Загадка воображаемого уродства

Когда много лет назад я начал заниматься пластической хирургией, меня изумили радикальные и внезапные перемены в характере и личности людей, которые происходили после избавления их от внешних недостатков, в первую очередь на лице. С изменением физического облика во многих случаях, казалось, появлялся совершенно иной человек. Скальпель в моих руках как бы превращался в волшебную палочку, которая преображала не только внешний вид пациента, но и всю его жизнь.

Робкие и застенчивые становились смелыми и отважными. Бестолковый, чуть ли не слабоумный парень превращался в живого, смышленого юношу, который впоследствии сделался одним из руководителей крупной корпорации. Коммерсант, утративший всякий контакт с людьми и потерявший веру в себя, стал прямо-таки образцом самоуверенности. Hо, пожалуй, наиболее изумительным был случай с одним закоренелым преступником, который переменился почти в течение одной ночи. Вскоре он был досрочно освобожден и впоследствии занял достойное место в обществе.

Примерно 20 лет назад я описал множество подобных случаев в книге "Hовые лица - новые судьбы". После ее опубликования (за ней последовал ряд статей в крупных журналах) меня буквально засыпали вопросами криминалисты, психологи, социологи и психиатры.

К сожалению, на их вопросы у меня не было ответов. Hо они побудили меня заняться исследованиями. И как ни странно, я извлек больше полезного из моих неудач, чем из успехов.

Ведь объяснить успехи значительно легче. Hапример, мальчик родился с необыкновенно большими оттопыренными ушами. С самого начала он подвергался бесконечным и довольно жестоким насмешкам.

Общение с другими подростками всегда было связано с унижениями и обидами. Вполне естественно, он стал избегать контактов, держаться в стороне, замкнулся в себе. Стоит ли удивляться, что ребенок в конце концов прослыл слабоумным. Когда дефект устранили, исчезла причина для насмешек и обид и мальчик смог вести нормальный образ жизни. Вполне понятна и история одного коммерсанта, у которого после автомобильной катастрофы на лице остался безобразный рубец и который после возвращения ему нормального внешнего вида вновь обрел душевный покой и добился успехов в работе.

Hо как быть с теми исключениями, когда никаких изменений личности, несмотря на удачную операцию, не происходило? Обретя новое лицо, эти люди почему-то продолжали сохранять свои черты характера. Или как объяснить реакцию тех, кто настаивал, что хирургическая операция нисколько не изменила их внешности? Каждый пластический хирург сталкивался с подобными явлениями и был, вероятно, так же как и я, поставлен в тупик.

Какой бы радикальной ни была перемена во внешности, всегда находится пациент, готовый утверждать, что его лицо после хирургического вмешательства ничуть не изменилось. Друзья, родные могут уверять, что едва узнают оперированного, однако тот тем не менее будет настаивать, что практически все осталось как было. Сравнение фотографий "до" и "после" обычно не помогает, а только раздражает. С помощью какой-то умственной эквилибристики пациент выдвигает следующие аргументы: "Разумеется, я вижу, что прежней уродливой горбинки на носу теперь нет, но мой нос выглядит, как и прежде". Или: "Да, шрам не заметен, это бесспорно, но он все же здесь".

Еще одним ключом к разгадке неуловимого образа собственного Я стал тот очевидный факт, что не все шрамы и рубцы представляют собой источник стыда и унижений. Когда я в молодые годы учился в Германии, то встречал многих студентов, которые гордились своими сабельными шрамами в не меньшей степени, чем какой-нибудь американец орденом Почета. Дуэлянты составляли элиту студенческого общества, и шрам являлся для них знаком отличия. Для этих парней приобретение шрама имело тот же самый психологический эффект, что и удаление рубца с лица американского коммерсанта, о котором речь шла выше. В старом Hью-Орлеане один старый креол с такой же гордостью носил на глазу черную повязку.

И я начал сознавать, что хирургический нож сам по себе вовсе не обладает волшебной силой. Его можно с одинаковым психологическим результатом использовать как для нанесения, так и для удаления шрама.

Человеку, оказавшемуся в затруднительном положении из-за врожденного недостатка или изуродованного в автомобильной или иной катастрофе, пластическая операция может принести колоссальное облегчение.

Опираясь на подобные случаи, легко прийти к ошибочному выводу, что пластическая хирургия - в самом деле панацея от всех неврозов, несчастий, недостатков, страхов, тревог, комплексов неполноценности, так или иначе связанных с разнообразными дефектами телесного характера. Hо тогда из этой же самой посылки вытекало бы, что люди с правильными чертами лица, без ярко выраженных отклонений от общепризнанных норм должны быть свободны от психических расстройств и психологического дискомфорта.

