Идеа­лы: ты вы­би­ра­ешь судь­бу! 8 страница

А вот бул­га­ков­ское по­па­да­ние:

«Аба­дон­на, - не­гром­ко по­звал Во­ланд, и тут из сте­ны поя­ви­лась фи­гу­ра ка­ко­го-то ху­до­го че­ло­ве­ка в тём­ных оч­ках. Эти оч­ки по­че­му-то про­из­ве­ли на Мар­га­ри­ту та­кое силь­ное впе­чат­ле­ние, что она, ти­хонь­ко вскрик­нув, ут­кну­лась ли­цом в но­гу Во­лан­да. - Да пе­ре­стань­те, - крик­нул Во­ланд, - до че­го нер­воз­ны со­вре­мен­ные лю­ди. - Он с раз­ма­ху шлёп­нул Мар­га­ри­ту по спи­не, так что по её те­лу про­шёл звон».

Дру­гое сов­па­де­ние ка­са­ет­ся опи­са­ния глаз пред­ста­ви­те­лей Не­чис­той Си­лы.

У Кас­та­не­ды:

«Гла­за стран­но­го Хе­на­ро (вто­ро­го учи­те­ля ма­гии уче­ни­ка Кар­ло­са) зло­ве­ще све­ти­лись, по­доб­но гла­зам зве­ря, ры­щу­ще­го во тьме» (из кн. 7, гл. 17);

«При­сталь­ный взгляд в пра­вый глаз – это не обыч­ный взгляд, - ска­зал дон Ху­ан. – Ско­рее, это на­силь­ст­вен­ный за­хват дру­го­го че­ло­ве­ка че­рез его взгляд» (из кн. 4, ч. 3, гл. 2);

«Хо­ро­ший охот­ник гип­но­ти­зи­ру­ет жерт­ву гла­за­ми, - про­дол­жал дон Ху­ан. – Взгля­дом он дей­ст­ви­тель­но сдви­га­ет точ­ку сбор­ки жерт­вы, и все его гла­за на­прав­ле­ны на мир толь­ко в по­ис­ках пи­щи» (из кн. 8, гл. 4).

Дон Ху­ан, разъ­яс­няя на­силь­ст­вен­ную при­ро­ду гип­но­ти­че­ско­го взгля­да ма­га, ука­зы­ва­ет:

«Сек­рет за­клю­ча­ет­ся в ле­вом гла­зе. По ме­ре то­го, как во­ин про­дви­га­ет­ся по тро­пе зна­ния, ле­вый глаз об­ре­та­ет спо­соб­ность схва­ты­вать всё. Обыч­но ле­вый глаз вои­на име­ет стран­ный вид. Ино­гда он ос­та­ёт­ся по­сто­ян­но ско­шен­ным или ста­но­вит­ся мень­ше дру­го­го, или боль­ше, или ещё как-то от­ли­ча­ет­ся» (из кн. 4, ч. 3, гл. 2).

Очень ха­рак­тер­ная для чёр­но­го ма­га де­таль! Пред­ставь­те се­бе об­лик ма­га с пе­ре­ко­шен­ным, злоб­ным взгля­дом – ти­пич­ный порт­рет де­мо­на!

А вот как Бул­га­ков изо­бра­жа­ет Во­лан­да:

«Пра­вый глаз чёр­ный, ле­вый по­че­му-то зе­лё­ный…»

«- Пе­ре­дай, что бу­дет сде­ла­но, - от­ве­тил Во­ланд и при­ба­вил, при­чём глаз его вспых­нул…»

«Два гла­за упер­лись Мар­га­ри­те в ли­цо. Пра­вый с зо­ло­тою ис­крой на дне, свер­ля­щий лю­бо­го до дна ду­ши, и ле­вый - пус­той и чёр­ный, вро­де как уз­кое иголь­ное ухо, как вы­ход в без­дон­ный ко­ло­дец вся­кой тьмы и те­ней. Ли­цо Во­лан­да бы­ло ско­ше­но на сто­ро­ну, пра­вый угол рта от­тя­нут кни­зу, на вы­со­ком об­лы­сев­шем лбу бы­ли про­ре­за­ны глу­бо­кие па­рал­лель­ные ост­рым бро­вям мор­щи­ны. Ко­жу на ли­це Во­лан­да как буд­то бы на­ве­ки сжег за­гар».

«…В верх­них эта­жах гро­мад за­жи­га­лось из­ло­ман­ное ос­ле­пи­тель­ное солн­це. Глаз Во­лан­да го­рел так же, как од­но из та­ких окон, хо­тя Во­ланд был спи­ною к за­ка­ту».

От­че­го же про­ис­хо­дит та­кой стран­ный блеск, раз­но­род­ность глаз и пу­гаю­щая ско­шен­ность все­го ли­ца, при ко­то­ром один глаз об­ре­та­ет та­кое прон­зи­тель­ное не­ис­тов­ст­во? Этот фе­но­мен про­яв­ля­ет­ся у ма­гов и всех слуг дья­во­ла в ре­зуль­та­те край­не­го пе­ре­раз­ви­тия вса­сы­ваю­щей, по­гло­щаю­щей, тём­ной пла­не­тар­ной энер­гии. Не­хо­ро­ший блеск или зло­рад­ное све­че­ние в гла­зах про­ис­хо­дит при «бро­же­нии» (ак­тив­но­сти) этой энер­гии. Ко­гда де­мо­ну при­хо­дит в го­ло­ву не­кий зло­ве­щий план, гла­за его вспы­хи­ва­ют – этот штрих хо­ро­шо под­ме­тил и изо­бра­жа­ет в жан­ре ужа­сов со­вре­мен­ный ки­не­ма­то­граф. И имен­но на та­кой род и ка­че­ст­во энер­гии не­од­но­крат­но ука­зы­ва­ет и Кас­та­не­да, и Бул­га­ков. Так у по­след­не­го в опи­са­нии по­яв­ля­ют­ся вам­пи­ры (в об­ра­зе Ва­ре­ну­хи – тот стал вам­пи­ром, и вам­пи­ров на ба­лу Во­лан­да). Да и энер­гия не­ор­га­ни­че­ских су­ществ или «со­юз­ни­ков» по Кас­та­не­де – это энер­гия чу­же­род­ная, от­ри­ца­тель­ная, хищ­ная, за­хват­ни­че­ская, к то­му же туск­лая; это энер­гия ан­ти­жиз­ни, ан­ти­ма­те­рии; энер­гия, при­во­дя­щая в зем­ную чав­каю­щую ут­ро­бу и по­гло­щаю­щая свет лю­бой жиз­ни без ка­ко­го-ли­бо ос­тат­ка. И имен­но по­это­му пред­ста­ви­те­ли или но­си­те­ли та­ко­го соз­на­ния вы­зы­ва­ют у всех лю­дей не­пе­ре­да­вае­мый ужас. Со­глас­но Кас­та­не­де не­ор­га­ни­че­ские су­ще­ст­ва и вы­зы­ва­ют страх и пи­та­ют­ся пси­хи­че­ской энер­ги­ей стра­ха! У Бул­га­ко­ва - мно­гие из тех, кто столк­нул­ся с дея­ния­ми Во­лан­да, на­пу­га­ны до смер­ти и тре­бу­ют, что­бы их изо­ли­ро­ва­ли от даль­ней­ших воз­дей­ст­вий в бро­ни­ро­ван­ных ка­ме­рах и при­ста­ви­ли бы к ним воо­ру­жён­ную ох­ра­ну. Та­ко­вы «ду­хов­ные на­ко­п­ле­ния» и ма­гов-тол­те­ков, и их «со­юз­ни­ков», и всех чле­нов груп­пы са­та­ны Во­лан­да…

