Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста

Работа со школьниками имеет свои особенности.

1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью, воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков само­стоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в про­цессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным про­водить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школь­никами в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложен­ная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дош­кольниками. Изменения в ней связаны лишь с более стар­шим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную актив­ность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выде­ляется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенап­равленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и впроцессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода спо­собствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;

2) расширению и уточнению словарного состава, запаса пред­ставлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и мор­фологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжает­ся работа над звуковой и интонационной стороной речи, реа­лизуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плав­ной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заи­кающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления лого­педической работы: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью; б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа с заикающимися школьниками проводится в их свободное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепление их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализированные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В лагеря направляются дети: после проведенного курса лечения заикания; с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга.

Терентьева – система тренинговых занятий 8-9лет, направлена на развитие коммуникативной деят-ти.

1.формирование межличностного взаимодействия взросл-реб, реб-реб и обучение произвольному построению высказывания на основе деят-ти. Пример: взрослый дает задание – нарисуйте дом, рыбку. Далее реб спрашивают, что нарисовал и т.д. Реб-реб: работа в парах – обсудить и выразительно рассказать стихотворение.

2.межличностное взаимодействие в группе сверстников предполагает составление плана, деятельности и высказывания. Пример: гр детей подготовить к-л сочинение, т.е.составить вместе рассказ, м.б. определены роли – авторы, артисты, режиссеры и т.д.

3. конкурирующее межличностное взаимодействие и спонтанное взаимодействие с аудиторией. Виды: -между представителями одной группы (кто быстрее, кто больше), -между представителями оппозиционно настоеных групп (2команды, какая команда подберет больше слов), -ведение дискуссии со слушателями по содержанию выступления.

Отрабатываются коммуникативные умения. В процессе сложных коммуникаций необходимо:

1)создать зону ослабления напряжения – за счет уважительного отношения к конкуренту

2)найти совпадающие интересы, оценки, переживания

3)принять мнение собеседника и пытаться повлиять на его мнение

Наши рекомендации