Смиренно просим Его исправить наши недостатки.

Полностью подготовившись в Шестом Шаге избавиться от недостатков характера, мы находим Седьмой Шаг очень простым: надо только произнести молитву, прося Бога избавить нас от недостатков характера. Но есть некоторая особенность: молитву Седьмого Шага надо произносить со смирением.
Сначала многие неправильно понимают смирение: мы путаем это с унижением или низкой самооценкой. Мы чувствуем, что уже так настрадались от унижения, что нам его до конца жизни хватит, и расстраиваемся, когда наши товарищи по АО заводят с нами разговор о покорности. Нам кажется, что дело вовсе не в смирении, что в основном, наша проблема заключается в низкой самооценке. В АО мы узнаём, что низкая самооценка — это не то же самое, что смирение. На самом деле, наше заниженное представление о самих себе, или наш заниженный «самоимидж», держит нас в рабстве у самих себя и не даёт нам прийти к истинному смирению.
Когда в АО мы начинаем выздоравливать, мы видим, как пищевая зависимость замыкала нас на самих себе и своем статусе. Угнетённые своей неспособностью контролировать своё питание и всё разрушительные последствия переедания, мы изо всех сил боролись за повышение своей самооценки. По мере развития болезни, и роста пищевой зависимости, падала наша самооценка и мы отчаянно боролись, чтобы поднять её, пытаясь властвовать над своими ближними. Погружённые в себя и свои проблемы, мы так или иначе гнались за положением в обществе. Пытаясь самоутвердиться и все делать по-своему, добиться столь нужного нам признания, мы старались тайно или явно возвыситься над другими, надеясь таким образом избавиться от ощущения собственной неадекватности.
В АО мы понимаем, что смирение — это осознание того, кто мы есть сегодня и наше желание стать такими, какими мы способны быть. Подлинное смирение не даёт нам чувствовать, что мы не вписываемся в общество, что мы должны приспосабливаться к нему и искать свой статус. Смирение, которого мы призваны достичь в АО не даёт нам чувствовать себя лучше или хуже других по какой-то воображаемой шкале ценностей. Мы находим своё надлежащее место и чувствуем себя равными со всеми товарищами и в гармонии с Богом.
Если мы тщательно проработали первые 6 шагов в программе АО, мы уже проделали длинный путь к новому пониманию смирения. Мы признали, что нам необходима помощь для того, чтобы достойно прожить жизнь, начали избавляться от своеволия, согласились признать свои недостатки, у нас появилось желание позволить Высшей силе изменить себя к лучшему. Перед тем, как с истинным смирением просить об этих изменениях, полезно понять некоторые положения.
Во-первых, мы не просим Бога избавить нас от недостатков, чтобы стать лучше других. Такая ложная праведность была бы отступлением от курса на выздоровление; она побуждает нас смотреть сверху вниз на тех, кто не работает над Двенадцатью Шагами, или не является членами АО или только что пришли в программу. Когда мы делаем Седьмой Шаг, мы не планируем духовно возвыситься над другими. Мы просто пытаемся стать такими, какими хочет нас видеть Бог. Мы молимся о нашем обновлении не ради удовлетворения собственного тщеславия, но чтобы стать более полезными инструментами Высшей Силы.
Во-вторых, часто случается так, что недостатки характера исчезают не сразу, или исчезают на время, потом снова возвращаются. Каждому приходится бороться с недостатками своего характера, даже когда мы молимся об их исправление. Такая борьба не говорит об отсутствии смирения. Что мы испытываем в это трудное для нас время? Если мы удивлены, шокированы, подавлены тем, что недостаток характера снова вернулся к нам, значит, у нас нет смирения. Если мы сердимся на Бога, себя и других людей из-за своих недостатков, значит, у нас нет смирения. Настоящее смирение по поводу недостатков характера предполагает их принятие. Мы осознаем, что недостаток характера, каким бы болезненным он ни был, является частью нас самих. С таким подлинным смирением мы можем сказать Высшей Силе: «Я такой, какой я есть и могу измениться только с Твоей помощью».
С другой стороны, смирение означает, что когда недостаток характера, присущий нам в течение длительного времени, вдруг исчезает, мы не считаем это своей заслугой; мы испытываем чувство искреннего облегчения. Мы принимаем наше облегчение как чудо, доказательство могучей исцеляющей любви Бога, и мы искренне благодарны. Вместо того, чтобы относиться к людям, всё ещё страдающим от тех же проблем, с чувством превосходства, мы вселяем в них надежду. Они могут сказать себе: «Если другие могут меняться, конечно, и я смогу!».
Смирение не возникает только по нашему желанию. Смирение – это такой же дар от Бога, как освобождение от пищевой зависимости и другие чудеса выздоровления, которые происходят с нами во время работы по программе Двенадцати Шагов. Наша задача состоит в том, чтобы избавиться от качеств, мешающих смирению: низкой самооценки, поиска своего статуса, самолюбования.
Наш подход к Седьмому Шагу может начаться с молитвы о подлинном смирении. Произнеся эту молитву, можно приступить к остальным деталям шага, будучи уверенным, что постепенно день за днем будем получать в дар от Высшей силы всё более и более глубокое смирение, избавляясь от того, что когда-то считали ценным и применяя принципы Двенадцати Шагов. Мы не должны дожидаться полного смирения, чтобы приступить к Седьмому и к оставшимся пяти шагам (этого можно безуспешно прождать очень долго). Мы приступаем к молитве Седьмого Шага, зная, что мы выполнили свою часть, а остальное сделает Бог.
