Как можно определить, что прикорм введен неправильно?

Ребенок в течение некоторого времени ест очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, малыша перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней пять брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать и с аппетитом есть в его присутствии. Часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. Многие убеждены, что грудное молоко - не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Игнорируется тот факт, что молоко - совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания детей, абсолютно полноценный но своей усвояемости и питательности. Доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока. Полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Ваша задача - не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать интерес к еде. Если вы хотите, чтобы в будущем у малыша был хороший аппетит, не кормите ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре, тяжело смотреть, что ребенок съел две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой или игрушкой, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, прикладывающийся к маминой груди, никогда не страдает от голода и жажды!

Вопросы мам

· Если давать малышу кусочки пищи, не подавится ли он?
Еду для крохи не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если вы даете ребенку что- то, от чего он может откусить большой кусок, посадите его на колени и следите за ним: как только малыш откусит большой кусок, вытащите его изо рта. Ребенок постепенно обучается жевать своими пока еще беззубыми челюстями.

· Как быть, если малыш выплевывает даже маленькие кусочки, вместо того чтобы глотать?
Многие дети неделю-две выплевывают все, затем начинают выплевывать кусочки "через один", половину глотают, потом, наконец, начинают глотать все. Проявляйте терпение и не настаивайте. В то же время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

· Как быть с солью, сахаром, специями, содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?
Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Подчеркнем еще раз: сейчас ваша задача - не накормить ребенка другой пищей (что можно сделать и детским питанием), а продолжить процесс адаптации его желудочно-кишечного тракта к другой еде. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые объемы пищи, то уже будет вполне способен со всем этим справляться.

· Нужна ли дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?
Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем он начинает обычно после года. Обычно ребенок интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему немного питья в кружечку.

· Если ребенку почти 5 месяцев, он интересуется любой едой и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?
Любознательному малышу очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что в неполные 5 месяцев ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени опасно. Ваша задача - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Проще говоря, уносите малыша из кухни и не ешьте в его присутствии. Консультанты не раз встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляла нетерпение и в результате ребенок получал срыв в пищеварительной системе.

· Есть ли особенности введения педагогического прикорма, если малыш или его родители - аллергики?
Конечно же, есть. Такому крохе медленнее и осторожнее вводят продукты, начиная с гипоаллергенных; количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: "один шаг вперед, два шага назад". Вы сами должны соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у вас аллергию или любые другие неудобства. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3 дней.

· Как быть с ребенком старше года, не имеющим аппетита?
До года попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Сейчас ест плохо, и только определенные виды баночного питания. Как же приучить ребенка к взрослой пище и повысить его аппетит?
Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс. Перестаньте кормить малыша отдельно. Сажайте его за стол вместе со всеми и не пытайтесь кормить. Сделайте вид, что вам всем безразлично, ест ребенок или нет. Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то - давайте. Положите в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь его, не ругайте и не наказывайте, если ребенок что-то разольет, уберите и покажите, что все едят аккуратно.

Познакомились? Пора и подружиться!

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола - параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6 месяцев и старше связаны со сном. Малыши много сосут при засыпании на дневной и ночной сон, прикладываются к груди при пробуждении от дневного сна и утром, а также сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этот период малыши часто предпочитают запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах при условии, что его грудное вскармливание правильно организовано, а мамочка не испытывает недостатка в питательных веществах.

Фруктовый сад

Очень часто на консультациях по прикорму задают такие вопросы:

· Какой оптимальный интервал между приемами пищи?

· Допустимы ли перекусы?

· Нужен ли режим питания?

· Как часто предлагать прикорм малышу?

· Как часто кормящей маме нужно кушать?

Попробую ответить с точки зрения естественного прикорма.

Я вспоминаю мое детство, когда я со своими родителями и многочисленными родственниками гостила летом в деревне. Весь быт там был организован как-то правильно, естественно. Ни у кого не возникало ни каких вопросов, возражений, споров по этому поводу. Наверное, не случайно? Иногда бывало, что собирается родственники 20-25 человек – от мала до велика, от 0 до 80 лет.

Став консультантом, я невольно стало вспоминать, анализировать происходившее много-много лет назад, делать выводы. Всё это мне очень помогает в работе с мамами, в воспитании собственных детей, в создании уютного домашнего очага.

Как все было.

