Алгоритм первый. Сила мистического сознания.

Осознайте, что каждое преднамеренное действие по сути своей таинственно.

Выберите какой-нибудь день, который позволит вам изолироваться от будничной суеты, разговоров, дел, телефонных звонков. Отстранитесь от всевозможных контактов и различных источников информации. Это — ваше «священное» время, на которое никто не может посягнуть. И теперь вы можете погрузиться в интроверсию— мир собственных ощущений, мыслей, пережи­ваний, самонаблюдений. В этом своем времени и сво­ем мире будьте очень внимательны к каждому дей­ствию, выполняемому вами, воспринимайте его как священнодействие и постоянно осознавайте себя. От­крываете ли вы дверь, или же выполняете еще какой-нибудь элементарный акт, чувствуйте до мелочей то, как вы это делаете, и воспринимайте любое простое движение как сакральное действо. А перед тем как что-нибудь сделать, мысленно проговорите про себя: «Сей­час я это сделаю. Это — моя воля», после чего обяза­тельно выполните то, что задумали, даже если в самый последний момент вы изменили решение.

Ваша воля обязательно должна быть реализована. Это очень важное правило. Вам следует привыкнуть к мысли, что проявления вашей воли обязательно ведут к изме­нениям в окружающем мире.

Следующей особенностью этого мистического дня будет ваше символическое восприятие. Любое собы­тие, пусть даже самое мелкое и незначительное, на­пример порыв ветра и хлопанье форточки об оконную раму, воспринимайте как некий знак, исполненный та­инственного смысла. Ни в коем случае не пытайтесь интерпретировать эти знаки, а просто фиксируйте их и думайте, что мир посылает вам некое сообщение, ка­кое — неважно, может быть, таким образом мир откры­вается вам для общения. Вы можете в таких случаях проговаривать про себя: «Это данное мне осознание». Ту же тактику вы можете использовать не только при ка­ких-то явлениях со стороны, но и при случайном взгля­де на что-то. Немного задержите свой взгляд на том объекте, на котором он остановился, и воспользуйтесь теми же формулами: «Это знак» или «Это данное мне осознание». Не называйте тот предмет, который вы со­зерцаете, и не думайте о том, для чего он предназначен. Осознайте, что он несет в себе некую скрытую ин­формацию и для чего-то именно он среди тысяч осталь­ных предметов попался вам на глаза. Однако не задер­живайтесь на нем слишком долго, ибо незаметным для себя образом вы можете заснуть и утратить контроль над собой. Впрочем, если вы уверены в том, что смо­жете не пропустить момент подобного перехода, то можете и не отказываться от него — только успейте воспроизвести формулу: «Сейчас я войду в транс (или засну). Такова моя воля», после чего «отпускайте» себя. По пробуждении, если вы заснули, полежите некоторое время с закрытыми глазами, затем отдайте мыслен­ный приказ: «Глаза открываются», и немедленно открой­те глаза. Остаток дня проведите таким же образом.

Первый раз подобное времяпрепровождение может показаться вам несколько обременительным и к на­ступлению вечера вы можете испытать такое чувство, будто целый день шли по дороге, постоянно ведущей в гору. Может измениться настроение, возникнуть чув­ство усталости или раздражительности, или же нава­лится тупое опустошение. Кто-то реагирует проявлени­ем экзальтации и ощущением «ирреальности происхо­дящего». В любом случае, как бы это ни проявлялось, ваш организм подвергся трансформации. Осознайте и примите происшедшие в вас перемены, не бойтесь ка­ких-то негативных проявлений и завершите день «риту­алом выхода». Для этого расположитесь так, как вам удобно. Поза и положение тела не имеют значения. Главное, чтобы ваше внимание не отвлекалось на до­полнительную работу. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. На последнем выдохе задер­жите дыхание настолько, насколько хватит ваших сил. При этом полностью отключитесь от каких бы то ни было мыслей, эмоций, ощущений, ассоциаций и пре­бывайте в полнейшей ментальной пустоте — до тех пор, пока вдох не прорвется сам. В этот момент быстро про­изнесите про себя «Выход» и резко откройте, «распах­ните» глаза. Вы вышли из магического дня и перемес­тились в ситуацию «здесь и сейчас». После этого продолжайте свои привычный распорядок как ни в чем не бывало.

