Нарушения просодической стороны речи.
Речь монотонная, невыразительная, часто бывает затруднена передача основных видов интонаций, у детей заторможенных тембр голоса низкий, голос слабый, тихий, немоделиров-й. У д. гиперактивных голос громкий, крикливый, часто срывается на фальцет. Ритм изменчивый, его нарушения часто объясняются нарушениями речевого дыхания.
Нарушения фонематического восприятия.
Несформированность грам-го строя речи,если диз-я сочетается с ОНР.
Нарушения письменной речи.
Этапы кор-й работы совпадают с теми, к-е выделены при работе всех нарушений звукопроизношения.
Методика коррекционной работы при диз-и носит комплексный хар-р и включает в себя медицинское, психологическое и педагогическое воздействие.
Определённая специфика имеется на каждом этапе.
1 этап.Работа по артикуляции при диз-и нач-ся с массажа мимической и артикуляционной мускулатуры. Характер массажа зависит от сост-я мышечного тонуса (при парезах – стимулирующий, при спастике - расслабляющий, при гиперкинезах – точечный).
Работа по борьбе с саливацией – массаж жевательных мышц. Работа по арт. гимнастике при ст. диз. начинается с активных движений, выпол-х ребенком самостоятельно. На этом этапе большое значение имеет работа по развитию дыхания, сначала - физиологического, затем - речевого. Ведётся работа по формированию функций фонематической системы.
2 этап.Проводится работа по следующим направлениям: - коррекция нарушений артикул. моторики, - выработка произвольных артик-х движений, - развитие дыхательной и голосовой функции.
- коррекция нарушений звукопроизношений. пользуются смешанным способом постановки.
На этом этапе большое внимание уделяется просодическим компонентам речи. Навыки темпа, ритма, интонации, правильная расстановка пауз, ударений.
После постановки звуков отрабатывается автоматизация на материале слогов, слов, предложений и текста. Затем проводится работа по дифференциации звуков на различном речевом материале. Реч-й материал включает автоматизацию + дифференциация. 3 этап. Навыки, сформированные логопедом употребляются в повседневной жизни, в сюжетно-ролевых играх.
Содержание дооперационной и послеоперационной работы при органической открытой ринолалии на почве врождённой расщелины нёба.
В 1844г. Н.И.Пирогов выполнил первую операцию по ушиванию нёба, которую в наше время называют уранопластика. Речь пациента не улучшается.
В 19 веке предпринимаются попытки проводить логопедическую работу и складываются 2 направления:
1. Немецкое силовое направление (Гуцман, Фрёшельс). Разработана классическая гимнастика на дыхание.
В рамках этого направления применялась общая гимнастика тела; дыхательные упражнения; разные виды массажа: ручной, электро, вибро; речевые упражнения; разные типы голосоподачи (фальцетный, низкий голос, акцентированный шёпот). Для подъёма мягкого нёба применялись ручные обтураторы; физиологические процессы (глотание, кашель, рвотные движения); зажим крыльев носа с целью создания внутриротового давления; силовые упражнения (произнесение звуков с ударами кулаками, с напряжением мышц плечевого пояса).
2. Французское щадящее направление (учёные Во, Борель – Мезани).
В основе данного направления - постановка правильного дыхания и голоса, что называется «в маску». Применяются естественные, ненапряжённые упражнения.
В 20 веке была переведена книга М.Зеемана, который разработал систему фониатрического лечения. Он придавал значение ручному массажу, подчёркивая его преимущество перед аппаратурным массажем. Зееман предлагал класть в нос ватные тампоны, ходить весь день, вынимать на ночь, постепенно размер тампона сокращается. Сначала практикуется шёпотная речь, и ставятся глухие звуки, голос низкий и осуществляется постановка гласных и звонких звуков (начинается с П).
У истоков устранения ринолалии был М.Е.Хватцев. Он разработал методику для людей послеоперационного периода. Используется фальцет, физиологические приёмы – глотание, зевание, кашель, имитация рвотных движений, силовые упражнения при постановке начальных звуков (с А); применяется механическая помощь, используются вариативные дыхательные упражнения; применяется поддержка нёба ручным обтуратором.
