Приёмы постановки вибрантов.
1. [з] за верхними зубами (используем соску) - упражнение комарик;
Произносить протяжно [з], кончик языка за верхними зубами у альвеол. Рот раскрыт. Одновременно выполнять частые движения соской под кончиком языка, слева на право.
2. Пулеметик + соска.
Многократно повторять на одном выдохе звук [д], кончик языка ударяется у альвеол, рот приоткрыть, если не открывается, то вставить карандаш между большими зубами. Если вибрация не вырабатывается самостоятельно, то применяется упражнение с соской.
3. От «грибочка» + соска.
Присосать язык к небу, до предела растянуть уздечку.
Большим и указательным пальцами любой руки прижать к небу боковые края языка.
Средняя часть спинки языка и уздечка должны оставаться не стиснутыми.
Глубоко вдохнув, силой выдыхать на кончик языка, с включением голоса, слышится звукосочетание [тж].
У некоторых детей сразу получается вибрация [тр].
Если вибрация не производится, то подключаются движения с соской.
4. Звук [р`] ставится по подражанию от [р], при этом артикуляция (кончик языка) ближе к зубам. Губы слегка растянуты в улыбке ([ри], [рэ]).
Приёмы постановки звуков Л и Л’.
Приемы постановки [л], [л`]:
Звук [л] чаще ставят от гласных.
1. От звука [ы] - произнести длительно [ы] низким голосом, одновременно закусить кончик языка. Когда получится - кончик языка перевести за верхние зубы. На начальных этапах допустима межзубная автоматизация.
2. От звука [а] - открытый [а] длительно, на низком тоне, одновременно просунуть кончик языка, губы в улыбке.
3. От звукосочетания [ыа] - слегка открыть рот и произнести [ыа], при этом [ы] несколько кратко, с напряжением органов артикуляции. Как только освоит, произнести вновь это звукосочетание, но при зажатом верхними и нижними резцами кончике языка.
4. От межзубного положения - поместить кончик языка между верхними и нижними зубами, добавить голос, губы чуть в улыбке.
5. От звука [у] - произнести [у] и одновременно просунуть кончик языка.
Методика логопедической работы по преодолению дефектов озвончения.
Это дефекты произношения согласных, имеющих звонкую или глухую пару.
Варианты нарушения озвончения:
1. Полное отсутствие звонких согласных (папушка пошла в паню).
2. Недостаточное озвончение - звонкий согласный лишь иногда заменяется глухими (у меня запалела колова и корло).
3. Недостаточное оглушение (в волосах завязана бандом ленда).
Причины:нарушение деятельности голосовых складок, нарушение дифференциации фонем (восприятия).
Все эти нарушения отражаются на письме. При коррекции соблюдается последовательность при работе над звуками: сначала над щелевыми звуками [в], затем смычными [з].
Подготовительные упражнения:
1. поочередное воспроизведение, то беззвучного вдоха и выдоха, то стона, на вдохе и выдохе.
2. сопоставление громкого и шепотного произношения гласных: отрывистого и длительного (а - шепотное, а - громкое, а - отрывистое, А - длительное, показывают карточки). Все эти упражнения проводятся при тактильно-кинестетическом контроле (тыльную сторону ладони ребенка кладут на горло логопеда, другую руку к себе).
3. Закрыть уши руками - добиться озвончения можно благодаря переходу к нему от одного из сонорных звуков.
м, н, л, р, й - сонорные согласные.
мза - м-м-м-з-з-з-а
мба - м-м-б-б-б-а
Методика логопедической работы по преодолению дефектов смягчения.
Это замены и смешение звуков по признаку твердости и мягкости.
Варианты нарушения смягчения:
1. Полное отсутствие мягких согласных в речи (дада Ваня).
2. Изменения смягчения (сябяка идеть домой).
3. Нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками.
Подготовительные упражнения:
на поднимание и опускание средней части спинки языка (горка, мостик).
чередование (горка, мостик).
упражнение «катушка».
Постановка звуков:
главное демонстративно показать различие в артикуляции парных твердых и мягких. Это удобно сделать на [т], [д], [н], так как они редко нарушаются и при их произнесении рот открыт.
положить 2 пальца (средний и указательный) на язык, ощутить изменение напряжения языка тактильно.
[т`], [н`], [с`] - можно получить от соответствующих твердых звуках в прямых слогах - [та], [на], [са], продвигая переднюю часть языка в глубь рта.
[г`], [к`] - можно получить от [та] и [да].
Обязательна работа по развитию фонем. восприятия.
Содержание логопедической работы при разных формах дизартрии.