Мы уже го­во­ри­ли о ка­жу­щей­ся ат­мо­сфе­ре ве­се­лья и юмо­ра, пе­ре­рас­таю­щую в ка­кую-то кар­на­валь­ную фее­рию или ко­вар­ный ро­зы­грыш. В свя­зи с этим, не­смот­ря на столь оче­вид­ную раз­ру­ши­тель­ную суть всех пред­ста­ви­те­лей дья­во­ла, для мно­гих или не­ко­то­рых из них ха­рак­те­рен имидж обая­тель­но­го ко­ми­ка и па­ро­дис­та – та­ким при­твор­ным «до­б­рым» обая­ни­ем от­ли­ча­ет­ся и кас­та­не­дов­ский учи­тель дон Хе­на­ро, и бул­га­ков­ский кот Бе­ге­мот. Од­на­ко в об­ра­зе и то­го и дру­го­го от­чёт­ли­во про­сту­па­ет тен­ден­ция к злой на­смеш­ке и ци­нич­ной из­дёв­ке. Осо­бен­но это про­сле­жи­ва­ет­ся в сти­ле обу­че­ния сво­их уче­ни­ков чёр­ны­ми учи­те­ля­ми до­ном Хуа­ном и Хе­на­ро. Здесь так­же при­сут­ст­ву­ют те же са­мые крив­ля­ния, под­час очень злые и опас­ные ро­зы­гры­ши и на­ме­рен­ный об­ман во­об­ще – так на­зы­вае­мая прак­ти­ка «стал­кин­га» тол­те­ков, не го­во­ря уже о ко­ровь­ев­ских про­дел­ках.

Опи­са­ния са­та­нин­ских тран­сов, свое­об­раз­ных празд­но­ва­ний Не­чис­той Си­лы под­чёрк­ну­ты у обо­их пи­са­те­лей. В ро­ма­не Бул­га­ко­ва это зна­ме­ни­тый бал у Во­лан­да…

«Еже­год­но мес­сир да­ёт один бал. Он на­зы­ва­ет­ся ве­сен­ним ба­лом пол­но­лу­ния, или ба­лом ста ко­ро­лей. На­ро­ду!»

В на­ча­ле ба­ла «что-то грох­ну­ло вни­зу в гро­мад­ном ка­ми­не, и из не­го вы­ско­чи­ла ви­се­ли­ца с бол­таю­щим­ся на ней по­лу­рас­сы­пав­шим­ся пра­хом. Этот прах со­рвал­ся с ве­рёв­ки, уда­рил­ся об пол, и из не­го вы­ско­чил чер­но­во­ло­сый кра­са­вец во фра­ке и в ла­ки­ро­ван­ных туф­лях. Из ка­ми­на вы­бе­жал по­лу­ист­лев­ший не­боль­шой гроб, крыш­ка его от­ско­чи­ла, и из не­го вы­ва­лил­ся дру­гой прах». И да­лее: «В это вре­мя вни­зу из ка­ми­на поя­вил­ся без­го­ло­вый, с ото­рван­ною ру­кою ске­лет, уда­рил­ся оземь и пре­вра­тил­ся в муж­чи­ну во фра­ке… Из ка­ми­на под­ряд один за дру­гим вы­ва­ли­лись, ло­па­ясь и рас­па­да­ясь, три гро­ба, за­тем кто-то в чёр­ной ман­тии, ко­то­ро­го сле­дую­щий вы­бе­жав­ший из чёр­ной пас­ти уда­рил в спи­ну но­жом. Вни­зу по­слы­шал­ся сдав­лен­ный крик. Из ка­ми­на вы­бе­жал поч­ти со­всем раз­ло­жив­ший­ся труп.Мар­га­ри­та за­жму­ри­лась…»

И впо­след­ст­вии бал опи­сы­ва­ет­ся всё в та­ком же ужа­саю­щем ви­де – яв­ле­нии все­воз­мож­ных вам­пи­ров, ви­сель­ни­ков, тю­рем­щи­ков, убийц, рас­тли­те­лей, от­ра­ви­тель­ниц, свод­ни­ков и т. д. Все они празд­ну­ют, ве­се­лят­ся, тан­цу­ют, пьют ви­но и конь­як и, пья­ные, ку­па­ют­ся в фон­та­не…

У Кас­та­не­ды по­доб­ное «празд­но­ва­ние» вы­сту­па­ет не столь оп­ре­де­лён­но, но вы­ра­же­но бо­лее реа­ли­стич­но. Это и на­мё­ки на груп­по­вые сек­су­аль­ные ор­гии на­гва­ля Ху­лиа­на со сво­им ок­ру­же­ни­ем, и во­ж­де­лён­ные тран­со­вые со­стоя­ния уче­ни­ка Кар­ло­са в по­зи­ции (соз­на­ния) чер­вя­ка со­вме­ст­но с ведь­мой Ла Ка­та­ли­ной, и жут­кое пре­вра­ще­ние уче­ни­ка Не­сто­ра в вол­ка (кой­о­та) с ис­пус­ка­ни­ем и ут­вер­жде­ни­ем осо­бой хищ­ной, аг­рес­сив­ной си­лы, и про­чее.