Он рассчитал последовательность постановки звуков, исходя из степени подъёма мягкого нёба и амплитуды качания мягкого нёба при произношении разных звуков. В тоже время он считал, что какие то звуки у пациентов сохранны, и ставить их не требуется
Следующая методика была московская методика Нелюбовой. В ней имеет место массаж, электростимуляция, физические процессы (глотание, зевание), с помощью упражнений формируется голосодыхательная струя, уделяется внимание слуховому восприятию и развивается различение носового и неносового тембра голоса. В этой методике имеет место постановка артикуляции, а также затормаживание сопутствующих речи мимических движений. Для этого практикуется шёпотное произношение перед зеркалом. Звуки начинают ставить с А, сначала на шёпоте, потом на твёрдой атаке, потом переход к мягкой атаке и особо отрабатываются сочетания с гласным И и согласным Й.
Ленинградский учёный Л.И.Вансовская (1977) предлагает начинать работу со звуков И и Э. При постановке этих гласных переднего ряда воздушная струя сразу фокусируется на кончике языка, а мягкое нёбо больше активируется. Звуки предлагается произносить негромко, с полуулыбкой, напряжением мягкого нёба и глоточных мышц. Далее становятся другие гласные, затем сложные согласные, а потом – смычные.
Методика М.Е.Хватцева как основа современных отечественных методик логопедической работы при органической открытой ринолалии.У истоков устранения ринолалии был М.Е.Хватцев. Он разработал методику для людей послеоперационного периода. Используется фальцет, физиологические приёмы – глотание, зевание, кашель, имитация рвотных движений, силовые упражнения при постановке начальных звуков (с А); применяется механическая помощь, используются вариативные дыхательные упражнения; применяется поддержка нёба ручным обтуратором. Он рассчитал последовательность постановки звуков, исходя из степени подъёма мягкого нёба и амплитуды качания мягкого нёба при произношении разных звуков. В тоже время он считал, что какие то звуки у пациентов сохранны, и ставить их не требуется.
Большую значимость имеет система, разработанная А.Г.Ипполитовой (1955, 1963). Эта система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. Она одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для её методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязью.
Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих. Используются так называемые опорные звуки.
Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребёнка. Своеобразие метода А.Г.Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребёнка направлено только на артикулему.
Содержание логопедических занятий по её методике включает следующие разделы:
· Фор-ние реч. дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.
· Фор-ние длит. рот. выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.
· Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.
· Формирование мягких звуков.
Л.И.Вансовская (1977) предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука А, а с передних гласных И и Э, т.к. именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. При этом усиливается чёткость кинестезий при соприкосновении с нижними резцами; при произнесении звука И стенки глотки и мягкое нёбо участвуют более активно.
От ребёнка требуется произнесение звуков негромким голосом, с несколько выдвинутой челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого нёба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводится работа над сонорами (Л, Р), затем щелевыми и смычными согласными.
Более современна методика И.И.Ермаковой (1980). Методика включает в себя 4 этапа: 1) подготовительный, дооперационный; 2) послеоперационный; 3) коррекции звукопроизношения; 4) полной автоматизации новых речевых навыков.
Продолжительность этапов определяется индивидуально, занятия проводятся амбулаторно, не менее 2х раз в неделю, начиная с 3х летнего возраста. Продолжительность занятия около 30 минут. На занятиях присутствуют родители, которые ежедневно должны заниматься с ребёнком по несколько раз в день по 10 – 15 минут. На дооперационном подготовительном этапе проводится работа по постановке дыхания, эта работа традиционная (диафрагмальное дыхание носового и ротового выдоха), применяются дополнительные приёмы контроля (зеркало, рука).
