ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ. Введение. Воздушно-капельные инфекции - дифтерия, скарлатина и менингококковая инфекция имеют ряд общих признаков: 1) путь передачи преимущественно

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Введение. Воздушно-капельные инфекции - дифтерия, скарлатина и менингококковая инфекция имеют ряд общих признаков: 1) путь передачи преимущественно воздушно-капельный, хотя возможен и контактный; 2) входными воротами являются верхние дыхательные пути, в которых локализуются местные изменения; 3) наблюдается выраженный токсикозкак проявление токсемии; 4) болеют чаще дети, хотя возможно развитие заболеваний и у взрослых; 5) отмечается сезонность в возникновении заболеваний, которые чаще встречаются в осенне-зимний период.

Дифтерия - острое инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественно фибринозным воспалением в месте первичной фиксации возбудителя и тяжелой общей интоксикацией, связанной с всасыванием экзотоксина микроба. Возбудитель относится к семейству коринебактерий.

Скарлатина - острое инфекционное заболевание, характеризующееся местными воспалительными изменениями, преимущественно в зеве, и общей токсико-аллергической реакцией с развитием типичной распространенной экзантемы. Возбудитель - бета-гемолитический стрептококк группы А.

Менингококковая инфекция - острое инфекционное заболевание, проявляющееся в виде назофарингита, гнойного менингита или менингококцемии и характеризующееся периодическими эпидемическими вспышками. Возбудитель - менингококк.

Мотивационная характеристика темы. Знание темы необходимо для изучения воздушно-капельных инфекций на клинических кафедрах, а также в практической работе врача для клинико-анатомического анализа секционных наблюдений.

Общая цель занятия. Научиться определять этиологию и патогенез, знать патологическую анатомию дифтерии, скарлатины, менингококковой инфекции и различать по морфологической картине.

Конкретные цели занятия. 1. Уметь давать определение дифтерии, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать местные и общие морфологические изменения при дифтерии; оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этом заболевании.

2. Уметь давать определение скарлатины, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать морфологию скарлатины в зависимости от периода и тяжести течения;

оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этом заболевании,

3. Уметь давать определение менингококковой инфекции, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать морфологию различных форм менингококковой инфекции; оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этой инфекци.

Основные вопросы темы. 1. Общая характеристика бактериальной воздушно-капельной инфекции. 2. Дифтерия: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения, исходы.3. Скарлатина: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения, исходы.4. Менингококковая инфекция: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия, осложнения, исходы.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Макропрепараты: трахеит при дифтерии; некротическая ангина прискарлатине; острый гломерулонефрит; менингококковый гнойный менингит; гидроцефалия.

Микропрепараты: дифтеритическая ангина при дифтерии; миокардит при дифтерии; некротическая ангина при скарлатине; интракапиллярный пролиферативный гломерулонефрит; менингококковый гнойный менингит (все препараты окрашены гематоксилином и эозином).

Электронограмма: жировая дистрофия миокарда при дифтерии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Требования к исходному уровню знаний: вспомнить микробиологическую характеристику возбудителей дифтерии, скарлатины и менингококковой инфекции, патологическую анатомию дистрофий, некроза, нарушений крово- и лимфообращения, воспаления, иммунопатоло-гических процессов. На основании восстановленных знаний, материала лекций и учебника (см. «Учебник», с. 566-573) подготовиться по следующим вопросам:

1. Общая характеристика воздушно-капельных инфекций.

2. Определение дифтерии, ее этиология и патогенез.

3. Характеристика местных и общих морфологических изменений при дифтерии зева и дыхательных путей.

4. Характеристика осложнений и причин смерти при дифтерии.

5. Определение скарлатины, ее этиология, патогенез.

6. Морфологическая характеристика скарлатины в зависимостиот периода и тяжести ее течения.

7. Характеристика осложнений и причин смерти при скарлатине.

8. Определение менингококковой инфекции, ее этиология, патогенез.

9. Морфологическая характеристика различных форм менингококковой инфекции.

10. Характеристика осложнений и причин смерти при менингококковой инфекции.

Определение исходного уровня знаний проводится по тестам, аналогичным приведенным ниже. Задание (25 операций) выполняется в течение 5 мин.

Наши рекомендации