Этиопатогенез и симптоматика нарушений речи у детей со сниженным интеллектом. Специфика логопедической работы.
Этиопатогенез – К УО относят лиц со стойким необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим в следствие органического поражения коры ГМ, имеющего диффузный хар-р.
Характерной особенностью дефекта при УО являются нарушения ВПФ: отражение и регуляции поведения и деятельности, что выражается в нарушении познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом. К причинам относят – наследственные заб-я (микроцефалия, фенилкетонурия), наследственные дегенеративные заб-я, заб-я ЦНС, наследственные б-ни соединительной тк, нарушения в строении и числе хромосом (олигофрения с ломкой Х-хромосомой, синдром Дауна, с-мы Шерешевского – Тергера и др.). Вредоносными факторами, кот.воздействуют на плод и м.вызвать УО явл.внутриутробные инфекции (цитомегалия, краснуха, корь, грипп, токсоплазмоз). В поздних сроках беременности м.возникнуть внутриутробное заражение плода. Токсичны многие лек.препараты (антибиотики, гормоны). Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору, проявляются в виде гемолитической б-ни новорожденного М.стать причиной УО.
Патогеннымифакторами в период родов м.стать родовые травмы мозга. В период после родов УО м.б. вызвана нейроинфекцией (менингиты, менингоэнцефалиты). Степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. В группу УО лиц, входят лица с различными причинами нарушения УО: 1.у кот.поражение мозга возникло внутриутробно, 2.во время родов или после них, 3.до 3-х лет – ставится диагноз олигофрения.
Особенности речевого развития детей с УО в степени дебильности
Характерным для них является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отсталых детей лепет отмечается в период от 12 до 24 месяцев.
У умственно отсталых детей с дебильностью первые слова появляются позднее 3 лет,в период от 2,5 до 5 лет. (В норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев).
Значительное отставание отмечается у умственно отсталых детей в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей.
Нарушения речи у УО детей
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.
Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обусловливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания, дизартрии.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Выделяются две группы олигофрении (Г. Е. Сухарева, Р. А. Белова-Давид): 1) олигофрения с недоразвитием речи; 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.
У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.
Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.