Прикорм для грудничка. часть 1

Прикорм для грудничка. Часть 1

Разговор о введении прикорма часто вызывает у мам первенцев непреодолимый внутренний трепет. Появляется та же растерянность, что и в первые дни после родов. Вспомните, сколько вопросов о кормлении грудью было у вас, сколько противоречивых советов сыпалось с разных сторон, каким непонятным и неожиданным было поведение новорожденного и как вы волновались, снова и снова задавая себе вопрос: "а все ли я делаю правильно?". Однако пробежали первые месяцы, вам удалось наладить грудное вскармливание, вы почувствовали себя гораздо увереннее в роли матери. И вот - снова волнения! Как правильно ввести прикорм? Чем лучше кормить ребенка? С чего начать? И главное - когда, ну когда же начинать его вводить?

У вас растет грудничок!

К сожалению, подавляющее большинство детишек в нашей стране находятся на искусственном вскармливании. Дорогие мамы грудничков! Очень важно понимать существенную разницу между физическим развитием "искусственника" и ребеночка, растущего на грудном молоке. У детишек, питающихся смесями, желудочно-кишечный тракт развивается иначе, чем у ваших. Очень долго такие детки не способны полноценно и без риска для здоровья усваивать ту еду, которую едят все. Для постепенного перехода со смесей на "живую" пищу используется специальное детское питание, адаптированное к потребностям и особенностям развития малышей-искусственников. Если вы кормите ребенка грудью - у него нет необходимости в пище, адаптированной под нужды "искусственников"! Смело прикармливайте ваших грудничков тем же, чем их прикармливали тысячелетиями - настоящими свежими продуктами. Помните, что детское питание изобретено одновременно с заменителями женского молока и по-настоящему необходимо только тем деткам, которые получают смеси. (Подробнее почитать о разнице между материнским молоком и искусственным питанием вы можете в "Пособии по грудному вскармливанию", разделы "Проблемы, связанные с искусственным вскармливанием", "Для чего мы кормим малышей грудью?", а также в книге американского педиатра Уильяма Сирса "Ваш малыш от рождения до двух лет" в разделе "Компоненты женского молока").

Тише едешь - дальше будешь

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) призывает начинать знакомство со взрослой пищей не ранее исполнения младенцу 6 месяцев. Именно этот возраст является абсолютно минимальным для начала введения прикорма. До этого в рационе детки присутствует только женское молоко, причем кормление организуется в соответствии с основными принципами естественного вскармливания:

· грудь дается ребеночку так часто, как он просит;

· мама не предлагает вместо груди для сосания посторонние оральные объекты (пустышки, соски, бутылочки...);

· присутствуют ночные кормления (не менее трех за ночь);

· грудь не забирается у малыша раньше, чем он сам ее выпустит изо рта.

При таком режиме кормлений женское молоко обеспечивает на 100% все потребности ребенка.

Многие малыши, однако, и к 6 месяцем не готовы переваривать что-то кроме маминого молока. Причиной могут быть тяжелые или неестественные роды, болезни крохи, риск возникновения аллергии, общая незрелость нервной системы, замедленное двигательное развитие, отсутствие полноценного кормления женским молоком в прошлом (ребенок был на смешанном вскармливании в каком-то возрасте, находился в роддоме отдельно от мамы, отсутствовало первое прикладывание к груди сразу после родов и т.п.), а также некоторые другие. Если ваш малыш не хочет есть другую еду и в 8, и в 10 месяцев, и при этом активен, весел, прибавляет в росте и весе - в этом нет ничего страшного! Продолжайте кормить его вашим молоком в полной мере и ждите, когда дозреют те функции организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи.

ВОЗ предлагает следующие темпы увеличения объема прикорма: если он был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять примерно 25% от общего рациона крохи. Таким образом, через полгода после начала знакомства с новой едой ваш малыш кроме грудного молока будет получать примерно 150-250 г прикорма в сутки, включая воду, кефир и другие жидкости. Даже к 1,5 годам (или через год после начала введения прикорма), когда ребенок полностью перешел на общесемейный рацион, самостоятельно орудует ложкой и вилкой, пьет из чашки и ловко справляется с мандарином, грудное молоко должно оставаться основным его питанием. (Подробнее: "Пособие по грудному вскармливанию" в разделе "Когда и как вводить прикорм"; практическое руководство для медработников"Грудное вскармливание: как обеспечить успех", выпущенное ВОЗ в 1997 году, а также в литературе Международной Молочной Лиги).

