Работа в аудитории - 120 мин
Модуль 4A
Подготовка к беременности
Задачи обучения |
В конце этого модуля участники должны: · Понимать цель подготовки семьи к беременности. · Знать основные принципы организации подготовки семьи к беременности, основываясь на лучших доказательствах. · Уметь объяснить важность посещений медицинского учреждения до наступления беременности. · Знать какие исследования необходимо проводить в период подготовки пары к беременности. · Уметь организовать консультирование семьи с использованием правильных навыков общения, отдавая приоритет созданию хорошего контакта с семьей. · Уметь определять приоритеты в критических случаях, вовлекая женщину и ее семью в процесс принятия решения. |
План и продолжительность модуля | |
Работа в аудитории - 65 мин | |
Активность 1 – Вступление | 5 мин |
Активность 2 – «Мозговой штурм» | 10 мин |
Активность 3 – Интерактивная презентация «Подготовка к беременности» | 25 мин |
Активность 4 – Ролевые игры | 20 мин |
Активность 5 – Заключение | 5 мин |
Подготовка к модулю |
· Убедитесь, что все участники имеют Руководство для участников. · Убедитесь, что другие преподаватели знают свои обязанности во время проведения этого модуля. |
Материалы и Аудиовизуальное оборудование |
Материалы |
|
Оборудование |
|
Ключевая информация |
|
Работа в аудитории - 120 мин
Активность 1 – Вступление (5 мин)
· Представьте участникам слайд 4А-1-1 и скажите участникам, что в ходе данного модуля вы обсудите вопросы, связанные с подготовкой семьи к беременности.
· Перейдите к слайду 4А-1-2 и обратите внимание участников на тот факт, что всем женщинам детородного возраст в период планирования беременности крайне важно принять ряд мер, которые повысят их шансы родить здорового ребенка. Так как многие важные этапы развития плода происходят до того момента, как женщина может понять, что она беременна, целесообразно минимизировать вред, приносимый плоду, а в последующем и ребенку, некоторыми инфекциями, заболеваниями, недостатками питания и опасными факторами окружающей среды.
· Обратите внимание участников на необходимость уделить максимум внимания организации консультирования семьи с использованием правильных навыков общения и хорошего контакта с семьей.
Активность 2 – «Мозговой штурм» (10 мин)
· Цель активности – узнать, какие существуют практики подготовки семьи к беременности в лечебном учреждении, где работают участники тренинга.
· Попросите участников ответить на следующие вопросы:
o Вопрос 1 - цель и организация подготовки семьи к беременности;
o Вопрос 2 - рекомендуемые обследования пары планирующей беременность, внедренные в медицинском учреждении, где работают участники;
o Вопрос 3 - эффективные профилактические мероприятия при подготовке к беременности.
· Запишите на лекционном блокноте все ответы. Этот мозговой штурм поможет Вам оценить знания участников и рекомендации, представляемые ими семье.
· Скажите участникам, что сейчас вы не будете обсуждать их ответы, а вернетесь к ним в конце данного модуля.
· Перейдите к Активности 3.
Активность 3 - Интерактивная презентация «Подготовка к беременности» (25 мин)
· Слайды 4А-3-1 – 4А-3-12 дополняют ответы участников на вопросы Активности 2.
· Покажите слайд 4А-3-1и представьте участникам основные этапы работы с семейной парой по подготовке к беременности.
· Перейдите к слайду 4А-3-2и подробнее остановитесь на тех вопросах, которым необходимо уделить особое внимание. Также скажите, что необходимо проводить тщательный сбор анамнеза у обоих будущих родителей. Такие факторы, например, как работа отца, с опасными химикатами, курение и употребление алкоголя, могут сыграть роль в нежелательном исходе беременности. Так как влияние подобных факторов недостаточно изучены, мужчинам следует отказаться от вредных привычек еще до зачатия ребенка и проконсультироваться с врачом по поводу влияния вредных веществ на работе.