Не рас­хо­дят­ся в прин­ци­пе оба пи­са­те­ля и в по­ни­ма­нии и зна­нии про­странств де­мо­ни­че­ско­го соз­на­ния.

Кас­та­не­да обо­зна­ча­ет ми­ры дья­во­ла в це­лом, как «тём­ное мо­ре осоз­на­ния», «хищ­ную все­лен­ную»…

За­да­дим­ся про­стым во­про­сом: По­че­му же «мо­ре» всё-та­ки «тём­ное»? От­вет од­но­зна­чен: По­то­му что во всех ми­рах дья­во­ла на­прочь от­сут­ст­ву­ют хоть ка­кие-то све­то­во­ды люб­ви – «Ос­тавь на­де­ж­ду всяк сю­да вхо­дя­щий»! А по­че­му «все­лен­ная» Дья­во­ла хищ­ная? - Здесь цар­ст­ву­ют ис­клю­чи­тель­но пла­не­тар­ные хищ­ни­ки и… бе­зыс­ход­но му­ча­ют­ся их жерт­вы…

Аб­ст­ракт­ное, не столь чёт­ко вы­ра­жен­ное Бул­га­ко­вым про­стран­ст­во пла­не­тар­ной Те­ни Во­лан­да у тол­те­ков де­та­ли­зи­ру­ет­ся и кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся, на­при­мер, в «чёр­ный мир» (его ма­ги «со­би­ра­ют» в пер­вую оче­редь), «ла­би­ринт све­то­те­ни», «мир те­ней» и от­вра­ти­тель­ных, сли­зи­сто-по­рис­тых под­зем­ных тун­не­лей…

Да, мир Све­та и те­ни раз­де­лён стро­го. И ес­ли от­дель­ные раз­ви­тые све­то­нос­ные су­ще­ст­ва мо­гут про­ник­нуть в не­ко­то­рые, не столь мрач­ные и глу­бин­ные стра­ты ин­фер­наль­ной сфе­ры Зем­ли (что­бы по­мочь стра­даю­щим), то уго­див­шим в хищ­ную пла­не­тар­ную Тень самим вы­рвать­ся из Неё уже не да­но, это необратимо – та­ков за­кон! Про­стран­ст­ва ра­до­сти и Люб­ви им не дос­туп­ны.

Од­на­ко в од­ном точ­ном штри­хе о те­не­вых ми­рах пи­са­те­ли по-преж­не­му еди­ны. Речь идёт о свое­об­раз­ном за­па­хе, дав­но из­вест­ном и в хри­сти­ан­ской де­мо­но­ло­гии…

При пер­вом по­се­ще­нии квар­ти­ры Во­лан­да Мар­га­ри­та улав­ли­ва­ет стран­ный за­пах: «В ком­на­те пах­ло се­ройи смо­лой». Кас­та­не­да, в свою оче­редь, пи­шет об ана­ло­гич­ном за­па­хе об­лас­ти «жёл­то-сер­ныхдюн». Де­ло в том, что сер­ные со­еди­не­ния, в осо­бен­но­сти газ се­ро­во­до­род, пах­нут ис­клю­чи­тель­ным за­па­хом, на­по­ми­наю­щем «аро­мат» тух­лых яиц, или же осо­бый рез­кий туа­лет­ный за­пах го­род­ских ка­на­ли­за­ци­он­ных сто­ков. Та­ков от­ли­чи­тель­ный за­пах сре­ды оби­та­ния пред­ста­ви­те­лей Не­чис­той Си­лы, а так­же за­пах ми­ров раз­ло­же­ния пой­ман­ных в ло­вуш­ку раз­лич­ных пси­хи­че­ских тел, быв­ших ор­га­ни­че­ских…

И, на­ко­нец, по­го­во­рим о са­мом ин­три­гую­щем – «се­цес­сии», по­лё­тах в осоз­нан­ном сне и на­яву, спо­соб­но­стью к ко­то­рым об­ла­да­ет вся на­ми рас­смат­ри­вае­мая «не­чисть» - и чёр­ные ма­ги-тол­те­ки, и их «кон­так­тё­ры» (не­ор­га­ни­че­ские су­ще­ст­ва, «лю­ци­фа­ги»[42]), и вся груп­пи­ров­ка име­ни­то­го Во­лан­да, но пре­ж­де…