Это упражнение выполняется раз в десять дней в те­чение месяца. Такого цикла вполне достаточно, чтобы по окончании его вы поняли, что магическое мышление ста­до доступным вам. При этом ваша личность подвергнет­ся очень мощной трансформации — за счет активизации творчества Бессознательного. Если вы проведете такую работу и не остановитесь на полпути, то обязательно по­лучите «дополнительную прибыль» в виде усиления ва­ших ментальных способностей, которое проявится в сле­дующих изменениях:

• обострение интуиции, проницательности;

• обострение наблюдательности и памяти;

• возросшее чувство уверенности в себе и своей воле, ко­торую вы будете ощущать почти материально;

• эффект расширения сознания.

Само по себе мистическое мышление даст вам воз­можность видеть в этом мире более тонкие связи и соот­ношения, улавливать нюансы, недоступные обычному восприятию. Естественно, что ваша информированность об окружающем мире значительно возрастет. Следую­щая ступень, к которой желательно перейти после пер­вого опыта с мистическим сознанием, — это формирова­ние мистического состояния.

Алгоритм второй.Состояние ДЭВ. Состояние сверх­человека периодически наблюдается у каждого из нас. Задача этой системы упражнений сделать его постоян­ным, чтобы оно стало характерной чертой и почти при­вычкой, а не возникало в виде случайных эпизодов.

Отличительная особенность этого состояния — со­бранность и гармония всех душевных, ментальных и физических сил организма, когда «Я» управляет стихи­ями и согласует их. Под стихией понимается любое яв­ление, которое возникает независимо от нас и так или иначе влияет на нас. Ветер, солнце, вода, земля, эмо­ции, мысли (да, да, эмоции и мысли тоже) — стихии. Стихия сама по себе нейтральна, не исключая эмоций, но действие ее двойственно — она может как разрушать, так и созидать. Нет сил хороших или плохих — все зависит от того, каким образом они используются. Так, солнце несет жизнь и смерть одновременно. Глоток во­ды спасает гибнущего в пустыне, и та же вода топит или обрушивается ливнями, смывающими урожаи. Мысли могут воскресить, могут и убить. И наше Эго — всего лишь поплавок в океане этих таинственных сил. Очень часто этот поплавок оказывается захлестнутым стихи­ями — личность страдает от обилия стрессов, психи­ческих блоков, неразрешенных проблем. В старину та­кое состояние объяснялось влиянием дьявола, сим­волика которого изображалась в виде перевернутой пентаграммы.

Эта фигура схематически напоминает голову козла, с которым ассоциировался образ князя тьмы. Однако любая метафора и сказочный сюжет всегда основаны на строжайшем реализме. Модель любого состояния очень удобно укладывать в графические символы. Они емко и концентрированно передают суть идеи. Поче­му сатану рисовали именно в виде перевернутой звез­ды, с точки зрения психофизиологии будет ясно не­сколько позже. Для этого нам необходимо исследовать символику прямой пентаграммы, несущей позитивное начало.

Эту фигуру мы можем встретить в самых различных эзотерических школах, принадлежащих различным эт­носам, — от китайской натурфилософии до каббали­стических откровений. И везде она в принципе означает одно и то же — единство и гармоничное взаимодейст­вие основных космических стихий. Кроме того, звезда представляет собой схематический контур человека, изображение которого известно из знаменитого рисун­ка Леонардо да Винчи. Вершина звезды соответствует голове, горизонтальные лучи — раскинутым рукам, диа­гональные — ногам. Вершина символизирует «Я» индивида, остальные пронумерованные точки означают че­тыре стихии, или четыре космических первоэлемента, взаимодействие и комбинация которых дает, поучению мистицизма, основу всему существующему миру — это Земля, Вода, Воздух, Огонь. Данные элементы име­ют свои качества, которые определяют свойства каждо­го из них.

• Воздух — влажный и теплый.

• Вода — влажная и холодная.

• Огонь — сухой и теплый.

• Земля — сухая и холодная.

В свою очередь эти элементы составляют и суть ор­ганизма как микрокосмоса и определяют его жизнедея­тельность. Исходя из этого принципа, мы сразу обна­ружим самую непосредственную взаимосвязь того, что еще древние определили лозунгом: «Человек— Все­ленная», подчеркивая их единство и изначальную гар-'монию.

Стало быть, каждый из этих элементов имеет и свое i психофизическое представительство. Та или иная пси­хическая функция соответствует определенному эле­менту.

• Воздух — Сметь.

• Вода — Знать.

• Огонь — Желать.

• Земля — Молчать.