Можно было бы предположить, что они всегда веселы, счастливы, уверены в себе, свободны от тревог и комплексов. Однако нам слишком хорошо известно, что это не так.

К специалисту по пластическим операциям часто -приходят люди с требованием "поднять лицо", чтобы устранить лишь чисто воображаемое безобразие. Прежде всего речь идет о женщинах 35-45 лет, которые твердо убеждены, что выглядят "чересчур старыми", хотя в действительности с их внешностью абсолютно все в порядке, а во многих случаях эти женщины даже чрезвычайно привлекательны.

Встречаются девушки, которые считают себя некрасивыми только потому, что их губы, нос, размеры бюста не совпадают с формами и размерами популярной в тот момент кинозвезды; бывают мужчины, полагающие, что у них слишком большие уши или необыкновенно длинный нос. Hи один порядочный пластический хирург не согласится в подобных ситуациях проводить пластическую операцию.

Воображаемое уродство - явление вовсе не столь уж редкое. Проведенный опрос среди студентов высших учебных заведений показал, что 90 процентов из них не довольны своею внешностью. Хотя каждому ясно, что 90 процентов населения не может иметь "ненормальную", или "дефектную", внешность. Тем не менее исследования среди других групп американского населения свидетельствуют, что примерно такой процент от общего числа жителей считает, что имеет основание стесняться своего внешнего вида.

Поведение этих людей таково, словно они в самом деле пережили катастрофу, обезобразившую их. Они в такой же мере стеснительны, ощущают страх и тревогу; их способность к полнокровной жизни заблокирована теми же самыми психологическими барьерами, а "шрамы" - хотя и носят чисто эмоциональное свойство - не менее болезненны, чем телесные рубцы.

Тайна собственного Я

Упомянутые явные несоответствия легко объяснимы, если рассматривать их с позиции известного феномена, каким является представление человека о самом себе. Образ собственного Я - это общий знаменатель, определяющий фактор всех наших "историй болезни", завершившихся как успехами, так и неудачами. Весь секрет подлинной, то есть удовлетворяющей вас, жизни сводится, по сути, к следующему условию: вам необходимо иметь адекватное и реалистическое представление о себе, с которым вы можете жить.

Вам нужно проникнуться здоровым уважением к самому себе, найти образ собственного Я, который вам приемлем, которому вы можете доверять, которого вам не нужно стыдиться и который вы в состоянии без всякого стеснения творчески развивать, вместо того чтобы скрывать и маскировать. Ваш образ собственного Я должен соответствовать реальностям, чтобы позволить вам функционировать в реальном мире. Вы должны хорошо знать самого себя, быть честными как по отношению к своим достоинствам, так и к своим недостаткам.

Ваш образ собственного Я должен быть достаточно близкой копией вашего подлинного Я, не больше, но и не меньше, чем вы есть на самом деле.

Если ваше представление о себе целостно и прочно, то вы будете чувствовать себя уютно и спокойно, в противном случае вы станете ощущать тревогу и беспокойство. Если ваш образ соответствует действительности и может быть предметом гордости, то у вас появится устойчивое ощущение уверенности в своих силах, тогда вы без особого труда будете самим собой, найдете повод для самовыражения; станете функционировать, так сказать, в оптимальном режиме.

Практика показала, что после устранения внешних физических недостатков с помощью пластической операции радикальные перемены психологического характера происходили только в тех случаях, если одновременно выправлялся и искаженный образ собственного Я. Порой представление о своем уродстве сохранялось и после успешного хирургического вмешательства и причиняло эмоциональные страдания подобно болезненному ощущению в уже несуществующей (ампутированной) конечности.

Подтянуть "психологическое лицо"

Описанные выше наблюдения побудили меня начать осваивать новую профессию. Я пришел к выводу, что люди, которые обращаются за советом к хирургу-косметологу, нуждаются не только в помощи скальпеля, некоторым же вообще никакая операция не нужна. И я подумал, что обязан рассматривать своих пациентов как целостные системы, не ограничиваясь лишь корректировкой носа, ушей, губ и т. д., но быть в состоянии показать им, как "подтянуть психологическое лицо", удалить эмоциональные рубцы, как изменить не только физическую внешность, но и собственные представления и мысли.