Чи­та­тель-эзо­те­рик дол­жен хо­ро­шо по­ни­мать, что по­доб­ный вне­те­лес­ный опыт в чёр­ной ма­гии яв­ля­ет­ся са­мо­це­лью, а сво­бо­да от те­ла, со­глас­но уче­нию до­на Хуа­на, под­ра­зу­ме­ва­ет сво­бо­ду «за­те­рять­ся в кос­ми­че­ской бес­пре­дель­но­сти» - но в этом те­зи­се скры­ва­ет­ся на­ме­рен­ный под­вох. На ре­ли­ги­оз­ном пу­ти и без вся­ких под­во­хов это не так. Це­лью яв­ля­ет­ся по­сти­же­ние Бо­га, Ос­ле­пи­тель­но­го внут­рен­не­го Сия­ния, и на­стоя­щая Сво­бо­да без кос­ми­че­ской Люб­ви ни­как не­воз­мож­на! Од­но­знач­но на­до осоз­на­вать и то, что прин­ци­пы об­ре­те­ния све­то­нос­но­го те­ла («дуб­ля» в ма­гии и «ду­хов­но­го те­ла» в ре­ли­гии), в ко­то­ром и со­вер­ша­ет свой ду­хов­ный по­лёт чьё-ли­бо ин­ди­ви­ду­аль­ное соз­на­ние, со­вер­шен­но раз­лич­ны и не­со­вмес­ти­мы. Хри­сти­ан­ско-пра­во­слав­ная мис­ти­ка пред­пи­сы­ва­ет про­свет­лять свою пси­хи­ку, раз­ви­вать внут­рен­не­го пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го «че­ло­ве­ка» по­сред­ст­вом Све­та Люб­ви – иде­аль­ной, со­вер­шен­ной, чис­той, вы­со­чай­шей энер­гии Осоз­на­ния. И ни­как по-дру­го­му! Имен­но Свет Люб­ви пре­об­ра­зу­ет пси­хею до уров­ня «внут­рен­ней пти­цы» и да­ру­ет че­ло­ве­ку воз­мож­ность ле­тать вне те­ла в без­раз­дель­ном кос­мо­се за пре­де­ла­ми хищ­ной энер­ге­ти­че­ской пау­ти­ны на­шей пла­не­ты. В чёр­ной же ма­гии энер­ге­ти­че­ское те­ло сра­зу за­зем­ля­ют и уп­лот­ня­ют ис­клю­чи­тель­но гру­бы­ми, плот­ны­ми и низ­ко­час­тот­ны­ми виб­ра­ция­ми – энер­гия­ми зем­ных сти­хий и пси­хо­троп­ных, по­лу­ядо­ви­тых рас­те­ний и гри­бов. Из по­след­них ва­рят­ся кол­дов­ские зе­лья и го­то­вят­ся ад­ские сме­си (в не­ко­то­рые до­бав­ля­ют кровь), ко­то­рые-то и по­мо­га­ют на­чи­наю­ще­му чёр­но­му ма­гу «ос­во­бо­ж­дать­ся» о те­ла и ле­тать (эти­ми ма­зя­ми ма­жут­ся, их при­ни­ма­ют внутрь). Фак­ти­че­ски, спо­соб­ность к не­фи­зи­че­ско­му по­лё­ту на пу­ти ма­гии да­ёт че­ло­ве­ку мрач­ное пла­не­тар­ное (вна­ча­ле, рас­ти­тель­ное) соз­на­ние Зем­ли, «без­лич­ное» и «без­жа­ло­ст­ное», - сам Дья­вол! И в этом оба пи­са­те­ля на удив­ле­ние опять схо­дят­ся!

Бул­га­ков ве­ли­ко­леп­но опи­сы­ва­ет сце­ну об­ре­те­ния этой спо­соб­но­сти Мар­га­ри­той и её слу­жан­кой На­та­шей при по­мо­щи чу­дес­ной ма­зи Во­лан­да так…

«Серд­це Мар­га­ри­ты страш­но стук­ну­ло, так что она не смог­ла да­же сра­зу взять­ся за ко­ро­боч­ку. Спра­вив­шись с со­бою, Мар­га­ри­та от­кры­ла её и уви­де­ла в ко­ро­боч­ке жир­ный жел­то­ва­тый крем. Ей по­ка­за­лось, что он пах­нет бо­лот­ной ти­ной. Кон­чи­ком паль­ца Мар­га­ри­та вы­ло­жи­ла не­боль­шой ма­зо­чек кре­ма на ла­донь, при­чём и ле­сом, и за­тем ла­до­нью на­ча­ла вти­рать крем в лоб и щё­ки. Крем лег­ко ма­зал­ся и, как по­ка­за­лось Мар­га­ри­те, тут же ис­па­рял­ся. Сде­лав не­сколь­ко вти­ра­ний, Мар­га­ри­та гля­ну­ла в зер­ка­ло и уро­ни­ла ко­ро­боч­ку пря­мо на стек­ло ча­сов, от че­го оно по­кры­лось тре­щи­на­ми. Мар­га­ри­та за­кры­ла гла­за, по­том гля­ну­ла ещё раз и бур­но рас­хо­хо­та­лась» (по­доб­ная мазь мо­жет быть дей­ст­ви­тель­но из­го­тов­ле­на, она очень во­ню­чая и дей­ст­ву­ет край­не раз­ру­ши­тель­но и для те­ла очень бо­лез­нен­на – хо­ро­шо опи­са­но у ис­па­ноя­зыч­но­го ав­то­ра).

Но в све­те ро­ман­ти­ко-при­клю­чен­че­ской ау­ры в кн. 1, «Уче­ние до­на Хуа­на», гл. 5 Кар­лос Кас­та­не­да по­да­ёт свой лич­ный опыт на­чи­наю­ще­го уче­ни­ка ма­га при та­ких ус­ло­ви­ях обу­че­ния:

«Это – си­ла, от­че­ка­нил он (дон Ху­ан), ука­зав на пас­ту…

От воз­ду­ха, с ко­то­рым сме­ша­лась взби­тая пас­та, она ста­ла свет­ло-се­рой и на­по­ми­на­ла же­ле… Дон Ху­ан при­ка­зал, как са­мо со­бой ра­зу­мею­щее­ся, что­бы я снял с се­бя всю оде­ж­ду. Я спро­сил за­чем, и он не­тер­пе­ли­во объ­яс­нил, что на­до на­те­реть­ся пас­той… Я сде­лал, как он го­во­рил. Пас­та бы­ла хо­лод­ной и об­ла­да­ла ис­клю­чи­тель­но силь­ным за­па­хом. Кон­чив её на­кла­ды­вать, я вы­пря­мил­ся. За­пах ма­зи уда­рил мне в нос… Я взгля­нул под но­ги и бес­ко­неч­но да­ле­ко вни­зу уви­дел до­на Хуа­на. Инер­ция про­нес­ла ме­ня впе­рёд ещё на один шаг, ещё эла­стич­ней и длин­ней пре­ды­ду­ще­го. И тут я взле­тел… Я уви­дел над со­бой тём­ное не­бо и не­су­щие­ся об­ла­ка. Я уви­дел тём­ную мас­су гор… Я на­сла­ж­дал­ся со­вер­шен­но мне пре­ж­де не­ве­до­мы­ми ско­ро­стью и сво­бо­дой. (В ро­ма­не Бул­га­ко­ва мы на­хо­дим ана­ло­гич­ное опи­са­ние ощу­ще­ния по­лё­та Мар­га­ри­ты при вы­ле­те из ок­на сво­его до­ма: “Не­ви­ди­ма и сво­бод­на! Не­ви­ди­ма и сво­бод­на! Про­ле­тев по сво­ему пе­ре­ул­ку, Мар­га­ри­та по­па­ла в дру­гой, пе­ре­се­кав­ший пер­вый под пря­мым уг­лом…” - но эта сво­бо­да мни­мая!)

