Материалы методического обеспечения занятия. 6.1 Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений

6.1 Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений

А. Вопросы:

1. Какие последние научные достижения физики, химии, кибернетики, биологии используются в медицине?

2. Какие методы обезболивания зубов, кроме медикаментозного, Вам известные?

3. Имеется ли возможность использования достижений космической отрасли в стоматологии?

4. Какую величину электрического тока можно безопасно использовать для человека?

5. Какие параметры электрического тока губительные для человека?

6. Какую физическую аппаратуру, которая находится в стоматкабинете, можно использовать с диагностической и лечебной целью?

7. Что такое возбудимость нервной ткани?

8. Какие Вы знаете дополнительные методы обследования зубов?

9. Какие методы определения состояния эмали Вы знаете?

Б. Тесты для самоконтроля

1. Пациентка 30 лет жалуется на застревание пищи между 46 и 47, что появилось две недели тому назад. Объективно: 46, 47 зубы интактные, перкуссния зубов безболезненая, отёк и гиперемия десневого сосочка между 46-47, под ним незначительное количество волоконных пищевых остатков. Какое исследование целесообразно использовать для выявления скрытых кариозных полостей?

А Трансиллюминацийная диагностика

B Люминесцентная диагностика

С Электроодонтометрия

D Витальное окрашивание

E Рентгенография

2. Пациент, 35 лет, жалуется на наличие кариозной полости, застревание пищи, кровоточивость около 26 зуба. Объективно: на контактной поверхности 26 зуба полость в пределах эмали и плащевого дентина, дно и стенки пигментированы. Зондирование безболезненно, реакция на термические раздражители - боли нет. Какой дополнительный метод исследования необходимо провести для постановки диагноза?

А ЭОД

B Трансиллюминация

С Витальное окрашивание

D Рентгенография

E Люминесцентная диагностика

3. Больной А., 24 года, 2 года тому назад поставил пломбу в 11 зубе, неделю назад пломба выпала. При обследовании в 11 зубе остатки пломбы. На десне свищ. Какой дополнительный метод обследования подтвердит предполагаемый диагноз.

А Визиография

В Зондирование

С Термометрия

D Перкуссия

Е ЭОД

4. У пациента 25 лет изменен цвет и прозрачность эмали на вестибулярных поверхностях 11 и 21 зубов, ближе к медиальным краям. Зондированию медиальных поверхностей препятствует плотный контакт между зубами. При термодиагностике реакция 11 и 21 слабо выраженная, кратковременная. На основании приведенных данных был поставлен предварительный диагноз: острый средний кариес 11, 21 зубов. Выберите дополнительный метод обследования для подтверждения предварительного диагноза:

A. Витальное окрашивание

B. Люминесцентная диагностика

C. Трансиллюминация

D. Электроодонтодиагностика

E. Сепарация зубов и визуальное определение состояния апроксимальных поверхностей.

5. Одним из наиболее доступных и информативных клинических тестов при дифференциальной диагностике пятнистых поражений эмали - витальное окрашивание эмали. Какой из перечисленных процессов может приводить к возникновению способности эмали к сорбции красителя?

A. Дисминерализация

B. Минерализация

C. Реминерализация

D. Деминерализация

E. Ни один из перечисленных, поскольку это свойства интактной эмали.

6. При осмотре в средней трети коронки 22 зуба ближе к медиальному краю, обнаружен участок потемнения без изменения поверхности эмали. Осмотреть или зондировать медиальную поверхность 22 зуба не возможно из-за плотного контакта между зубами. Какой дополнительный метод обследования поможет уточнить диагноз?

A. Термодиагностика

B. Электроодонтодиагностика

C. УФ-стоматоскопия

D. Витальное окрашивание

E. Трансиллюминация.

7. Женщина 50 лет обратилась к стоматологу с жалобами на застревание пищи в зубе нижней челюсти. Объективно: на дистальной и жевательной поверхностях 45 зуба обнаружена кариозная полость в пределах околопульпарного дентина, выполненная плотным пигментированным дентином. Был установлен диагноз “хронический глубокий кариес”. С помощью какого обследования врач должен провести дифференциальную диагностику с хроническим периодонтитом?

А. Перкуссия

В. Зондирование

С. Пальпация слизистой в проекции верхушки корня зуба

D. Электроодонтодиагностика

Е. Холодова проба

8. Какие показатели ЭОД пульпы будут при норме?

А. 1-4 мкА

В. 2-6 мкА

С. 10-20 мкА

D. 25-30 мкА

Е. 40-50 мкА

9. Какие показатели ЭОД пульпы будут при периодонтите?

А. 10-20 мкА

В. 25-30 мкА

С. 40-50 мкА

D. 80-90 мкА

Е. 100-120 мкА.

10. Какой цвет имеет здоровая эмаль в УФЛ?