Указанные качества зашифрованы в символических знаках животных, упоминание которых мы можем встретить в Апокалипсисе апостола Иоанна: Орел, Человек, Телец, Лев. Каждое из этих существ выражает волю той или иной стихии и соответствующей психической функ­ции — Орел смел, Человек знающ, Телец молчалив, Лев пылок.

1. Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности и устремлен к активности.

2. Кто полностью доволен собой и своим знанием, не проявляет ни активности, ни желания к приобрете­нию новых знаний.

3. Кто молчит, тот себя не проявляет, но все впитывает и принимает к сведению.

4. Кто желает, тот и активен, и восприимчив.

Теперь, исходя из сказанного, мы условно разделим первоэлементы на внутренние и внешние. С точки зре­ния мистического мышления это может выглядеть не слишком обоснованно, ибо «то, что вовне, то и во мне», но сохраняющаяся инерция рационального сознания вполне допускает подобную условность. Для человека, восприятие которого работает вне традиций эзотери­ческих концепций, подобный путь представляется прак­тически более удобным.

Внешние первоэлементы — это силы природы, из­начальные энергии которых проявляются в окружаю­щей среде.

Внутренние первоэлементы — это свойства и каче­ства организма, проявляющиеся в виде функций или систем. В данном случае можно говорить о внутреннем воздухе, внутренней воде, внутреннем огне, внутрен­ней земле. Кстати, подобные элементы встречаются постоянно — их использует и беллетристика для обо­значения тех или иных психофизических состояний. Внутренний воздух может быть адекватен ментальности, интеллекту. Внутренняя вода — интуитивности. Внут­ренний огонь— эмоциям. Внутренняя земля — воле и интроверсии.

Состояние Целостности достигается, когда «Я» уп­равляет всеми этими элементами так, что они начина­ют действовать слаженно, укрепляя силу личности. Ес­ли мы вновь обратимся к пентаграмме, то увидим, какие психические процессы могут быть выражены в звезде.

Четыре угла расположены ниже одной верхней точ­ки, где и сосредоточено Эго, управляющее стихиями. Поэтому мистическое состояние выражается еще фор­мулой 1+4. Отсюда становится понятным психофизический смысл перевернутой пентаграммы, которая олицетворяет собой власть стихий над человеком, превращающих его в марионетку. Такая позиция соот­ветственно может быть описана формулой 4+1. Теперь посмотрим, что может произойти, когда тот или иной элемент становится доминирующим в структуре лич­ности.

Воздух, подчиняющий себе личность, отрывает ее от земли. Такие люди полностью уходят в сферы своих ин­теллектуальных построений, теряя ориентацию в ре­альности. Подобная тенденция постепенно ослабляет эмоциональные контакты, и человек подвергается все более глубокой шизоидизации. Таких людей раньше называли «странными», «чудиками», «не от мира сего». Обычно их сторонились и не доверяли им, полагая, что «здесь дело не совсем чисто».

Преобладание Воды легко может смешать интуи­цию с фантазией и инфантильной чувствительностью. В этих чертах можно легко себе представить возник­новение истерического психоза. Таких уже напрямую и в открытую обвиняли в сношении с дьяволом, и не без оснований — они потрясали воображение не только средневекового обывателя, но и ученых мужей того вре­мени, которое в качестве примитивной регуляции об­щественного порядка прибегало к инквизиторским ме­тодам. Неуемные фантазии вперемежку со страстным галлюцинированием приводило истериков на костер, в «очищающем» пламени которого они еще умудрялись петь, хохотать и выкрикивать свои последние закля­тия, что и неудивительно — подобные состояния часто сопровождаются потерей болевой чувствительности.

Доминирующий Огонь сжигает личность, подавляя ее страстями и импульсами. Переполненные неуправ­ляемыми влечениями, такие мити карамазовы и рого­жины в готические времена также попадали в фокус неусыпного ока великих инквизиторов. Чрезвычайная эмоциональность, раскаленная до предела надрывная эффективность рано или поздно заставляют человека совершать опасные для него самого или для окружающих поступки. Его поведение становится деструктив­ным. Чаще всего — это или половые психопаты, сек­суальные маньяки, подверженные самым различным перверсиям, или истероиды с безудержными тенден­циями к демонстративности. Повезет тому, кто при этом обладает гениальностью маркиза де Сада, но, как показывает история, подавляющему большинству та­ких людей все же не везло, и они заканчивали свой путь или в петле или на горящих поленьях.

