Составили список всех людей, кому причинили зло и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.

Во время бесконтрольного питания мы оказываемся в такой степени зависимости от пищи, что не остаётся времени на то, чтобы выстраивать нормальные отношения с другими людьми. Наша пищевая зависимость не даёт нам полностью осознать, как мы отдалились от общества. Возможно, мы думаем, что как только проблема пищевой зависимости будет снята, все остальные житейские неурядицы решатся сами собой. Тем не менее, когда мы перестаём неумеренно питаться, мы видим, что неумение общаться с людьми серьезно затрудняет нашу жизнь. Во многих случаях нам становится настолько тяжко, что мы предпочитаем снова вернуться к нашему прежнему образу жизни, чем учиться общению. «В чём смысл воздержания от переедания, если я всё равно остаюсь одинокой? Зачем мне такое выздоровление?.»
На самом деле, если мы собираемся воздерживаться от переедания и при этом сохранять спокойствие духа, мы должны научиться общению с другими людьми, которое принесёт нам радость, а не разочарование. 8-й шаг нацелен именно на это. В 8-м шаге мы рассматриваем наши отношения с другими людьми, чтобы найти то, что мешало нашему полноценному общению и причиняло вред нам и тем, с кем нас сводила жизнь. Мы не перекладываем на других свою вину, а стараемся ее искупить. Мы открываем целительную силу прощения, так как узнаём, как прощать себя и других. Очень важно, что у нас появляется желание исправить свои ошибки, в корне изменить свои отношения со своими ближними.
8-й шаг — это двусторонний процесс. Сначала мы составляем список всех, кому мы причинили зло. Решая, кого внести в этот список, мы можем встретиться с затруднениями при определении, что значит причинить зло другому человеку. Как ни странно, вопрос о том, что такое навредить, редко возникает, если зло наносят нам самим. Мы прекрасно понимаем, какие действия посторонних причиняют зло нам! Возможно, чтобы найти ответ на вопрос: «Что такое зло?», мы должны вспомнить, как и чем обижали нас, и спросить себя: «Я когда-нибудь с другими людьми тоже так поступал?». Когда мы честно отвечаем на этот вопрос, мы с удивлением сознаём, что поступая плохо по отношению к другим, мы часто не понимаем этого, зато как нам бывает больно, когда подобным образом поступают с нами.
Письменный анализ, проведенный в 4-м шаге, помогает нам составить список людей, которых мы обидели. Если анализ 4-го шага был тщательно проделан, он должен содержать информацию об обидах, которые мы сознательно нанесли другим людям. Когда мы работаем над 8-м шагом, используя результаты 4-го шага, мы берем оттуда список имен и добавляем к нему всех, перед кем чувствуем себя виноватыми. Если мы потеряли или выбросили тот список, можно использовать вопросы из главы о Четвертом Шаге для составления списка Восьмого Шага. Мы внимательно работаем с этими вопросами, особенно с теми, в которых отмечены те недостатки нашего характера, от которых пострадали другие люди.
Многие находят своё имя в начале списка 8-го шага. Да, мы обижаем других людей, но и себе мы наносим непоправимый вред нашими разрушительными мыслями, неумеренным питанием и плохими житейскими привычками. Мы узнаём, что полная решимость не только чистосердечно признать, но и простить самим себе свои же прошлые ошибки, необходима для нашего выздоровления.
Нужно постараться вспомнить имена всех, кому мы когда-либо нанесли вред и включить их в список даже тех, кто первый обидел нас. Не имеет значения, как плохо некоторые из них относились к нам; сейчас для нас важно наше собственное отношение к людям. Если мы хоть как-то навредили кому-то, надо внести в список их имя и обозначит причиненный вред. Это поможет нам помнить, что цель 8-го шага не осуждать других, а научиться милосердию и прощению.
С другой стороны, мы можем ошибочно совершить другую крайность – включить в список людей, не имеющих к этому отношения. Если нас обидели или грубо обошлись с нами, и мы испытываем плохие чувства по отношению к обидчику, мы должны найти в себе силы простить себе эти чувства. Но имя этого человека не надо включать в данный список, если мы сами его не обидели. 8-й шаг мы делаем не для того, чтобы понравиться людям, мы делаем его для самих себя, чтобы суметь избавиться от пищевой зависимости. Если мы затрудняемся кого вносить в список, наши наставники могут помочь нам определить, кому мы нанесли вред, а кому нет.