А. темно-зеленый

В. светло-зеленый

С. нежно-светло зеленый

D. салатовый

Е. светло-коричневый

11. Какой цвет в УФЛ имеет эмаль при начальном кариесе?

А. темно-зеленый

В. светло-зеленый

С. нежно-светло зеленый

D. салатовый

Е. светло-коричневый

12. Анальгезия на фронтальных зубах проявляется при величине тока?

А. 1-4 мкА

В. 2-6 мкА

С. 5-10 мкА

D. 10-16 мкА

Е. 20-30 мкА

13. При электрофорезе в ткани вводятся?

А. ионы препаратов

В. молекулы препаратов

С. органические соединения

D. атомы отдельных соединений

Е. неорганические соединения

14. При фонофорезе в ткани вводятся?

А. ионы препаратов

В. молекулы препаратов

С. органические соединения

D. атомы отдельных соединений

Е. неорганические соединения

15. При электрофорезе из какого электрода вводят глюконат кальция?

А. отрицательного

В. положительного

С. сначала из отрицательного, а затем из положительного

D. сначала из положительного, а затем из отрицательного

Е. можно с обоих

16. При лечении начального кариеса как правильно использовать добезилат кальция и фтористый натрий?

А. сначала электрофорез Са а затем F

В. сначала электрофорез F а затем Са

С. из отрицательного F, а затем из положительного Са

D. из отрицательного Са, а затем из положительного F

Е. одновременно и Са и F

17. На показатели ЭОД не влияют?

А. наличие пломбы

В. эмоциональное состояние пациента

С. увлажненность поверхности зуба

D. расположение кариозной полости

Е. сформированность корня

18. Ультрафиолетовое облучение используется с целью?

А. снижение процессов деминерализации

В. снижение резистентности организма

С. усиление процессов дисминерализации

D. повышения резистентности организма

Е. усиления процессов минерального обмена

19. Электрофорез 6% раствора витамина В1 обеспечивает?

А. улучшение нервно трофических процессов, снижения гиперестезии

В. витаминообразование

С. снижение возбудимости чувствительных нервных элементов

D. стимуляция процессов реминерализации

Е. снижение гиперестезии, улучшение кровообращения, трофики околозубных тканей

20. Диадинамотерапия обеспечивает?

А. улучшение нервно трофических процессов, снижение гиперестезии

В. стимуляция процессов реминерализации, снижение гиперестезии

С. снижение возбудимости чувствительных нервных элементов

D. стимуляция процессов реминерализации

Е. снижение гиперестезии, улучшения кровообращения, трофики околозубных тканей

21. Электрофорез добезилата кальция с последующим электрофорезом фтористого натрия обеспечивает?

А. улучшение нервно трофических процессов, снижение гиперестезии

В. стимуляция процессов реминерализации, снижения гиперестезии

С. снижение возбудимости чувствительных нервных элементов

D. стимуляция процессов реминерализации

Е. снижение гиперестезии, улучшения кровообращения, трофики околозубных тканей

6.2 Інформацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

- учебная основная:

1. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації у двох томах/ За ред. Проф. А.К.Ніколішина.- Т. I.- Полтава: «Дивосвіт», 2005.- 392 с. + 24 вкл.: іл..

2. Ефанов О.И. Логико-дидактические схемы практических занятий по физиотерпии (учебно-методическое пособие). – М., 1987.

3. Михайлова Р. И. Применение физических факторов в стоматологии. – М., “Медицина”, 1980.

- дополнительная (научная, методическая):

1. Лекции кафедры.

2. Борисенко А.В., Кариес зубов. Практическое руководство.- К.: Книга плюс, 2005.- 416 с.

3. Маллабиу Г. А., Орлов В. С. Физические лекарственные средства в стоматологии. – Л., «Медицина», 1973.

4. Ефанов О. И., Дзаганова Т. Ф. Физиотерапия стоматологических заболеваний. – М., 1980.

5. Михайлова Р. И. Применение физических факторов в стоматологии. – М., “Медицина”, 1980.

6. Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия.- М., «Медицина», 1988.- 272 с.

7. Муравянникова Ж.Г. Основы стоматологической физиотерапии. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 320 с.

8. Опанасюк Ю.В. та ін. Протоколи надання стоматологічної допомоги.- 2005.- 506 с.

9. Терапевтична стоматологія. Обладнання та інструментарій. Навчальний посібник/ В.І.Горелюк, Н.В.Нейко, В.В.Материнський, О.П.Кобрин// Івано-Франківськ, 2001.- 96 с.

6.3. Ориентирующая карта относительно самостоятельной работы по теме занятия.