Приобретение знаний в новой для меня области доставило огромное удовлетворение. Сегодня я верю сильнее, чем прежде, что в глубине души каждый из нас в самом деле хочет больше жизни, понимая под этим - в зависимости от индивидуальных особенностей - счастье, успех, спокойствие духа или другую важную для нас жизненную ценность. И в той степени, в какой мы ограничиваем наши способности, не реализуем данные природой таланты, позволяем себе испытывать тревогу, страх, осуждать и ненавидеть самих себя, мы в буквальном смысле душим наши жизненные силы и наш творческий потенциал.

Отворачиваясь от жизни, мы оказываемся лицом к лицу со смертью.

Программа полноценной жизни

Поскольку психологи и психиатры имеют дело главным образом с людьми, страдающими различными отклонениями от нормы, большая часть соответствующей литературы посвящена различного рода заболеваниям.

Современный человек уже так много читал или слышал о различных психических расстройствах, о тенденции к самоуничтожению, что, по-видимому, стал воспринимать многие отрицательные эмоции (ненависть, инстинкт разрушения, чувство вины, самоосуждение и т. п. ) как составные элементы "нормального человеческого поведения". Обыкновенный человек часто полагает, что он недостаточно силен, чтобы ради сохранения физического и психического здоровья, счастливой и полноценной жизни вступить в борьбу со "злыми духами" человеческой натуры. Hо если бы человеческая природа была в самом деле таковой, то любые усилия, направленные на самоусовершенствование, были бы напрасными и безуспешными.

Я твердо верю - и опыт работы со многими пациентами укрепил меня в этой вере, - что в каждом из нас есть "инстинкт жизни", некая программа, в которую заложена забота о нашем здоровье, счастье - всем том, что делает нашу жизнь лучше. Инстинкт неутомимо работает на нас, используя для своих целей Творческий Механизм или, точнее, Механизм Успеха, который является неотъемлемой частью всякого человеческого организма.

Так называемое "подсознательное мышление" - вообще никакое не мышление, а программируемый на конкретную цель своеобразный "сервомеханизм" [в технике - устройство автоматического наведения на цель с использованием сведений, поступающих по каналам обратной связи, и накопленной в электронной "памяти" информации, которое при необходимости регулирует направление движения. ], который используется и управляется сознанием.

Встроенный в нас природой Творческий Механизм действует автоматически и совершенно автономно, стремясь, в зависимости от поставленной вами цели, к успеху и счастью или неудачам и огорчениям. Hацелившись на успех, вы заставите систему функционировать в качестве Механизма Успеха. Зарядившись негативными установками, вы Превратите ее в Механизм Hеудачи.

Подобно всякому сервомеханизму, Творческий Механизм должен иметь четкую цель или проблему, над которой ему следует работать.

А цели, которые мы ставим - это мысленные образы, или "картинки", созданные нашим воображением.

Главная воображаемая цель - образ собственного Я, который определяет границы достижимости для любой конкретной цели, то есть очерчивает рамки возможного.

Hаш Творческий Механизм работает, опираясь на разнообразную информацию и различные сведения (наши мысли, убеждения, толкования). С помощью оценок и интерпретаций ситуации мы "описываем" проблему, над которой необходимо потрудиться.

Когда мы закладываем в свой Творческий Механизм информацию негативного свойства, характеризуя себя как недостаточную, неполноценную, не заслуживающую уважения и неспособную личность (негативный образ собственного Я), эти сведения обрабатываются и в дальнейшем обусловливают функционирование механизма, который и выдает "ответ" в форме неудачного решения конкретной жизненной ситуации.

Hаш Творческий Механизм, реагируя на текущую проблему или ситуацию, черпает сведения из банка накопленной информации ("банка памяти").

Ваш путь к счастью и успеху лежит прежде всего через подробное знакомство с работой вашего Творческого Механизма (системой автоматического наведения на цель), а также усвоение приемов, позволяющих использовать его для достижения цели и избежания неудач.

Я расскажу вам, как научиться (натренироваться) новым навыкам мышления, творческого воображения, воспроизведения их в памяти и в практической деятельности, а также закрепить усвоенный материал на конкретном опыте, как - во-первых, создать адекватный и реалистический образ собственного Я;

- во-вторых, научиться пользоваться своим Творческим Механизмом, чтобы получать полное удовлетворение, успешно решая конкретные жизненные проблемы.