· Объясните участникам, что, помимо выполнения конкретных рутинных исследований и осмотров во время посещений важно помнить о следующих общих принципах:
o Установите хороший контакт; поощряйте пару к рассказу о том, как она себя чувствует, и сообщению о том, что ее тревожит.
o Обращайте внимание на общий внешний вид женщины, на наличие признаков стресса, тревожности, беспокойства, каких-либо нарушений.
· Покажите слайд 4А-3-3и обсудите с участниками цели консультирования семейной пары до беременности. Еще раз подчеркните важность хорошей подготовки консультанта. Скажите, что в некоторых случаях, возможны нежелательные побочные эффекты консультирования до беременности, что может проявиться в снижении чувства уверенности в себе и самодостаточности женщины и повышении ощущения беспокойства и тревоги. Такие побочные эффекты могут объясняться недостаточным знанием консультантами социальных условий и исходных поведенческих и индивидуальных особенностей женщины, связанных с возможным неблагоприятным исходом беременности, что и ведет к порочному консультированию, хотя консультанты искренне верят, что дают правильные рекомендации.
· Перейдите к слайду 4А-3-4и обговорите с участниками рекомендуемые темы для консультирования всех женщин или семейных пар, обратившихся за консультацией по вопросам подготовки к беременности. Спросите у участников, обсуждают ли они все представленные темы при консультировании в их повседневной практике?
· Покажите слайд 4А-3-5и обратите особое внимание участников на то, что каждая скрининговая программа для пары должна предваряться достаточным для них периодом времени, необходимым для скрупулезного и подробного консультирования.
· Покажите слайды 4А-3-6 – 4А-3-7и представьте участникам, рекомендуемые ВОЗ обследования пары до беременности.
· Обратите особое внимание участников на то, что направление родительской пары на генетическое консультирование и обследование должно осуществляться только при наличии факторов риска генетической патологии. Скрининг на генетические заболевания и консультации до беременности могут убедить семейную пару в том, что их дети не имеют риска унаследовать какое-либо специфическое заболевание. Также, он дает возможность родителям обсудить варианты и предпринять необходимые меры, например, пренатальное тестирование. Хромосомные отклонения, такие как синдром Дауна, обязательно должны обсуждаться с женщинами старше 35 лет.
· Перейдите к слайду 4А-3-8и подробно остановитесь на следующем утверждении: «Право принять решение пройти пренатальный скрининг и связанные с ним последующие вмешательства принадлежат только самим родителям». Обсудите данный вопрос с участниками курса. Спросите, согласны ли они с данным утверждением? Обсудите мнения участников.
· Обратите их внимание на то, что процедуры скрининга должны быть удобными и безопасными. Скрининг должен быть достаточным и экономичным, положительные результаты должны быть проверены диагностическими исследованиями, в случаях подтверждения – назначено лечение. Программа скрининга должна сопровождаться большим количеством выявленных случаев и малым количеством ложноположительных результатов.
· Покажите слайд 4А-3-9и обсудите с участниками эффективные профилактические мероприятия, которые необходимо проводить до наступления беременности.
· Подробно остановитесь на важности профилактического назначения фолиевой кислоты до беременности (слайд 4А-3-10). Отметьте, что женщинам, у которых во время предыдущей беременности уже были дефекты нервной трубки у плода, а также страдающим сахарным диабетом и эпилепсией (особенно принимающим противосудорожный препарат – вальпроат натрия (конвулекс)), возможно, потребуется назначение более высокой дозы фолиевой кислоты.
· Обратите внимание участников на то, что фолиевая кислота содержится в следующих продуктах питания: почках, шпинате, аспарагусе, капусте, брокколи, цветной капусте, салате, орехах, обогащенном хлебе и крупах, овощах, яйцах, апельсинах, бананах и дрожжах.