Вы удивлены? И многие педиатры, давно закончившие медвузы, тоже об этом не знают! Поэтому и предлагают грудничку ту же схему введения взрослой пищи, что и "искусственнику" - когда обычная еда очень быстро вытесняет кормления грудью. А между тем вещества, находящиеся в грудном молоке, нужны малышу очень и очень долго, так как они не имеют аналогов в природе. Грудное молоко отвечает не просто за утоление голода или жажды, а еще и за развитие головного мозга, нервной системы ребенка, за "строительство" тканей и костей, за налаживание работы функциональых систем (гормональной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т.д.). Человеческий детеныш дозревает очень постепенно, и грудному молоку принадлежит основная роль в этом процессе! Средняя продолжительность грудного вскармливания, официально рекомендуемая ВОЗ - 2 года. Именно к этому возрасту обычно вырастают все молочные зубы - а значит, кроха почти готов к отлучению от груди и переходу целиком на взрослую еду.

Подготовительный период

Итак, первые месяцы после родов малыш получает только мамино молоко. В неограниченном количестве. В любое время суток. Он хорошо растет и прибавляет в весе. Вот он уже научился захватывать предметы. Вот кроха перевернулся. Вот пополз. А вот уже и научился садиться!

Все это время малыш часто видит, как едят взрослые. Жизнь младенца на руках у мамы очень интересна! Мама умеет не только готовить еду и делать домашние дела вместе с крохой, но и завтракать-обедать-ужинать с ним, а также контролировать его поведение, пока сама ест.

Обычно сначала у детишек появляется интерес к столовым предметам. Ребеночек отчаянно требует дать ему для исследования чашки и ложки, тарелки и салфетки. Он пробует манипулировать с этими предметами: бросает их, стучит ими, засовывает в рот... Он пытается подражать маминым движениям. Внимательно изучает навыки жевания и глотания, щедро демонстрируемые взрослыми во время трапезы. Тянется к тому, что видит на столе...

Многие родители воспринимают такое поведение малыша как просьбу накормить его. Но не торопитесь! Вы же видите, что он отвлекается от еды, стоит дать ему в руку интересную игрушку или позволить поэкспериментировать с предметами кухонного обихода. Момент для начала введения прикорма наступит только после 6 месяцев!

А пока идет только подготовительный период. Он очень важен и имеет определенные задачи:

· изучить свойства предметов, использующихся для еды;

· составить представление о правилах поведения за столом: как сидим, как поддерживаем чистоту, как ведем беседу (или молчим, пока жуем), когда приступаем к трапезе и как ее заканчиваем (вместе или порознь) и т.п.;

· наблюдать о способах "поглощения пищи", принятых в конкретной семье: что едим руками, что пьем из чашки, как жуем, как - не выплевывая обратно! - проглатываем;

· сформировать общее представление об отношении к пище в целом (можно ли недоедать то, что в тарелке; что делать с остатками - выбрасывать или отдавать птичкам; кто готовит, ценят ли этот труд окружающие и т.д.).

В общем, правила поведения за столом и культуру отношения к еде, которые вы хотели бы видеть в будущем у вашего ребенка , вы просто обязаны ему продемонстрировать на личном примере!

"Я готов, мама!"

Определить момент наступившей готовности ребенка к знакомству со взрослой едой очень просто.

Первый признак - созревание головного мозга. Звучит немного возвышенно, но на практике все гораздо проще:

1. Малыш достигает определенной стадии физического развития: умеет самостоятельно захватить еду, донести ее до рта, поместить внутрь, проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась. Умеет через движения и звуки попросить себе порцию, показать, чего именно из еды он хочет. Умеет проявить нежелание оставаться за столом. Также угас сильный выталкивающий рефлекс языка, и теперь малыш может без труда пережевывать деснами кусочки пищи, не давясь ими и не испытывая позывов на рвоту.

