Задачи для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
“Утверждено”
на методическом совещании
кафедры госпитальной педиатрии №1
Заведующий кафедрой
профессор_____________В. А. Кондратьев
“______” _____________ 2009 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина | педиатрия |
Модуль № | |
Содержательный модуль № | |
Тема занятия | Железо-, белково- и витаминодефицитные анемии у детей |
Курс | |
Факультет | лечебный |
Днепропетровск, 2009.
1. Актуальность темы:Анемия – это одна из наиболее распространенных форм гематологической патологии у детей. Более 50% детского населения земного шара страдает железодефицитной анемией. Начинаясь в детском возрасте, анемия приобретает рецидивное течение и вызывает формирование тяжелых осложнений. Анемию в раннем возрасте следует расценивать как фактор риска, который влияет на заболеваемость ОРЗ, пневмонией, рахитом, которые у детей с анемией возникают в 3-5 раз чаще, чем у здоровых детей. Своевременное выявление и лечение анемии предупреждает развитие тяжелых осложнений и последствий. Все это объясняет актуальность данной темы.
2. Конкретные цели:
А. Студент должен знать:
1. Определение понятия “анемия”.
2. Классификацию дефицитных анемий у детей.
3. Этиопатогенетические особенности дефицитных анемий в детском возрасте.
1. Значение факторов развития разных форм анемий
2. Причины развития дефицита железа в организме ребенка
3. Причины развития дефицита витаминов (вит.В12), Фолиевой кислоты, белков в организме ребенка.
4. Патогенез дефицитиных анемий у детей
5. Лабораторные признаки железо-, витамино, белководефицитных анемий
6. Дифференциальную диагностику разных дефицитных анемий
7. Принципы терапии дефицитных анемий у детей
8. Особенности назначения ферротерапии у детей раннего возраста.
9. Принципы профилактики дефицитных анемий в детском возрасте
10. Исходы разных анемий у детей
В. Студент должен уметь:
1. Разработать схему диагностического поиска при анемии.
2. Собрать анамнез больного на заболевание крови.
3. Провести объективное исследование больного.
4. Дать оценку лабораторным данным. Выбрать из анализов данные, которые свидетельствуют о
анемии.
5.Определить клинические критерии диагноза при разных формах анемий.
6. Сформулировать развернутый клинический диагноз соответственно классификации.
7. Провести дифференциальный диагноз анемии с другими заболеваниями крови у детей.
8. Назначить лечение с учетом формы заболевания.
9. Проводить профилактику заболевания.
10. Использовать деонтологические принципы во время сбора анамнеза, объективного
исследования больного.
Базовые знания, умение, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)
Названия предыдущих дисциплин | Полученные навыки |
1.Кафедра физиологии, патологической физиологии, пропедевтики детских болезней. 2.Кафедра пропедевтики детских болезней. 3.Кафедра пропедевтики детских болезней. 4.Кафедра патологической физиологии. 5.Кафедра фармакологии. 6.Кафедра иностранных языков. | 1.Знать особенности кроветворной системы у детей 2.Собрать анамнез и провести объективное исследование больного 3.Интерпретировать данные анамнеза и объективного исследования больного. 4.Объяснить патогенетические механизмы возникновения анемий у детей 5.Использовать средства патогенетической и симптоматичной терапии 6. Использовать латинскую терминологию |
Задачи для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.