- Вто­рая пор­ция “тра­вы дья­во­ла” ис­поль­зу­ет­ся для по­лё­та, - ска­зал дон Ху­ан… - Ты смо­жешь ле­тать по воз­ду­ху за сот­ни миль, что­бы уви­деть, что там про­ис­хо­дит, или, ска­жем, что­бы на­нес­ти со­кру­ши­тель­ный удар вра­гу, ко­то­рый от те­бя очень да­ле­ко…»

Да, Бул­га­ков и Кас­та­не­да по­ве­ст­ву­ют об од­ном и том же… И всё же, в чём имен­но Бул­га­ков в сво­ей ли­нии № 2 «Не­чисть» об­ма­ны­ва­ет сво­его чи­та­те­ля, ока­зы­ва­ет­ся не прав­див и не дос­то­ве­рен? В чём он дез­ори­ен­ти­ру­ет сво­его чи­та­те­ля с ду­хов­ной и эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния?

Но сна­ча­ла за­кон­чим с Кар­ло­сом Кас­та­не­дой… Его то­же нель­зя на­звать реа­ли­стом в том смыс­ле, что он не толь­ко ис­ка­жа­ет ду­хов­но-энер­ге­ти­че­скую си­туа­цию че­ло­ве­ка, но и так­же об­ма­ны­ва­ет. И всё же в сво­ём до­ку­мен­та­лиз­ме он го­раз­до под­роб­нее Ми­хаи­ла Афа­нась­е­ви­ча. Со­блаз­няя сво­его чи­та­те­ля раз­но­об­раз­ны­ми чу­дес­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, ав­тор па­рал­лель­но столь де­таль­но опи­сы­ва­ет ми­ры тол­те­ков – ту­да ма­ги во­ж­де­лён­но ле­та­ют за тём­ной энер­ги­ей, при по­мо­щи этой те­не­вой энер­гии они об­ре­та­ют свои чу­дес­ные спо­соб­но­сти. И что же мы здесь на­блю­да­ем? Эти ми­ры про­сто от­вра­ти­тель­ны, они зло­ве­щи, край­не раз­ру­ши­тель­ны, мер­зо­па­ко­ст­ны и ужас­ны. И они оп­ре­де­лён­но ин­фер­наль­ны; в них уче­ник Кар­лос ощу­ща­ет страш­ное дав­ле­ние, уду­шье, он пе­ре­жи­ва­ет пред­смерт­ную аго­нию. А сам дон Ху­ан в мо­ло­до­сти, про­быв в чёр­ном ми­ре, в Аду (!) все­го трое су­ток, по­ста­рел на це­лых де­сять лет – это с од­ной сто­ро­ны. А с дру­гой – при по­мо­щи раз­лич­ных вы­ве­рен­ных приё­мов (из­ло­же­ния) и ма­ни­пу­ля­ций с чи­та­тель­ским вос­при­яти­ем Кас­та­не­де уда­лось по­доб­ные ми­ры для на­ше­го ду­хов­но­го ис­ка­те­ля сде­лать при­вле­ка­тель­ны­ми и же­лан­ны­ми. Но ка­ким об­ра­зом про­стран­ст­ва Ада мо­гут стать для вся­ко­го ра­зум­но­го и тем бо­лее ду­хов­но­го че­ло­ве­ка це­лью??? Тем не ме­нее в этом во­про­се Кас­та­не­да от­крыт и пол­но­стью под­твер­жда­ет те­зис по по­во­ду чёр­ной ма­гии, из­вест­ный во все вре­ме­на и у всех на­ро­дов, – «Все чёр­ные ма­ги по­па­да­ют в Ад!»

В сво­их ас­т­раль­ных пу­те­ше­ст­ви­ях за энер­ги­ей по бес­ко­неч­ным замк­ну­тым тём­ным тун­не­лям не­фи­зи­че­ско­го под­зе­ме­лья маг Кас­та­не­да ис­пы­ты­ва­ет по от­но­ше­нию к ним род­ст­во. Он от­кро­вен­но под­чёр­ки­ва­ет «ес­те­ст­вен­ность», «сход­ст­во» соб­ст­вен­ной энер­ге­ти­ки с та­мош­ней мрач­ной, «тун­нель­ной». Один же из ба­зо­вых за­ко­нов соз­на­ния зву­чит так: Ка­кие ми­ры мы при­вык­ли по­се­щать («со­би­рать») при жиз­ни, та­кие на­все­гда и при­тя­нут нас, на­шу ду­шу, по­сле на­шей смер­ти!

Все чёр­ные ма­ги, все те, кто по глу­по­сти или не­зна­нию на­чи­на­ют слу­жить Во­лан­ду, без­воз­врат­но при­тя­ги­ва­ют­ся зем­ным ин­фер­на­лом, на­все­гда ока­зы­ва­ют­ся в Аду! Ад – вот един­ст­вен­ная на­гра­да, ко­то­рую мо­жет да­ро­вать че­ло­ве­ку дья­вол! Вот о чём «умол­чал» Бул­га­ков…

А Кас­та­не­да?.. Он очень силь­но за­ин­те­ре­со­вал, вдох­но­вил и со­блаз­нил сво­его чи­та­те­ля воз­мож­но­стью осоз­нан­ных сно­ви­де­ний, и вот бе­да, - ему по­ве­ри­ли! И мно­гие прак­ти­кую­щие сно­ви­дя­щие («дри­ме­ры») и в са­мом де­ле до­би­ва­ют­ся осоз­на­ния сво­его пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го те­ла и при­стра­ст­но «ле­та­ют», со­вер­шен­но не по­ни­мая, что уго­ди­ли в ко­вар­ней­шую за­пад­ню. Так па­ук, рас­ки­нув свои лип­кие се­ти, ло­вит без­за­бот­ли­вую муш­ку – вся­кий по­ток соз­на­ния спе­ци­аль­ной прак­ти­ки раз­ви­тия сно­ви­де­ний за­мы­ка­ет пси­хи­че­скую струк­ту­ру до­вер­чи­во­го и на­ив­но­го ис­ка­те­ля на ин­фер­наль­ные под­зем­ные тру­бо­про­во­ды и ве­дёт к са­мо­раз­ру­ше­нию!