2. У малыша появляется так называемый пищевой интерес. Как он выглядит? Ребенок тянется к еде! Не к предметам, разложенным на столе. Не к маминому рту или к ней на ручки. Не к салфеткам и подстилкам под горячее. Именно и только к еде, которую так аппетитно поглощают взрослые! Если ему для успокоения дать что-нибудь в руки, он с гневом отвергнет этот предмет и будет демонстрировать активное желание заполучить саму еду. Также вряд ли он успокоится, если ему предложат грудь. Теперь, попадая за стол в момент обеда или ужина, кроха интересуется только пищей! И происходит это не один раз, а постоянно, приобретая устойчивый характер. Такой вот потрясающе устойчивый пищевой интерес! Его появление обусловленно дозреванием пищеварительныех ферментов. Они "требуют" нагрузки, посылают сигнал в головной мозг: хотим работать! дайте поле для деятельности! А в ответ головной мозг, как мудрый полководец, дает приказ своей полугодовалой "армии" - и она дружно отправляется на завоевание новой еды!

Второй признак - готовность желудочно-кишечного тракта. После проб на вкус новых продуктов у малыша не возникает проблем с пищеварением, рвоты или аллергических реакций. Если же у ребенка через некоторое время расстраивается живот, появляется понос или запор, если кусочки пищи "выходят" в первозданном виде, если начинаются кожные высыпания - то даже несмотря на горячее желание крохи съесть все, что лежит у мамы в тарелке, он к введению прикорма еще не готов! Нужно продолжать кормить его только грудью, повторяя попытки с интервалом в одну неделю.

Итак, ваш малыш является стопроцентным кандидатом к введению прикорма только тогда, когда два этих признака готовности совпали во времени. Бывает, что пищевого интереса как такового у ребеночка еще нет, но желудочно-кишечный тракт вполне справляется со взрослой едой - нет никаких негативных последствий для его здоровья. Все равно - подождите! Пищевой интерес - это гарантия хорошего аппетита и здорового отношения к еде на всю жизнь. Нельзя пытаться накормить человека, если он этого не просит или вообще не хочет. Вся инициатива должна изначально принадлежать ребенку - как при кормлении по требованию Малыш не просто открывает рот и ждет, пока в него что-то положат. Он - активный участник процесса, "охотник" за едой. Чтобы хорошо ее усвоить, ему нужно постараться добыть ее!

Не менее важно для начала введения прикорма подобрать подходящий момент. Он не должен совпадать по времени:

· с болезнью ребенка или мамы (в эти периоды важно как можно больше кормить малыша грудью, обеспечивая за счет веществ молока антивирусную защиту крохи);

· с переездом или просто сменой обстановки (т.к.организму ребенка на адаптацию к новому месту требуется примерно 2 недели);

· с выходом мамы на работу;

· с появлением в жизни ребенка няни;

· со стрессовой ситуацией в семье (ремонт, изменения в составе семьи и т.п.)

· с периодом активного прорезывания зубов;

· с любыми другими изменениями в жизни крохи.

Первый этап - адаптационный

Главная задача этого периода, длящегося от двух до восьми месяцев от момента начала введения прикорма, - первичная адаптацияжелудочно-кишечного тракта малыша к новым продуктам. Все это время объем взрослого питания не представляет большой энергетической значимости для организма младенца. Мы просто знакомим кроху и его животик с тем, что он будет есть впоследствии.

Третий этап - переходный

Начинается через год после начала введения прикорма. Сроки его окончания совпадают с моментом завершения грудного вскармливания - после двух лет. Каковы его особенности?

· Малыш полностью перешел на общий рацион.

· Сидит на отдельном стуле за общим столом.

· Самостоятельно пользуется столовыми приборами.

· Сам поддерживает чистоту во время еды.

· Практически не нуждается в посторонней помощи для питья и приема пищи.