Когда Земля является властителем души, последняя замыкается в своем внутреннем молчании и становит­ся неподвижной. Аутизм не является чертой, которая бы привлекала окружающих. На людей скрытных, живу­щих обособленно, смотрят с некоторым подозрением. Их таинственность неизменно порождает догадки, а те в свою очередь — сплетни. Совершенно очевидно, что в далекие времена такой человек запросто мог спрово­цировать вопрос: «А чем это он занимается там у себя?», и вызвать недвусмысленный ответ: «Не иначе как всту­пает в сношения с дьяволом». Людская молва всегда жестока и безапелляционна —тем и страшна. И вот уже подозреваемого по чьему-то доносу волокут на дыбу, где бедняга и сознается во всех своих мыслимых и не­мыслимых грехах.

Как бы то ни было, но указанные здесь примеры, не­смотря на их кажущуюся метафоричность, раньше слу­жили вполне достоверным диагностическим критерием, на котором основывалась примитивная психиатрия, хотя она и не называлась таковой.

Однако отцы церкви, сами того не ведая, в большин­стве своем были прекрасными психиатрами. Не распо­лагая современной терминологией, они располагали ин­туицией и опытом, что позволяло им проводить перво­классную психотерапию на самом высоком уровне — примером тому служит практика экзорцизма.

С точки зрения современной психиатрии каждый че­ловек располагает определенным набором характерологических черт, которые могут быть описаны и уложены в условные классификационные рамки. В том случае, ког­да какая-то черта начинает превалировать и становится слишком выраженной особенностью поведения, говорят об акцептуации личности. Если же данная особенность приобретает черты крайне резкие, гипертрофированные, то речь идет уже о таком явлении, которое в настоящее время принято называть термином «психопатия».

У любого субъекта возникают минуты мнительности, склонности к уединению, повышения или понижения ак­тивности, снижения настроения или его колебания; иног­да эти минуты могут растягиваться в часы или даже дни, но не более того. Ее величество Норма включает меха­низмы компенсации, которые быстро приводят к вос­становлению равновесия сдвинутого душевного гомео-стазиса. Если же компенсирующие механизмы недо­статочно сильны или деформированы, то этот акцент становится практически постоянным, и уже по жизни шагает армия мучеников — психастеников, шизоидов, аутистов, циклоидов, истероидов, эпилептоидов.

Тот же методологический принцип мы наблюдаем и в Мистической Традиции — если все элементы более или менее согласованы, то таковой является и личность — гармоничной, стабильной, то есть нормальной. Если же один из элементов является преобладающим, то это при­водит ко всякого рода проблемам, причину которых раньше усматривали в дьявольском влиянии (анома­лия), а сейчас усматривают в нарушении деятельности психодинамических структур (аномалия). В обоих слу­чаях — аномалия. Точки зрения — спиритуально-теологическая и психиатрическая — принципиально совпадают.

Существует еще один нюанс в отношении взаимодействия тех же элементов друг с другом и с Эго. До сих пор речь шла о возможном доминировании одного из них. Но как быть с тем, когда они все в равной степени сильны, наделены властью и одновременно выходят из-под кон­троля «Я»? В таких случаях уже говорили об одержимо­сти. Сейчас вместо одержимости используется другой термин, который точно отражает сущность процесса, происходящего внутри такой личности. И хотя термин Шизофрения (см. с. 38) ввел в XX веке швейцарец Блеп-лер, можно предположить, что слово это ненароком ис­пользовал и кто-нибудь из древних греков.

Во всяком случае, и в магии, и в психиатрии суть подхода к подобному состоянию одинакова — она интерпре­тируется как расщепление, рассогласование, дискоординация душевных процессов. Интересно также отметить, что как истинные одержимые плохо поддавались лече­нию, так и современные шизофреники в основе своей являются хроническими больными.

Проведенная параллель между психиатрией и Мисти­ческой Традицией обнаруживает их несомненное сход­ство, и это дает нам основание считать, что методы, при­меняемые некогда мастерами мистической практики, обладали набором качеств, которые могут вполне отве­чать требованиям психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. В этом же ключе можно говорить и о сле­дующем алгоритме.

Алгоритм третий. Состояние Имагинатора.Выбе­рите один из мистических дней (но не первый) и выпол­ните ряд следующих упражнений.

Пентаграмма. Вспомните рисунок Леонардо да Вин­чи и примите такую же позу: чуть шире плеч расставь­те ноги, руки отведите в стороны. Голова держится пря­мо. Глаза открыты. Постарайтесь мигать как можно реже. Взгляд прямой и неподвижный. Если вы выполня­ете упражнение утром, то повернитесь лицом к восто­ку, если днем, то — к югу, вечером — к западу, ночью — к северу.

