Глава 13. Клиент-центрированная терапия: Роджерс.
Подход к терапии, изначально называвшийся «недирективным», а теперь получивший название «клиент-центрированного», наилучшим образом представлен в произведениях его создателя, Карла Рэнсома Роджерса (1902-1987). Роджерс получил степень бакалавра в Университете Вискосина в 1924 г., а степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете в 1928 и 1931 гг. соответственно. С 1928 по 1938 г. он работал психологом в департаменте изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, был психологом в Рочестере, штат Нью-Йорк, а в 1931 г. стал руководителем департамента. В 1939 г. департамент становится рочестерским Детским психолого-педагогическим центром (Guidance Center);Роджерс оставался его руководителем еще год, а затем перешел в Университет штата Огайо на должность профессора клинической психологии, где работал с 1940 по 1945 г. В период 1944-1945 гг. он работал руководителем консультативных служб в Объединенной службе организации досуга войск (USO).
В 1945 г. Роджерс стал профессором психологии и исполнительным секретарем Консультативного центра при Чикагском университете. Он уехал из Чикаго в 1957 г. и занял должность профессора психологии и психиатрии в Университете Висконсина. В 1962-1963 гг. он стал сотрудником Центра продвинутых исследований в области поведенческих наук в Стэнфорде, в 1964 г. стал работать в качестве постоянного сотрудника в Западном институте поведенческих наук (WBSI)в Ла-Джолла, штат Калифорния. В 1968 г. совместно с другими учеными принял участие в создании Центра по исследованию личности в Ла-Джолла, где и работал вплоть до своей смерти. Он был представителем по клинической психологии в Американском совете профессиональной психологии.
Роджерс является автором ряда книг: «The Clinical Treatment of the Problem Child» (1939); «Counseling and Psychotherapy» (1942); «Client-centered Therapy» (1951); «On Becoming a Person» (1961a); «Freedom to Learn: A View of What Education Might Become» (1969, revised edition 1983); «Carl Rogers on Encounter Groups» (1970); «Becoming Partners: Marriage and its Alternatives» (1972); «Carl Rogers on Personal Power» (1977); «A Way of Being» (1980).
Он также стал соавтором (вместе со Стивенсом) книги «Person to Person» (1967). Он редактировал книги «Psychotherapy and Personality Change» (1954, совместно с Dymond); «The Therapeutic Relationship and Its Impact» (1967, совместно с Gendlin, Kiesler and Truax); «Man and the Science of Man» (1968, совместно с Coulson). В журнале «Person -Centered Review» (1986) была опубликована хронологическая библиография «Chronological Bibliography of the Works of Carl R. Rogers 1930-1985».
В период работы в институте WBSI Роджерс включился в групповое движение и распространил свою теорию на группы встреч. Он также интересовался применением своей теории к обучению. Книга «Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives» (1972) стала результатом его разработок в области супружеских отношений. Публикация «Carl Rogers on Personal Power» (1977) способствовала распространению его теории на межличностные взаимоотношения в целом.
В 1977 г. на съезде Американской психологической ассоциации в Сан-Франциско семидесятипятилетняя годовщина Роджерса была отмечена тремя программами специальных докладов. Его работа была отмечена Американской психологической ассоциацией, президентом которой он был в 1946 г., еще в 1956 г., когда Роджерсу была вручена одна из первых трех наград за заслуги перед наукой. В 1972 г. он получил первую награду за выдающийся профессиональный вклад. (Биография Роджерса была опубликована Киршенбаумом (1979).) Киршенбаум и Хендерсон были редакторами собрания сочинений Роджерса (1989а) и диалогов Роджерса с Полем Тиллихом, Б. Ф. Скиннером, Грегори Бейтсоном, Майклом Полани, Ролло Мэем и другими (1989b). Недавно вышедший том из серии «Ключевые фигуры в консультировании и психотерапии» (Key Figures in Counselling and Psychotherapy) был посвящен Роджерсу, его вкладу и влиянию (Thorne, 1992).
Становление и развитие.
В период работы в Рочестере Роджерс ощутил неудовлетворенность общепринятыми подходами в психотерапии и занялся развитием собственного подхода. Традиционные, ориентированные на диагностику, проверку и интерпретацию методы себя не оправдывали. Собственный практический опыт в психотерапии нуждался в упорядочении. Взгляды Отто Ранка, привнесенные в работу рочестерской группы обучавшимися у него клиницистами, оказали сильное влияние на развитие психотерапевтических методов Роджерса.
Формирующиеся принципы терапии подвергались критическому осмыслению выпускниками факультета клинической психологии университета штата Огайо, при этом обнаружилось, что идеи Роджерса, неожиданно для него самого, не стали квинтэссенцией традиционных принципов, а положили начало новой оригинальной теории. Работа «Counseling and Psychotherapy» (Rogers, 1942) стала попыткой представить новый подход.
Опыт преподавательской и исследовательской деятельности в университетах Огайо и Чикаго, а также непрерывная психотерапевтическая практика увенчались созданием роджерианского подхода, теоретических представлений о природе терапии и предварительной теории личности. В 1951 г. в книге «Клиент-центрированная терапия» (Client-centered Therapy,Rogers, 1951) были изложены основные концепции с их приложением к игровой терапии (в трактовке Элейн Дорфман), группо-центрированной психотерапии (в трактовке Николаса Хоббса), группо-центрированному лидерству и управлению (в трактовке Томаса Гордона), а также студент-центрированному обучению. Туда же вошла и теория личности и поведения. Позиция Роджерса развивалась и комментировалась во многих докладах и статьях, некоторые из них собраны под одной обложкой в книге «О становлении человека» (On Becoming a Person,Rogers, 1961a). Теория личности, пересмотренная и расширенная, была представлена в 1959 г. в книге «Психология: изучение науки» (Psychology: A Study of Science,Rogers, 1959).
В основе теоретических формулировок лежат некоторые базовые убеждения и установки (Rogers, 1959).
1. Исследование и теория направлены на удовлетворение потребности в упорядочении важного опыта.
2. Наука — это точное наблюдение и вдумчивое, творческое мышление на основе этого наблюдения, а не просто лабораторное исследование с использованием инструментов и вычислительной техники.
3. Наука начинается с общих наблюдений, грубых измерений и спекулятивных гипотез и развивается в сторону более точных гипотез и измерений.
4. Язык независимых-смешанных-зависимых переменных, вполне пригодный для продвинутых этапов научного исследования, неприменим на начальных и промежуточных этапах.
5. На ранних этапах исследования и создания теории более целесообразны индуктивные, а не гипотетически-дедуктивные методы.
6. Каждая теория предполагает большую или меньшую вероятность ошибки; теория лишь приближается к истине и требует постоянного изменения и модификации.
7. Истина едина, поэтому «всякая теория, выведенная из практически любого сегмента опыта, при соблюдении условий полноты и точности может быть продолжена до бесконечности, чтобы придать смысл любому другому аспекту опыта» (р. 191). Вместе с тем всякая ошибка в теории, спроектированная на удаленный аспект, может привести к ложным выводам.
8. Несмотря на возможное существование так называемой объективной истины, люди живут в своих собственных личных и субъективных мирах. «Таким образом, не существует Научных Знаний, это лишь индивидуальное восприятие того, что предстает перед каждым человеком в качестве таких знаний» (р. 192).
Философия и концепции.