· По-прежнему проявляет активный интерес к еде.

· Кормление грудью продолжается и изменяется в соответствии с возрастными потребностями ребенка.

А на практике?

Теперь давайте попробуем представить себе введение прикорма в красках.

Обычно в адаптационный период это выглядит так. Мама села есть, расположившись боком к столу. На дальней от стола коленке усаживаем малыша таким образом, чтобы у него не было шансов дотянуться до содержимого маминой тарелки. Рядом кладем тряпочки для вытирания и салфетки. Одежда мамы предусматривает возможность дать грудь. Одежда крохи не слишком нарядная - будет обидно испачкать ее. На столе есть только та еда, которую мы будем есть прямо сейчас: все печенья и фрукты "для полдника" лучше убрать из поля зрения карапуза. Предусмотрены варианты, чем занять его, когда он потеряет пищевой интерес: переместить на пол или на подстилку с игрушками, вручить погрызть что-то деснами, пока мама закончит есть (не спуская кроху с колен), отдать кому-то на руки... Как только малыш начал просить еду - даем крошечные порции!

Есть несколько способов:

1. Кладем крошки прямо в ротик малышу (если продукт имеет более или менее рассыпчатую консистенцию - крупы, макароны, кусочки хлеба, салата и т.п.).

2. Намазываем на ложку (если консистенция пюреобразная) и вручаем ребенку.

3. Выкладываем в тарелочку (которую придерживаем свободной рукой) то, что детка будет пытаться самостоятельно захватить и отправить в рот. Если неудобно следить за сохранностью тарелки - кладем микропорции рядышком на стол или подстилку.

4. Твердые продукты - очищенные яблоки, овощи, сушки-сухари и т.п. - тоже предлагаем малышу самостоятельно взять со стола или из маминых рук. Внимание! Знакомиться с ними он должен только у вас на коленях и под вашим бдительным присмотром. Как только вы заметили, что откушенный кусочек превышает жевательные возможности ребенка - немедленно удаляем его изо рта, сохраняя спокойствие и доброжелательность!

5. Жидкость для питья наливаем в небольшую чашку с широким горлышком (в форме перевернутого усеченого конуса) в объеме 1 чайной ложки. Учим малыша захватывать чашку и опрокидывать ее содежимое себе в ротик. Если просит добавки - наливаем еще. Детки первого года жизни очень быстро теряют интерес к питью. Обычно способность выпить 30-50 граммов за раз появляется только ближе к полутра годам.

6. Супы пробуем несколькими способами: обмакиваем ложку в бульон и даем для исследования/облизывания крохе; вылавливаем содержимое и помогаем донести ложкой до рта; обучаем прихлебывать из ложечки. При этом ложку держит сам малыш, а мама ему только помогает! Самостоятельно зачерпывать он научится скорее всего тогда, когда освоит самостоятельную ходьбу.

Если ребенок не хочет есть.

Принятие пищи может быть развлечением, во всяком случае, оно должно доставлять удовольствие и детям, и взрослым. Мы все приходим в этот мир с отличным аппетитом. Естественное, что в детстве мы едим больше, чем в зрелом возрасте. И все же, несмотря на прирожденный аппетит и удовольствие, какое мы получаем от еды, нередко ситуация может измениться. В какой-то момент мы вдруг замечаем, что наши дети проявляют равнодушие или даже выражают отвращение к пище, которую предлагаем им. Мы начинаем тревожиться, беспокоиться, возмущаться и, наконец, выходим из себя. Придумываем разного рода уловки, чтобы заставить ребенка поесть, и постоянно проигрываем сражение, потому что единственное, что здесь может принести пользу, - это НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗРЕШИТЬ ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ИМЕННО В ТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, ЧТО НЕ НУЖНО НИЧЕГО ДЕЛАТЬ.

Оставим ребенка в покое. Ели он ощутит голод, он поест, а не захочет есть, то ни за что не будет этого делать. Перестанем упрекать его, заставлять, кричать, ругать, угрожать, что лишим фруктов и сладкого. ЛУЧШЕ ВООБЩЕ БОЛЬШЕ НЕ ВСПОМИНАТЬ О ЕДЕ. Не будем совсем говорить о ней за столом. И надо поступать так не день и не два, а добрых два месяца.