После того как вы выполните основную стойку, сде­лайте три глубоких вдоха-выдоха и закройте глаза. Почувствуйте свое тело все целиком. Затем перенесите свое сознание в центр лба. Сконцентрируйтесь в этой точке и идентифицируйте ее со своим «Я». Подумайте о том, что точка «Я» наполняется волей и силой. Если вы ощутите легкую пульсацию или тяжесть в этом месте — хорошо, хотя специально стремиться к каким-либо сен­сорным эффектам и не следует.

Спустя некоторое время, после того как вы почув­ствовали или осознали, что ваша концентрация уда­лась, перенесите свое сознание в ладонь правой руки и сосредоточьтесь, просто сосредоточьтесь на таких понятиях, как сметь и интеллект. Думайте об этих своих качествах Воздуха. Думайте о силе своего интеллекта и его способности действовать, несмотря ни на что.

Как только вы почувствуете, что готовы перейти к сле­дующему звену, перенесите сознание в правую ступню. Мысленно культивируйте в себе качества Воды — зна­ние и интуицию. Думайте об этих качествах, но не за­бывайте концентрироваться на правой ступне.

Затем сконцентрируйтесь на левой ступне: Земля — молчание — воля.

Следующий шаг — левая ладонь: Огонь — жела­ние — эмоции.

После этого сделайте глубокий вдох и на выдохе вновь переместитесь в точку «Я». Теперь с высоты этой точки мысленно представьте себе одновременно четы-; ре точки, на которых вы поочередно концентрирова­лись. Думайте только о том, что они под вами, внизу. Ни одной из них не отдавайте предпочтения. Все стихии уравновешены и подчинены единой воле вашего «Я».

После того как вы убедитесь, что это вам удалось, выполните ритуал пентаграммы.

Оставаясь в той же позиции, вновь перенесите со­знание к левой ступне. Мысленно проведите линию из этой точки к вершине головы, оттуда опустите линию к правой ступне, затем диагонально подведите ее к ле­вой ладони. Из левой ладони направьте луч в правую ла­донь и наконец возвратитесь к левой ступне.

Вы мысленно нарисовали пятиконечную звезду. Ви­зуализируйте каждую линию и всю пентаграмму в це­лом в горящем синем огне. Если визуализация вам не удается, тогда просто думайте о том, что вы соответ­ствующим образом начертили пентаграмму ярко-сине­го цвета.

По окончании упражнения сделайте глубокий вдох и на выдохе откройте глаза.

Благодаря проделанным манипуляциям вы актуа­лизировали в себе Новое Состояние. Изъясняясь оккультно, вы привлекли к своей работе астральные силы, которыми до известной степени и в определенном объ­еме можете теперь управлять. Говоря языком психо­физиологии, вы посредством ассоциированного об­раза дали позитивную программу своему подсоз­нанию. Вспомним предыдущую главу — для вашего сознания это одно и то же.

После того как вы выполнили это упражнение в один из мистических дней, сделайте недельный перерыв и просто понаблюдайте за собой в этот период. Какие у вас будут появляться мысли, ассоциации, чувства, ощу­щения, сновидения? Не пытайтесь их оценивать тем или иным образом — просто наблюдайте и фиксируйте. По прошествии этой паузы можете приступить к ежеднев­ному выполнению процедуры, тем более что она не зани­мает много времени. По мере ее выполнения ваша тре­нированность с каждым разом будет возрастать, и в кон­це концов, вы сможете проделывать это упражнение в считанные секунды, что немаловажно для современно­го человека — ведь время далеко не последний фактор в его жизни.

Следующей ступенью в достижении и укреплении мистического состояния является практика кристалли­зации своего «Я». Об этом приеме рассказано в книге П. Успенского «Четвертое измерение», где он ссылается на своего духовного наставника Г. Гурджиева, который утверждал, что это очень древнее упражнение сохрани­лось без изменений и выполнялось в монастыре на Афо­не. «Монах стоит на коленях или в какой-то другой позе и, подняв согнутые в локтях руки, произносит громко и протяжно слово «Я» и выпрямляется, одновременно он прислушивается к тому, где звучит это слово. Цель упраж­нения заключается в том, чтобы чувствовать «Я» в лю­бой момент, когда человек думает о себе, и переносить «Я» из одного центра в другой».

