V. Язык в Интернет-пространстве

ДАЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2017

85-летию научной библиотеки НижГМА посвящается

Родной. Живой. Неповторимый.

I. Многогранный В.И. Даль

1.«Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля» - энциклопедия жизни русского народа (В.И. Даль о нравственности, гражданственности, патриотизме, семейных ценностях).

2.В.И. Даль в мировой культуре.

3.«Слово медика к больным и здоровым» В.И. Даля в современном мире.

4.«Не пером пишут, умом». Литературное наследие В.И. Даля.

5.Очарованный странник В.И. Даль как этнограф и географ.

6.«Пословица недаром молвится». О сборнике «Пословицы и поговорки русского народа» В.И. Даля.

7.Нижегородское окружение В.И. Даля.

II. Читать - не вредно, вредно - не читать (к юбилею научной библиотеки НижГМА)

8.Минуты радостного чтения (роль художественной литературы в жизни студента.)

9.Образ врача в современной литературе.

10.Чтение как семейная традиция.

11.Чтение – неотъемлемая часть культурных традиций России.

12.Чтение в системе жизненных приоритетов молодежи.

13.Без прошлого нет будущего (литературные воспоминания выдающихся медиков в становлении врача.

14.Alit lectio ingenium (лат.). Чтение питаем ум.

15.«Листая старые страницы»: вопросы деонтологии в медицинской периодике XIX века.

III. «Неисчерпаемый родник наш…» (В. И. Даль)

16.«И мы сохраним тебя, русская речь!».

17.«Русский язык – это особый язык» (М.В. Ломоносов) (особенности восприятия русского языка иностранными студента).

18.Из истории создания славянского алфавита: от латиницы до кириллицы.

19.Речь ведущих на молодежных телеканалах.

20.Слово и жест в публичных выступлениях.

21.Язык и культура в становлении личности.

22.Иноязычные слова в современной русской речи: плюсы и минусы.

23.Речевой портрет первокурсника и выпускника НижГМА: есть ли отличие?

24.Русские пословицы и их аналоги в иностранных языках.

25.Сленг в студенческой среде.

IV. Сила сказанного слова

26.Корпоративная этика в профессиональном сообществе.

27.«Жалейте каждого больного…» (И. Северянин). Волонтерское движение в НижГМА.

28.Лечение online: за и против.

29.«Язык – переводчик сердца». Люди с ограниченными возможностями: особенности общения врача и пациента.

30.Дерматовенерологическая помощь: этико-деонтологические аспекты.

31.«Врач должен разделить с больным его несчастье». Деонтологические взгляды Ф.П. Гааза.

32.Врач и пациент: сотрудничество, основанное на доверии.

33.Разговор с матерью: этические проблемы в неонатологии.

34.Врачебная консультация. Как избежать речевых ошибок?

35.Коммуникативные навыки врача: доктор-центрированная и пациент-центрированная модели общения.

36.Облик российского врача в представлении студентов НижГМА.

37.Врачебное искусство. О приобретении профессиональных коммуникативных навыков студентами.

38.Просветительская деятельность – одно из направлений работы врача.

39.Особенности взаимоотношений больных и медперсонала в геронтологических клиниках.

40.Этика врача в историческом аспекте.

41.Технике – да, общению – нет? К вопросу о дегуманизации и деэтизации медицины.

42.Врачебная тайна: история и современность.

43.«Перед вами нет медицинского случая, а есть больной страдающий человек» (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Об индивидуальном подходе к пациентам.

44.«Жизнь, отданная людям». О династиях врачей.


V. Язык в Интернет-пространстве

45.Неологизмы в сети Интернет.

46.Один + один = один (проблема одиночества при виртуальном общении).

47.Сети в «Сети» (языковая агрессия, речевое манипулирование, нейролингвистическое программирование и т.д..

48.О культуре письменной речи в Интернете.

49.Витальность (жизнеспособность) русского языка в Интернете. Порталы «gramota.ru» и «gramma.ru» как эталонное представление нормативных правил русского языка.

VI. Десять лет спустя(темы докладов основаны на сравнительном анализе опросов студентов НижГМА прошлых лет и 2017 года)

50.Книга традиционная и электронная: ваш выбор (опрос 2007 г.).

51.Литературные предпочтения современной молодежи (опрос 2007 г.).

52.Проблемы сообщения диагноза: правда или ложь во спасение? (опрос 2006 г.).

53.Интерпретация студентами понятия «хороший врач» (опрос 2005 г.).

54.Этика медицинской рекламы в СМИ (опрос 2008 г.).

55.Студент читающий - специалист успешный (опрос 2009 г.).

56.Употребление ненормативной лексики (опрос 2008 г.).

57.Образ идеального преподавателя глазами студентов (опрос 2010 г.).

(материалы опросов прошлых лет представлены в сборниках «Далевские чтения»)

Наши рекомендации