Однако осознать и применить этот совет на практике крайне трудно. Гораздо легче хоть что-то предпринимать, чем вовсе ничего не делать. Мы убеждены, что должны заставлять ребенка принимать пищу, иначе он похудеет, побледнеет, заболеет. Так нередко считают даже те мамы, чьи дети весьма упитанны. Иные родительницы видят в отказе ребенка от пищи пренебрежение к столь очевидному доказательству любви и понимания, какую заботу проявляют их близкие, предлагая им эту еду. Другая причина, которая побуждает нас действовать решительно, а не оставаться пассивным, заключается в том, что всегда легче идти проторенным путем, чем новым. Очевидно, мы полагаем вопрос питания ребенка настолько важным, что он не может не превратиться в проблему. И было бы наивно ожидать, что после знакомства с нашими советами родители на следующее утро уже изменят своё мнение и станут спокойно относиться к проблеме, которая еще вчера считалась столь значительной.

Одному моему знакомому, известному педиатру, нередко удавалось повлиять на убеждения обеспокоенной матери самым несложным приемом – он переносил разговор о проблеме питания с ребенка на домашнюю собаку. В самом деле, ведь никому обычно и в голову не приходит тревожиться из-за того, что наша собака отказывается от еды. Просто предполагается, что она где-нибудь что-нибудь перехватила. И ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПОЯВЛЯЮТСЯ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАЧИНАЮТ БЕСПОКОИТЬСЯ, ПОЧЕМУ ОНО НИЧЕГО НЕ ЕСТ. Те же самые встревоженные мамы не могут не признать, что собака, если голодна, может даже укусить того, кто вздумает отбирать у нее еду. Вот в этом-то всё и дело! Если мы станем обращаться с ребенком подобным же образом, к нему вернутся и первоначальный аппетит, и удовольствие от еды. Питание человека столь тесно связано с разными правилами и условностями, что мы легко забываем о главном: потребность в еде врожденное, инстинктивное чувство и никуда от нас не уйдет.

В заключение следует посоветовать: ЕСЛИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, ОТКАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ОТ ЕДЫ, НЕТ СЛЕДОВ АПАТИИ И ОН ДОСТАТОЧНО АКТИВЕН, МЫ ДОЛЖНЫ НАЧИСТО ЗАБЫТЬ О ПРОБЛЕМЕ ПИТАНИЯ. Только так мы добьемся того, что наше дитя будет любить и нас, и еду, и самого себя еще сильнее прежнего.

Пора вводить прикорм?

Оговоримся сразу: все, что написано в этой статье, относится исключительно к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом! Когда же начинать прикорм ребенка на грудном вскармливании? Есть много мнений по этому вопросу. Многие продолжают настаивать на введении овощных и фруктовых пюре и каши с 4-месячного возраста или предлагают прикармливать ребенка после появления первого зуба.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют знакомить с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, его основная цель - не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать и добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полгода малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки: именно такое поведение и свидетельствует о готовности вашего крохи к знакомству с новой пищей. Причем подобный интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Каковы же принципы введения прикорма малышу при естественном вскармливании?