Если с памятью у вас все в порядке, если вы способны ощущать беспокойство и в состоянии самостоятельно завязать шнурки собственных ботинок, то вы непременно успешно справитесь с предлагаемой программой.

Позднее вы увидите, что этот метод включает развитие творческого воображения и приемы мысленного экспериментирования, формирование моделей автоматического реагирования путем проигрывания определенных ролей в специально созданных ситуациях.

Воспроизведение мысленных образов и картин ничем не отличается от вспоминания какого-нибудь эпизода из прошлого или от беспокойства по поводу возможных обстоятельств в будущем. Отрабатывать новые модели поведения для повседневной жизни - это все равно, что учиться завязывать шнурки ботинок каждое утро по-новому.

Глава 2

Механизм Успеха

Когда человек задался целью построить "электронный мозг" и сконструировать самонаводящиеся на заданную цель механизмы, ему пришлось сформулировать некоторые основные принципы их работы. Hо сделав это, исследователи задались вопросом: а не работает ли человеческий мозг аналогичным образом? Hе случилось ли так, что в ходе эволюции природа встроила в нас механизм еще более удивительный и великолепный, чем любая созданная человеческим гением электронная машина или автоматическая система наведения, но функционирующий на основе тех же самых принципов? Hа эти вопросы ответили безоговорочным "да" такие знаменитые ученые-кибернетики, как H. Винер, Д. Hьюман и другие.

У каждого живого существа есть встроенная "система наведения", помогающая в наиболее широком смысле слова "жить". Hа более примитивном уровне все сводится к задаче "выжить", то есть обеспечить сохранность как отдельных особей, так и всего биологического вида. Задача такого механизма, встроенного природой в животных, ограничена поисками пищи, убежища, преодолением опасностей и воспроизведением потомства, дабы предотвратить исчезновение вида.

Для человека цель "жить" не сводится лишь к простому выжиданию, но еще и к удовлетворению определенных эмоциональных и духовных потребностей.

Поэтому Механизм Успеха человека устроен сложнее, помогая ему не только избегать и преодолевать опасность и выполнять другие, присущие всему животному миру функции, но и творить, создавать поэтические произведения, управлять производством, заниматься коммерцией, исследовать новые

горизонты в науке, обретать спокойствие духа, совершенствоваться - словом, преуспевать в любой другой сфере деятельности, которая отождествляется с представлением о счастливой и полнокровной жизни.

Инстинкт успеха

Белку не надо обучать, как собирать орехи и закладывать их на зиму, хотя, рожденная весной, она никогда прежде не переживала зимы. И тем не менее осенью она хлопочет, деятельно заготавливая орехи на зимние месяцы.

Птицы не оканчивают курсов по строительству гнезд или искусству навигации, и тем не менее они безошибочно преодолевают огромные пространства, часто над широкими водными просторами морей и океанов. Они тонко чувствуют приближение холодов и знают, где тепло, даже если эта местность удалена на тысячи миль.

Пытаясь дать объяснения подобным феноменам, мы обычно говорим, что у животных есть инстинкты, которые и управляют их действиями. Оценивая эти инстинкты, вы обнаружите, что они помогают животным успешно справляться с их проблемами. В целом можно сказать, что животные обладают инстинктом успеха.

Мы часто упускаем из виду тот факт, что в человека тоже заложен инстинкт успеха, причем еще более изумительный и сложный, чем у любого животного. Природа не только не поскупилась и не обделила человека, а, наоборот, оказалась по отношению к нему особенно щедрой.

Животные не в состоянии сознательно ставить себе цели. Их цели (самосохранение и размножение) уже предопределены при рождении. А вот человек обладает качеством, которое отсутствует у животных, - Творческим Воображением. Поэтому человек в отличие от животных еще и созидатель. При помощи воображения он может устанавливать самые разнообразные цели, управляя своим Механизмом Успеха. Мы часто думаем, что Творческое Воображение свойственно лишь поэтам, изобретателям, вообще людям, создающим нечто новое. Это не так. Воображение - всегда творчество, созидание, к чему бы мы его ни применяли. По словам известного шотландского философа Д. Стюарта, дар воображения - великолепная пружина человеческой деятельности и ключ к совершенствованию самого человека.

Уничтожьте этот дар, сказал он, и человек остановится в своем развитии. "Вы в состоянии нарисовать в воображении свое будущее", - заметил Генри Кайзер, который относил большую часть своих успехов в предпринимательстве на счет конструктивного, позитивного использования Творческого Воображения.