4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
1. Железодефицитная анемия 2. Анемический синдром 2. Сидеропенический синдром 3. Степени тяжести ЖДА 4. Цветной показатель 5. Сывороточное железо 6. Общая железосвязывающая способность сыворотки 7. Коэффициент насыщения трансферрина 8. Суточная доза элементарного железа для перорального введения составляет (по ВООЗ): 9 Формула для расчета курсовой дозы элементарного железа при парентеральном введении: 10. Курсовая доза железосодержащего препарата (КДП)- 11. Курсовое количество инъекций - КДП:СДП, 12. Сидероахрестическая анемия 13. Мегалобластные анемии 14. Фолиеводефицитная анемия (ФДА) 15. В12 -дефицитная анемия (В12 –ДА) | Снижение содержания гемоглобина в циркулирующей крови в связи с дефицитом железа в организме Симптомы: вялость, утомляемость, снижение аппетита, слабость, бледность кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, ослабление тонов сердца, систолический шум на верхушке, в тяжелых случаях - задержка роста, умственной активности Симптомы: сухость, пигментация кожи, гипер- кератоз коленных и локтевых участков, дистрофия волос, ногтей, малосимптомный кариес, извращение нюха и вкуса, ангулярный стоматит, атрофический глоссит, расстройства пищеварения, голубые склеры. легкая - Hb 110-91 г/л средняя - Hb 90-71 г/л тяжелая - Hb 70-51 г/л сверхтяжелая - Hb 50 г/л и меньше Отображает насыщенность эритроцита гемоглобином. Норма 0,85-1,0 Условно отвечает количеству железа, связанного с трансферрином. Норма в новорожденных: 5,0-19,0 мкмоль/л > 1 мес: 10,6-33,6 мкмоль/л Характеризует общее количество железа, которое может связаться с трансферрином, имеющимся в плазме. Норма 40,6-62,5 Удельный вес сывороточного железа от общей железосвязывающей способности сыворотки Норма не < 17%. для детей - до 3 лет - 3-5 мг/кг/сут 4-7 лет - 50-70 мг/сут > 7 лет - 100 мг/сут МТ( (78-0,35( Hb), где МТ- масса тела (кг) Нb - гемоглобин ребенка (г/л) КДП=КДЖ : ВЗП, где КДЗ – курсовая доза железа (мг); ВЗП - содержимое железа (мг) в 1 мл препарата КДП- курсовая доза препарата (мл); СДП - суточная доза препарата(мл) Анемия, обусловленная ферментными расстройствами синтеза гемоглобина и дефектами включения железа в гем при высоком уровне железа в сыворотке. Группа анемий с неэффективным эритропоезом, что характеризуется нарушением созревания и изменением морфологии эритроциотов. может быть следствием дефицита фолиевой кислоты в питании может быть следствием дефицита витамина В12 в питании |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
1. Определение понятия анемии.
2. Классификация дефицитных анемий у детей.
3. Этиопатогенетические особенности дефицитных анемий в детском возрасте.
4. Значение факторов развития разных форм анемий:
· Дефицита железа и других микроэлементов.
· Дефицита витаминов группы В.
· Дефицита фолиевой кислоты.
· Дефицита белка
· Наследственных и генетических факторов.
· Острой и хронической патологии.
5. Клиническая симптоматика разных форм дефицитных анемии у детей.
6. Обследование больного на анемию:
· Выяснение жалоб.
· Выявление характерных данных из анамнеза.
· Объективное обследование больного.
7. Значение дополнительных методов обследования для диагностики анемии.
8. Принципы терапии анемии у детей.
9. Препараты железа в педиатрии
10. Профилактика дефицитных состояний у детей
11.Исходы разных форм анемий.
4.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:
И. Собрать жалобы, анамнез жизни и заболевания
2. Последовательно провести осмотр ребенка.
3. Выявить ранние признаки дефицитных анемий у детей.
4. Дать оценку состояния ребенка и имеющимся клиническим симптомам.
5. Дать оценку результатам дополнительных методов обследования и провести коррекцию обследования ребенка.
6. Поставить клинический диагноз по классификации.
7. Составить план лечения.
8. Дать рекомендации относительно диспансерного наблюдения.
5. Содержание темы:
Железодефицитная анемия (ЖДА) Шифр МКБ– 10: D 50
Определение
Железодефицитная анемия (ЖДА) - патологическое состояние, которое характеризуется снижением содержания гемоглобина вследствие дефицита железа в организме при нарушении его поступления, усвоения или патологических потерь.
За данными ВОЗ (1973) - нижняя граница уровня гемоглобина капиллярной крови у детей возрастом до 6 лет равняется 110 г/л, а после 6 лет - 120 г/л.
2.Причины возникновения ЖДА у детей :
-недостаточный начальный уровень железа в организме (нарушение маточно- плацентарного кровообращения, фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения, синдром фетальной трансфузии при многоплодной беременности, недоношенность, многоплодие, глубокий и долгосрочный дефицит железа в организме беременной, досрочная или поздняя перевязка пуповины, интранатальное кровотечение вследствие травматических акушерских вмешательств или аномалии развития плаценты и сосудов пуповины)
- повышенная потребность в железе ( недоношенные, дети с большой массой тела при рождении, с лимфатическим типом конституции, дети второго полугодия жизни).
- недостаточное содержание железа в пище (раннее искусственное вскармливание коровьим или козьим молоком, мучной, молочной или молочно-вегетарианской пищей, несбалансированная диета, в которой нет достаточного содержания мясных продуктов)
- увеличенные потери железа вследствие кровотечения разнообразной этиологии, нарушение кишечного всасывания ( хронические заболевания кишечника, синдром мальабсорбции), а также значительные и продолжительные маточные кровотечения у девушек.
- нарушение обмена железа в организме ( пре и пубертатный гормональный дисбаланс)
- нарушение транспорта и утилизации железа ( гипо- и атрансферринемия, энзимопатии, аутоимунные процессы)
- недостаточная резорбция железа в травном тракте (пострезекционные и агастральные состояния).