· Перейдите к слайду 4А-3-11и скажите участникам, что лечение до наступления беременности или решение вопроса о целесообразности беременности требуется только при выявлении состояний, которые могут повлиять на течение беременности, развитие плода, привести к негативным материнским и перинатальным исходам.
· Обратите особое внимание участников на то, что адекватная оценка состояния здоровья и правильное консультирование перед наступлением беременности могут оказаться жизненно важными для пациенток, с экстрагенитальной патологией, имеющих в семейном анамнезе врожденные пороки развития плода, или для решения вопроса о целесообразности самой беременности.
· Покажите слайд 4А-3-12и обсудите с участниками дополнительные советы , которые можно дать женщинам, планирующим беременность..
· Спросите участников, есть ли у них вопросы по данной теме? Ответьте на возможные вопросы участников.
Активность 4 – Ролевая игра (20 мин)
· Скажите участникам, что сейчас они смогут потренироваться в консультировании женщин по вопросам подготовки к беременности.
· Попросите участников, чтобы при проведении ролевой игры (консультирования), они старались максимально использовать правила эффективного общения, которые они изучили/обсудили во время обучения по теме «Консультирование»:
o Спрашивайте и слушайте
o Информируйте
o Проверяйте понимание
o Хвалите
o Поддерживайте визуальный контакт
o Уменьшите барьеры
o Придерживайтесь надлежащей дистанции
o Избегайте негативной мимики
o Задавайте преимущественно открытые вопросы
o Проявляйте заинтересованность
o Перефразируйте слова клиента
o Демонстрируйте, что вам понятны чувства клиента
o Избегайте употребления оценивающих слов
· Выберите из числа участников одну пару для проведения ролевой игры. Раздайте им сценарий ролевой игры и попросите их в течение 5 минут ознакомиться со сценарием, а затем продемонстрировать ролевую игру остальным участникам.
Ролевая игра.
Женщина:Светлана, 22 года. Состоит в браке 1 год. Считает себя и мужа здоровой парой. Планирует беременность. Хотела бы получить рекомендации по подготовке к беременности. В женскую консультацию обратилась одна (без мужа).
Врач:Проконсультируйте женщину по вопросам основных принципов подготовки семьи к беременности, используя вербальные и невербальные методы общения.
· Попросите остальных участников учебного курса внимательно следить за ролевой игрой, однако не комментировать ничего во время ее проведения. Также попросите их обращать внимание на правильность консультирования (использование всех навыков консультирования) и на содержание (правильные ли советы дает медицинский работник в ходе консультирования?).
· Обсуждение проведите после окончания ролевой игры.
Активность 5 - Заключение (5 мин)
· После проведения ролевой игры, возвратитесь к ответам участников, записанным на листе лекционного блокнота в ходе Активности 2.
· Скажите участникам, что возможно множество различных схем организации обследования супружеской пары при подготовке к беременности. Обсудите достоинства и недостатки плана, представленного группой. Попросите участников обосновать свои решения относительно подготовки семьи к беременности.
· Обсудите перечень предлагаемых обследований пары и попросите дать обоснование на необходимость каждого исследования.
· Спросите участников, все ли профилактические мероприятия по подготовке к беременности перечислены. Нужно ли что-либо добавить или убрать из данного списка, и почему? После обсуждения с участниками, внесите необходимые изменения в список.
· В завершение работы над модулем необходимо спросить участников, есть ли у них вопросы, или есть ли какие-то моменты, которые им непонятны. Ответьте на все возможные вопросы участников.
Приложение 1
Активность 4
Ролевая игра. Женщина:Светлана, 22 года. Состоит в браке 1 год. Считает себя и мужа здоровой парой. Планирует беременность. Хотела бы получить рекомендации по подготовке к беременности. В женскую консультацию обратилась одна (без мужа). Врач:Проконсультируйте женщину по вопросам основных принципов подготовки семьи к беременности, используя вербальные и невербальные методы общения. |