К сказанному я хотел бы добавить еще кое-какие ком­ментарии и детализировать упражнение.

Само по себе слово обладает громадной энергией, че­му свидетельствуют молитвы, инвокации (заклина­ния) и внушения. Действие слова, изначально магиче­ское, способно творить истинные чудеса. Однако на каж­дом шагу мы убеждаемся в обратном — часто можно услышать жалобы, что не помогло ни то, ни другое, ни третье. «Сколько я себе ни внушал, ничего не выходит!» В чем же здесь дело? Все дело в том, что когда слово про­износится механически, оно мертво. Большинство людей произносят «я», но при этом совершенно себе не пред­ставляют его смысла, внутренней сути. Эти люди прос­то не знают, о чем идет речь. Поэтому в таких устах «я» — всего лишь звук. Тогда не приходится удивляться, по­чему формула «я здоров» или «я счастлив» оказывает­ся недееспособной — просто человек, который ее без­думно произносит, не имеет представления ни о том, что такое «Я», ни о том, что такое «здоров», ни о том, что та­кое «счастлив». То же самое можно сказать и в отно­шении любой молитвы и заклинания. Действенность последних возможна в том случае, если они будут «ум­ными» — то есть такими, каждое слово которых произ­носилось бы с полным осознанием и вниманием. И ко­нечно же, все начинается с «Я». «Я» — это ось личности, ее первооснова. С «Я» начинается и алфавит. Это первая буква в алфавите — вспомним «Аз», «Буки», «Веди». И вспомним священное «Аз есьм». Именно поэтому столь важным оказывается то древнее упражнение, ко­торое я называю кристаллизацией Я. Предлагаю его в своей модификации, хотя суть и структура его остаются неизменными.

Алгоритм четвертый. Кристаллизация Я.Обратите внимание, что когда вы произносите слово «Я» вслух, оно резонансно отдается в той или иной части тела — у кого-то в голове, у кого-то в груди или в животе. Здесь нет метафор (в данном случае понятие метафоры ас­социируется с понятием суггестии). Это явление со­вершенно физиологично — звук не может не резониро­вать.

Внимательно проследите за тем, в каком органе за­звучит ваше «Я». Затем раскиньте руки в стороны, слег­ка приподняв их вверх, и громко, но при этом резко вы­крикните снова «Я». При этом постарайтесь предста­вить, в какой точке пространства отозвалось ваше «Я». Сделать это будет уже несколько сложнее, чем в пер­вом случае, но при достаточной концентрации внима­ния вполне возможно.

Третий этап упражнения заключается в синтезе экс­трапроекции (вне тела) и интропроекции(в теле)ваше­го «Я». Также расставив руки и настроившись на сен­сорную восприимчивость своего тела, громко, но уже протяжно произнесите «Я». При этом оно у вас растя­нется в в плавное «а — а — а...» В это время представ­ляйте себе, какточка «Я» из пространства входит в ваше тело и сливается с внутренней точкой «Я». Это — син­тез. Постарайтесь эмоционально как можно интенсив­нее пережить новое состояние.

Когда вы научитесь «вещественно», «материально» ощущать свое «Я», вы овладеете им. После этого при­ступайте к освоению тем же способом любых других слов, которые вы собираетесь использовать для со­ставления своих индивидуальных молитв, инвокаций или самовнушений.

Заклинания в разных школах Традиции звучат по-разному, хотя производят один и тот же эффект. Это го­ворит о том, что не существует единого универсально­го текста заклинания. Важна не формулировка, но то состояние, в котором она произносится. Отсюда следу­ет, что более ценной для вас может оказаться ваша соб­ственная молитва, если она составлена по указанному выше принципу. Если у вас религиозная ориентация и вы не мыслите языка вне Божественного слова, под­вергните последнее тому же психосенсорному синте­зу, что и по отношению к «Я». Где это звучит внутри вас, в каком месте это отзывается вне вашего тела? Что происходит, когда это и это сливаются?

Если вы проработали все алгоритмы, то можете ска­зать о себе, что в достаточной степени освоили основы мистической науки. Теперь вы можете:

• владеть мистическим мышлением;

• в любое время активизировать состояние ДЭВ;

• находить местопребывание своего «Я» и свободно управ­лять им;

• составлять индивидуальные инвокаций, молитвы или формулы самовнушения, используя их потенциал с мак­симальной эффективностью.

Наработанные навыки обеспечат вам успех в приклад­ной магии, необходимые процедуры которой мы и рас­смотрим ниже.