Вся семья собиралась за общим столом 3 раза в день.

Завтракать садились в 9 часов утра. Кто-то уже к этому времени успел за грибами в лес сходить, кто-то на покосе поработать, скотина отогнана в луга, живность домашняя накормлена и напоена. Приносят огромную стопку пышных горячих блинов! Собрались все-все. Все дела отложены. Опоздавших, конечно же, не бывает. Вся трапеза длится 15-20 минут. Настроение у всех за столом всегда отличное: улыбаются, балагурят, прогнозируют погоду, строят планы на день. Но… только взрослые. Дети в основном помалкивают и на ус мотают услышанные разговоры, могут кивнуть своей маме на ее вопрос: «Добавки?»

Я вспоминаю эти обычные, простые застолья как самые яркие и счастливые мгновения своей жизни. Слышала, что слово «еда» родственно словам «единство», «объединение».

Обед был всегда в 3 часа по полудни. К этому времени все возвращаются из леса, если ходили по грибы и по ягоды, или с поля, если была там работа. Овощи, сало, грибы, зелень, чесночок на закуску. Потом кушают горячее – щи или лапшу – деревянными (!) ложками, чтобы не обжечься. Металлические ложки никто не хотел брать, если только других не осталось… Следом всегда каша – прямо из печи, с маслом! Любая каша, какую ни возьми, была божественно вкусной. Ели кашу из общей миски. Не знаешь, кто сколько съел. Одно несомненно, что обделенных не было, да и просьбы «доедай, у тебя всё остыло!» просто не существовало!

Через час-полтора растапливали самовар и устраивали чаепитие. Заваривали обычно растения, собранные на лугу. Привычный для городских людей черный чай считали «второсортным», он казался невкусным почему-то.

Ужинали в 9 часов вечера. Все дела сделаны, стадо пришло, куры на насестях. Вечерняя зорька снова собирает всех за одним столом. Обсуждают прошедший день, планируется работа на утро. После ужина сразу не расходятся: пожилые предаются рассказам о былом или вдруг затянут песню. Малышей уносят спать, женщины домывают посуду. Завтра новый день!

Посмотрев на этот режим, мы видим: 5-6 часов бывает перерыв в еде. Разве это не много? Даже для взрослого человека это многовато, что уж говорить о малышах до 3 лет. Все дело здесь в том, что был замечательный фруктовый сад возле дома. Ты входишь, а там всё, что душе твоей угодно: смородина, слива, крыжовник, вишня, малина. Кое-где уже поспевают яблоки, груши. Любой в этом саду что-нибудь для себя найдет по аппетиту. Не помню, чтобы между приемами пищи кто-то приходил на кухню просить еды. Считалось как-то неприлично, невежливо. Но было обычным делом, если ты сидишь и жуешь яблоко или, набрав в саду или в лесу малины, угощаешь всех.

А что можем сделать мы?

Вот именно такой «фруктовый сад» я рекомендую организовывать, имитировать у себя в городской квартире в виде вазы с фруктами. Такие витаминные «перекусы» будут полезны не только для малыша, но и для мамы, особенно кормящей. Во время беременности у большинства женщин устанавливается ритм еды «часто, но понемногу». Рекомендую придерживаться этого принципа и в дальнейшем.

Ваш малыш-грудничок тоже привык благодаря грудному вскармливанию кушать часто и по чуть-чуть. Примерно через 2-2,5 часа он может начать беспокоиться или начинает искать сисю, чтобы уйти от дискомфорта через сосание груди. Можно после 8-10 месяцев пробовать переключать его на «что-нибудь пожевать» под присмотром мамы и вместе с ней. Не забывайте, что желудок вашего ребенка равен по размеру кулачку, но никак не стакану в 200 мл. Падает уровень глюкозы в крови примерно через 3 часа после еды. Даже взрослые люди это чувствуют. Конечно, сложно раскидывать «скатерть-самобранку» на каждый писк малыша. Используйте принцип «фруктового сада» во время введения прикорма. Польза будет для вас обоих.

Введение прикорма кажется на первый взгляд нелегкой наукой, но если идти по пути естественности, то ваш малыш начнет есть обычную пищу так же просто и легко, как дети начинают ползать и ходить. Просто дайте ему такую возможность и будьте рядом!

Когда настанет час Х?

