Семинарско – практическое занятие № 18

Тема: Строение и функции органов половой системы

Цели: 1. Закрепить теоретические знания по теме.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Латинское название матки, яичника.

2. Значение женских половых органов.

3. Форма матки, ее части, размеры, местонахождение, строение стенки матки.

4. Маточные трубы: их части, строение стенки, чем образована слизистая оболочка, что несет на себе наружный конец маточной трубы?

5. Яичник. Размеры, форма, слои, расположение.

6. Назовите места образования женских половых гормонов в яичнике.

7. Какой гормон выделяют фолликулы. Его влияние на организм.

8. Во что превращается желтое тело в том случае, если оплодотворение не произошло? Значение желтого тела.

9. Как называется зрелый фолликул?

10. Значение прогестерона.

11. Как называется процесс выхода зрелой яйцеклетки из яичника?

12. Перечислить внутренние мужские половые органы.

13. Перечислить органы малого таза у женщин.

Повторить:

1. Из курса латинского языка:

· латинское название матки,

· латинское название яичника.

2. Из курса биологии – строение клетки (яйцеклетки, сперматозоида), гаметогенез.

Аудиторная работа студентов

Задания:

1. По муляжам и таблицам изучить строение матки и яичников. Зарисовать и обозначить детали строения матки, маточных труб, яичников (рис. 35).

2. Заполнить таблицу: «Строение и функции клеток человека»

Названия клеток Форма Размеры Особенности строения Число хромосом Функции клеток
           

3. Решить ситуационные задачи:

1) В каждой клетке 46 хромосом, в зиготе хромосом тоже 46, а не 92, хотя зигота образуется при слиянии двух клеток. Почему?

2) Пользуясь учебником запишите: а) чем отличается строение сперматозоида от строения яйцеклетки? б) в чем заключается соответствие строения сперматозоида и его функции? в) какие особенности капилляров плаценты доказывают, что кровеносная система зародыша самостоятельная, а не часть системы матери?

3) Почему кровь матери и зародыша не смешивается?

4) Как и где происходит обмен веществ между организмом матери и зародыша?

5) Представьте, что под влиянием алкоголя или по другим причинам произошла закупорка кровеносных сосудов в пупочном канатике. К чему это приведет?

4. Отчитаться по теме «Половая система».

Оценивается умение:

· самостоятельная работа с наглядным материалом.

Домашнее задание:

Подготовиться к экзамену по всему курсу.

Литература:

Конспект лекций.

Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия и физиология человека. – М: «Медицина», 1995

Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека. – М.: «Медицина», 1995

Вопросы к семинару по теме «Половая система»:

1. Половые органы. Общая характеристика системы половых органов. Краткие данные о мужских половых органах, их строение и функции. Сперматозоиды, сперма и ее состав.

2. Женские половые органы, их строение и функции. Яичники, фолликулы, граафов пузырек, желтое тело.

3. Маточные трубы, матка, влагалище. Их положение строение, функции. Наружные половые органы женщин.

4. Понятие об овуляции, менструации. Роль половых гормонов. Климакс. Оплодотворение. Нормальное развитие беременности. Физиологические изменения в организме. Развитие зародыша и плода.

Семинарско – практическое занятие № 18 - student2.ru

Рис. 35

Приложение 1

Вопросы к плановой контрольной работе по теме «Нервная система, железы внутренней секреции, сенсорные системы»:

1. Нервная система, общие данные, ЦНС и ПНС, их единство, значение и регуляция функций организма и взаимосвязи с внешней средой.

2. Строение нейрона, нервные окончания, нервные волокна. Строение синапса, его функции.

3. Нервы, нервные узлы. Серое и белое вещество мозга. Ядра, нервные центры, сегмент.

4. Основные свойства нервной ткани. Законы проведения.

5. Рефлекс как форма нервной деятельности. Рефлекторная дуга. Отличие рефлекторных дуг вегетативного и соматического рефлексов. Классификация рефлексов.

6. Спинной мозг. Его внешнее и внутреннее строение. Спинномозговые нервы, передние и задние корешки спинномозговых нервов.

7. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Центры спинного мозга. Влияние головного мозга на центры спинного мозга.

8. Головной мозг. Его строение, отделы и желудочки мозга.

9. Ствол мозга. Продолговатый мозг, его строение и функции. Центры продолговатого мозга.

10. Задний мозг, мозговой мост и мозжечок, их строение, положение и функции. Физиология мозжечка.

11. Средний мозг. Положение, строение и функции. Физиология среднего мозга.

12. Промежуточный мозг, положение, строение и функции.

13. Ретикулярная формация мозга, ее положение, строение, функциональное значение.

14. Понятие о черепно-мозговых нервах.

15. Передний (конечный) мозг. Большие полушария, их положение, строение. Кора, белое вещество, подкорковые ядра, кора головного мозга, как высший регуляционный центр деятельности организма. Зоны коры больших полушарий головного мозга. Их локализация.

16. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Их особенности, отличия, механизм образования условных рефлексов, биологическое значение.

17. Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы. Особенности их строения и функции. Симпатический и парасимпатический эффекты.

18. Вегетативная и соматическая нервная система. Их значение для организма, отличие друг от друга.

19. Положение, строение и функции таламуса, гипоталамуса и метаталамуса.

20. Общая характеристика желез внутренней секреции. Понятие о гормонах и их свойствах.

21. Строение и функции гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, поджелудочной железы, половых желез, вилочковой железы.

22. Регулирование деятельности желез внутренней секреции.

23. Значение сенсорных систем.

24. Орган зрения, строение, значение.

25. Орган слуха и равновесия, строение, значение.

26. Кожа, строение, значение.

27. Органы обоняния и вкуса.

28. Нервная регуляция сенсорных систем.

Приложение 2

Наши рекомендации