Обследование детей с недоразвитием фонетико-фонематической системы речи.
Необходимо для отбора детей в группы для коррекции нарушений. По психолого-педагогической классификации это 1 группа-нарушение средств общения(внутреннее оформление ФФН, ОНР, ЛГ, ФНР); 1 – ФФНР – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Обследование проводят:
1.Анкетные данные: ФИО, дата рождения, дата обследование, возраст, домашний адрес, тел, из какого детского образовательного учреждения прибыл, дата поступления в логопедическую группу, диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии.
2.Сведения о родителях: мать, отец: ФИО, профессия, образование, место работы. Жалобы родителей (особенности поведения реб, необычные, с точки зрения родителей, поступки, нарушения речи, в общении, трудности в обучении: в д\с или в школе, влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в д\с или на успешность обучения в школе, трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми). Наследственные заб-я (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родит.и родственников).
3.Общий анамнез: от какой беременности реб. Хаар-р беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заб-я. Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные. Особенности раннего развития: держит голову, сидит, к 1 году зубов. Перенесенные заб-я: до 1г, от1 и до 3-х лет. Соматические заб-я.
4.Данные о развитии речи: Характер звукового лепета (в норме 4-5мес), хар-р слогового лепета (в норме у реб в 8-9мес), время появления слов (в норме к году), время появления фразовой речи (в норме в период от 1г 10мес до 2лет, во фразе появляется глагол; с 1г8мес возникает описательная речь, реб рассказывает о прошлых событиях, к 1г 11мес речь детей особенно активна в играх, в 2года реб умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов), какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего артикуляторно сложные (С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р), особенности понимания речи окружающих (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).
5.Логопедическое обследование: состояние звукопроизношения – определение хар-ра нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:
-изолированно – по подражанию логопеда;
-в открытых, закрытых слогах, со стечением;
-в словах: односложных, двусложных, трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;
-во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
-в связной речи – потешках, стихотворениях, в текстах.
6.Особенности динамической стороны речи – необходимо отметить следующее: -темп: нормальный, ускоренный, замедленный; -ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи; -интонация (употребление основных видов интонации): повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить ребенку прочитать стихотворение или повторить за логопедом фразы, сказанные с разной интонацией.
7.Анатомическое строение артикуляторного аппарата - отмечается наличие и хар-р отклонений в строении: -губ: толстые, тонкие, укороченная в\губа, неполное смыкание губ; -челюстей: прогения, прогнатия; -прикуса: открытый передний, открытый боковой; -зубов: мелкие, излишне крупные пердние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др., -языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка; -неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, готическое, куполообразное, укороченное м\небо, раздвоение маленького язычка.
Отклонение в строении артикуляторного аппарата выявляется визуально.
8.Состояние общей моторики - какая переключаемость, координация и точность. На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений – несвоевременная, задержанная, появление сопутствующих движений, нарушения координации – движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства.
9.Состояние пальчиковой моторики – для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания: -положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы, сдвинуть их вместе. Повторить 5-6раз. –поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные и т.д. Повторить 5-6раз.
10.Состояние мимической моторики – следующие задания: -поднять брови вверх- опустить; нахмурить брови- покой; закрыть глаза-открыть; прищуриться; надуть щеки-покой; отразить на лице мимические позы: радость, печаль, подозрительность, удивление, гнев; -по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.
По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна, амимичность, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек).
11.Состояние орального праксиса – кинестетическая основа речи: способность выполнения отдельных артикуляторных движений Предлагаются задания: для губ – вытянуть вперед-покой, оскал-покой, круговое движение губ хоботком, поднять вверх в\губу, опустить вниз н\губу. Для языка – показать широкий язык, узкий язык, локательные движения языком, пощелкать языком присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка. Для н\челюсти – рот широко открыть-закрыть.
Кинетическая основа речи: способность выполнения серии артикуляционных движений. Задания: для губ: вытянуть губы вперед, улыбнуться, покой; поднять в\губу-опустить вниз н\губу-опустить вниз в\губу, поднять вверх нижнюю губу. Для языка: открыть рот-показать широкий язык-поднять его на в\губу-опустить на н\губу-убрать в рот-закрыть рот; открыть рот-показать узкий язык-коснуться узким языком правого, левого углов рта-убрать язык в рот-закрыть рот; открыть рот-показать попеременно широкий- узкий язык. и т.д. Для н\челюсти: осторожно подвигать н\челюстью вправо-влево. Для м\неба: открыть рот-положить язык на н\губу-покашлять с открытым ртом и с языком на губе. Визуально мышцы м\неба сокращаются и приподнимают его.
По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный, неполный, нарушен), точность выполнения (сохранна, нарушена), тонус (сохранен, нарушен), темп движений (Нормальный, замедленный, ускоренный), синкенезии (есть, нет).
12.Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функции – выписать из медицинской карты данные о состоянии биологического слуха или направить реб на консультацию к врачу-оториноларингологу.
Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа «возьми куклу», «собери пирамидку». При обследовании состояния дыхательной и голосовой функции следует отметить: тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5лет на 2-3 слова, для детей 6-7лет на 3-5 слов на выдохе.
13.Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематическихз представлений