Восстановление голоса при хронических ларингитах

Страдающие хроническими ларин­гитами должны направляться на фонопедию независимо от степени голосовой недостаточности. Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. А при изменениях нервно-мышечно­го аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. Следует объяснить, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярно­сти лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением. В период занятий желательно соблюдать охранительный голосовой режим: уменьшить голосовую на­грузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Не следует говорить шепотом, так как при этом возникает большое напряжение мышц голосового аппарата.

Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из пер­воочередных задач — выработка дыхательной опоры, созна­тельного замедления выдоха. Особенностью дыхательной опо­ры является то, что при этом принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, являющиеся антагонистами. Дозированное напряжение и тех и других мышц обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждению голосового аппарата. Дыхательная опора считается не­правильной, если это состояние сопровождается ощущением перенапряжения мышц. Все обучающиеся до начала фонопедии на­правляются в кабинет лечебной физкультуры. Организация фонационного дыхания, нахождение опоры осуществляются на логопедических занятиях. Начинаются они с выполнения диафрагмального дыхания лежа, выдох озвучивается. Предлага­ется лечь на кушетку, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц, имеющих гру­бое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. После того как обучающийся усвоит это упражнение в положении лежа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не ме­нее 2 раз в день продолжительностью 1—2 минуты. Если по­зволяют условия, количество тренировок доводится до 5—6 раз в день.

Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсор­ными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Начинать его следует в области корня языка большим и указательным пальцами, круговыми движения­ми спускать вниз. Продолжительность массажа 2—3 минуты, проводят его 3—4 раза в день.

При хроническом ларингите отмечается постоянное жела­ние откашляться, ощущение першения, обусловленное нару­шением секреторной деятельности слизистой оболочки. При длительных хронических процессах покашливание приобре­тает стойкий, упорный характер. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжа­тыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое на­пряжение. Повторяется прием 2—3 раза. В течение дня к нему можно прибегать до 10—12 раз.

Занятие лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7—10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых уп­ражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Самостоятельные тренировки обучающиеся должны про­водить дробно, не перенапрягая голосовой аппарат. Посколь­ку при хронических ларингитах афония встречается редко, то подготовка к смыканию голосовых складок и произнесе­нию первого полнозвучного м идет значительно быстрее. А с произнесением громкого, звучного м в занятия быстро вво­дятся последующие слоговые упражнения.

Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состо­ит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается. Восстановление, особенно на первых порах, идет как бы волнообразно: то голос заметно улучшается и исчеза­ют все неприятные субъективные ощущения, то опять насту­пает ухудшение. Только систематическая работа по постановке голоса может привести к желаемым результатам.

Наши рекомендации