Первое знакомство

Начинают знакомство малыша с введения микродоз продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка. Микродоза для мягкой пищи - это примерно столько, сколько помещается у вас между подушечками большого и указательного пальцев или на кончике чайной ложки. И для жидких продуктов - один глоток (наливается в маленькую чашку на донышко). Ребенок может "за один присест" попробовать то, к чему он проявляет интерес, в количестве до трех микродоз. Давайте в руку малышу только твердые куски, от которых он сам много не отъест (морковки, кочерыжки, сушки). Микропробы давайте 3-4 недели. За это время кроха уже может перезнакомиться с очень многими продуктами и научиться пить из чашки. Прикорм не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.. Постепенно увеличивайте количество пищи, позволяя крохе съесть больше. Старайтесь сохранить у ребенка интерес к еде. От полугода до полутора лет он должен познакомиться со всеми продуктами, которые едят в семье. Чтобы сохранить желание пробовать, до 8-11 месяцев нужно ограничивать пищевой интерес малыша: если он съел 3-4 чайные ложки одного продукта и просит еще, дайте ему что-то другое. Введение прикорма выглядит примерно так: малыш выпрашивает кусочки и вы его иногда оделяете. В этой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает. Малыш должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки, своя тарелка появляется у крохи, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста ребенок может есть, сидя у вас на руках и из вашей тарелки. Если кроха устал есть, потерял интерес, сразу же унесите его из-за стола. Нередко мамы совершают ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, кроха некоторое время ест неаккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку и нести в рот. Многие считают это недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить. В результате у крохи пропадает желание есть самостоятельно. Ему может очень нравиться какой-то продукт, он требует еще и еще, и мама ему уступает, а на следующий день у малыша - пищевое расстройство.

При правильном введении прикорма самочувствие ребеночка не ухудшается и он продолжает нормально развиваться. Если вы знаете варианты нормального поведения малыша, адекватно их оцениваете и вовремя корректируете, ребенок вырастает умеющий себя правильно вести за столом и с хорошим аппетитом.

Вопросы мам

· Если давать малышу кусочки пищи, не подавится ли он?
Еду для крохи не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если вы даете ребенку что- то, от чего он может откусить большой кусок, посадите его на колени и следите за ним: как только малыш откусит большой кусок, вытащите его изо рта. Ребенок постепенно обучается жевать своими пока еще беззубыми челюстями.

· Как быть, если малыш выплевывает даже маленькие кусочки, вместо того чтобы глотать?
Многие дети неделю-две выплевывают все, затем начинают выплевывать кусочки "через один", половину глотают, потом, наконец, начинают глотать все. Проявляйте терпение и не настаивайте. В то же время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

· Как быть с солью, сахаром, специями, содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?
Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Подчеркнем еще раз: сейчас ваша задача - не накормить ребенка другой пищей (что можно сделать и детским питанием), а продолжить процесс адаптации его желудочно-кишечного тракта к другой еде. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые объемы пищи, то уже будет вполне способен со всем этим справляться.

· Нужна ли дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?
Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем он начинает обычно после года. Обычно ребенок интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему немного питья в кружечку.

· Если ребенку почти 5 месяцев, он интересуется любой едой и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?
Любознательному малышу очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что в неполные 5 месяцев ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени опасно. Ваша задача - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Проще говоря, уносите малыша из кухни и не ешьте в его присутствии. Консультанты не раз встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляла нетерпение и в результате ребенок получал срыв в пищеварительной системе.

· Есть ли особенности введения педагогического прикорма, если малыш или его родители - аллергики?
Конечно же, есть. Такому крохе медленнее и осторожнее вводят продукты, начиная с гипоаллергенных; количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: "один шаг вперед, два шага назад". Вы сами должны соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у вас аллергию или любые другие неудобства. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3 дней.

· Как быть с ребенком старше года, не имеющим аппетита?
До года попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Сейчас ест плохо, и только определенные виды баночного питания. Как же приучить ребенка к взрослой пище и повысить его аппетит?
Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс. Перестаньте кормить малыша отдельно. Сажайте его за стол вместе со всеми и не пытайтесь кормить. Сделайте вид, что вам всем безразлично, ест ребенок или нет. Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то - давайте. Положите в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь его, не ругайте и не наказывайте, если ребенок что-то разольет, уберите и покажите, что все едят аккуратно.

Познакомились? Пора и подружиться!

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола - параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6 месяцев и старше связаны со сном. Малыши много сосут при засыпании на дневной и ночной сон, прикладываются к груди при пробуждении от дневного сна и утром, а также сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этот период малыши часто предпочитают запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах при условии, что его грудное вскармливание правильно организовано, а мамочка не испытывает недостатка в питательных веществах.

Фруктовый сад

Очень часто на консультациях по прикорму задают такие вопросы:

· Какой оптимальный интервал между приемами пищи?