Как определить, когда начать давать своему ребенку твердую пищу? - этот вопрос рано или поздно задают все родители сами себе или специалистам.
Вы можете услышать такие ответы:

· Когда исполнится 4 (5 или 6) месяцев;

· Когда появится первый зуб;

· Когда хорошо сидит;

· Когда перестанет давиться;

· Когда хорошо держит ложку;

· Когда мало прибавил в весе – не хватает еды из груди;

· Когда начинает смотреть в рот;

· Когда вес с рождения увеличился в два раза;

· Когда самостоятельно держит голову и поворачивает ею из стороны в сторону;

· Когда просит кушать после обычных кормлений грудным молоком.


На самом деле признаков готовности ребенка к прикорму всего два:
1. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша;
2. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка;

Когда эти факторы совпадают во времени, ребенок готов к прикорму!

В первые месяцы жизни у детей имеется рефлекс выталкивания корня языка, который заставляет язык автоматически выводить наружу все посторонние кусочки и предметы. В возрасте около 5-6 месяцев этот рефлекс ослабевает. Есть младенцы, которые достаточно долго давятся твердой пищей. У них при попадании в рот маленьких кусочков возникают позывы к рвоте, кашель. Однако не нужно сильно пугаться и переживать, что именно у вашего малыша не получается, а все вокруг уже едят за обе щеки. У каждого ребенка свой темп развития и сроки созревания систем организма. Подавляющее большинство детей к 9 месяцам научаются проглатывать мелкие кусочки твердой пищи, перестают давиться и хорошо координируют движения языка и глотание.

Чтобы малыш научился есть

Родители, давайте ребенку возможность приобрести эти навыки – с каждой новой попыткой у малыша будет получаться все лучше и лучше. Для этого предлагайте новую пищу не только в виде пюре, но и мелкими кусочками (размером с зернышко риса или горошинку). Конечно, это должно происходить под присмотром родителей, с поддержкой и верой, что всё получится правильно. Любящие родители готовы прийти на помощь в критический момент: постучать легонько по спинке, вытащить пальцем из рта кусочек, дать грудь, поцеловать.

Незрелый кишечник не может справиться с разнообразными продуктами питания до 5(а у некоторых деток и до 7) месяцев. Именно к этому возрасту в кишечнике появляется множество пищеварительных ферментов (энзимов). Резкое учащение стула (до 5-7 раз в день) или его длительное отсутствие (более 3-х суток) на начальном этапе прикорма – это косвенные признаки неготовности ЖКТ ребенка к введению новой пищи. Большие для данного возраста количества новой пищи тоже могут стать причиной проблем со стулом у малышей, хотя сроки начала прикорма правильные.

Если такая ситуация все же возникла, рекомендуется на несколько дней (от трех до семи) прекратить прикорм для восстановления баланса в ЖКТ и нормализации частоты стула (нормы могут варьироваться в пределах от 2-3 раз в сутки до 1 раза в один-два дня).

Возникновение аллергических реакций на введение новой пищи тоже может явиться еще одним признаком незрелости ЖКТ ребенка. Детские аллергологи не рекомендуют рано вводить твердую пищу, если в семье много случаев аллергии на пищевые продукты. Зрелый кишечник вырабатывает протеин иммуноглобулин IgA, который предотвращает проникновение в кровь опасных аллергенов. В первые месяцы жизни ребенка в кишечнике мало этого защитного иммуноглобулина. Пик его выработки приходится на семимесячный возраст. Именно в эти сроки рекомендуется вводить прикорм детям с аллергическими реакциями. Как правило, такие малыши сами гораздо позднее проявляют желание пробовать твердую пищу – встроенный механизм самосохранения.

Родители! Уважайте желания (или нежелания) своего крохи в отношении начала прикорма. Доверяйте природе!

Пищевой интерес

Появление пищевого интереса – важнейший этап развития нервной системы младенца. Это событие говорит о том, что ребенок готов к прикорму психологически. Мозг отвечает за координацию движений языка, губ, маленьких ручек, за внимание к поведению родителей и способы выразить свое «хочу!»

Дитя начинает клянчить – тянуться к пище на вашей тарелке, хватать вашу ложку или чашку ловким движением руки, смотреть на вас голодными глазами, широко открывать рот, когда вы открываете свой рот во время еды, имитировать глотательные движения.

