Принцип последовательности работы над звуками
Нельзя работать сразу над всеми звуками. Последовательность определяется сложностью звука и его акустическо-артикуляционными признаками (нельзя одновременно ставить свистящие и шипящие, р и л)
Онтогенетический принцип
Происходит учет того, когда эти звуки появляются в онтогенезе (заднеязычные, свистящие, потом все остальные)
Принцип одновременности работы над звуками
В случае, если у ребенка нарушено сразу несколько групп звуков, одновременно работают над постановкой сразу нескольких звуков, обязательно отличающихся друг от друга по акустическим и артикуляционным признакам (свистящие ставят одновременно с сонорными, шипящие с вибрантами)
Принцип воспитания правильного произношения в условиях нормального общения, в живой речи
На начальных этапах звук автоматизируется в условиях логопедического кабинета, его произношение является утрированным, чтобы эта артикуляция не была искусственной, этот звук обязательно должен включаться в живую речь
9. Общедидактические принципы:
--доступность
--активность
--учет ведущей деятельности
--наглядность
--индивидуальный подход
5)ЭТАПФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С МИКРОСОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ РЕБЕНКА.
Цель: научить ребенка свободно пользоваться этими звуками в своей речи.
Этот произносительный навык формируется в различных ситуациях общения. Навыки и умения выносятся за стены логопедического кабинета и включаются во вне кабинетное общение. Разыгрываются инсценировки, сюжетно-ролевые игры, драматизации, тематические занятия.
Большое значение принадлежит методу моделирования реальных ситуаций общения (общение в магазине). Моделирование особенно важно для работы с подростками и взрослыми. Так же для работы с этой возрастной группой используются магнитофонные записи: речь записывается, когда ребенок читает, беседует, а затем анализируется.
Необходимо сформировать мотивацию использования этого звука в процессе свободного общения с людьми. Ведущая роль на этом этапе принадлежит микросоциуму, окружению ребенка. Родители и педагоги должны следить за тем, чтобы он использовал звук в своей речи, постоянно поправлять. Только таким образом у ребенка вырабатывается самоконтроль.
Устранение любой формы дислалии должно идти по вышеописанным 3 этапам, но в зависимости от механизмов дислалии.
МОТОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ
Специфика будет наблюдаться уже на первом этапе работы. Основное внимание уделяется развитию речевой моторики. С этой целью проводится артикуляционная гимнастика. Если слуховое восприятие не нарушено, специальной работы по дифференциации звуков не требуется. Если имеются вторичные нарушения слухового восприятия, то соответствующие задания включаются в логопедическую работу, но им не уделяется слишком большое внимание.
Процесс постановки и автоматизации протекает без особенностей, а произносительной дифференциации не требуется.
СЕНСОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ
Работа ведется по общей схеме, однако на 1 этапе основное внимание уделяется слуховой дифференциации звуков с привлечением сохранных анализаторов.
Работа по развитию артикуляционной моторики в ряде случаев может не проводиться, однако, если проводится, то в структуре логопедического занятия ей уделяют меньше времени.
На 2 этапе ведущая роль принадлежит дифференциации звуков в произносительном плане.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ
На 1 этапе внимание уделяется медицинским мероприятиям, которые проводятся в комплексе с педагогическими. Ребенок направляется на консультацию к специалисту-ортодонту, проводится ортодонтическое лечение, протезирование, подрезание уздечки.
Своеобразие проявляется на этапе постановки. Если удалось полностью нормализировать строение артикуляционного аппарата, то постановка проходит без особенностей. Если аномалии устранить полностью не удалось, то у ребенка формируется компенсаторная артикуляция, т.е. артикуляционные органы будут располагаться не так, как требует нормальный артикуляционный уклад, а так, чтобы возместить недостаточное звучание, чтобы этот звук был приближен по звучанию к нормальному.