Когда мы проанализировали свою жизнь и уверены, что внесли в список всех, кого обидели, мы готовы приступить ко второй половине 8-го шага. Теперь наша задача усложняется: мы хотим загладить вину перед каждым, кого включили в список. Часто это нас страшит и кажется унизительным. Мы знаем, что поступили неправильно и сожалеем об этом, но совершить реальный поступок: признаться в этом людям, которых мы обидели, нам кажется невозможным. После того, что мы много лет избегали отрицательных эмоций и компенсировали их неумеренным питанием, теперь нас просят признать наши ошибки вытекающие последствия. Прибавьте к этому то обстоятельство, что от нас требуют сделать все это во время нашего воздержания от переедания, а ведь именно переедание обычно помогало нам сдерживать отрицательные эмоции. Что же надо сделать, чтобы появилось желание правильного поведения?
Наши наставники и другие члены О.А., уже проделавшие этот путь, могут предложить помощь и совет, что надо сделать, чтобы появилось желание правильно вести себя. На этой стадии, более чем когда-либо, мы почувствуем необходимость в помощи. Мы хотим принести список недостатков наших ошибок нашему наставнику и все обсудить с ним. Прежде всего, опытный наставник может помочь нам понять, в каких именно случаях нам необходимо исправление. Затем, совет наставника, как исправлять недостатки, помогут нам захотеть это сделать. В ходе откровенного обсуждения, что надо делать и говорить, процесс исправления перестанет казаться очень уж страшным. Впервые мы почувствуем, что сможем встретиться с людьми, которых мы обидели.
В ходе работы над 8-м шагом наставник поможет нам прийти к мысли о прощении. Пока мы не простили людей за обиду, нанесённую нам, невозможно искренне раскаяться в том, что мы сами тоже обидели их. Даже в случае, когда мы находим в себе силы говорить с обидчиком, мы стараемся подчеркнуть его ошибки, продолжаем упрекать его, вместо того, чтобы раскаяться в содеянном. Если мы прямо не акцентируем внимание на ошибках обидчика, но не сумели по-настоящему простить его, наша недоброжелательность обязательно проявляется другим способом.
Так как наше прощение необходимо для завершения 8-го шага, возникает вопрос, как научиться прощать другого? Всю нашу жизнь нас учили прощать обиды, но редко учили, как это делать.
Как ни странно, наш первый шаг к прощению другого – записать черным по белому, за что мы сердимся на этого человека. Сам процесс письма может оказаться целительным, так как более чем всякий другой инструмент программы, он даёт нам возможность соприкоснуться с нашими истинными чувствами. Письмо раскрывает эмоции, которые долгие годы мы держали в себе. Кроме того, излагая свои огорчения черным по белому, мы как бы очерчиваем вокруг них некую границу. Независимо от того, сколько займет ли наше письменное изложение – два абзаца или двадцать страниц, от того, сколько времени уйдет на это – минуты или часы, мы, наконец, увидим, что причиненная нам боль не безгранична. Оказывается, наши обиды не столь велики, как мы думали раньше. У них было начало и у них будет конец.
Часто после того, как мы описали свои чувства, мы находим полезным поделиться с кем-то написанным. Возможно, мы захотим прочитать свои записи наставнику или кому-то другому, не имеющему отношения к нашим обидам. Возможно, нам захочется отложить их в сторону на время, а затем снова перечитать. Часто, когда мы делаем это, мы начинаем понимать, что уже менее болезненно, чем раньше, переживаем каждый описанный случай. Наконец-то, у нас может появиться желание символически как бы уменьшить боль, уничтожив эти записи, разорвать их или сжечь.
Если же мы всё ещё испытываем неприязнь к нашему обидчику, можно попробовать ещё один приём смягчения обиды – молитву. Люди, имеющие большой опыт работы по программе 12-ти шагов, считают, что молитва даёт нам возможность простить даже самые тяжёлые обиды. Если мы будем молиться за людей, которые были несправедливы к нам, каждый день, прося Бога за них и желая им того же, что желаем себе, это может научить нас прощать обиды. Когда мы искренне молимся за них, рано или поздно наши чувства меняются. Когда наши чувства меняются, когда мы искренне просим Бога быть милосердным к нашим обидчикам, мы понимаем, что простили их.
Простив обиду, причинённую нам, мы чувствуем, что самое серьёзное препятствие в желании исправиться исчезло. Это не значит, что мы вдруг захотим заняться довольно неприятным делом – обузданием своего самолюбия. Совсем нечасто может появиться у нас желание встретиться с людьми, которых мы обидели, и честно обсудить с ними свои недостатки. Но надо помнить, что у нас может появиться желание делать то, что нам не хочется делать.
Опыт членов О.А., которые пришли в программу раньше нас, показывает, что выздоровление зависит от выполнения 8-го и 9-го шагов. Помня об этом, мы ещё раз обращаемся к Богу, прося дать нам волю сделать то, что мы боимся делать, помочь нам признаться в том, в чем нам необходимо признаться. Искренне произнеся эту молитву, мы чувствуем, что уже обретаем эту волю и быстрее продвигаемся к 9-му шагу.





Девятый шаг

Наши рекомендации