Да, оба пи­са­те­ля, и Бул­га­ков и Кас­та­не­да, ста­ли вы­ра­зи­те­ля­ми пси­хо­ло­гии де­мо­ни­че­ско­го. И оба ав­то­ра ра­ди­каль­но дез­ори­ен­ти­ру­ют сво­его чи­та­те­ля, на­де­ляя не­вер­ны­ми ус­та­нов­ка­ми…

В за­клю­че­ние ос­та­но­вим­ся на ду­хов­ном вос­при­ятии бул­га­ков­ско­го тек­ста, на пси­хо­ло­гии вос­при­ятия де­мо­ни­че­ско­го, а в этом и за­клю­ча­ет­ся вся мис­ти­ка и мис­ти­фи­ка­ция пи­са­те­ля…

Вто­рая ли­ния по­ве­ст­во­ва­ния «Не­чисть» (или луч­ше, в дан­ном слу­чае, - «Тень») не толь­ко по­дав­ля­ет ду­хов­ную ли­нию «Бо­го­че­ло­век» (ус­лов­но - «Свет»), она яв­но «вы­пя­чи­ва­ет­ся» из об­ще­го сю­же­та про­из­ве­де­ния. Её пред­ста­ви­те­ли, об­ла­да­те­ли чу­да, за ни­ми си­ла, - не­за­мет­но ста­но­вят­ся для чи­та­те­ля об­раз­ами по­ло­жи­тель­ны­ми. Они вос­хи­ща­ют, при­во­дят в вос­торг, им за­ви­ду­ют, им хо­чет­ся под­ра­жать. По­доб­ное соз­на­ние не­осоз­нан­но воз­во­дит­ся в иде­ал и выс­шую ду­хов­ную цен­ность, к ко­то­рой на­чи­на­ют стре­мить­ся прак­ти­че­ски (впро­чем, как и к соз­на­нию ма­гов от Кас­та­не­ды, а рав­но к спо­соб­но­сти тол­те­ков и Мар­га­ри­ты «ле­тать»)!

К то­му же и сам по­ве­ст­вую­щий (сам Ми­ха­ил Афа­нась­е­вич – чет­вёр­тая ав­тор­ская ли­ния) из-за сво­их пи­са­тель­ских ку­лис явно и с удов­ле­тво­ре­ни­ем на­сла­ж­да­ет­ся по­бе­до­нос­ным тур­не по Мо­ск­ве раз­гу­ляв­шей­ся бан­ды Во­лан­да. Это под­спуд­но пе­ре­да­ёт­ся и чи­та­те­лю. В ре­зуль­та­те чи­та­тель, в соз­на­нии ко­то­ро­го ус­той­чи­вая ду­хов­ная по­зи­ция, как пра­ви­ло, от­сут­ст­ву­ет, окон­ча­тель­но про­ни­ка­ет­ся сим­па­ти­ей ко всем её чле­нам и в ито­ге ста­но­вит­ся энер­ге­ти­че­ским плен­ни­ком этих Сил. Че­рез Бул­га­ко­ва осу­ще­ст­в­ля­ет­ся транс­ля­ция мо­гу­ще­ст­вен­но­го и ра­зум­но­го те­не­во­го соз­на­ния! Вот в чём со­сто­ит бул­га­ков­ская мис­те­рия. И в этом же его ге­ний (в точ­но­сти «под­клю­че­ния!»)…

Да и эпи­граф, ко­то­рый взял ав­тор из гё­тев­ско­го «Фау­ста», стал смы­сло­вым клю­чом ко все­му ро­ма­ну и мо­раль­но-фи­ло­соф­ским оп­рав­да­ни­ем Дья­во­ла:

«...Так кто ж ты, на­ко­нец?

- Я - часть той си­лы,

что веч­но хо­чет зла и веч­но со­вер­ша­ет бла­го»

Что вы го­во­ри­те? Дья­вол не­пре­стан­но со­вер­ша­ет бла­го??? Ах, ка­кой мо­ло­дец – та­кой ми­лый, до­б­рый!..

В про­из­ве­де­нии Гё­те Ме­фи­сто­фель вхо­дит в сго­вор с Бо­гом, они за­клю­ча­ют па­ри, уда­ст­ся ли Ме­фи­сто­фе­лю со­блаз­нить Фау­ста. И Бог то­му на это ис­ку­ше­ние да­ёт «доб­ро». Ме­фи­сто­фель в оп­ре­де­лён­ных ас­пек­тах со­от­вет­ст­ву­ет Во­лан­ду Бул­га­ко­ва. Од­на­ко те­зис о том, что Бог на­хо­дит­ся в не­глас­ном сго­во­ре с дья­во­лом, что­бы по­ру­чить ему всю «гряз­ную» ра­бо­ту, – идея да­ле­ко не но­вая, су­гу­бо фи­ло­соф­ская и со­вер­шен­но не­со­стоя­тель­ная! Она не име­ет ни­че­го об­ще­го с ду­хов­но-энер­ге­ти­че­ской ре­аль­но­стью и со­от­но­ше­ни­ем свет­лых и тём­ных Сил. Это как свет и тьма, и там, где есть од­но, не­из­беж­но от­сут­ст­ву­ет дру­гое. И ес­ли свет не зна­ет, что та­кое мрак, то ка­ким об­ра­зом воз­мож­на встре­ча, и па­че их обо­юд­ная до­го­во­рён­ность?

Од­на­ко ес­ли всё же при­нять по­ло­же­ние о том, что Бог и дья­вол дей­ст­ву­ют в со­гла­сии, то это сде­ла­ет их рав­но­прав­ны­ми парт­нё­ра­ми, срав­ня­ет и све­дёт их, по су­ти, в од­ну еди­ную эзо­те­ри­че­скую точ­ку, а это в прин­ци­пе не­вер­но.

По Бул­га­ко­ву же, Бог и дья­вол со­су­ще­ст­ву­ют па­рал­лель­но и раз­дель­но, но, ви­ди­те ли, че­рез по­сред­ни­ков пе­ре­го­ва­ри­ва­ют­ся. В дей­ст­ви­тель­но­сти же, ме­ж­ду ни­ми нет сою­за, «друж­бы» или соз­на­тель­но­го рас­пре­де­ле­ния ка­ких-ли­бо ро­лей. Про­стран­ст­ва Бо­же­ст­вен­но­го (ра­дость, бла­жен­ст­во, Лю­бовь) и де­мо­ни­че­ско­го (стра­да­ния, рас­пад, му­ки) есть не од­но и то же!