ТАИНСТВЕННАЯ ПСИХОТЕХНИКА

Известные упражнения, применяемые в нейро-лингвистическом программировании (НЛП), гештальт-терапии И других психотехниках, получили свое начало еще в Ми­стической Традиции. Это еще раз подчеркивает их не­преходящую терапевтическую ценность.

Праксис[1].«Энергетические круги» (метод ресурсного круга в терминологии НЛП).

Мысленно нарисуйте на полу три круга. Один — в ко­тором вы стоите — нейтральный. Другой — слева от вас — негативный. Третий — справа от вас — позитив­ный.

Сконцентрируйтесь на проблеме, от которой бы хо­тели избавиться. Как только концентрация достигнет нужной степени, сделайте глубокий вдох, закройте гла­за и на выдохе шагните в негативный круг, где вы попа­даете в негативную ситуацию и переживете крайне не­гативные эмоции, связанные с этой ситуацией. Пере­живайте и саму ситуацию, и сами эмоции. Как только переживания достигнут максимальной интенсивности, глубоко вздохните и выдохните, откройте глаза и вый­дите из круга, сделав стряхивающее движение. В нейт­ральном круге вы почувствуете себя спокойно. Постой­те так некоторое время, отдохните. Вспомните ситуа­цию из своей жизни, когда вы чувствовали в себе силу, уверенность, внутреннюю собранность, активность и в то же время спокойствие (мистическое состояние). Как только вы почувствуете, что такая ситуация открывается вам, шагните в позитивный круг, выполняя те же техни­ческие детали, что и на предыдущем этапе. Вы оказа­лись внутри этой положительной ситуации. Пере­живите ее и связанные с ней эмоции. Как только пе­реживание достигнет максимальной интенсивности, выйдите из круга, но при этом не стряхивайте с себя эмоции, как в первом случае, а возьмите их с собой. Чтобы их удержать и закрепить, поставьте их на «якорь». Для этого коснитесь правой рукой запястья левой руки. При этом сработает рефлекторный механизм, который позволит вам воспроизвести данное эмоциональное состояние, как только вы выполните этот жест.

Немного отдохните в нейтральном круге. Затем сно­ва шагните в негативный круг и вновь окажитесь в отрицательной ситуации. Но при этом используйте тот эмоциональный потенциал, который вы извлекли из круга позитивного. Оживите «якорь», т. е. снова косни­тесь правой рукой запястья левой, и вы сможете, нахо­дясь в отрицательной ситуации, актуализировать поло­жительный опыт.

Перейдите из негативного круга в нейтральный и за­кончите упражнение.

Эта процедура чрезвычайно эффективна в разреше­нии ситуационных, психологических и психосоматиче­ских проблем.

NB.Поскольку это упражнение пришло из Мистиче­ской Традиции, рассмотрим вначале мистическую точку зрения.

i Любая проблема, будь то болезненное состояние или неудачи, возникающие в жизни, есть следствие неблаго­приятных астральных влияний, причины которых могут быть самыми разнообразными — это или «сглаз», «пор­оча», т. е. энергетическое воздействие, идущее от недобро­желателя, или карма, которая учитывает грехи личности в прошлых воплощениях и наказывает за них в настоя­щей жизни.

Как бы то ни было, в астральном плане появляются те или иные аберрации, которые со временем реализуются в плане физическом. Существует одно оккультное поло­жение, согласно которому то или иное событие сначала происходит в астрале, а затем уже повторяется в мире фи­зическом. Это одно из гениальных откровений оккультиз­ма объясняет очень многое. К примеру, человек заболева­ет гриппом 10 октября. Следуя вышеуказанному поло­жению, на самом деле 10 октября появились только симптомы, а заболел этот человек несколькими днями раньше, например 5 октября. Разница лишь в том, что за­болеванию подверглось его не физическое, а астральное тело (событие вначале произошло в астральном плане), а спустя некоторое время «больной» астрал вызвал соот­ветствующие изменения на физическом уровне.

Когда мы вычерчиваем ресурсные круги, мы оживля­ем астральные клише — в одном случае с патогенной информацией (негативный круг), в другом — с благо­приятной (позитивный круг). После чего астральное клише с записью отрицательной программы мы стира­ем и тем самым освобождаемся от проблемы на физи­ческом уровне.