Если ребенок с интересом смотрит, как вы едите, попробуйте сначала дать ему ложку. Если малыш доволен, то в данный момент ложка-игрушка (салфетка, крышечка и т.п.) более желанна, чем еда. Пользуйтесь моментом, чтобы самим спокойно покушать, пока кроха занят!

Другие признаки готовности нервной системы – способность удерживать спину вертикально, брать кусочки большим и указательным пальцами (пинцетный захват) и направлять их прямо в рот.

Замечено, что дети редко давятся или пугаются во время прикорма, если им предоставляют полную самостоятельность в задаче накормить себя. Ребенок на 100% сосредоточен своих ощущениях и процессах, происходящих у него во рту; действия рук, губ, языка максимально скоординированные! Малыш ни на что постороннее не отвлекается, получая удовольствие от процесса!

Итак, подводим итоги

Когда во времени совпадают два фактора:
1. Нет проблем с ЖКТ, аллергических реакций, когда ребенок начинает пробовать новую пищу;
2.малыш делает все сам: берет пищу рукой, доносит до рта, проглатывает или выплевывает, если пища не нравится,
РЕБЕНОК ГОТОВ К ПРИКОРМУ!
Мы вас поздравляем! Начинается новый этап в развитии вашего малыша!

Правило прикорма № 1: едим прикорм на руках у мамы!

Правильно, если ребенок 6-12 месяцев во время прикорма находится на руках у мамы. Если мамы физически в поле зрения малыша нет, то малыш может прикармливаться на руках у человека, который в данный конкретный момент играет роль мамы. Это могут быть папа, бабушка и всевозможные другие члены семьи, няня.

Если прикармливают двойняшек, то один ребенок находится на коленях у мамы, другой - у помощника. Ребенку, который не у мамы, очевидно, что мама сейчас явно «занята». Если всё же мама одна, а детей двое, то один сидит у мамы на руках, а другой – рядом в детском стульчике, с той же стороны, где и первый ребенок. Рекомендуется чередовать малышей из двойни – кто сегодня ест с мамой прикорм.

Рабочая рука мамы – у правшей правая, у левшей левая. Соответственно, дети во время прикорма смещаются на нерабочую сторону – на левое колено у мам-правшей, и на правое – у мам-левшей.

Ребенок сидит у мамы в пол-оборота.
Ноги ребенка свешиваются между маминых колен. Не нужно, чтобы ребенок сидел как бы верхом на колене, спиной к маме. Также не очень хорошо, если ребенок сидит симметрично посередине.
Почему?
1. Мы помним, что во время прикорма мама сама ест свою порцию еды. Еда может быть жидкой, маслянистой, горячей(!), острой и т.п. Малыш при неправильном размещении за столом может схватить еду, которая пока ему не предназначалась, испачкать себя, стол, маму.
Ребенок размещается так, чтобы он не смог дотянуться до маминой тарелки самостоятельно. Действует правило: на расстоянии вытянутых рук малыша ничего нет!

2. Мама может тоже быть не очень аккуратной с младенцем на руках – нечаянно пролить суп, уронить кусочек. В этом случае наличие свободного пространства на столе сильно облегчает уборку и сохранение чистоты одежды.

3. В правильном положении маме легко наблюдать, что происходит у ребенка во рту: донес ли он до рта заветный кусочек, глотает или выплевывает, не отгрыз ли слишком большой кусок от яблока или сухаря, не прилипла ли к небу шкурка или листик салата. Необходимая помощь будет оказана мгновенно, а лицо, руки и поверхность стола перед малышом своевременно поддерживаются в чистоте.

4. Ребенка легко отстранить подальше от маминой тарелки или вообще от стола. Мама нерабочей рукой полностью обхватывает и придерживает тело малыша под подмышки. Так мы делаем при появлении, например, горячей пищи.
При размещении за столом ребенок вплотную должен быть придвинут к поверхности стола. Все кусочки и крошки, выпадающие изо рта или рук малыша, а также ложки и чашки падают на стол и почти не попадают на пол. Маме легче содержать в чистоте малыша во время прикорма и поддерживать чистоту пола.

Важно! Стол для еды и мамин стул должны быть подобраны так, чтобы ноги ребенка не зажимались крышкой стола и маминым коленом. Руки ребенка свободно располагаются над столом. Нерабочая рука мамы, обхватывающая малыша, располагается под крышкой стола.

Наши рекомендации