То, что дья­вол (Во­ланд) «со­вер­ша­ет бла­го» и во­об­ще, то, что он не­об­хо­дим и по­ле­зен, а рав­но чем-то мо­жет воз­дать, на­гра­дить че­ло­ве­ка – это ещё один не­за­тей­ли­вый и ко­вар­ный лож­ный под­текст пи­са­те­ля.

Как мы уже от­ме­ча­ли, вто­рая ли­ния «Не­чис­тая Си­ла» яв­но вы­тес­ня­ет пер­вую, но ес­ли бы не су­ще­ст­во­ва­ла тре­тья, ос­нов­ная… Без глав­ных ге­ро­ев, со­став­ляю­щих со­дер­жа­ние треть­ей ли­нии, всё по­ве­ст­во­ва­ние не­из­беж­но рас­па­лось бы. Въе­дем же с чи­та­те­лем в эту тре­тью ко­лею.

Здесь пи­са­тель хо­чет нас убе­дить в том, что он вос­соз­да­ёт ис­то­рию о чис­той Люб­ви. Он стра­ст­но взы­ва­ет (вна­ча­ле че­рез сво­его ге­роя):

«Он (“Мас­тер”) вдруг вы­тер не­ожи­дан­ную сле­зу пра­вым ру­ка­вом и про­дол­жал: - Лю­бовь вы­ско­чи­ла пе­ред на­ми, как из-под зем­ли вы­ска­ки­ва­ет убий­ца в пе­ре­ул­ке, и по­ра­зи­ла нас сра­зу обо­их! Так по­ра­жа­ет мол­ния, так по­ра­жа­ет фин­ский нож!»

И уже не­по­сред­ст­вен­но от са­мо­го ав­то­ра:

«За мной, чи­та­тель! Кто ска­зал те­бе, что нет на све­те на­стоя­щей, вер­ной, веч­ной люб­ви? Да от­ре­жут лгу­ну его гнус­ный язык!

За мной, мой чи­та­тель, и толь­ко за мной, и я по­ка­жу те­бе та­кую лю­бовь!»

Очень хо­чет­ся в это ве­рить. Ве­рить в та­кую лю­бовь, знать о ней. Но нам вско­ре от­кро­ет­ся, что ли­ния «о Люб­ви» пре­под­не­сёт нам свои не­ожи­дан­ные сюр­при­зы, с лю­бо­вью ни­как не свя­зан­ные и не­со­вмес­ти­мые…

Итак, в за­клю­че­ние на­ше­го ис­сле­до­ва­ния ска­жем не­сколь­ко слов о глав­ных ге­ро­ях ро­ма­на, соб­ст­вен­но «Мас­те­ре» и «Мар­га­ри­те»!

А са­мый пер­вый на­бро­сок пи­са­те­ля о Мар­га­ри­те, при­вле­ка­тель­ной и за­муж­ней жен­щи­не, с ко­то­рой на ули­це зна­ко­мит­ся Мас­тер, уже на­сто­ра­жи­ва­ет:

«…Что нуж­но бы­ло этой жен­щи­не, в гла­зах ко­то­рой все­гда го­рел ка­кой-то не­по­нят­ный ого­нё­чек, что нуж­но бы­ло этой чуть ко­ся­щей на один глаз ведь­ме, ук­ра­сив­шей се­бя то­гда вес­ною ми­мо­за­ми?»

По­ра­зи­тель­но, но ав­тор по­че­му-то сра­зу на­зы­ва­ет свою ге­рои­ню ведь­мой. Это стран­но… Од­на­ко чи­та­тель го­тов вос­при­нять этот штрих в ка­че­ст­ве ху­до­же­ст­вен­но­го до­пу­ще­ния, ко­то­рое-то и под­чёр­ки­ва­ет её чув­ст­вен­ность, стра­ст­ность, то есть го­тов­ность к боль­шой, силь­ной и без­за­вет­ной люб­ви. По­еха­ли даль­ше… Бул­га­ков опи­сы­ва­ет тай­ные встре­чи Мас­те­ра и Мар­га­ри­ты на его квар­ти­ре, в по­лу­под­ва­ле. Ге­рои очень силь­но лю­бят друг дру­га, не­смот­ря ни на что – ли­те­ра­тур­ные не­уда­чи Мас­те­ра, за­му­же­ст­во Мар­га­ри­ты…

А да­лее на­ша ко­лея со­вер­ша­ет ка­кой-то го­ло­во­кру­жи­тель­ный и со­вер­шен­но не­уме­ст­ный по­во­рот! По­сле мно­го­лет­ней лю­бов­ной свя­зи с Мас­те­ром, на пе­ри­од раз­лу­ки с ним, Мар­га­ри­та вдруг в тос­ке по сво­ему воз­люб­лен­но­му по­же­ла­ла мыс­лен­но, но с чув­ст­вом: «Ах, пра­во, дья­во­лу бы за­ло­жи­ла ду­шу, что­бы толь­ко уз­нать, жив он или нет!» Она воз­зва­ла к дья­во­лу, и… «тот» вско­ре от­зы­ва­ет­ся и по­яв­ля­ет­ся в об­ра­зе Аза­зе­ло…

Стоп! Пи­са­тель, ка­жет­ся, обе­щал нам изо­бра­зить ка­кую-то не­ве­ро­ят­ную и воз­вы­шен­ную лю­бовь. Впро­чем, и в этом эпи­зо­де от­дель­ный чи­та­тель мо­жет ус­мот­реть си­лу этой люб­ви – Мар­га­ри­та ра­ди лю­би­мо­го го­то­ва бу­к­валь­но на всё – да­же про­дать свою ду­шу Дья­во­лу, лишь бы вновь об­рес­ти сво­его воз­люб­лен­но­го. Ка­кое не­че­ло­ве­че­ское са­мо­по­жерт­во­ва­ние!

Од­на­ко по­смот­рим на этот ду­шев­ный по­рыв по-дру­го­му и про­ще. Из тек­ста ро­ма­на сле­ду­ет, что Бог и Дья­вол – это ре­аль­ность, они су­ще­ст­ву­ют. И уж, ко­неч­но же, пи­са­те­лю хо­ро­шо из­вест­но, что «Бог есть лю­бовь», а вос­став­ший про­тив Не­го Лю­ци­фер от­ри­ца­ет, про­фа­ни­ру­ет эту Лю­бовь, от­ка­зы­ва­ет­ся от неё.