№ п/п Основные задания Указания Ответы
Подготовить пациента к исследованию Комплект инструментов для обследования зубов, аппаратура: ОД-2М; ЭОМ-1 (ИВН-1); ЭОМ-3; ОСМ-50; вата, ватные валики, кофердам Аппарат ЭОМ-3
Подготовить аппарат для исследования, проверить работоспособность   Обработать электроды антисеп-тиком (Bacillol plus) присоеди-нить к ЭВН-3, придерживаясь полярности. В активный элект-род вставить ватный тампон или поролоновый шарик, смоченный водопроводной водой. Пассивный электрод обвернуть увлажненной марлей. Нажать кнопку «Сеть», плавно вращать ручку потенциометра (отклонение стрелки микроамперметра). Металлические части аппаратуры не контактируют с кожей, слизистой оболочкой
Определить зубы для ЭОД исследования Снять наслоения, высушить зубы ватным тампоном, пустером, изолировать от слюны Зубы чистые, сухие, наложены ватные тампоны или кофердам
Определить чувствительность зубов к электрическому току Кнопкой «Диапазон» установить границы измерения «0-50 мкА». Активный электрод поместить на активную точку зуба, пассив-ный - пациент держит в руке. Плавно вращать ручку потенцииометра до появления первого ощущения в зубе. Если зуб не реагирует на ток силой 50 мкА, диапазон переключить в режим «0-200 мкА», повторить измерения Активные зоны - середина режущего края резцов, бугры клыков, вестибулярные бугры премоляра и вестибуло-щёчные моляра. Зафиксировать показания микроамперметра. Измерения повторить трижды, определив середнеарифме-тическое значение ЭОД.

7. Материалы для самоконтроля качества подготовки:

А. Вопросы для самоконтроля

1. Какие физические факторы используются для диагностики и диффдиагностики С и НПТТЗ.

2. Какие Вы знаете физические методы обезболивания зубов?

3. Какие физические методы ускоряют реминерализацию ТТЗ?

4. С помощью какой аппаратуры можно определить состояние пульпы зуба?

5. Что такое резистентность ТТЗ и как ее определить?

6. В чем заключается суть витального окрашивания твердых тканей зуба, разработки кафеды терапевтической стоматологии ОНМУ?

7. Какие оптические параметры эмали используются для диагностики С и НПТТЗ?

8. Что такое электроодонтодиагностика?

9. Какие Вы знаете физические методы лечения кариеса?

10. Какие Вы знаете физические методы профилактики кариеса?

11. Возможные ошибки и осложнения при использовании физических факторов в стоматологии

12. Какие Вы знаете противопоказания к использованию физических факторов в стоматологии?

В. Задачи для самоконтроля.

1 Пациент 16 лет жалуется на косметические дефекты верхних фронтальных зубов, наличие белых пятен. Появились давно, со временем свою форму не изменяли. При обследовании на вестибулярных поверхностях верхних резцов, на вестибулярных и жевательных поверхностях 16, 26, 36, 46 зубов белые пятна. При зондировании поверхность пятен гладка и блестяща, безболезненная, реакция на холод безболезненная.

1. Какие методы исследования помогут в определении диагноза?

2. Какие показатели ЭОД будут в данном случае?

3. Наиболее достоверный диагноз?

2 Девушка 15 лет, которая проживает в местности с содержанием фтора в питьевой воде 0,43 мг/л жалуется на чувствительность от сладкого и кислого верхних фронтальных зубов. При осмотре на вестибулярной поверхности 12, 11, 21, 22 зубов ближе к десне, обнаружены пятна белесоватости с матовой поверхностью.

1. Какой физический метод поможет установить диагноз?

2. Какие должны быть показатели ЭОД?

3. Какой физический метод лечения будет наиболее эффективным?

3 Пациентка жалуется на большую кариозную полость в 36 зубе, боль при употреблении пищи. Раньше зуб был запломбирован по поводу кариеса. При осмотре в 36 зубе на жевательной поверхности кариозная полость, остатки пломбировочного материала. Зондирование и перкуссия безболезненны.

1. Предварительный диагноз?

2. Что подтвердит диагноз «кариес»?

3. Какие показатели могут указать на «периодонтит»?

4. Какие показатели исключат диагноз «пульпит»?

Ответы на тесты та задачи:

Тесты:

A

A

A

C

D

E

D

B

E

C

E

B

A

B

B

A

D

D

A

E

B

Задачи:

Задача № 1.

1. Цветовые тесты.

2. 2-6 мкА.

3. Системная гипоплазия.

Задача № 2

1. Цветовые пробы

2. 2-4 мкА.

3. Электрофорез реминерализующих средств.

Задача № 3

1. Кариес, периодонтит 36 зуба

2. Термопроба – безболезненная.

3. ЭОД > 100 мкА, рентгенологические изменения в тканях периодонта.

4. Термопроба – длительная боль, ЭОД 20-90 мкА.

Наши рекомендации