Психофизиологическое объяснение вышесказанного заключается в том, что человеческому организму прису­ще такое фундаментальное свойство, как ресурсность, которое выражается в способности к накоплению опыта. С другой стороны, любой индивидуальный опыт может быть как положительным, так и отрицательным. То или иное событие в нашей жизни вызывает определенную нашу реакцию, осознанную или неосознанную. Ни са­ма ситуация, ни реакция на нее не проходят бесследно, а как бы записываются в виде информационных кодов и хранятся в Бессознательном. Этот процесс начинается в детстве, и все последующие события так или иначе вос­производят эти первоначальные паттерны реагирова­ния. Сама по себе ситуация не может быть ни стрес­совой, ни благоприятной, таковой она становится от нашего отношения к ней, которое далеко не всегда дик­туется рациональными соображениями. Оценивая ситу­ацию, мы невольно пытаемся вспомнить из нашей жиз­ни подобную ей и воспроизвести наши действия, чтобы более уверенно сориентироваться в настоящем. В этот самый момент наш мозг невольно утилизирует тот или иной опыт. И если актуализированный опыт оказывает­ся положительным, то ситуация, оцениваемая нами в на­стоящем как проблемная, может быть успешно решена. Если же организм пребывает в состоянии, где домини­рует отрицательный опыт, ситуация, как правило, становится стрессогенной и представляющей реальную угро­зу здоровью.

Упражнение через символические проекции позволя­ет войти во взаимодействие с этими опытами и усилить влияние положительных ресурсов.

О «якоре» уже шла речь во время описания самой про­цедуры. Как уже говорилось, его действие основано на рефлекторно-ассоциативных механизмах. Это фрагмент переживания, который способен воспроизвести все пе­реживание в целом.

В наше время принято противопоставлять две точки зрения — мистическую и психологическую, представляя их чем-то вроде тезиса и антитезиса. Но если существу­ют тезис и антитезис, то возможен и синтез. С позиций синтеза эти два мировоззрения говорят об одном и том же всего лишь разными описательными средствами. По­смотрим, так ли это. Еще раз вернемся к мистическому положению относительно природы событий, происходя­щих в жизни человека.

То или иное событие вначале совершается на астраль­ном уровне, а затем реализуется на физическом. . Сравним его с психоаналитическим подходом: то, что случается в жизни человека, уже случилось в его Бессоз­нательном.

Уравновесим грамматически эти два высказывания и получим следующее:

• то, что случается в жизни человека, уже случилось в его Бессознательном;

• то, что случается в жизни человека, уже случилось на его астральном уровне.

Противоречия снимаются сами собой. И действитель­но, «астрал» — бессознателен, ведь это мир эмоций, же­ланий, воображения, импульсивный уровень. Он насыщен образами и картинами, которые управляют нашим

поведением. С точки зрения мистической во сне мы по­падаем в астральный мир. По заверению психоаналити­ков во сне мы попадаем в мир Бессознательного. Уж не об одном ли и том же мире идет речь?

Эти комментарии в принципе подходят и к остальным упражнениям, которые будут рассмотрены ниже.

Праксис.Удаление отрицательного фантома и создание положительного (традиционная терминология). Метод субмодалъного взмаха (терминология НЛП).

Удобно расположившись, закройте глаза. Представьте себе экран и спроецируйте на нем черно-белое изоб­ражение — или в виде большой фотографии, или в виде картины. Это ваш автопортрет, собирательный образ всех ваших отрицательных качеств, болезненных со­стояний и т. д. Он является символом всего того, от чего бы вы хотели избавиться.

Некоторое время созерцайте его. Быть может, вы на­рисуете дополнительные детали, которые могли бы за­вершить этот образ.

Затем в правом нижнем углу изображения спроеци­руйте совсем крохотную цветную картинку — тоже ваш портрет, но вобравший в себя все мыслимые вами по­ложительные качества, например здоровье, силу, волю. Вы можете убедиться, что создать второй образ значи­тельно труднее, будто какое-то внутреннее сопротив­ление мешает это сделать. Не обращайте внимания на трудности и продолжайте работать. Если визуализация вам плохо удается, то просто думайте о том, что вы соз­даете картинку, и «знайте», что она есть. Возможно, вы ее недостаточно четко видите из-за того, что у вас силь­нее развит не зрительный, а другой вид воображения.

Как только вы почувствуете, что цветной образ соз­дан, начните его мысленно увеличивать. С каждым вдо­хом он растет в размерах, покрывая собой черно-белое изображение. Когда размеры вашего положительного портрета почти достигнут краев отрицательного, сде­лайте сильный глубокий вдох и представьте себе, как выросшая картинка покрыва

Наши рекомендации