· Допустимы ли перекусы?

· Нужен ли режим питания?

· Как часто предлагать прикорм малышу?

· Как часто кормящей маме нужно кушать?

Попробую ответить с точки зрения естественного прикорма.

Я вспоминаю мое детство, когда я со своими родителями и многочисленными родственниками гостила летом в деревне. Весь быт там был организован как-то правильно, естественно. Ни у кого не возникало ни каких вопросов, возражений, споров по этому поводу. Наверное, не случайно? Иногда бывало, что собирается родственники 20-25 человек – от мала до велика, от 0 до 80 лет.

Став консультантом, я невольно стало вспоминать, анализировать происходившее много-много лет назад, делать выводы. Всё это мне очень помогает в работе с мамами, в воспитании собственных детей, в создании уютного домашнего очага.

Как все было.

Вся семья собиралась за общим столом 3 раза в день.

Завтракать садились в 9 часов утра. Кто-то уже к этому времени успел за грибами в лес сходить, кто-то на покосе поработать, скотина отогнана в луга, живность домашняя накормлена и напоена. Приносят огромную стопку пышных горячих блинов! Собрались все-все. Все дела отложены. Опоздавших, конечно же, не бывает. Вся трапеза длится 15-20 минут. Настроение у всех за столом всегда отличное: улыбаются, балагурят, прогнозируют погоду, строят планы на день. Но… только взрослые. Дети в основном помалкивают и на ус мотают услышанные разговоры, могут кивнуть своей маме на ее вопрос: «Добавки?»

Я вспоминаю эти обычные, простые застолья как самые яркие и счастливые мгновения своей жизни. Слышала, что слово «еда» родственно словам «единство», «объединение».

Обед был всегда в 3 часа по полудни. К этому времени все возвращаются из леса, если ходили по грибы и по ягоды, или с поля, если была там работа. Овощи, сало, грибы, зелень, чесночок на закуску. Потом кушают горячее – щи или лапшу – деревянными (!) ложками, чтобы не обжечься. Металлические ложки никто не хотел брать, если только других не осталось… Следом всегда каша – прямо из печи, с маслом! Любая каша, какую ни возьми, была божественно вкусной. Ели кашу из общей миски. Не знаешь, кто сколько съел. Одно несомненно, что обделенных не было, да и просьбы «доедай, у тебя всё остыло!» просто не существовало!

Через час-полтора растапливали самовар и устраивали чаепитие. Заваривали обычно растения, собранные на лугу. Привычный для городских людей черный чай считали «второсортным», он казался невкусным почему-то.

Ужинали в 9 часов вечера. Все дела сделаны, стадо пришло, куры на насестях. Вечерняя зорька снова собирает всех за одним столом. Обсуждают прошедший день, планируется работа на утро. После ужина сразу не расходятся: пожилые предаются рассказам о былом или вдруг затянут песню. Малышей уносят спать, женщины домывают посуду. Завтра новый день!

Посмотрев на этот режим, мы видим: 5-6 часов бывает перерыв в еде. Разве это не много? Даже для взрослого человека это многовато, что уж говорить о малышах до 3 лет. Все дело здесь в том, что был замечательный фруктовый сад возле дома. Ты входишь, а там всё, что душе твоей угодно: смородина, слива, крыжовник, вишня, малина. Кое-где уже поспевают яблоки, груши. Любой в этом саду что-нибудь для себя найдет по аппетиту. Не помню, чтобы между приемами пищи кто-то приходил на кухню просить еды. Считалось как-то неприлично, невежливо. Но было обычным делом, если ты сидишь и жуешь яблоко или, набрав в саду или в лесу малины, угощаешь всех.

А что можем сделать мы?

Вот именно такой «фруктовый сад» я рекомендую организовывать, имитировать у себя в городской квартире в виде вазы с фруктами. Такие витаминные «перекусы» будут полезны не только для малыша, но и для мамы, особенно кормящей. Во время беременности у большинства женщин устанавливается ритм еды «часто, но понемногу». Рекомендую придерживаться этого принципа и в дальнейшем.