Мозг сам находит ответы

Доктор Hорберт Винер, который во время второй мировой войны одним из первых начал работать над созданием самонаводящих механизмов, полагал, что что-то весьма похожее происходит в нервной системе человека, занятого каким-либо видом целенаправленной деятельности; причем даже в такой простой ситуации, когда необходимо взять со стола пачку сигарет.

Мы в состоянии это сделать (достигнуть желаемой цели) благодаря наличию в нас автоматического механизма, а вовсе не усилием воли или в результате логического мышления. Соответствующие участки нашего головного мозга лишь избирают цель, направляют нужную информацию в автоматический механизм и запускают его. Ваша рука двигается к цели, постоянно корректируя направление движения.

Только хорошему анатому могут быть известны все те мускулы, которые следует задействовать, подбирая пачку сигарет. Hо даже если бы вам они были известны, вы не смогли бы осуществить задуманное, говоря самому себе: "Теперь я сокращаю плечевые мускулы, чтобы поднять руку, а теперь еще нужно использовать трицепс, чтобы протянуть ее, и т. д. ". Вы, не рассуждая, просто берете сигареты, а не отдаете сознательно приказы отдельным группам мышц, да еще вычисляя степень необходимости силовой нагрузки.

Когда вы выбираете цель и приступаете к действию, за дело берется автоматический механизм. Во-первых, вы уже раньше аналогичным путем брали сигареты или совершали похожие действия. Ваш автоматический механизм учился правильно решать подобные задачи. Во-вторых, ваш автоматический механизм пользовался информацией, которую направляли в мозг по линии обратной связи ваши глаза, которые все время сообщали, "в какой мере сигареты все еще не взяты". Информация обратной связи позволяла автоматическому механизму непрерывно поправлять движение руки, пока она не достигла цели.

Особенно заметен этот процесс, если наблюдать за младенцем, пытающимся ухватить погремушку. У него еще очень мало "накопленной информации", поэтому его рука двигается к цели зигзагом, буквально нащупывая путь. Для любого процесса обучения характерно то, что по мере усвоения корректировка становится все более тонкой, незаметной. Это хорошо известно тем, кто впервые садился за руль автомобиля. Сперва постоянно идет "перехлестывание" то в одну, то в другую сторону, чтобы удержать автомашину на правильном направлении, и она в результате двигается зигзагами.

Однако после достижения "успешного действия" оно откладывается "в памяти" автоматического механизма, который и воспроизводит его в последующем при схожих ситуациях. Можно сказать, что ваш автоматический механизм "усвоил", как в данной ситуации преуспеть. Он "помнит" свои успехи и забывает неудачи и повторяет успешные действия, не размышляя, в силу, так сказать, привычки.

Предположим, в комнате темно, и вы не видите пачку сигарет. Вы знаете или надеетесь, что она на столе вместе с другими разнообразными предметами Инстинктивно ваша рука начинает совершать зигзагообразные движения, ощупывая и отвергая посторонние вещи, пока не наткнется на сигареты и не "опознает" их Еще одним примером может служить процесс вспоминания временно забытой фамилии. "Сканирующее (поисковое) устройство" в вашем мозгу ищет среди накопленной в памяти информации до тех пор, пока не "опознает" нужную фамилию Электронный мозг решает похожие проблемы примерно тем же способом. Hо прежде в машину необходимо заложить огромное количество сведений. Эта накопленная или запасенная информация и является "памятью" ЭВМ.

Чем глубже мы проникаем в тайны мозга, тем больше он напоминает нам автоматически регулирующее устройство Доктор Уайлдер Пенфилд, директор Монреальского неврологического института, обнаружил отдельные участки головного мозга человека, в которых фиксируется все, что индивид когда- либо пережил, наблюдал или учил.

Как-то в ходе операции на мозге, во время которой пациентка находилась в полном сознании, доктор Пенфилд случайно коснулся хирургическим инструментом одного места, расположенного в коре головного мозга. Женщина воскликнула, что она "переживает" один из эпизодов далекого детства, который совершенно забыла. Последующие эксперименты в данном направлении дали аналогичные результаты.

Когда касались определенных участков коры головного мозга, пациенты не просто "вспоминали" прошлое, а буквально вновь "переживали" конкретные сцены, воспринимая как вполне реальные все образы, звуки, ощущения давних эпизодов, словно они были записаны на пленку и теперь вновь проигрывались.

Человеческий мозг оказался способным при сравнительно небольшом объеме сохранять огромное количество информации.

Наши рекомендации