгакову же, Бог и дьявол сосуществуют параллельно и раздельно, но, видите ли, через посредников переговариваются. В действительности же, между ними нет союза, «дружбы» или сознательного распределения каких-либо ролей. Пространства Божественного (радость, блаженство, Любовь) и демонического (страдания, распад, муки) есть не одно и то же!
То, что дьявол (Воланд) «совершает благо» и вообще, то, что он необходим и полезен, а равно чем-то может воздать, наградить человека – это ещё один незатейливый и коварный ложный подтекст писателя.
Как мы уже отмечали, вторая линия «Нечистая Сила» явно вытесняет первую, но если бы не существовала третья, основная… Без главных героев, составляющих содержание третьей линии, всё повествование неизбежно распалось бы. Въедем же с читателем в эту третью колею.
Здесь писатель хочет нас убедить в том, что он воссоздаёт историю о чистой Любви. Он страстно взывает (вначале через своего героя):
«Он (“Мастер”) вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: - Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
И уже непосредственно от самого автора:
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Очень хочется в это верить. Верить в такую любовь, знать о ней. Но нам вскоре откроется, что линия «о Любви» преподнесёт нам свои неожиданные сюрпризы, с любовью никак не связанные и несовместимые…
Итак, в заключение нашего исследования скажем несколько слов о главных героях романа, собственно «Мастере» и «Маргарите»!
А самый первый набросок писателя о Маргарите, привлекательной и замужней женщине, с которой на улице знакомится Мастер, уже настораживает:
«…Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?»
Поразительно, но автор почему-то сразу называет свою героиню ведьмой. Это странно… Однако читатель готов воспринять этот штрих в качестве художественного допущения, которое-то и подчёркивает её чувственность, страстность, то есть готовность к большой, сильной и беззаветной любви. Поехали дальше… Булгаков описывает тайные встречи Мастера и Маргариты на его квартире, в полуподвале. Герои очень сильно любят друг друга, несмотря ни на что – литературные неудачи Мастера, замужество Маргариты…
А далее наша колея совершает какой-то головокружительный и совершенно неуместный поворот! После многолетней любовной связи с Мастером, на период разлуки с ним, Маргарита вдруг в тоске по своему возлюбленному пожелала мысленно, но с чувством: «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» Она воззвала к дьяволу, и… «тот» вскоре отзывается и появляется в образе Азазело…
Стоп! Писатель, кажется, обещал нам изобразить какую-то невероятную и возвышенную любовь. Впрочем, и в этом эпизоде отдельный читатель может усмотреть силу этой любви – Маргарита ради любимого готова буквально на всё – даже продать свою душу Дьяволу, лишь бы вновь обрести своего возлюбленного. Какое нечеловеческое самопожертвование!
Однако посмотрим на этот душевный порыв по-другому и проще. Из текста романа следует, что Бог и Дьявол – это реальность, они существуют. И уж, конечно же, писателю хорошо известно, что «Бог есть любовь», а восставший против Него Люцифер отрицает, профанирует эту Любовь, отказывается от неё.
Душа вложена в каждого человека самим Богом. Человеческая душа, как известно, - «христианка». Человек без души (и сердца) не может любить. У Воланда нет никакой души. И то, что Дьявол любить не способен – прописная истина, духовная аксиома, которую Булгаков, бесспорно, знает. Хорошо знает, - но почему-то входит с ней в полное духовное противоречие. Он, будто бы утверждая в своём романе любовь, вопреки всем духовным канонам, делает чудовищный антидуховный ход. Неужели, чтобы любить и во имя предмета своей любви, необходимо продать свою душу, лишиться духовного сердца – и тем самым необратимо утратить саму способность любить??? Грубое духовное извращение, искажение знания о высших духовных «материях»? Да. Читатель это должен хорошо понимать, он должен осознавать духовную неправду романа и то, «какую» любовь преподносит нам автор.
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
О, как естественно для любящего сердца в любовной тоске воззвать ни к кому другому, как к Богу!
И уж, конечно же, нашему читателю хорошо известно о любовных чувствах, он, надеемся, знаком с ними в своём опыте и переживал (переживает? и знает до сих пор?), что…
Всякая сердечная устремлённость рано или поздно ведёт человека к Богу! Всякая сердечная энергия есть связующий световод с Богом. Каждое любовное чувство приближает нас к Богу. Всякая любовь человеческая есть малая часть безраздельной Любви Космической и Божественной. И только сердце – высший духовный орган – есть источник такой Любви. Бог - источник Её.
И Любовь-Бог – это всё! И Радость, и Вечная Юность, и Блаженство, и Счастье. И на высших уровнях даже - бессмертие (осознания)!
Бог и дарует Любовь, и откликается на Неё. Более того, весь мир «подстраивается» под влюблённых, питает их высшей силой. Всё в этом космосе – вот она тайна, которую приоткрывает Всевышний! – трепещет, проникнуто и дышит любовью. И влюблённые об этом знают, чувствуют, они переживают Бога - тот самый волшебный, сказочный Свет внутри каждого человека. Любовь есть единение с Господом. А сам любящий пребывает в состоянии «обожения», и для него так естественно возноситься в духовное Небо и искать любовь Бога в себе и любимом. Обращаться, взывать к Богу в период душевных волнений, разлуки.
Два возлюбленных сердца принадлежат исключительно Богу. Их тайный союз храним Создателем, и они на это время – сами боги. Как можно искать любовь в Дьяволе? В том, чего у него совершенно нет??? Кто обращается за помощью к Дьяволу?
К нему обращаются люди, исполненные крайнего эгоизма и зависти, высокомерия и алчности (по меньшей мере, обманутые и духовно невежественные). Они, по глупости, думают, что тот им что-нибудь даст. Это, как правило, люди либо неспособные любить, либо пребывающие в порочной страсти. Подобную любовь-страсть хорошо показал другой русский писатель Н. Лесков в повести «Леди Макбет Мценского уезда» – где главная героиня ради своей страсти убивает и своего законного мужа, и его маленького племянника. Её «любовь» уничтожает всё на своём пути. Любовь ли это? И тем более «настоящая», «вечная»???