Ваш малыш-грудничок тоже привык благодаря грудному вскармливанию кушать часто и по чуть-чуть. Примерно через 2-2,5 часа он может начать беспокоиться или начинает искать сисю, чтобы уйти от дискомфорта через сосание груди. Можно после 8-10 месяцев пробовать переключать его на «что-нибудь пожевать» под присмотром мамы и вместе с ней. Не забывайте, что желудок вашего ребенка равен по размеру кулачку, но никак не стакану в 200 мл. Падает уровень глюкозы в крови примерно через 3 часа после еды. Даже взрослые люди это чувствуют. Конечно, сложно раскидывать «скатерть-самобранку» на каждый писк малыша. Используйте принцип «фруктового сада» во время введения прикорма. Польза будет для вас обоих.

Введение прикорма кажется на первый взгляд нелегкой наукой, но если идти по пути естественности, то ваш малыш начнет есть обычную пищу так же просто и легко, как дети начинают ползать и ходить. Просто дайте ему такую возможность и будьте рядом!

Когда настанет час Х?

Как определить, когда начать давать своему ребенку твердую пищу? - этот вопрос рано или поздно задают все родители сами себе или специалистам.
Вы можете услышать такие ответы:

· Когда исполнится 4 (5 или 6) месяцев;

· Когда появится первый зуб;

· Когда хорошо сидит;

· Когда перестанет давиться;

· Когда хорошо держит ложку;

· Когда мало прибавил в весе – не хватает еды из груди;

· Когда начинает смотреть в рот;

· Когда вес с рождения увеличился в два раза;

· Когда самостоятельно держит голову и поворачивает ею из стороны в сторону;

· Когда просит кушать после обычных кормлений грудным молоком.


На самом деле признаков готовности ребенка к прикорму всего два:
1. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша;
2. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка;

Когда эти факторы совпадают во времени, ребенок готов к прикорму!

В первые месяцы жизни у детей имеется рефлекс выталкивания корня языка, который заставляет язык автоматически выводить наружу все посторонние кусочки и предметы. В возрасте около 5-6 месяцев этот рефлекс ослабевает. Есть младенцы, которые достаточно долго давятся твердой пищей. У них при попадании в рот маленьких кусочков возникают позывы к рвоте, кашель. Однако не нужно сильно пугаться и переживать, что именно у вашего малыша не получается, а все вокруг уже едят за обе щеки. У каждого ребенка свой темп развития и сроки созревания систем организма. Подавляющее большинство детей к 9 месяцам научаются проглатывать мелкие кусочки твердой пищи, перестают давиться и хорошо координируют движения языка и глотание.

Чтобы малыш научился есть

Родители, давайте ребенку возможность приобрести эти навыки – с каждой новой попыткой у малыша будет получаться все лучше и лучше. Для этого предлагайте новую пищу не только в виде пюре, но и мелкими кусочками (размером с зернышко риса или горошинку). Конечно, это должно происходить под присмотром родителей, с поддержкой и верой, что всё получится правильно. Любящие родители готовы прийти на помощь в критический момент: постучать легонько по спинке, вытащить пальцем из рта кусочек, дать грудь, поцеловать.

Незрелый кишечник не может справиться с разнообразными продуктами питания до 5(а у некоторых деток и до 7) месяцев. Именно к этому возрасту в кишечнике появляется множество пищеварительных ферментов (энзимов). Резкое учащение стула (до 5-7 раз в день) или его длительное отсутствие (более 3-х суток) на начальном этапе прикорма – это косвенные признаки неготовности ЖКТ ребенка к введению новой пищи. Большие для данного возраста количества новой пищи тоже могут стать причиной проблем со стулом у малышей, хотя сроки начала прикорма правильные.

Если такая ситуация все же возникла, рекомендуется на несколько дней (от трех до семи) прекратить прикорм для восстановления баланса в ЖКТ и нормализации частоты стула (нормы могут варьироваться в пределах от 2-3 раз в сутки до 1 раза в один-два дня).

Возникновение аллергических р<

Наши рекомендации