На 1 этапе присоединяется работа по активации нёбных фрагментов – массирование, движение, произношение звуков с открытым ртом. Ребёнку предлагают перед зеркалом кончик языка приблизить к нижним резцам или опустить на губу и пропеть звук А 2-3 раза; потом Э, потом слияние АЭ, ЭА. При регулярных тренировках нёбные фрагменты начинают подниматься. Для развития мышц глотки предлагается глотание, зевание, свист и голосовые упражнения. Предлагается пропевание звука М и объединение этого звука с гласными МАМ, МЭМ. Постепенно логопед ставит и другие гласные, используя приём уподобления, как для постановки гласного О, нужно спеть АО, причём О короткий, потом длиннее, а затем А – короткий, а О – длиннее. Аналогично ставятся другие гласные. Затем вводятся голосовые упражнения АЭО, ЭАО, ОАЭ. На звуках У, И повышенная вероятность назального звучания, поэтому с них начинать работу не рекомендуется. Работа над голосом включает изменения звуковысотности. Артикуляционные упражнения дополняются массажем губ и мягкого нёба.
На 2 этапе – послеоперационном работа начинается на 15 – 20 сутки, хотя есть болезненные ощущения, однако, в это время нёбная занавеска лучше растягивается. Даётся всего 6 -8 месяцев, потом её невозможно растянуть. Работа проводится амбулаторно 3 раза в неделю, дома ежедневно активация мягкого нёба проводится пропеванием А, Э с визуальным контролем. Для развития мышц глотки упражнения – зевание, глотание, полоскание, массаж (вдоль рубца большим пальцем, спереди – назад и вперёд надавливая). Также проводится работа над артикуляцией, дыхательные упражнения.
На 3 этапе применяются стандартные приёмы постановки звуков. Для губных – сплёвывание.На 4 этапе – автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях.
Органическая открытая ринолалия на почве параличей и порезов мягкого нёба и функциональная открытая ринолалия. Содержание логопедического воздействия при данных формах ринолалии.
При открытой ринолалии проход воздуха в нос открыт! Поэтому ротовые звуки приобретают носовое звучание.
Разделяются на органическую и функциональную. Наиболее часто приходится иметь дело с органической ринолалией.
Функциональная органическая ринолалиявстречается реже, причиной может быть соматическая ослабленность, сниженный слух, остаточное явление после удаления аденоидов.
Органическая открытая ринолалия в основе своей имеет, прежде всего, врождённые аномалии развития: расщелины нёба, губ; параличи и парезы мягкого нёба; а также приобретенные изменения в строении речевого аппарата (послеоперационные рубцы, травмы, ожоги кислотой, парезы мягкого нёба вследствие дифтерии, опухоли в задней части глотки). Наиболее частая ринолалия, с которой мы работаем, это расщелины нёба (нёба практически нет).
На 6 ой неделе эмбриогенеза происходит срастание наружных носовых и верхнечелюстных отростков. Если вредное воздействие, то могут остаться расщелины губы и челюсти. Твёрдое нёбо начинает срастаться на 8 ой неделе, мягкое нёбо – на 12 ой неделе. Если вредные воздействия с 8 – 12 ой недели, то остаются расщелины твёрдого и мягкого нёба.
С рождения ребёнок испытывает ряд трудностей: 1) проблема питания (нарушение питания отрицательно сказывается на психофизическом развитии); 2) проблема дыхания (формируется поверхностное короткое дыхание); 3) нарушенное анатомическое строение челюстей и зубных рядов влияют на формирование произношения, специфически развивается оральная мускулатура, специфически развиваются мускулы языка. У такого младенца формируется привычная установка языка для закрытия щели, при этом поднята корневая часть, которая принимает активное участие в акте еды, поэтому лучше растёт корневая часть языка, хуже – кончик языка. Всё это в совокупности влияет на развитие речи.
Как правило, развитие речи задерживается на ранних этапах; такие дети начинают позже говорить. Определённую роль играет и то, что ребёнок часто болеет, и то, что большинство детей с расщелинами нёба имеют сниженный слух. Далее, когда ребёнок начинает говорить, обнаруживаются трудности в овладении произношения.
