Основное философское различие
Около 30 лет назад Гордон Оллпорт (Gordon Allport, 1962) описал три взгляда на природу человека. Первый представляет людей как реактивных существ. Люди рассматриваются как биологические организмы, реагирующие на раздражители из внешней среды. Люди исчерпываются своими переживаниями, прошлым опытом, обусловливанием и возможным переобусловливанием. Концепции, описывающие эту точку зрения, были следующими: реакция, подкрепление, рефлекс, респондент, реинтеграция, переобусловливание.
Второе представление о природе человека по Оллпорту — это образ реактивного существа в глубине. Уже не организм, реагирующий на окружение, а существо, откликающееся на врожденные влечения, мотив и потребности, человек находится под влиянием прошлого удовлетворения или фрустрации этих внутренних сил. Концепции включают вытеснение, регрессию, сопротивление, отреагирование, реактивные образования, воспоминания и реконструкцию прошлого.
Два этих представления сходны в своих основах. Люди видятся реагирующими на силы или раздражители — в одном случае внешние, а в другом — внутренние. В первом случае люди являются жертвами окружения, а во втором — собственных врожденных потребностей и влечений.
В отличие от этих представлений Оллпорт предложил третью точку зрения. Это так называемый человек проактивный, существо, находящееся в процессе становления. Люди видятся сознательными, устремленными в будущее. Концепции включают склонность к экспериментированию и обязательность.
Не представляет труда классифицировать теории психотерапии в соответствии с этими представлениями или философскими взглядами на человеческую природу. Бихевиористы и психотерапевты, которые придерживаются традиционного подхода к терапии на основании теории научения, попадают в первую категорию. Психоанализ и психоаналитический подход или так называемые динамические теории относятся ко второй категории. Эти две категории имеют одну общую особенность. Обе они считают людей скорее контролируемыми, чем контролирующими, объектами, а не субъектами, пассивными, а не активными.
В противоположность им существуют теории, которые принято называть гуманистическими или экзистенциальными, наглядным примером которых является клиент-центрированная терапия. Роджерс изложил свою философию довольно подробно. Он считал людей обладателями врожденных качеств, в частности описывал их как позитивных, устремленных вперед, конструктивных, реалистичных и заслуживающих доверия(Rogers, 1957a, 1957b, 1961).
Фрейд также не скрывал своего отношения к людям: «В каждом человеке присутствуют деструктивные, а следовательно, антисоциальные и антикультурные тенденции, причем они достаточно сильны у многих людей, определяя их поведение в человеческом обществе» (Freud, 1949, р. 11). «Цивилизованному обществу постоянно грозит дезинтеграция в связи с враждебным отношением людей друг к другу... Культура... должна воздвигнуть барьеры на пути агрессивных инстинктов людей» (Freud, 1930, pp. 86-97).
Представители поведенческой философии более скрытны. Так, Скиннер не выдвигает предположений относительно природы человека (Skinner, 1974). Вольпе (см. главу 6) вообще не занимается философскими вопросами. Философия заложена в отдельных утверждениях бихевиористов, например:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев и обеспечьте мне условия для их воспитания; я гарантирую, что каждый из них станет любым специалистом по моему выбору, врачом, юристом, коммерсантом и, увы, даже нищим и вором, независимо от своих талантов, склонностей, способностей, рода занятий и расовой принадлежности предков» (Watson, 1930, р. 104).
Много лет спустя Скиннер (Skinner, 1948) сформулировал эту идею более четко: «Дайте мне спецификацию, и я дам вам человека!» (р. 343).
Эти различные представления о людях ведут к различиям в психотерапевтической практике. Первое, гуманистическое, связано с практикой, которую характеризует термин фасилитация,т. е. освобождение человека для реализации своих потенциальных возможностей. Вот как сформулировал это Роджерс (Rogers, 1961).
«Мы установили с помощью внешнего контроля условия, которые, по нашим расчетам, приведут к внутреннему контролю индивида и достижению внутренне избранных целей. Мы выявили условия, являющиеся предпосылками различных классов поведения — самоуправления, чувствительности к внутренним и внешним реальностям, гибкой адаптивности — которые по своей природе непредсказуемы в своей специфичности. Выявленные нами условия предсказывают поведение, по сути своей «свободное»... Условия, которые мы собираемся создать, служат предпосылками таких поведенческих следствий, чтобы клиент стал более самоуправляемым, менее ригидным, более открытым своим чувствам, лучше организованным и интегрированным, более похожим на избранный для себя идеал» (pp. 397-398).
Локус контроля находится у клиента. Психотерапевт фасилитирует терапевтический процесс через эмпатическое понимание, искренность и принятие клиента.
Для второй точки зрения, представленной преимущественно поведенческими терапевтами, однако включающей и когнитивных психотерапевтов, характерна практика психотерапии с фокусированием на более конкретных (и ограниченных) целях — изменении конкретных видов поведения. Такая терапия более активна, психотерапевт выступает в роли эксперта, контролируя и направляя клиента к специфическим целям. Лондон (London, 1964) назвал такую терапию «терапией действия»: «Психотерапевт оказывает гораздо большее влияние на ход сессий и, вероятно, на жизнь пациента за рамками сессий» и «Психотерапевт несет гораздо большую ответственность за результат лечения, а также за все изменения, происходящие с пациентом» (р. 78).
Эти два подхода иногда разделяют терминами фасилитаторыи манипуляторы(Patterson, 1958, 1959). Марго Адлер (внучка Альфреда Адлера) в сообщении о конференции в Фениксе по радио PBS сказала, что в настоящее время существует две разновидности психотерапевтов: манипуляторы и «помощники» (enablers). Термин манипуляция отвергается из-за связанного с ним уничижительного смысла, хотя словарное значение в данном случае вполне подходит: «Управлять с помощью интеллекта. Контролировать действия посредством управления» (Webster, 1941, р. 609). Возможно, термины директивныйи недирективный,которые ранее употреблялись в психотерапии, окажутся более уместными.
Не вызывает сомнения, что до тех пор, пока мы не придем к соглашению о природе людей, невозможно никакое соглашение о философии и теории психотерапии. А пока не будет достигнуто соглашение о философии и теории, не удастся достичь единого мнения о практике психотерапии (Patterson, 1989a).