Синдромы нарушения развития отдельных систем мозга.
А. Задержка речевого развития. Речь формируется в более поздние возрастные сроки. Могут страдать как экспрессивная (произносительная) функция, так импрессивная (воспринимающая) функции речи.
Б. Нарушения психомоторики. При нарушениях тонкой моторики с трудом приобретают ручные навыки: застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пользование столовыми приборами, ножницами, карандашом, ручкой. Они отличаются плохим почерком. При нарушениях общей моторики они неуклюжи, неловки, плохо прыгают, лазают, часто падают.
В. Расстройства школьных навыков:
1) Дислексия. Проявляется в затруднении формирования навыка чтения. Темп чтения резко замедлен, плохо понимают прочитанное.
2) Дисграфия. Трудности в правописании слов и письменном выражении мысли. При письме допускают множество грамматических и стилистических ошибок, много помарок. Не могут излагать мысли в письменном виде, отсюда проблемы с написанием сочинений и изложений.
3) Дискалькулия. Затруднения в счете, распознавании цифр и математических знаков. Не могут оперировать даже с однозначными числами.
При описанных нарушениях школьных навыков интеллект в целом сохранен, страдают только отдельные его функции. Так при дислексии дети могут отлично учиться по математике, а при дискалькулии – по гуманитарным дисциплинам. Способности к абстрактному мышлению у них сохранны, что отличает их от детей с умственной отсталостью. Расстройства школьных навыков относятся к пограничным интеллектуальным нарушениям или задержкам психического развития.
Эти дети находятся в группе риска развития вторичных невротических и поведенческих расстройств в связи с вероятностью формирования у них хронической психотравмирующей ситуации из-за школьной неуспеваемостии школьной дезадаптации.
Г. Первичный (дизонтогенетический) энурез. Связан с патологической глубиной сна. В отличие от невротического энуреза наблюдается с рождения, не зависит от ситуации. Критика к расстройству отсутствует (не тяготятся).
II. Энцефалопатические формы.
При наличии различных клинических форм они имеют общие проявления в виде возрастных вариантов психоорганического синдрома: снижение памяти, внимания, продуктивности мышления, инертность психических функций, эмоциональная неустойчивость, истощаемость, волевые нарушения.
1. Церебрастенический синдром.
Наиболее распространенный. Характерна повышенная утомляемость. К концу учебных занятий снижается работоспособность, возникают неусидчивость или сонливость. Могут наблюдаться головные боли. К концу четверти, учебного года, особенно весной астенические проявления усиливаются.
Часто отмечаются эмоциональные нарушения – раздражительность, плаксивость, капризность, недовольство, неустойчивое настроение.
Наблюдаются также вегетативные нарушения – ВСД, сниженный аппетит, нарушения сна. Такие дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, перемену погоды.
Такие дети могут испытывать трудности в обучении в связи с быстрой утомляемостью,истощаемостью психических процессов, особенно внимания, снижением работоспособности.
Могут наблюдаться 2 варианта церебрастенического синдрома в зависимости от возраста:
1) астено-гипердинамический (у младших детей) характеризуется расторможенностью, раздражительностью, возбуждением, приподнятым настроением;
2) астено-адинамический (у старших детей) отличается вялостью, заторможенностью, сонливостью, сниженным настроением.
Неврозоподобные синдромы.
А.Депрессивный синдром. Отмечаются сниженное настроение, плаксивость, капризность, раздражительность, неопределенная тревога, психосенсорные расстройства, ипохондричность, вегетативные расстройства.
Б.Неврозоподобные страхи. Характеризуются приступами панического страха смерти, сопровождающегося двигательным беспокойством, неприятным ощущением в сердце, чувством нехватки воздуха, похолоданием конечностей (вегетативным кризом). Может возникать в ночное время, на фоне измененного сознания.
В. Истероформные расстройства. Протекают в виде ситуационно спровоцированныхприпадков на фоне эмоционального возбуждения. Могут выражаться в виде психомоторного возбуждения («истерики») с судорожными проявлениями или виде острых вегетативных расстройств – удушье, обморок, «сердечный приступ».
Г. Сенесто-ипохондрический синдром. Выражается в сочетании ярких, конкретных сенестопатий (жжет, немеет, распирает) и ипохондрической фиксации на них с опасениями за свое здоровье.
Д. Моносимптомные (системные) неврозоподобные расстройства.
Наиболее распространенные. Могут быть в виде тиков (подергиваний отдельных групп мышц), заикания, энуреза. В отличие от невротических расстройств протекают монотонно, мало зависят от ситуации, характеризуются стойкостью, отсутствием реакции на дефект.
Психопатоподобные синдромы.
Выделяют 2 варианта психопатоподобных нарушений (Г.Е. Сухарева).
А. Бестормозный вариант. Ведущим является нарушение волевой сферы в виде волевой неустойчивости, слабоволия. При этом главным стимулом поведения является получение удовольствия. Любое желание осуществляется немедленно без борьбы мотивов и учета последствий, импульсивно. Не способны к систематической деятельности, быстро пресыщаются, теряют интерес.
Они внушаемы, легко поддаются чужому влиянию.Общительные, но близких друзей нет.
Эмоциональные переживания поверхностны, привязанности неглубокие, изменчивые, скоротечные. Преобладает эйфорический фон настроения. Обиды и наказания, похвала и поощрение быстро забываются.
Отличаются легкомыслием, беспечностью. Суждения незрелые.Критика снижена.
Могут обнаруживать асоциальные формы поведения – уклонение от учебы, бродяжничество, кражи, употребление ПАВ и алкоголя.
Б. Эксплозивный вариант. Основное место в клинике занимают нарушения эмоциональной сферы и влечений. Характеризуются взрывчатостью, агрессивностью, склонностью к дисфориям, упрямством. Проявляют грубость и непослушание с взрослыми, жестокость со сверстниками и младшими по возрасту.
Они склонны к насилию, садистическим проявлениям в отношении животных и младших детей, сексуальным извращениям, алкоголизму.