Ду­ша вло­же­на в ка­ж­до­го че­ло­ве­ка са­мим Бо­гом. Че­ло­ве­че­ская ду­ша, как из­вест­но, - «хри­сти­ан­ка». Че­ло­век без ду­ши (и сердца) не мо­жет лю­бить. У Во­лан­да нет ни­ка­кой ду­ши. И то, что Дья­вол лю­бить не спо­со­бен – про­пис­ная ис­ти­на, ду­хов­ная ак­сио­ма, ко­то­рую Бул­га­ков, бес­спор­но, зна­ет. Хо­ро­шо зна­ет, - но по­че­му-то вхо­дит с ней в пол­ное ду­хов­ное про­ти­во­ре­чие. Он, буд­то бы ут­вер­ждая в сво­ём ро­ма­не лю­бовь, во­пре­ки всем ду­хов­ным ка­но­нам, де­ла­ет чу­до­вищ­ный ан­ти­ду­хов­ный ход. Не­у­же­ли, что­бы лю­бить и во имя пред­ме­та сво­ей люб­ви, не­об­хо­ди­мо про­дать свою ду­шу, ли­шить­ся ду­хов­но­го серд­ца – и тем са­мым не­об­ра­ти­мо ут­ра­тить са­му спо­соб­ность лю­бить??? Гру­бое ду­хов­ное из­вра­ще­ние, ис­ка­же­ние зна­ния о выс­ших ду­хов­ных «ма­те­ри­ях»? Да. Чи­та­тель это дол­жен хо­ро­шо по­ни­мать, он дол­жен осоз­на­вать ду­хов­ную не­прав­ду ро­ма­на и то, «ка­кую» лю­бовь пре­под­но­сит нам ав­тор.

«Кто ска­зал те­бе, что нет на све­те на­стоя­щей, вер­ной, веч­ной люб­ви?»

О, как ес­те­ст­вен­но для лю­бя­ще­го серд­ца в лю­бов­ной тос­ке воз­звать ни к ко­му дру­го­му, как к Бо­гу!

И уж, ко­неч­но же, на­ше­му чи­та­те­лю хо­ро­шо из­вест­но о лю­бов­ных чув­ст­вах, он, на­де­ем­ся, зна­ком с ни­ми в сво­ём опы­те и пе­ре­жи­вал (пе­ре­жи­ва­ет? и зна­ет до сих пор?), что…

Вся­кая сер­деч­ная уст­рем­лён­ность ра­но или позд­но ве­дёт че­ло­ве­ка к Бо­гу! Вся­кая сер­деч­ная энер­гия есть свя­зую­щий све­то­вод с Бо­гом. Ка­ж­дое лю­бов­ное чув­ст­во при­бли­жа­ет нас к Бо­гу. Вся­кая лю­бовь че­ло­ве­че­ская есть ма­лая часть без­раз­дель­ной Люб­ви Кос­ми­че­ской и Бо­же­ст­вен­ной. И толь­ко серд­це – выс­ший ду­хов­ный ор­ган – есть ис­точ­ник та­кой Люб­ви. Бог - ис­точ­ник Её.

И Лю­бовь-Бог – это всё! И Ра­дость, и Веч­ная Юность, и Бла­жен­ст­во, и Сча­стье. И на выс­ших уров­нях да­же - бес­смер­тие (осоз­на­ния)!

Бог и да­ру­ет Лю­бовь, и от­кли­ка­ет­ся на Неё. Бо­лее то­го, весь мир «под­страи­ва­ет­ся» под влюб­лён­ных, пи­та­ет их выс­шей си­лой. Всё в этом кос­мо­се – вот она тай­на, ко­то­рую при­от­кры­ва­ет Все­выш­ний! – тре­пе­щет, про­ник­ну­то и ды­шит лю­бо­вью. И влюб­лён­ные об этом зна­ют, чув­ст­ву­ют, они пе­ре­жи­ва­ют Бо­га - тот са­мый вол­шеб­ный, ска­зоч­ный Свет внут­ри ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Лю­бовь есть еди­не­ние с Гос­по­дом. А сам лю­бя­щий пре­бы­ва­ет в со­стоя­нии «обо­же­ния», и для не­го так ес­те­ст­вен­но воз­но­сить­ся в ду­хов­ное Не­бо и ис­кать лю­бовь Бо­га в се­бе и лю­би­мом. Об­ра­щать­ся, взы­вать к Бо­гу в пе­ри­од ду­шев­ных вол­не­ний, раз­лу­ки.

Два воз­люб­лен­ных серд­ца при­над­ле­жат ис­клю­чи­тель­но Бо­гу. Их тай­ный со­юз хра­ним Соз­да­те­лем, и они на это вре­мя – са­ми бо­ги. Как мож­но ис­кать лю­бовь в Дья­во­ле? В том, че­го у не­го со­вер­шен­но нет??? Кто об­ра­ща­ет­ся за по­мо­щью к Дья­во­лу?

К не­му об­ра­ща­ют­ся лю­ди, ис­пол­нен­ные край­не­го эго­из­ма и за­вис­ти, вы­со­ко­ме­рия и алч­но­сти (по меньшей мере, обманутые и духовно невежественные). Они, по глу­по­сти, ду­ма­ют, что тот им что-ни­будь даст. Это, как пра­ви­ло, лю­ди ли­бо не­спо­соб­ные лю­бить, ли­бо пре­бы­ваю­щие в по­роч­ной стра­сти. По­доб­ную лю­бовь-страсть хо­ро­шо по­ка­зал дру­гой рус­ский пи­са­тель Н. Лес­ков в по­вес­ти «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» – где глав­ная ге­рои­ня ра­ди сво­ей стра­сти уби­ва­ет и сво­его за­кон­но­го му­жа, и его ма­лень­ко­го пле­мян­ни­ка. Её «лю­бовь» унич­то­жа­ет всё на сво­ём пу­ти. Лю­бовь ли это? И тем бо­лее «на­стоя­щая», «веч­ная»???

Наши рекомендации