Как мы выполняем Седьмой Шаг? Очень просто: берём в руки список наших недостатков (кому-то во время молитвы поможет поза смирения). Держа перед собой этот список, мы называем каждый из недостатков отдельно и просим Бога помочь нам избавиться от них, когда и как Он того хочет. Мы выражаем наше полное желание принять Его помощь в избавлении от каждого из наших недостатков; желание более эффективно помогать другим по мере того, как наши недостатки переходят в наши достоинства. После того, как эта молитва произнесена, Седьмой Шаг можно считать выполненным.4
Можем ли мы ожидать, что чудодейственным образом превратимся в совершенных людей? Возможно, нет. На самом деле, пока мы работаем над Двенадцатью шагами, мы обязательно начнем открывать новые недостатки, которых не замечали во время очищения, предпринятого нами согласно Шагам с четвертого по седьмой. Смирение означает, что нас больше не шокирует и не приведёт в ужас, когда мы осознаем, что в нас ещё остались недостатки. Мы начинаем понимать, что в нас ещё многое должно быть изменено, но увидеть это мы сможем не сразу, а в каждый определенный момент лишь частично. Всё в руках Бога, Он знает, когда мы готовы получить от Него возможность разглядеть свои недостатки. Это обязательно будет, если мы честно работаем над программой Двенадцати шагов. Когда это происходит, мы используем принципы программы, включая Шестой и Седьмой шаги. Мы полностью признаём и принимаем наши недостатки. Затем мы изучаем мотивацию и влияние проблем на нашу жизнь, пока не убедимся, что готовы принять помощь в избавлении от них. Мы признаём нашу несостоятельность для избавления от недостатков и смиренно просим Бога освободить нас от них. С этого момента мы начнем жить совершенно по-новому, ощущая, что Бог действительно избавит нас от недостатков.
Часто нам будут показывать действия, которые надо выполнить по мере исправления недостатков характера. Например, мы можем представить себе, какими мы будем, если у нас не будет того, или иного недостатка. Как мы будем думать и действовать? Возможно, нам покажется полезным увидеть, что мы скажем или будем делать, при искушении поддаться старым привычкам. Иногда мы будем попадать в капкан старых разрушительных привычек. Но если настойчиво представлять, что ты стал лучше и вести себя соответственно, формируются новые привычки, которые с помощью Высшей Силы, становятся нашей второй натурой. Когда мы допускаем ошибку, мы признаём это, но стараемся понять, что эта ошибка не является неотъемлемой частью нашего существа. С этого момента мы перестаём убеждать себя в том, что навсегда останемся нечестными, эгоистичными, агрессивными, глупыми и вообще дурными людьми. Наоборот, мы постоянно убеждаем себя в том, что мы становимся честнее, заботливее, умнее, активнее, так как изо дня в день практикуем новый образ жизни.
Поначалу это может показаться нам трудным, но потом оказывается, что желание действовать является важным фактором нашего выздоровления. Это говорит о нашей искренности. Хотим ли мы потратить наше время и энергию, чтобы изменить наши взгляды и действия? Готовы ли мы идти до конца, чтобы избавиться от этих недостатков? Только приложив значительные усилия, мы сможем по-настоящему оценить чудо выздоровления, а не воспринимать его как свалившееся на нас само по себе. Но когда это чудо происходит, мы понимаем, что это не столько наша заслуга. Мы действовали под руководством Высшей Силы, это Бог помог нам избавиться от недостатков.
Чтобы жить разумно и расти духовно, постепенно, день за днем, выздоравливая от пищевой зависимости, лучше всего использовать в повседневной жизни те принципы, которые мы усвоили в процессе проработки Шестого и Седьмого шагов. Мы продолжаем стремиться к избавлению от страхов, обид и других вновь открытых в себе недостатков. Кроме того, в нашей дневной молитве и медитации мы смиренно просим Бога во имя его любви к нам избавить нас от недостатков, и утверждаемся в своем желании делать то, что хочет от нас Высшая Сила.
Если мы терпеливы и настойчивы, мы многое узнаем о себе и о причинах тех или иных своих эмоций и поведения. Мы увидим, например, что некоторые наши недостатки происходят от неправильного использования определенных черт нашего характера. Если применять эти свойства во благо и когда надо, они перестают действовать разрушительно и становятся очень ценными. Так, упрямство это недостаток, если мы упрямо не хотим встать на путь исправления. Однако, когда мы работаем по программе Двенадцати шагов, упрямство превращается в ценное качество. Это, возможно, единственное, что препятствует нашему возвращению к прежнему образу жизни, даже если результаты приходят очень медленно. Чтобы «избавиться» от отрицательного влияния упрямства, наша Высшая Сила поможет нам осознать его как настойчивость и правильно использовать его.
Настойчивое прорабатывание Седьмого Шага даёт нам возможность поддерживать деловое сотрудничество с нашей Высшей Силой, благодаря которой мы можем избавиться от недостатков, мешающих быть полноценными людьми. По мере того как мы приобретаем смирение и большую свободу от недостатков характера, сила Бога всё более уверенно и свободно приходит к нам, принося выздоровление и обогащая нас теми качествами, за которые мы долго боролись: самоуважение, чувство нужности людям, радость, силы в преодолении трудностей, дружба и любовь. Наши простые молитвы, произнесённые смиренно, приносят удивительные результаты: мы открываем нашу жизнь преобразующей силе Бога и видим, что Бог делает для нас то, что мы никогда не смогли бы сделать для себя сами.





Восьмой шаг

Наши рекомендации