Страдают все отделы произносительной системы, т.к. недостаточно работают все отделы речевой системы:
· Плохо развит дыхательный отдел (слабая воздушная струя, а для формирования согласных звуков нужна сильная струя; дыхание короткое, поверхностное, бывает ключичное или грудное, поэтому несформировано диафрагмальное дыхание; узкая грудная клетка, поэтому объём воздуха небольшой).
· Плохо развит голосовой отдел (голос тихий; носовой оттенок при рождении не присутствует, а при лепете проявляется; далее на протяжении дошкольного возраста наблюдается ухудшение голосовых свойств – сдавленность, истощённый голос, осиплость, прекращается расширение диапазона голоса).
Данный феномен изучала логопед И.И.Ермакова. Она отмечает, что ухудшение голосовых свойств связано с неправильным функционированием небно-глоточного кольца, а именно, наблюдается неравномерная работа правой и левой части гортани; дистрофические процессы; ассиметрия функционирования голосовых складок – всё это приводит к эффектам осиплости и снижение диапазона силы голоса.
Нарушение голоса связано и с тем, что гортань принимает функцию артикулятора; она образует смычки и щели в заднем отделе речевого аппарата, не приспособлена и влияет на работу голосовых складок.
Передняя часть языка не развита, поэтому образование передне – язычных происходит искажённо. Передне – язычные могут заменяться на заднее – язычные, могут пропускаться, либо искажаться, заднее – язычные обычно звучат слишком звонко, т.к. образуются в гортанном отделе. Все звуки (гласные и согласные) включают назальный компонент. Вся организация произношения разбалансированна, поэтому наблюдаются дефекты твёрдости и дефекты звонкости.
Нарушения произношения могут быть выражены в разной степени.
Учёный Морли выделяет 3 группы пациентов с разной степенью нарушения произношения: 1) лица, имеющие правильные артикулярные уклады при носовом оттенке голоса. Милослав Зееман предлагает данное нарушение именовать ринофонией (носовой голос). Такое нарушение может быть у лиц с субмукозной расщелиной, неполной расщелиной, укорочением мягкого нёба; 2) лица с выраженным носовым оттенком голоса и искажённой артикуляцией согласных звуков. Наблюдается у лиц с более обширными дефектами нёба; 3) выраженный носовой оттенок, почти полное отсутствие артикуляции согласных, сохраняется только ритмический рисунок. Наблюдается у детей в возрасте младше 5 лет; при сочетании расщелин нёба с нарушениями прикуса; при сочетании расщелин нёба со снижением слуха; с другими отклонениями, в том числе интеллектуальными.
Познавательная деятельность у таких детей развивается успешно. Возможная задержка на ранних этапах развития компенсируется в дошкольном возрасте. В школьном возрасте может проявиться дисграфия, интеллект не определяется наличием расщелины. Развитие эмоционально – волевой сферы личности зависит от социальных условий. Бывают застенчивые, стеснительные.
Расщелина губы называется хейлоскиз (оперируют в первые дни жизни). Может быть одно – или двусторонним, а также бывают:
· полная, когда не срастаются ткани по всей высоте губы и фильтра до дна носовой полости.
· неполная, при этом ткани губы не срастаются, а фильтр остаётся сохранным.
· скрытая расщелина, мышечный слой губы при этом расщеплён, а кожный покров и слизистая оболочка сохранны.
Расщелина нёба называется палатосхиз. Могут быть одно – или двусторонними, а также бывают:
· сквозными, при этом расщелина проходит сквозь губу, альвеолярный отросток, твёрдое нёбо, мягкое нёбо.
· несквозными, разграничиваются на: 1)полные (расщелина доходит до области резцов) и 2)неполные (могут иметь разную величину, возможно несращение только увулы – маленького язычка, которое называется раздвоение язычка.
· субмукозные (т.е. подслизистые), при этом визуально можно видеть на нёбе треугольник, отличающийся по окраске (либо светлый, либо тёмный).
Расщелины губы и нёба относятся к большим аномалиям развития, сопровождаются малыми аномалиями, такими как аномалии развития фронтальных зубов верхней челюсти; ассиметрия носовой перегородки; несимметричное снижение крыльев носа; разнообразные отклонения прикуса.