Роль ЦНС в организации двигательной деятельности. Двигательный навык, фазы его формирования.
Координированная деятельность ЦНС - согласованная работа нейронов центральной нервной системы основанная на их взаимодействии между собой.
Координированная деятельность центральной нервной системы основывается на нескольких принципах. Рассмотрим принцип реципрокности (сопряжения) значение которого заключается в том, что обеспечивается двигательные реакции, осуществляются взаимодействия между центрами противоположных рефлексов.
Принцип реципрокности (сопряжения) - в центральной нервной системе существует взаимосвязь между центрами противоположных рефлексов. Механизм: при возбуждении афферентных нейронов импульсы поступают в центральную нервную систему, там возникают несколько разветвлений: вызывает возбуждение центра мышц сгибателей; образует синапс на тормозной клетке, а она образует синапс на центре мышц разгибателей; идет на симметричную сторону и вызывает противоположные изменения. В результате - повышается тонус мышц сгибателей на стороне раздражения, там же снижается тонус мышц разгибателей, как следствие - сгибание конечности. На противоположной стороне - разгибательный рефлекс. Наблюдается сопряжение между центрами сгибания и разгибания. При возбуждении одного центра центр противоположного рефлекса тормозится. Одновременно наблюдается сопряжение между нервными центрами обеих сторон.
Координированная деятельность центральной нервной системы обеспечивает взаимосвязь в работе нервных центров, за счет этого обеспечивается точное выполнение сложных рефлекторных функций.
Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не что иное, как освоенное умение решать тот или иной вид двигательных задач.
Выделенные А. Н. Крестовниковым фазы формирования двигательного навыка — объединение отдельных частей в целостное действие, устранение «лишних» движений и, наконец, совершенствование навыка — носят условный характер. В принципе любой вид человеческой деятельности осуществляется через создание целостного действия, его закрепление и последующее совершенствование.
В соответствии с представлениями Н. В. Зимкина, первая стадия двигательного навыка характеризуется иррадиацией нервного процесса с генерализованным внешним ответом. Вторая фаза связана с концентрацией возбуждения, с улучшением координации и формированием стереотипных движений. Третья стадия завершает формирование автоматизма и стабилизацию двигательных актов.
Элемент условности в подобном подходе связан прежде всего с выделением в самостоятельные фазы характера протекания нервного процесса.
Экзаменационный билет № 8
Влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние организма.
При выполнении дыхательных упражнений, стимулируется деятельность большинства органов. Мышцы диафрагмы и брюшные мышцы находятся под волевым влиянием человека, поскольку содержат произвольные мышцы. При выполнении дыхательных упражнений увеличивается вертикальное давление диафрагмы, усиливается сокращение брюшных мышц. Таким образом, достигается стимуляция деятельности внутренних органов брюшной полости.
При выполнении дыхательных упражнений достигается эффект:
1. Стимулируется деятельность печени, желудка, кишечника, усиливается выработка ферментов пищеварительной системы, улучшается усвоение питательных веществ их принимаемой пищи.
2. Улучшается ритмика кишечника, что препятствует возникновению запоров.
3. Происходит усиление «впитываемости» питательных веществ капиллярами брюшной полости.
4. Усиливается удаление продуктов жизнедеятельности и переработка избыточного жира в организме.
5. Улучшается деятельность почек и усвоение жидкостей.